Мастерская творческого письма
материал по литературе

Здобнякова Светлана Дмитриевна

Мастерская творческого письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka-masterskaya_tvorcheskogo_pisma.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская творческого письма « Сила природы и сила воображения»

(5 класс)

Цель: формирование умения учащихся  создавать  оригинальный  текст с использованием средств художественной изобразительности

Задачи:
- образовательная - закрепить знания: - о тропах как средствах  создания художественной выразительности; - о структуре текста сочинения

- развивающая – формировать  коммуникативные  умения (умения взаимодействовать в группах, навыки ведения творческого диалога); умения предметной и личностной рефлексии; информационные умения (умение самостоятельно отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию  в устной и письменной формах; умения работать с тесктом)

- воспитательная -   развивать эстетический вкус к искусству слова; умение слышать, слушать и уважать другого.

Методы и приемы: мастерская творческого письма, метод речевого развития школьников на основе синтеза искусств, метод обучения в сотрудничестве.

Мастерская творческого письма по теме  Сила природы и воображения является последним уроком  в разделе «Текстоведение». До этого учащиеся изучили приёмы построения текста, типы текстов, изучили некоторые средства художественной выразительности, познакомились с понятием стили речи. Несколько последних уроков учащиеся создавали тексты-описания на основе полотен В.Д. Поленова и И.И. Левитана.

Технология мастерской  акцентирует внимание на личном опыте ребёнка и позволяет  создать текст на основе  образов, объектов и понятий, значимых  для него. Важно, чтобы каждый мысленно истолковал  их для себя, испытал радость, удивление, восторг или, наоборот, неприятное отрицание, гнев, раздражение.

Данная технология была выбрана потому, что она позволяет создать мотивационную ситуацию путём самостоятельного или коллективного открытия, позволяет заинтересовать ребёнка за счет использования разнообразных видов деятельности, позволяет довести деятельность учащихся до авторского продукта.

В мастерской можно выделить следующие этапы:

1.Индуктор (мотивационный этап)

2.Создание творческого продукта в групповом взаимодействии.          

3.Социализация.

4.Промежуточная рефлексия.

5.Новая информация.

6.Социализация.

7.Рефлексия.

Межпредметные связи: литература, искусство.
Наглядность: компьютер, экран, проектор,  индивидуальный дидактический материал к уроку

Ход мастерской.

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас в  мастерской письма, а это значит, что сегодня  мы будем творить, сочинять, примерим на себя роль режиссёра и в результате  создадим свои оригинальные тексты. В Мастерской думает каждый, говорит каждый, не стесняясь, делится своими находками и в процессе работы отбирает материал для будущего сочинения. Чтобы работа была плодотворной, мы как всегда в мастерской, работаем в  группах .

Этапы мастерской

Деятельность учащихся

Задания мастерской (деятельность педагога)

Определение темы и цели мастерской

Прослушивание аудиозаписи

Ответ учащихся: дождь

Учащиеся самостоятельно определяют тему мастерской

Учитель включает аудиозапись мелодии и звуков дождя и после просушивания учащимися  записи задаёт вопрос: Как вы думаете, какое природное  явление станет предметом размышлений в нашей мастерской и её темой?

1.Индуктор (мотивация)

 Ребята выполняют необычное задание – на белом листе рисуют каплю дождя.

На белом листе  нарисуйте одну каплю дождя, раскрасьте её любым цветом

2.Создание творческого продукта в групповом взаимодействии. Реконструкция.

Читают текст и определяют  его тему

Ребята подчёркивают тропы

Ребята представляют себя режиссёрами и создают свой кадр по маленькой пейзажной зарисовке, подписывая его выразительным словосочетанием

Прочитайте текст (текст из сценария братьев Стругацких « Туча»), о чём он? Текст поделён на части, каждая группа работает со своим отрывком, выполняя следующие задания:

  1. В отрывке подчеркните те слова и словосочетания, которые создают образ дождя. Особенно обратите внимание на метафоры и эпитеты, используемые писателями. Назовите  их.
  2. Представьте, что вам предстоит снять фильм по той маленькой пейзажной зарисовке, над которой вы работаете. Изобразите на листе кадр, соответствующий вашему тексту, и подберите к нему самые яркие тропы.

3.Социализация.

Соединение групповых  результатов работы с комментарием получившихся «кадров»

Давайте попробуем соединить получившиеся  « кадры», и представитель от каждой группы расскажет о том, что изображено на них

4.Промежуточная рефлексия.

Защита творческих работ (кадров фильма)

5.Новая информация.

Учащиеся отбирают необходимый лексический материал,  выстраивают ряд ассоциаций с помощью фотоколлажа, представленного на презентации, и  пишут миниатюры

А теперь пришло время творить. Используя  лексический материал презентации, яркие метафоры из текста и свои кадры, напишите сочинение-миниатюру на тему «… под дождём»

6.Социализация.

 Чтение некоторых работ одними учениками, другие  отбирают языковой материал для будущего корректирования

Домашнее задание: отредактировать свои миниатюры

7.Рефлексия.

Учащиеся вновь возвращаются к капельке и отражают на ней своё настроение. Затем они крепят её на лист ватмана, висящий на доске.

Получается  ДОЖДЬ

  • Возьмите капельку, которую рисовали в начале мастерской. Отразите на ней своё настроение и прикрепите её на лист ватмана рядом с каплями своих одноклассников. Что получится на ватмане, когда  каждая из ваших капель займёт своё место?

Приложение.

Текст  «Туча»

    В городе безраздельно царит дождь. Дождь падает просто так, дождь сеется с крыш мелкой водяной пылью, дождь собирается на сквозняках в туманные крутящиеся столбы, волочащиеся от стены к стене, дождь с урчанием хлещет из ржавых  водосточных труб, разливается по мостовой, бежит по руслам, промытым между плитами тротуаров. Чёрно-серые тучи медленно ползают над самыми крышами. Человек – незваный гость на этих улицах, дождь его не жалует, и  людей почти не видно.

     Вместе с дождём в городе хозяйничают молнии. Странные, очень яркие и почти бесшумные молнии. Огненными щупальцами они то и дело проливаются из туч и уходят в фонарные столбы, в фигурные ограды палисадников, просто в мостовую. Вдоль стены дома пробирается случайный прохожий, согнувшийся под зонтиком, и молния падает на него, оплетает тысячью огненных нитей. У человека подкашиваются ноги, он роняет зонт, хватается  за стену и приседает на корточки. Это длится несколько секунд. Вот он уже опомнился, подобрал зонтик и, очумело крутя головой, заспешил дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма.

Обзор работы в мастерской творческого письма....

"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма

"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма. Урок развития речи - обучение написанию сочинения...

Мастерская творческого письма "Священная война"

Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась п...