Повышение у учащихся мотивации к чтению
статья по литературе

Дурапова Ольга Александровна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_u_uchashchihsya_motivatsii_k_chteniyu_.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дурапова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя оющеобразовательная школа № 91»

город Котлас Архангельской области

ПОВЫШЕНИЕ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Последнее время в школах остро стоит проблема детского и подросткового чтения. Литературное образование испытывает влияние таких разрушительных внешних факторов,  которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: активно развиваются компьютерные и другие информационные технологии, на фоне чего происходит   падение интереса к литературе вообще.  Дети перестали читать, и как следствие, страдают  грамотность,  интеллект,  эмоциональное и нравственное воспитание, а также многие другие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Итоги социологического исследования, опубликованые в «Российской газете» 27 июня 2007 г., которое было проведенное Левада-Центром, неутешительны: почти 40% россиян не читают, 52% никогда не покупают книг, только 20% населения читают газеты и журналы. Думается, с тех пор эти данные только возросли в негативную сторону. В детской и молодежной среде книга постепенно уступает более современным источникам получения информации: легче найти материал, скомпонованный и отобранный по данной теме в интернете, чем пересмотреть ряд книг. А у таких учащихся, которые считаются читающими, чтение в большей мере мотивировано школьной программой, оно все больше становится деловым и все меньше  - досуговым. В стране растет поколение «смотрящих», а не читающих людей. Значение многих слов воспринимается превратно, или вообще не фиксируется сознанием, как бы пропускается.

Отсутствие интереса к чтению является зачастую главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Поэтому появляется необходимость строить уроки литературы таким образом, чтобы сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка.

Проявление интереса к чтению, перечитыванию, к осмыслению художественного текста пытаюсь привить учащимся через развитие навыков аналитического чтения на уроках литературы. Данный подход также применим при проведении внеклассных мероприятий и индивидуальной подготовке школьников к олимпиадам, а также к сдаче ЕГЭ.

Понятие «аналитическое чтение» представлено и разобрано в учебном пособии «Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности» для основной и средней школы под редакцией А.Г.Гейна. В данном пособии под аналитическим чтением понимается чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает в себя ряд следующих действий:

1) отбор важных и второстепенных фактов;

             2) ответы на вопросы и постановку вопросов;

             3) все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем);

             4) выделение основных и дополнительных мыслей;

             5) комментарии и объяснения;

             6) рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;

             7) “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).

В теоретико-практическом плане учитывались научные идеи авторской технологии Б.С. Дыхановой, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы Воронежского педагогического государственного университета.

Предмет литературы в школе, по мнению Б.С. Дыхановой, необходим для того, чтобы овладеть искусством аналитического чтения и в процессе такого овладения научиться мыслить.

Этот творческий процесс должен состоять из следующих звеньев:

  1. Проведение словарной работы на уроке литературы «как начало всех начал, как обязательный элемент образовательной системы».
  2. Использование авторских Эвристических программ аналитического освоения художественного произведения.
  3. Составление логико-структурных схем.
  4. Разработка системы домашних заданий.

Использование данной методики в урочной и внеурочной деятельности по литературе позволяет решить задачи по аналитической деятельности учащихся над прочитанными текстами, формирование навыков аналитического чтении, как следствие, повышение мотивации школьников к чтению. Учащиеся показывают стабильно высокие знания, подтвержденные победами в олимпиадах, интеллектуальных литературных играх и конкурсах различного уровня. Учащиеся становятся творческими, увлеченными, активными и целеустремленными личностями, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение оппонента. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству.

В заключении хотелось бы привести слова Корнея Ивановича Чуковского: «Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, не прошедший через эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспел он в науке и технике». Поэтому мой совет всем: читайте всегда, сколько бы вам ни было лет, какой социальный статус вы бы ни занимали: только чтение позволит вам остаться всегда и во всех ситуациях Человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.

В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как сред...

Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"

Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...

Презентация опыта работы "Использование игровой технологии "Ребус - это интересно" для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте"

Как только ребенок познакомился с буквами, он постепенно начинает читать. Но дальнейший интерес к чтению может как сохраниться, так и пропасть. Чтобы этого не было, на занятиях можно использовать игро...

Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы

Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....