Методический семинар "Применение метода компаративистики при изучении художественного произведения"
материал по литературе

Синяпкина Оксана Александровна

Применение метода компаративистики при изучении художественного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komparativistika.docx28.5 КБ
Файл komparativistika1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Применение метода компаративистики при изучении художественного произведения

Вступление.

1 слайд.

Почему на протяжении всей жизни человек сравнивает себя с другими? Оказывается, этому есть разумное объяснение. Мы все разные, поэтому сравнивая себя и сопоставляя с другими, узнаем, кто есть кто, и кто есть мы. Так и в литературе сравнивая героев, сюжет, композицию, мы приходим к глубокому пониманию текста.

Тема моего методического семинара «Применение метода компаративистики при изучении художественного произведения». 

2 слайд.

Известный литературовед Михаил Бахтин сказал: «Текст живет только соприкасаясь с другим текстом» и поэтому одним из требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных в Стандартах среднего (полного) образования по литературе, является

  • умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой:
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • формирование умения сравнивать литературные произведения, а также их критические и художественные интерпретации.

3 слайд

И вот здесь возникают проблемы. Оказывается, многие ученики не любят читать, а те, кто все же читает, не понимает темы и идеи произведения. По результатам международного исследования PISA-2015 российские 15-летние школьники занимают 26 строчку, пропустив вперед себя Сингапур, Финландию, Эстонию и др. В исследовании участвуют 70 стран. Проводятся опросы каждые 3 года.

Именно умение осмыслить и оценить информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из других стран.

4 слайд.

И современные реалии таковы, что в нашей стране сокращается доля  читающих детей, но растет число тех, кто «засыпает» над книгой и не видит чудесного мира  художественных произведений. Подростки живут на всем готовом. В Интернете можно легко найти любой решебник и скачать ответы на тесты. Зачем же тогда напрягаться и тратить время на чтение научной и художественной литературы?

В результате после растет число незанятой молодежи,  способной совершать преступления.

5 слайд.

Тут то и готова помочь компаративистика, метод, основанный на сопоставлении и анализе российских и зарубежных произведений. Компаративистика опирается на два типа сопоставлений.

 Это историко-генетический подход, когда общность явлений объясняется общностью происхождения, а также сравнительно-типологический подход, когда общность объясняется поздними сближениями или общими социально-историческими условиями развития . Это проявляется в «вечных темах» и «вечных героях», общих жанрах, сходных литературных направлениях и течениях, стилевых приёмах и т.д.

6 слайд.

Целью моей работы является - формирование исследовательского и творческого мышления у учащихся. Эта цель достигается путем решения таких задач:

  • Сформировать устойчивый интерес к чтению как средство познания других культур, уважительного отношения к ним,
  • Приобщить через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры,
  • Овладеть начальными навыками литературоведческого исследования историко и литературно-теоретико-литературного характера.

7 слайд.

  • Компаративистика как наука складывалась на протяжении 19-20 вв, но ее элементы можно обнаружить еще во времена античности. Например, в «Поэтике» Аристотеля присутствовало сравнение эпоса и трагедии.
  • Начало отечественной компаративистики положил А. Н. Веселовский.
  • Активно развиваться сравнительное изучение литератур стало в 20 веке. Появились исследования В. Жирмунского, Н. Конрада, И. Неупокоевой, М. Храпченко.
  • Большой интерес представляет исследование И.Шайтанова « Триада современной компаративистики: глобализация – интертекст –диалог культур».

Изучив множество литературы, я стала внедрять метод компаративистики на своих уроках.

8 слайд.

Конечно, полностью метод использовать очень трудно, но элементы компаративного анализа могут быть использованы во время:

  • сравнительного анализа оригинального произведения и его перевода;
  • сравнение разнонациональных литературных явлений на уровне их происхождения;
  • рассмотрения творческих связей между писателями разных культур;
  • анализа произведений одного направления, школы, течения;
  • изучения разнонациональных произведений близких по теме, сюжету, проблематике, образам.

9 слайд.

Начну я с диаграммы Венна. Групповая работа и стратегия «Диаграмма Венна» помогут выявить сходство и различие данных произведений. Стратегия диаграмма Венна поможет в обучении исследовательской деятельности, расширит предметные знания, раскроет красоту художественного слова региональной литературы.

10 слайд.

Например, при изучении повести «Станционный смотритель» предлагаю учащимся сравнить произведение с притчей о Блудном сыне. Найти черты сходства, различий. Вписать их в диаграмму и сделать соответствующие выводы. При этом это не спонтанное включение притчи. Именно о не упоминает рассказчик в повести, значит вставлена она в сюжет не просто так. В результате ученики выходят на одну общую тему: Уход детей из родительского дома и всепрощающая любовь родителей.

11 слайд.

Приём «Концептуальная или сравнительная таблица». Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа.

12 слайд.

Предлагаю вашему вниманию таблицу, из которой видно, что сопоставление идет по нескольким линиям: название, герой басни, композиция и из чьих уст идет мораль. На основании полученных данных учащиеся приводят к определенному выводу.

13 слайд.

