Конспект урока "К. М. Симонов "Сын артиллериста""
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Кулябина Светлана Игоревна

Конспект урока по литературе в 5 классе "К. М. Симонов "Сын артиллериста"".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

Тема: К. М. Симонов «Сын артиллериста»

Тип урока: анализ произведения

Класс: 5

Оборудование: тексты стихотворения для учеников, аудиозапись стихотворения, презентация.

 Цели урока:

  • знакомство с творчеством  К. Симонова («Сын артиллериста»);
  • развитие навыков самостоятельного анализа произведения;
  • помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

Задачи:

  • в краткой форме познакомить учеников с творчеством Симонова («Сын артиллериста»);
  • знакомство с жизненной основой произведения (прототипы и реальный факт истории в основе стихотворения);
  • формирование умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного; овладение правильным, полным и последовательным пересказом, направленным на понимание содержания произведения, на обогащение и уточнение словарного запаса;
  • раскрыть нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова;
  • показать духовную красоту и силу героев.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие). Вступительное слово (2 мин.).

Слайд 1.

Перед началом урока на доске записываю число, тему урока (К. Симонов, годы жизни, «Сын артиллериста»), подготавливаю проектор. Не дожидаясь звонка, приглашаю ребят в класс, раздаю тексты стихотворения. Звонок (все готовы).

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Светлана Игоревна. Я уже вела у вас урок русского языка (голоса учеников «да, да, мы знаем»). Сегодня я проведу у вас урок литературы. На уроке мы с вами познакомимся с творчеством К. Симонова и его стихотворением «Сын артиллериста».

II. Творчество К. Симонова. История создания стихотворения (7 - 8 мин.).

Слайд 2, 3.

1) Рассказываю коротко о К.С. и истории создания стихотворения.

Константин Михайлович Симонов (1915, Петроград - 1979, Москва) - русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист (военный корреспондент) и общественный деятель. К.М. Симонов очень много работал: писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества была война. И это не случайно.

Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

В основе произведения история дружбы двух фронтовых офицеров, которые вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою жизнь с армией. (Ребята, кто мне может ответить: как мы называем реальное лицо, которое послужило писателю первоосновой при создании героя произведения? Ученики затрудняются ответить, называю сама – прототип. Прошу записать определение в тетрадь. Слайд 4, 5).

Эту историю ему рассказал один из очевидцев событий, еще раз подтвердив, что даже 18-летние мальчишки могут быть настоящими героями, способными противостоять врагу даже ценой собственной жизни.

- Ребята, вам необходимо было прочитать стихотворение дома. Все ли прочитали стихотворение? (Прочитал только один ученик, Никита). Никита, давай попытаемся вспомнить, какие события происходили в стихотворении.

2) Вспоминаем сюжет (4-5 мин.).

(Никита вспоминает сюжет, если затрудняется, помогаю).

Пересказ стихотворения запланирован и делается для того, чтобы ученики, которые не читали текст, при прослушивании аудиозаписи поэмы могли лучше усвоить и понять текст, не отвлекаясь исключительно на запоминание сюжета.

Никита: поэма начинается с рассказа о двух друзьях. У майора Петрова был сын, который рос без матери. И когда Петров уезжал, за отца оставался майор Деев. Он учил Леньку держаться на лошади и брать барьеры. Маленький Ленька падал с коня и плакал. Но Деев терпеливо поднимал его, успокаивал, снова сажал на лошадь и учил не бояться жизненных трудностей. Потом Деев оказался на Севере, А Петров на Юге. Несколько лет спустя во время ВОВ  кто-то сообщил Дееву о гибели друга. А потом к Дееву в полк приехал лейтенант Петров. Деев очень обрадовался встречи. Но через какое-то время, в очень трудной ситуации Деев посылает Леньку на ответственное задание. Ленька сообщал по рации координаты немцев. Чтобы уничтожить врага, он вызвал огонь на себя. Ленька выжил, но поседел. И после него на разведку пошел уже другой солдат.

III. Прослушивание аудиозаписи («Сын артиллериста», читает К. Симонов); (10 мин.); слайд 6 – 12.

- Ребята, а теперь мы с вами послушаем поэму, а читать её будет сам автор.

IV. Работа с текстом, анализ (около 20 мин, по 5 мин. на каждую часть).

- Вам понравилась поэма? («Да, понравилась»). Вы, наверное, обратили внимание, что автор «картавит»? Так вот, Константина Симонова на самом деле звали Кирилл, но из-за того, что он очень плохо выговаривал «р» и твердое «л», он решил имя поменять. Но его мама с этим не смирилась и до самого конца звала сына Кирюшей. Обратимся к тексту. На сколько частей мы можем поделить поэму? Как бы вы их озаглавили?

