Рабочаня программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Рабочаня программа по литературе для 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rppo_litre_5_klass.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

       Утверждено                                Согласно                           Рассмотрено

                                                         

Директор МБОУ ТСОШ № 3      зам.директора по УВР            на заседании Т.М

_______________                          ____________                          протокол №_______

“_____”_____ 2019г.                     “_____”_____ 2019г.                 “_____”_____ 2019г.                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ для 5 класса

уровень базовый

срок реализации 2018-2019 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам.

Литература. 5 класс- М. :Просвещение, 2015

(Стандарты второго поколения)

Разработчик программы: Варсан Людмила Андреевна

Учитель русского языка и литературы.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Планируемые результаты.
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «литература» для основного общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

- информационно-методических материалов:

  1. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонтова И.В. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М. :Баласс, 2016.

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016.— (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленного в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, и Примерной программы по литературе для основной школы. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования второго поколения. В программе предусмотрены развития всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Учитывается преемственная связь программы с начальным образованием. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями в изучении предмета «Литература» являются:

  • Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • Овладение всевозможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
  • Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования.

2.Содержание учебного предмета

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1Ч)

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намек» и как одно из средств коммуникации.

МИФОЛОГИЯ (3Ч)

«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.

Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.

Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А.С. Кайсаров «Славянская и российская мифология» (фрагменты).

ФОЛЬКЛОР(3Ч)

Русские пословицы из собрания В.И. Даля.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре. Традиционные зачины и концовки в народных сказках.

Связь с другими искусствами. Сказочные образы в изобразительном искусстве.

Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

Региональный компонент - Бурятские народные сказки («Будамшу» и др.)

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (5Ч)

Х.К. Андерсен. Снежная королева, А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители,

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

Региональный компонент – сказки С.Нестеровой («Байкалочка», «Андриянов ключ» и др.)

АННОТАЦИЯ (практикум) (1Ч)

Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок

ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (2Ч)

 «Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»).

Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.

Развитие речи. Письменная работа: «Что бы я рассказал людям будущего о летописях». Фантазия-картина «Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…» (монах-летописец за работой). «Размышление летописца о народных героях Древней Руси».

Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». В.М. Васнецов «Нестор-летописец».

Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе»

ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (3Ч)

Эзоп «Ворон и лисица», «Муравей и жук», Федр «Лисица и ворон», «Лисица и аист», Ж. де Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII-XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.

Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И. А. КРЫЛОВ (3Ч)

Слово о баснописце.

Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».

Широко распространенные и оригинальные сюжет в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.

Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И.А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).

Внеклассное чтение. И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Дуб и трость», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей».

А. С.ПУШКИН (6Ч)

Слово о поэте.

Стихотворения «Няне»,«Зимний вечер», «Зимнее утро».

Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры).

Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Няня».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.

Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о медведихе».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (3Ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Бородино».

История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.

Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения.

Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов «Поле Бородина», «Два великана».

Н. В. ГОГОЛЬ (4Ч)

Слово о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (обзор) (2Ч)

А.С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье…» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…».

А.А. Фет «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…»

А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…»

И.А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» (отрывок из стихотворения «Листопад»).

Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени годы.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения или фрагмента. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года.

И. С. ТУРГЕНЕВ (4Ч)

Слово о писателе.

Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев «Воробей»

Н. А. НЕКРАСОВ (2Ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения. Устный ответ на вопрос и использованием цитаты из стихотворения.

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ (
практикум) (2Ч)

Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средств создания художественного образа. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

Л. Н. ТОЛСТОЙ (4Ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.


ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ  (3Ч)

И.С. Никитин «Русь».

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

И. Северянин «Запевка».

Н.М. Рубцов «Родная деревня».

Картины родной природы, обращенные к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.

Развитие речи. Составление поэтической антологии.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И. А. БУНИН (2Ч)

Слово о поэте.

Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Солнечные часы».

С. А. ЕСЕНИН (3Ч)

Слово о поэте.

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. С.А. Есенин «Песнь о собаке».

П. П. БАЖОВ (2Ч)

Слово о писателе.

Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.

Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.

Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».


ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (6Ч)

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

О. Генри «Вождь краснокожих».

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.

Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).

Развитие речи. Устный рассказ о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (2Ч)

Письменный отзыв о литературном произведении .

Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении.

А. С. ГРИН (5Ч)

Слово о писателе.

Повесть «Алые паруса».

Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грэя. Утверждение веры в чудо как основы жизненно й позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.

Теория литературы. Образы предметов. Символ.

Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.

Внеклассное чтение. А. Грин «Зеленая лампа».

А. П. ПЛАТОНОВ (2Ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.

Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.

Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.

Внеклассное чтение. А.П. Платонов «Цветок на земле».


ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ (
практикум) (2Ч)

Ритм в художественной прозе и поэзии. Составление ритмической организации стихотворения И.А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок, монорима, стихотворений с определенным стихотворным размером, способом рифмовки.

С. Я. МАРШАК (2Ч)

Слово о поэте.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.