Прием «Вопрос-фехтование». Это прием подсказали мне мои же ученики. Они очень любят спорить и противопоставлять какие-либо факты. Суть данного приема в следующем: делю ребят на 2 группы. И Каждая получает по одному тексту для сопоставления. Затем первая группа выдвигает какой-либо факт. А вторая находит опровержение или подтверждение этому во втором тексте.

14 текст.

Например, тема «Цветок как символ счастья». Рассматриваем 2 произведения. «Маленький принц» А. де Сент Экзюпери и «Неизвестный цветок» Платонова.

Зернышко розы случайно попало на планету принца. Цветок вырос и распустился....Маленький принц не мог сдержать восторга: - Как вы прекрасны!

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу

15 слайд.

Прием «Стань поэтом». Тоже подсказан ученицей. Однажды одна девочка подошла ко мне и сказала:» Я хочу стать переводчицей, но вот перевести текст Гейне мне не удалось. Переводчик выдает какой-то непонятный набор слов.

И вот теперь у нас в арсенале есть такой метод. Учащимся предлагаются тексты, которые перевел любой интернетовский переводчик. Задача – составить красивое стихотворное произведение, сохраняя главную мысль и соблюдая рифмы. Например, перевод стихотворения Гейне «Сосна

16 слайд.

Интернет-переводчик

Сосновое дерево стоит одиноко

На севере на Лысой горе

Он спит; с белым одеялом

Обволакивают его льдом и снегом.

Он мечтает о пальме,

Дальний в утренней стране

Одинокий и молчаливый скорбит

На горящей скале.

Стихотворение учащихся:

Одинокая сосна

На горе заснула.

Завернувшись в снег, как в плед

Грустно прикорнула.

Снится сон в ночной тиши.

Дальняя страна.

Пальмы, море, глубина,

Горящая скала.

17 слайд.

Сопоставление изображений. Учащимся предлагается описать героев по предложенным изображениям, а затем сравнить с текстом произведения. Например, Данко, Моисей и Прометей. Чем похожи эти герой и в чём их различие?

18 слайд.

  1. Развитие сюжета и композиции в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…» и сказке Уолта Диснея «Белоснежка и 7 гномов».
  2. «Цветок как символ счастья» в рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» и сказке А де Сент –Экзюпери «Маленький принц»
  3. Сходство и различие характера и судьбы главных героев: Данко, Прометея и Моисея.
  4. Общие и различные черты сюжета рассказа М. Шолохова «Судьба человека и Книги Иова.
  5. Сравнение различных переводов стихотворения Гейне «Сосна».

19 слайд.

Результативность опыта и сфера распространения

  • у учащихся формируется  устойчивый интерес к чтению;
  • они приобщаются к ценностям национальной и мировой культуры;
  • овладевают начальными навыками литературоведческого исследования;
  • становятся победителями конкурсов различного уровня.
  • литературное творчество становится главным спутником во взрослой жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение метода компаративистики при изучении художественного произведения Синяпкина Оксана Александровна, у читель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области» Всероссийский конкурс «Учитель года - 2019» Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других. М . Нуайме

Слайд 2

Одним из требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных в Стандартах среднего (полного) образования по литературе, является умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; ф ормирование умения сравнивать литературные произведения, а также их критические и художественные интерпретации. «…текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом ). М.М . Бахтин

Слайд 3

Актуальность опыта Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Умение осмыслить и оценить информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из других стран. Место стран по читательской грамотности в 2015 г. № Страна Место 1. Сингапур 1 2. Гонконг 2 3. Канада 3 4. Финляндия 4 5. Ирландия 5 6. Эстония 6 7. Республика Корея 7 8. Япония 8 9. Норвегия 9 10. Новая Зеландия 10 … 25. Испания 25 26. Россия 26 27. Китай 27 28 Швейцария 28

Слайд 4

Сегодняшние реалии Сокращение доли читающих детей и рост «засыпающих » над книгой, не наученных видеть и чувствовать прекрасный мир художественных произведений. Готовые рефераты, выполненные образцы домашних заданий, всевозможные « решебники », готовые решения тестов ЕГЭ. Зачем думать, напрягаться, когда можно просто «скачать»? Рост детской преступности, агрессивности и жестокости Бороться с этим можно только одним способом – изучать литературу с её прекрасными текстами, позволяющими учиться жить по принципам гуманности, милосердия и человеколюбия.