Света: наверное, на 4 части.

- Хорошо, все согласны? Может у кого-нибудь другое количество получилось?

Хором: 4 части, согласны.

Ученики называют части: 1 часть – детство Леньки, история отцов, 2 часть – встреча Леньки и Деева после разлуки, 3 часть – подвиг Леньки, 4 часть – возвращение Леньки с задания, взросление.

1 часть.

1. Какое из выделенных слов характеризует мальчика? Прошу объяснить выбор. Слайд 13.

А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,—

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

2. Найдите слова, которые раскрывают отношение Деева к своему воспитаннику. Зачем Деев учит Леньку ездить верхом на лошади? Что воспитывал Деев в Леньке с детства? (Мужественно переносить боль, не бояться опасности). Слайд 14

Вызовет Деев Леньку:

— А ну, поедем гулять:

Сыну артиллериста

Пора к коню привыкать! —

С Ленькой вдвоем поедет

В рысь, а потом в карьер.

Бывало, Ленька спасует,

Взять не сможет барьер,

Свалится и захнычет.

— Понятно, еще малец!

Деев его поднимет,

Словно второй отец.

Подсадит снова на лошадь:

— Учись, брат, барьеры брать!

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Что за род войск артиллерия? (Объяснить, что означает «поедет в рысь», «в карьер»). Слайд 15

Артиллерия – 1.род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты и т. п.; 2. совокупность предметов артиллерийского вооружения; 3. научная дисциплина, изучающая технику и тактику применения артиллерийского вооружения.

Кавалерия (фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), конница - род войск, в котором для ведения боевых действий и/или передвижения использовалась верховая лошадь.

Рысь - аллюр (походка) лошади, при котором она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали. Скорость средняя — быстрее шага, но медленнее галопа. Однако, специально натренированные лошади — рысаки могут на рыси обогнать некоторых лошадей, идущих галопом.

Карьер - самая резвая разновидность галопа, который является трехтактным аллюром высшей школы верховой езды. Езда на лошади галопом - вдохновляющее и возбуждающее занятие. Но для того чтобы оно было безопасным и приятным и для лошади, и для всадника, вы должны научиться хорошо сохранять равновесие, уверенно сидеть в седле и грамотно управлять лошадью.

3. Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, с какой целью майор её произносит? Слайд 16.

(Наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать).

2 часть (Встреча).

1. На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

2. Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча? Слайд 17.

3. Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

(Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две свечи освещают стол, покрытый скатертью).

4. Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

5. Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

6.  Какова реакция Лёньки на слова майора: «Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить». О чём говорит такая реакция?

7. Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Как призыв мужаться, не поддаваться горю; быть верным воинским традициям отца; как призыв отомстить врагам).

3 часть (Подвиг).

1. Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. «Шёл в скалах тяжёлый бой»).

2. Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Это было честнее, чем прятать Леньку под свое командирское плечо только потому, что он – близкий человек. К тому же, Леньку он знал, как самого себя).

3. А почему Деев так уверен в Леньке? (Потому, что он сам воспитывал Леньку, воспитывал в нем мужество, смелость, отвагу, учил его не пасовать перед опасностями).

4. Поговорка «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла». Как она звучит сейчас? (Вселяет уверенность, что он выполнит задание, останется жив; смерть должна отступить).

5. Переживает ли Деев, отправив сына в тыл врага? Что помогает нам понять  его переживания? (Ответы учеников по тексту, зачитать нужный отрывок).

6. А страшно ли было Леньке в тылу врага? (Да, «летели земля и скалы, столбом поднимался дым»).

7. Сравните команды лейтенанта Петрова (Леньки). Как они меняются и о чем говорят эти изменения? (Чем ближе враги к Леньке, тем сильнее и отважнее он требует огня). Слайд 18.

  • Скорей давайте огня!
  • Скорее еще огня!
  • Не жалейте огня!
  • Дайте море огня!

4 часть.

1. Какие черты характера лейтенанта Петрова проявились в этом бою с фашистами? (Смелость, мужество, готов пожертвовать своей жизнью ради жизни других).

2. Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имеет право произнести слова: «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла». (Чтение поговорки, произнесенной Ленькой). Слайд 19.

(Все происшедшее настолько  потрясло Деева, что, отправляя сына в госпиталь, он как будто забывает свою поговорку, и Ленька имеет полное право произнести её. И теперь любимая поговорка отца становится любимой поговоркой сына).