МОНОЛОГ И ДИАЛОГ
КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (
практикум) (3Ч)

Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (обзор) (5Ч)

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

В.П. Катаев «Сын полка».

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, участниках Великой Отечественной войны.

В. П. АСТАФЬЕВ (3Ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитирования.

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (6Ч)

Э. Сетон-Томпсон «Королевскаяаналостанка».

Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес».

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.

ЖАНР РАССКАЗА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (5Ч)

А. Конан Дойл «Камень Мазарини».

М.М. Зощенко «Галоша».

Р. Бредбери«Все лето в один день».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации рассказов для самостоятельного чтения.

ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (5Ч)

Тема и идея литературного произведения.

Тема природы в художественной литературе.

Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Резервный урок.

3.Планируемые результаты

Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- осуществление рефлексии.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- анализировать условия достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты, определять сферу своих интересов;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решения в проблемной ситуации;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- адекватно самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты определённого жанра;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться изучающим видом чтения;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

- осуществлять анализ;

- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять классификацию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:
  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора народов других народов, произведений древнерусской литературы, литературы ХVIII века, произведений русских писателей XIX-XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).;
  • Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
  1. В коммуникативной сфере:
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
  1. В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

4.Тематическое планирование

Дата

№ урока

Количество часов

Тема раздела, урока

план

факт

1

1

Литература как искусство слова

2

1

Мифы об искусстве. «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

3

1

Художественный образ в мифе.

4

1

Славянская мифология

5

1

Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки.

6

1

Сказка как особый жанр фольклора

7

1

Волшебная сказка «Царевна- Лягушка

8

1

Герои. Народные идеалы в русских народных сказках

9

1

Р/р «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

10

1

Региональный компонент

Сказки народов Бурятии

«Богатырь Байкал», «Будамшу», «Сильный и сметливый».

11

1

Определение литературной сказки

12

1

Особенности литературной сказки. Сказки С. Нестеровой (Региональный компонент

13

1

А.Погорельский «Черная курица»

14

1

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица»

15

1

Х.К. Андерсен «Снежная Королева». Силы добра и зла в сказке.

16

1

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке».

17

1

Сказание о белгородском киселе

18

1

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра

19

1

Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.

20

1

Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева

21

1

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»,

22

1

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».

23

1

Выразительное чтение басен И. А. Крылова

24

1

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

25

1

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина.

26

1

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

27

1

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

28

1

Сказка о Медведихе А.С. Пушкина

29

1

Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина.

30

1

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

31

1

Образ исторического события в стихотворении.

32

1

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»,

«Ужасная судьба отца и сына».

33

1

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

34

1

Фантастические события в повести

35

1

Мир Диканьки.

36

1

Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

37

1

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

38

1

Описание любимого времени года с использованием цитат

39

1

Повесть И. С. Тургенева «Муму».

40

1

Образ Герасима

41

Образ исторического времени в повести

42

1

Смысл названия повести.

43

1

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

44

1

Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова

45,46

2

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении.

47

1

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

48

1

Образы горцев.

Образы Жилина и Костылина

49

1

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».

50

1

Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».

51,52

2

Практикум. Отзыв о литературном произведении

53

1

Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...»А. К. Толстого).

54

1

Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова).

55

1

Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии

56

1

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

57

1

Стихотворение И. А. Бунина «Няня».

58

1

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».

59

1

Образ родины в поэзии С. А. Есенина

60

1

Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина

61,62

2

Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи

63

1

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

64

1

Образ рассказчика в сказе.

65

1

«Приключения Тома Сойера» М. Твена.

66

1

Мир детства в повести.

67

1

«Вождь краснокожих» О. Генри.

68

1

Урок внеклассного чтения по произведениям о детях

69

1

Повесть А. С. Грина «Алые паруса».

70

1

Образ Ассоль.

71

1

Образ Грэя.

72

1

Описание первой встречи героев

73

1

Финал повести

74

1

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

75

1

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

76

1

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

77

1

Заглавный образ в пьесе-сказке

78

1

Практикум. Монолог и диалог как средство создания образа.

79,80

2

Практикум. Монолог и диалог как средство создания образа.

81

1

Биография А. Т. Твардовского

82

1

Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

83

1

Биография

В.П. Катаева

84

1

Повесть В. П. Катаева «Сын полка».

85

1

Образ Вани Солнцева

86

1

Смысл названия повести.

87

1

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

88

1

Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

89

1

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

90

1

Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

91

1

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевскаяаналостанка»

92

1

Образы животных и образы людей в рассказе.

93

1

Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

94

1

Образ Арктура

95

1

Урок внеклассного чтения по произведениям о животных.

96,97

2

Практикум. Тема и идея литературного произведения.

98

1

Детективный рассказ А. КонанДойля «Камень Мазарини».

99

1

Биография М.М.Зощенко

100

1

Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».

101

1

Биография Р.Бредбери

102

1

Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день

103

1

Письменные отзывы о прочитанном рассказе.

104

1

Итоговая контрольная работа

105

1

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...