Сценарий конкурса чтецов "Слово поэта свободы"
план-конспект урока по литературе

Чистякова Ольга Сергеевна

Сценарий конкурса чтецов стихотворений "Мусы Джалиля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса чтецов стихотворений Мусы Джалиля

«Слово поэта свободы»

Цели: активизация творческих и познавательных способностей учеников; расширение кругозора; знакомство обучающихся с биографией и миром поэзии Мусы Джалиля; обучение навыкам выразительного чтения, анализа и интерпретации поэтических произведений.

Ход мероприятия

Ведущий:  Светлой памяти Героя Советского Союза и поэта Мусы Джалиля посвящается…

Карина Волкова:

Муса Джалиль... и сразу образ встал.  

Перед глазами мальчик и мужчина.      

Сегодня у него есть пьедестал,              

А у пришедших к постаменту есть  причина.

Муса Джалиль...и колокольный звон  

Бессмертному герою будет литься...    

А нам в том переливе слышен стон      

Видны за проволокой маленькие лица...  

Муса Джалиль...великое писал  

В малюсенькой и тоненькой тетради,  

Чтоб враг о той тетради не узнал,  

Друзья для нас хранили, будущего ради...  

Муса Джалиль...да, это псевдоним,  

И псевдоним известный всему свету  

И мы ему спасибо говорим  

Герою преданному Родине, поэту.  

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые учителя!  Мы рады приветствовать вас на нашем, ставшем уже традиционным, конкурсе чтецов «Слово поэта свободы».

Карина  Волкова: Сегодня в нашем зале прозвучат проникновенные строчки стихотворений замечательного татарского поэта и просто честного и искреннего человека Мусы Джалиля.

Ведущий: Но прежде чем мы начнем наш сегодняшний конкурс, давайте познакомимся с нашим строгим, но справедливым жюри.

Карина: Заместитель директора по учебной части – Смолина Наталья Ивановна.

Ведущий: Заместитель директора по учебной части – Епишина Галина Васильевна.

Карина: Учитель математики – Лернер Марк Давидович.

Ведущий: Учитель математики и информатики – Лыков Евгений Олегович.

Карина:

Ведущий: Критерии, по которым будет оценивать участников наше компетентное жюри, вы можете увидеть на экране.

Карина: Позвольте представить ведущих сегодняшнего мероприятия. []

Ведущий: И моя прелестная напарница, ученица 8а класса – Волкова Карина.

Карина: И мы начинаем…

Аплодисменты. Фанфары.

Ведущий: Муса Джалиль – это лишь псевдоним поэта. Настоящее же его имя – Залилов Муса Мустафович.

Карина: Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в многодетной семье. Его родители, Мустафа и Рахима Залиловы, жили бедно, Муса был уже шестым их ребёнком, а в Оренбурге тем временем был голод и разруха.

Ведущий: Сначала будущий поэт учился в обычной местной школе, где отличался особой одарённостью, любознательностью и уникальными успехами в скорости получения образования. С ранних лет  его отличала любовь к чтению, но поскольку денег на книги не хватало, он мастерил их вручную, самостоятельно, записывая в них услышанное им или придуманное, а в возрасте 8 лет начал писать стихи.

Стихотворение «…» читает …. .

Карина: С приходом советской власти Муса Джалиль проникся идеями социализма. Наш герой пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции.

Стихотворение «…» читает …. .

Ведущий: В возрасте 16 лет Джалиль начинает жить в Казани, где учится на рабочем факультете и активно продолжает участвовать в деятельности комсомола. Через несколько лет за блестящие успехи в учебе и активную жизненную позицию комсомольская организация отправляет поэта продолжить обучение в Москву на филологический факультет МГУ.

Карина: После университета продолжает заниматься поэтической и журналистской деятельностью, управляет литературной областью татарской оперной студии. Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека – он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи.

Стихотворение «…» читает …. .

Ведущий: В Москве же Муса Джалиль встречает верную подругу всей своей жизни и обретает семью. По рассказам многочисленных друзей, Муса был заботливым мужем и любящим отцом.

Стихотворение «…» читает …. .

Карина: 22 июня 1941 года постучалась во все дома война. 23 июня Муса Джалиль отнес заявление с просьбой отправить его на фронт. 

Ведущий: Попал в знаменитую Вторую ударную армию, расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом.

 «Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов», – напишет он в письме домой.

Карина: Гази Кашшафу, казанскому другу, адресовано последнее письмо Джалиля с фронта – в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…».

Стихотворение «…» читает … .

Ведущий: В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг – и выстрела нет! Мне изменил мой пистолет…».

Карина: Для него было важно не потерять лицо даже в самых нечеловеческих условиях войны. Находясь в концлагере, он вел политическую борьбу, создал группу сопротивления. Выпускали листовки. Готовили побег из концлагеря. За это его заточили в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.

Стихотворение «…» читает … .

Ведущий: Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах – не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, – лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,

он лепестков души не потревожит.

Улыбкой гордою опять сияет взгляд,

и, суету мирскую забывая,

я вновь хочу, не ведая преград,

писать, писать, писать, не уставая».

Карина: В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс – бельгийский патриот. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты. На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Стихотворение «…» читает … .

Ведущий: 25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18.

Карина: Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал»,—

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня».

Ведущий: Со времен Джалиль был реабилитирован и признан Героем Советского Союза посмертно. Из предателя поэт превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. 

Карина: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний конкурс. Спасибо огромное конкурсантам и вам дорогие зрители за поддержку. Хочется завершить наше мероприятие строчками из стихотворения Мусы Джалиля.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И, подарить его людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"

В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы...

Сценарий конкурса чтецов "Мой Казахстан"

Данный материал предназначен для проведения конкурса чтецов для учащихся 5-8 классов...

Сценарий конкурса чтецов для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида "Нам дороги эти позабыть нельзя" (поэты Кубани о Великой Отечественной войне)

Знакомство учащихся коррекционной школы с творчеством поэтов Кубани о Великой Отечественной войне; воспитание гордости за свою Родину и преклонение перед подвигом, воспитание глубокого уважения к вете...

Сценарий конкурса чтецов на стихи русских поэтов.

Сценарий конкурса чтецов, который проводился среди учащихся второй ступени школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе его подготовки, а затем и его проведении, мы п...

Сценарий конкурса чтецов «Стихи поэта А. А. Фета»

Познакомить детей с творчеством знаменитого поэта А. А. Фета...

Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова

Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...