Статья " Как написать волшебную сказку"
статья по литературе (5 класс)

Коробейникова Татьяна Владимировна

Тихо скрипят половицы, 

Налейте в чашки чаек.

Под тихий шелест страницы

К нам сказка в гости идет…

Данная статья поможет подготовиться к уроку по теме " Составление волшебной сказки".  Поможет учащимся разобраться в вопросе о том, по каким законам строится волшебная сказка. Итогом статьи будет являться алгоритм построения волшебной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи

  • знакомство с приемами сюжетосложения волшебной сказки;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие связной речи;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку

Сказка — это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях .

Жанры сказок :

  1. Волшебные сказки
  2. Социально-бытовые сказки
  3. Сказки о животных

С жанром мы определились, хотим написать волшебную сказку. Для того , чтобы написать волшебную сказку , давайте разберемся , что является волшебной сказкой.

Признаки волшебной сказки :

  • сказочные герои делятся на положительных и отрицательных. Добро , правда, справедливость , дружба, любовь побеждают , а зло, ложь, несправедливость терпят поражение
  • Фантастические герои , говорящие животные
  • волшебные предметы- помощники
  • постоянные эпитеты - красочные определения, подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одноим определяемым словом .( например, « живая вода», «красная девица»)
  • повторы ( например « жили- были», «шел-шел»)
  • олицетворения -приписывания свойств и признаков  одушевленных предметов неодушевленным( например, « ветер застистел», « яблоня завыла» )
  • магические числа

Как не запутаться в событиях собственного повествования, не потерять логический их ход? Вопрос , несомненно, важный!

В волшебных сказках особая композиция построение сказки , рассмотрим композицию построения волшебной сказки.

 Композиция, построение волшебной сказки

 -Присказка- ритмически организованная прибаутка. (  « Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё всё примечайте, не зевайте.» )

-Зачин –начало сказки, может быть коротким или длинным. За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

-Завязка сюжета

-Развите действия

-Кульминация

-Развязка

-Концовка ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»).

    Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. ( «Не пей из лужицы, козлёночком станешь») Затем герой делает  всё возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают самые разные  испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро.

В.Я. Пропп, российский учёный-фольклорист, проанализировал огромное количество сказок и пришел к выводу, что все ВОЛШЕБНЫЕ сказки подчиняются определённым законам: 

Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему :

Подготовительная часть
1. Отлучка — Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет — «Не заходи только в десятую комнату»; «Не ходи со двора».
3. Нарушение — Побежала Аленушка с подружками, заигралась.
4. Выведывание — Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача — «Но царевна все ж милее…»
6. Подвох — Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество — Царевна ест предложенное старухой яблочко.
Завязка
8. Вредительство (или недостача) — Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.
9. Посредничество — «Иди, Марьюшка, братца искать…»
10. Начинающееся противодействие — «Позволь мне, царь, попытать счастья…»
11. Отправка — Царевич отправился в путь.
Основная часть
12. Первая функция дарителя — Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя — «Ты б меня сперва накормила, напоила…»;
14. Получение волшебного средства — Дал старичок Ивану коня; «Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению…»
15. Перемещение в иное царство — Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба — Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение — Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа — Завертелся Кощей волчком и сгинул.
19. Начальная беда или недостача ликвидируется — Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица.
20. Возвращение — Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.
21. Погоня — Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение — Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула.
23. Неузнанное прибытие — Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания — Генерал заявляет царю: «Я — змеев победитель».
25. Трудная задача — «Кто поднимет змеиную голову — тому и царевна достанется»
26. Решение — Подошел Иван, только тронул…
27. Узнавание — Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение — Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация — Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
30. Наказание — Посадили служанку в бочку, скатили с горы
31. Свадьба, воцарение — Получил Иван царевну и полцарства.

Чтобы не запутаться во всех этих « волшебных» законах, предлагаю остановиться на кратком варианте( алгоритм составления сказки)  и приступим к составлению нашей волшебной сказки :

Алгоритм составления сказки .( обсуждение плана)

1  Выбор  главного  героя , определение  его  характера,мотивов  и  цели  поступков

v Про  кого  будет  наша  история?  Жил –был….

v Где  (он) она  жил(а)……?

v Каким  был  наш  герой?

v Что  он  любил  делать? Чем  занимался?

3 Выбор  объектов  взаимодействия

v И  бы герою?…

v Однажды наш  герой  отправился путешествовать. Куда?….

v Для  чего? Зачем?

v Но  у  героя  был  враг. Кто?л  у  него  друг. Кто?…

v Чем  друг  помогал 

v Как  он  вредил  нашему  герою?…Друг  героя  хотел  емо  оу  помочь. Что сделал ?

4 Описание  действий  главного  героя,  которые  он  совершает  для достижения  цели. Последовательное  фиксирование  изменений, происходящих  с  ним  при  взаимодействии  с  другими  объектами,  описание реакции  этих  объектов.

5 Подведение  итога-результата  изменений  героя (героев)  и  выведение жизненных  правил.

6 Придумывание  названия  получившейся  сказки.

Такая простая последовательность развития событий имеет название- « Волшебная дорожка» - это одна из моделей составления волшебной сказки ( самый яркий пример сказка « Колобок»  )

Волшебные сказки пробуждают фантазию, помогая интеллектуально развиваться и расти. Необычные сюжеты, в символической форме воссоздавая переживаемые детьми ситуации, создают для ребенка иную реальность, в которой он учится принимать правильные решения и лучше понимать свое эмоциональное состояние. Вера в волшебство жизненно необходима детям, она помогает им оставаться оптимистами и мыслить нестандартно, ограждая их до поры от проблем взрослой жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сказка.

Литературное творчество. Сказки для малышек-сестрёнок и братишек....

СТАТЬЯ "Время и пространство в русских народных волшебных сказках"

Статья "Время и пространство в русских народных сказках" - о категориях времени и простарнстве в русских волшебных сказках....

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

статья «Как написать комментарий на ГИА?»

Статья посвящена написанию комментария на ГИА по русскому языку в 11 классе, материалы основаны на выступлении Гвоздинской Л.Г на семинаре в АППО, посвященном изменениям на ГИА по русскому языку в 201...

статья "Как написать аннотацию"

В статье приведен пример написания аннотации к проекту...

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...