Слайд 5

Компаративистика Историко-генетический подход Сравнительно-типологически подход изучение литературных аналогий (стилей, сюжетов и т. п.) и связей разных национальных литератур. Компаративистика также изучает проблемы перевода, поэтому помогает разобраться в национальных и интернациональных явлениях в литературе, в процессах глобализации и регионализации в современной культуре

Слайд 6

формирование исследовательского и творческого мышления у учащихся Задачи Цель: Сформировать устойчивый интерес к чтению как средство познания других культур, уважительного отношения к ним Овладеть начальными навыками литературоведческого исследования историко и литературно-теоретико-литературного характера Приобщить через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры

Слайд 7

Теоретическая основа опыта Компаративистика как наука складывалась на протяжении 19-20 вв , но ее элементы можно обнаружить еще во времена античности. Например, в «Поэтике» Аристотеля присутствовало сравнение эпоса и трагедии. Начало отечественной компаративистики положил А . Н. Веселовский . Активно развиваться сравнительное изучение литератур стало в 20 веке. Появились исследования В. Жирмунского , Н. Конрада, И. Неупокоевой, М. Храпченко. Большой интерес представляет исследование И.Шайтанова « Триада современной компаративистики: глобализация – интертекст –диалог культур»

Слайд 8

Элементы компаративного анализа могут быть использованы во время: с равнительного анализа оригинального произведения и его перевода; с равнение разнонациональных литературных явлений на уровне их происхождения; рассмотрения творческих связей между писателями разных культур; а нализа произведений одного направления, школы, течения; и зучения разнонациональных произведений близких по теме, сюжету, проблематике, образам.

Слайд 9

Прием «Диаграмма Венна» Стратегия диаграмма Венна поможет в обучении исследовательской деятельности, расширит предметные знания, раскроет красоту художественного слова региональной литературы. Групповая работа и стратегия «Диаграмма Венна» помогут выявить сходство и различие данных произведений. Прием компаративистики, (сравнительное литературоведение) улучшит восприятие учащимися учебного материала .

Слайд 11

Приём «Концептуальная или сравнительная таблица» Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

Слайд 13

Приём «Вопрос-фехтование» Учащиеся делятся на две группы. Каждая получает по одному тексту для сопоставления. Затем первая группа выдвигает какой-либо факт. А вторая находит опровержение или подтверждение этому во втором тексте.

Слайд 14

«Цветок как символ счастья» ( Сент –Экзюпери «Маленький принц» и Платонов «Неизвестный цветок») Зернышко розы случайно попало на планету принца. Цветок вырос и распустился. ...Маленький принц не мог сдержать восторга: - Как вы прекрасны! А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти. Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему: - Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!.. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу

Слайд 15

Приём «Стань поэтом» Учащимся предлагаются тексты, которые перевел любой интернетовский переводчик. Задача – составить красивое стихотворное произведение, сохраняя главную мысль и соблюдая рифмы. Например, перевод стихотворения Гейне «Сосна.

Слайд 16

Интернет-переводчик Сосновое дерево стоит одиноко На севере на Лысой горе Он спит; с белым одеялом Обволакивают его льдом и снегом . Он мечтает о пальме , Дальний в утренней стране Одинокий и молчаливый скорбит На горящей скале. Стихотворение , которое составили учащиеся Одинокая сосна На горе заснула. Завернувшись в снег, как в плед Грустно прикорнула. Снится сон в ночной тиши. Дальняя страна. Пальмы, море, глубина, Горящая скала. Александра Ганжур Стихотворение М. Л ермонтова На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Слайд 17

Сопоставление изображений Учащимся предлагается описать героев по предложенным изображениям, а затем сравнить с текстом произведения. Например, Данко, Моисей и Прометей. Чем похожи эти герой и в чём их различие?

Слайд 18

Исследовательские работы Развитие сюжета и композиции в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…» и сказке Уолта Диснея «Белоснежка и 7 гномов» «Цветок как символ счастья» в рассказе А. П латонова «Неизвестный цветок» и сказке А де Сент –Экзюпери «Маленький принц» Сходство и различие характера и судьбы главных героев: Данко, Прометея и Моисея. Общие и различные черты сюжета рассказа М. Ш олохова «Судьба человека и Книги Иова . Сравнение различных переводов стихотворения Гейне «Сосна»

Слайд 19

Результативность опыта у учащихся формируется устойчивый интерес к чтению; они приобщаются к ценностям национальной и мировой культуры; овладевают начальными навыками литературоведческого исследования; с тановятся победителями конкурсов различного уровня. л итературное творчество становится главным спутником во взрослой жизни.

Слайд 20

Использованная литература Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA. – 2015 г. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего ( полного) общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 63 с . Бедзир , Н. П. Русская постмодернистская проза в восточно- и западнославянском литературном контексте [Текст]: моногр . / Н. П. Бедзир . – Ужгород: изд. Александра Гаркуши, 2007. – 472 с . Минералов, Ю. И. Сравнительное литературоведение [Текст]: учеб. пособие /Ю . П. Минералов. – М.: Высшая школа, 2010. – 383 с. Лекомцева Надежда Витальевна «Неподготовленное сопоставление произведений отечественной и зарубежной литератур», ttps:// lit.wikireading.ru/48292 Зинин, С. А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литератур в XI классе [Текст]: автореф . дис . … канд. пед.наук . – М., 1993. – 57 с. Самойлова Е.А. Методика изучения литературы в школе в контексте проблем методологии современной компаративистики. https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-izucheniya-literatury-v-shkole-v-kontekste-problem-metodologii-sovremennoy-komparativistiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Интегрированный урок "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"

Разработка представляет собой комментарий к технологической карте к интегрированному уроку....

Технологическая карта к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения "

Технологическая карта содержит основную информацию к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...