3. О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. Сотни тысяч людей так же смело боролись с врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно, ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

V. Подведение итогов (2-3 мин.).

Ребята, что для вас значит война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких).

- Ленька и майор Деев совершили подвиг. Можно ли поступок Деева считать подвигом… можно. Ведь Деев тоже жертвовал. Но если Ленька жертвовал своей жизнью, то майор жертвовал жизнью своего сына.

Стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста» создано во время войны и о войне. Оно о великих и храбрых людях, которые готовы жертвовать своей жизнью ради жизни других. Но, совершая подвиги, они даже не задумываются, что делают подвиг, они так поступают, потому что так для них правильно, так велит им сердце. Ребята, спасибо за урок. Слайд 20.

( В конце урока Анна Леонидовна дала д/з и попросила меня оценить учеников, которые работали на уроке).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Михайлович Симонов СЫН АРТИЛЛЕРИСТА Автор: Кулябина Светлана Игоревна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербург

Слайд 2

(1915 – 1979) Константин Симонов

Слайд 3

(1915 – 1979) русский советский прозаик поэт киносценарист журналист общественный деятель Константин Симонов

Слайд 4

Прототи́п (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения.

Слайд 5

А. М. Лоскутов отец Леньки. И.А. Лоскутов Ленька Е. С. Рыклис майор Деев. Прототипы героев поэмы «Сын артиллериста»

Слайд 12

А у майора Петрова Был Ленька, любимый сын , Без матери, при казарме, Рос мальчишка один. И если Петров в отъезде, — Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца.

Слайд 13

Вызовет Деев Леньку : — А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора к коню привыкать! — С Ленькой вдвоем поедет В рысь , а потом в карьер . Бывало, Ленька спасует, Взять не сможет барьер , Свалится и захнычет . — Понятно, еще малец ! Деев его поднимет, Словно второй отец. Подсадит снова на лошадь: — Учись, брат , барьеры брать! Держись, мой мальчик : на свете Два раза не умирать.

Слайд 14

Артиллерист – военнослужащий артиллерии (огнестрельные орудия различных калибров и конструкций: пушки, гаубицы и т.п.). Барьер – препятствие, которое необходимо преодолеть . Рысь, карьер – бег коней. Карьер считается самым быстрым бегом.

Слайд 15

Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!

Слайд 16

А вскоре в один из пасмурных Северных вечеров К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров. Деев сидел над картой При двух чадящих свечах . Вошел высокий военный, Косая сажень в плечах.

Слайд 17

Скорей давайте огня! Скорее еще огня! Не жалейте огня! Дайте море огня!

Слайд 18

Держись, отец : на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!

Слайд 19

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Константин Симонов

Сын артиллериста

Был у майора Деева

Товарищ - майор Петров,

Дружили еще с гражданской,

Еще с двадцатых годов,

Вместе рубали белых

Шашками на скаку,

Вместе потом служили

В артиллерийском полку.

 

А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

 

Вызовет Деев Леньку:

- А ну, поедем гулять:

Сыну артиллериста

Пора к коню привыкать! -

С Ленькой вдвоем поедет

В рысь, а потом в карьер.

Бывало, Ленька спасует,

Взять не сможет барьер,

Свалится и захнычет.

 

- Понятно, еще малец! -

Деев его поднимет,

Словно второй отец.

 

Подсадит снова на лошадь:

- Учись, брат, барьеры брать!

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

 

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

 

Прошло еще два-три гола,

И в стороны унесло

Деева и Петрова

Военное ремесло.

 

Уехал Деев на Север

И даже адрес забыл.

Увидеться - это б здорово!

А писем он не любил.

 

Но оттого, должно быть,

Что сам уж детей не ждал,

О Леньке с какой-то грустью

Часто он вспоминал.

 

Десять лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над Родиною война.

 

Деев дрался на Севере;

В полярной глуши своей

Иногда по газетам

Искал имена друзей.

 

Однажды нашел Петрова:

"Значит, жив и здоров!"

В газете его хвалили,

На Юге дрался Петров.

 

Потом, приехавши с Юга,

Кто-то сказал ему,

Что Петров, Николай Егорыч,

Геройски погиб в Крыму.

 

Деев вынул газету,

Спросил: "Какого числа?" -

И с грустью понял, что почта

Сюда слишком долго шла...

 

А вскоре в один из пасмурных

Северных вечеров

К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.

 

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах.

Вошел высокий военный,

Косая сажень в плечах.

 

В первые две минуты

Майор его не узнал.

Лишь басок лейтенанта

О чем-то напоминал.

 

- А ну, повернитесь к свету,-

И свечку к нему поднес.

Все те же детские губы,

Тот же курносый нос.

