статья «Как написать комментарий на ГИА?»
статья по русскому языку (11 класс)

Статья посвящена написанию комментария на ГИА по русскому языку в 11 классе, материалы основаны на выступлении Гвоздинской Л.Г на семинаре в АППО, посвященном изменениям на ГИА по русскому языку в 2018-2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommentariy_gia_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Как написать комментарий на ГИА? » (по материалам выступления методиста АППО Гвоздинской Л.Г)

Изменения, которые коснулись сочинения на экзамене по русскому языку, направлены на проверку умения учащихся анализировать текст. В связи с этим основное внимание при подготовке к экзамену следует уделить написанию комментария, который оценивается самым большим количеством баллов.

Разберемся с тем, что такое комментарий.

Комментарий  отвечает на три вопроса:  что, как и зачем сделано автором  для понимания смысла текста.

В сочинении необходимо проанализировать два примера-иллюстрации.

Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, важная для понимания проблемы. В качестве примера-иллюстрации могут выступать в тексте следующие элементы:

- фактическая информация;

- эпизод/фрагмент/микротема;

- компоненты содержания;

- элементы сюжета;

- приёмы создания образа (героя): портрет, характер, речевая характеристика, взаимоотношения с другими, социальная среда, общество, поступки (мотивы, цель, оценка другими героями, самооценка, прямая оценка автора, последствия);

- обращение автора к другим источникам информации;

- детали ( пейзаж, предметная деталь);

- средства композиции (сюжет и его элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог, конфликт (столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов).

К каждому примеру-иллюстрации необходимо привести пояснение, то есть объяснение, какую роль играет пример в обосновании проблемы и её раскрытия в авторском тексте.

На экзамене в 11 классе даются тексты публицистического или художественного стилей. Структура комментария таких текстов несколько отличается друг от друга.

Структура комментария (публицистика):

  1. Введение в тему сочинения.

В этой части работы уместно употребить следующие речевые клише: рассказывает о случае, обращается к собственному опыту, приводит пример из, вспоминает известную историю о, размышляет о;

  1.  Вычленение примера-иллюстрации.

При вычленении примера-иллюстрации публицистического текста необходимо помнить, что автор чаще всего

- опирается на факты истории, научные исследования, опыт мыслителей прошлого,

- размышляет о, анализирует, подробно рассматривает, обращает внимание на,

-  доказывает, разделяет мнение, опровергает,

- использует приемы, в качестве примера рассматривает.

  1. Анализом примера-иллюстрации является объяснение использованного  приема. Учащийся должен ответить на вопрос: зачем автор текста использует то или иное языковое явление. При анализе приема вам могут помочь следующие речевые клише:

-  этот прием свидетельствует, объясняет,

- факты свидетельствуют о,

- такой подход позволяет увидеть (понять),

- таким образом выявляется закономерность,

-  автор отмечает, описывает, приводит пример того как,

- автор отмечает важность, цитирует, подтверждает свои мысли, убеждает в,  заставляет задуматься о, привлекает внимание

Структура комментария (художественный текст)

Художественный текст отличается от публицистического тем, что  в центре внимания автора герои – их внешность, мотивы поведения, поступки, речь, мысли, отношение к ним окружающих, отношение к ним автора. Авторская позиция не заявлена прямо, как в текстах публицистического стиля, поэтому трудность таких текстов состоит в том, что нам предстоит разобраться в поступках и мотивах героя текста.

  1. Введение в тему.

В написании можно использовать следующие конструкции:

- автор  рассказывает о случае….,

-  о поступке героя….

  1.  Вычленение примера-иллюстрации:.

В этой части чаще всего анализируется характер героя, даётся оценка его поступку. Можно использовать следующие речевые клише:

-  характер героя раскрывается, показывает героя в момент,

- автор с симпатией (антипатией) раскрывает… .

  1. Объяснение приема.

Речевые клише, чаще всего употребляемые при анализе  приема-иллюстрации:

 - описание мотивов делает ясным,

- в кульминационный момент проявляется, анализируя поступок героя,

- слова и мысли героя объясняют,

-  поступок героя свидетельствует,

- автор осуждает (одобряет поступок героя (мысли, убеждения, стремления) героя, сочувствует, симпатия автора на стороне, автор дает понять.

Для того, чтобы получить максимальный балл при написании комментария, необходимо указать в сочинении связь между примерами-иллюстрациями.

Связь между примерами чаще всего выражается в следующих отношениях:

  1. сравнение: автор сравнивает взгляды героя до и после, это сравнение помогает осознать главное: характер героя изменился;
  2. противопоставление: противопоставляя … и …, автор показывает, что … . Чтобы убедиться в правильности такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное мнение оппонента
  3. сопоставление : с одной стороны…, с другой стороны…сопоставляя две стороны одного решения, автор демонстрирует неоднородность подхода к решению проблемы; автор сопоставляет поведение героя до и после события;
  4. дополнение: и  обращение к личному опыту, и авторитетное свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяет автору убедительно отстоять свою точку зрения;
  5. причина-следствие: автор объясняет, что было причиной …, следствием такого восприятия и стал, по словам автора, ….
  6. уступка: несмотря на объективность наблюдений, автор пишет о том, что эта «горькая объективность» противоречит человеколюбию;
  7. частное- общее: обобщая рассуждения о, автор пишет о главном,

пример:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)

Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку...

статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)

В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии межд...

Статья "Русская душа: комментарий к стихотворению В. С. Высоцкого "Я не люблю"

Предлагаемая вниманию статья посвящена стихотворению (песне) Владимира Высоцкого "Я не люблю", в котором во многом выражается творческое кредо поэта. В статье рассматриваются выраженные в эт...

Статья " Как написать волшебную сказку"

Тихо скрипят половицы, Налейте в чашки чаек.Под тихий шелест страницыК нам сказка в гости идет…Данная статья поможет подготовиться к уроку по теме " Составление волшебной сказки"...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

ЕГЭ по русскому языку: как написать комментарий к проблеме (+пример)

ЕГЭ по русскому языку. Как написать комментарий к проблеме?...

статья "Как написать аннотацию"

В статье приведен пример написания аннотации к проекту...