Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Замулина Вера Станиславовна

Самоанализ урока  по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени") 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_nash.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы

по теме «Говорят ли цветы о любви?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»), проведённого в 8 классе учителем русского языка и литературы МКОУ «Горшеченская СОШ имени Н.И. Жиронкина»

Замулиной Верой Станиславовной

    Проведенный мною урок литературы в 8 классе посвящён теме «Говорят ли цветы о любви?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»). Данный урок проводился в соответствии с тематическим планированием.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: урок – практикум.

               При подготовке к уроку была поставлена цель:

Определение идейного звучания произведения.

            Для достижения цели на уроке решались следующие задачи:

Обучающие:

- Создать условия для выявления элементов идейно-художественного своеобразия рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»;

Развивающие:

- развивать умение анализировать художественное произведение;

- развивать связную монологическую речь, навыки выразительного чтения;

Воспитательные:

- способствовать закреплению нравственных позиций учащихся, воспитанию чувства уважения к окружающим.

Для достижения цели и успешного решения поставленных задач была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

I. Мотивация.

II. Актуализация знаний.

III. Целеполагание.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом.

V. Фикультминутка.

VI. Первичное закрепление.

VII. Самостоятельная групповая творческая работа (синквейн).

VIII. Рефлексия.

IX. Подведение итогов.

X.  Домашнее задание.

         Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

         Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:

  • коммуникативно-ориентированный (элементы театральной педагогики);
  • учебная работа под руководством учителя;
  • репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации);
  • наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);
  • словесный метод (рассказ, пересказ, элементы беседы);
  • методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);
  • логические методы (сравнение, анализ).

       На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа, рефлексия. Применялись разные виды речевой деятельности. Учащимся было предложено подготовить сообщения, прослушать фрагмент рассказа, ответить на вопросы, инсценировать фрагменты, сравнить поведение героев, сжато пересказать часть текста, составить синквейн.

        Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.

    Из средств обучения на уроке использовала презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время, но и прививать интерес к предмету.

        Осуществлялись межпредметные связи (искусство, литература, русский язык) и связь с жизнью. На уроке использовались мифологические сведения и факты из ономастики, флористики. Факты – это основа литературных знаний. Они учат сопоставлять явления, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы.  Применялся как устный, так и письменный вид работы. Чередование и смена видов деятельности обеспечили работоспособность и активность учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

         Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка. Активность, расположенность к творческой деятельности, театрализации – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения других.

         Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме составления синквейна.

         Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса. Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применила дифференцированный подход.

        Работоспособность учащихся на уроке обеспечила за счет подбора интересного, насыщенного материала, имеющего практическую и познавательную значимость, использования элементов театральной педагогики, здоровьесберегающих технологий, создания положительного эмоционального настроя и благоприятной психологической атмосферы.

         Отклонений от плана урока не было.

      Результативность урока хорошая. Новизна прослеживается в использовании элементов театральной педагогики.

         Учитывая небольшую наполняемость класса и уровень коммуникативной активности, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы.

         Перегрузки детей не было.

         Цель урока достигнута.

         Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!