 

А что усы - так ведь это

Сбрить! - и весь разговор.

- Ленька? - Так точно, Ленька,

Он самый, товарищ майор!

 

- Значит, окончил школу,

Будем вместе служить.

Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить.

 

У Леньки в глазах блеснула

Непрошеная слеза.

Он, скрипнув зубами, молча

Отер рукавом глаза.

 

И снова пришлось майору,

Как в детстве, ему сказать:

- Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

 

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

 

А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой,

Чтоб выручить всех, обязан

Кто-то рискнуть собой.

 

Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

- По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

 

- Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

 

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

 

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно? - Так точно, ясно.

- Ну, так иди скорей.

 

Нет, погоди немножко.-

Майор на секунду встал,

Как в детстве, двумя руками

Леньку к себе прижал.

 

- Идешь на такое дело,

Что трудно прийти назад.

Как командир, тебя я

Туда посылать не рад.

 

Но как отец... Ответь мне:

Отец я тебе иль нет?

- Отец,- сказал ему Ленька

И обнял его в ответ.

 

- Так вот, как отец, раз вышло

На жизнь и смерть воевать,

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать.

 

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

 

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

 

- Понял меня? - Все понял.

Разрешите идти? - Иди! -

Майор остался в землянке,

Снаряды рвались впереди.

 

Где-то гремело и ухало.

Майор следил по часам.

В сто раз ему было б легче,

Если бы шел он сам.

 

Двенадцать... Сейчас, наверно,

Прошел он через посты.

Час... Сейчас он добрался

К подножию высоты.

 

Два... Он теперь, должно быть,

Ползет на самый хребет.

Три... Поскорей бы, чтобы

Его не застал рассвет.

 

Деев вышел на воздух -

Как ярко светит луна,

Не могла подождать до завтра,

Проклята будь она!

 

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утром

Донесся первый сигнал:

 

- Все в порядке, добрался.

Немцы левей меня,

Координаты три, десять,

Скорей давайте огня!

 

Орудия зарядили,

Майор рассчитал все сам,

И с ревом первые залпы

Ударили по горам.

 

И снова сигнал по радио:

- Немцы правей меня,

Координаты пять, десять,

Скорее еще огня!

 

Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым,

Казалось, теперь оттуда

Никто не уйдет живым.

 

Третий сигнал по радио:

- Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!

 

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять - как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

 

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

 

"Огонь!" - летели снаряды.

"Огонь!" - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

 

Радио час молчало,

Потом донесся сигнал:

- Молчал: оглушило взрывом,

Бейте, как я сказал.

 

 

Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня.

Немцы бегут, нажмите,

Дайте море огня!

 

И на командном пункте,

Приняв последний сигнал,

Майор в оглохшее радио,

Не выдержав, закричал:

 

- Ты слышишь меня, я верю,

Смертью таких не взять.

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

 

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

 

В атаку пошла пехота -

К полудню была чиста

От убегавших немцев

Скалистая высота.

 

Всюду валялись трупы,

Раненый, но живой

Был найден в ущелье Ленька

С обвязанной головой.

 

Когда размотали повязку,

Что наспех он завязал,

Майор поглядел на Леньку

И вдруг его не узнал.

 

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только... совсем седой.

 

Он обнял майора, прежде

Чем в госпиталь уезжать:

- Держись, отец: на свете

Два раза не умирать.

 

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

Теперь у Леньки была...

 

Вот какая история

Про славные эти дела

На полуострове Среднем

Рассказана мне была.

 

А вверху, над горами,

Все так же плыла луна,

Близко грохали взрывы,

Продолжалась война.

 

Трещал телефон, и, волнуясь,

Командир по землянке ходил,

И кто-то так же, как Ленька,

Шел к немцам сегодня в тыл.

 

1941


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: К. Симонов "Сын артиллериста"

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством К. Симонова. Учатся  выразительно читать его произведения, работать с текстом....

Классный час (презентация) к "Дню артиллериста"

Классный час к "Дню артиллериста" выполнен в игровой форме, по аналогии популярной передачи "Своя игра"...

Урок по К. Симонову «Сын артиллериста». 7 класс, коррекционная школа

Задачи:- раскрыть нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова- показать духовную красоту героев, духовное родство отцов и детей- продолжить знаком...

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"...

Презентация к уроку по произведению К.Симонова "Сын артиллериста"

Презентация к уроку по произведению К.Симонова "Сын артиллериста". Урок  для учащихся с ОВЗ (7-8 классы)...

Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»

Познакомить  учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;раскрыть нравс...

Открытый урок по чтению в 8 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения. Задачи:Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нра...