Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Кудряшова Оксана Леонидовна

Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; дать понятие об основных темах и мотивах лирики поэта;

развивать умение анализировать поэтическое произведение; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: учебник, портрет Б.Л. Пастернака, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, музыкальный и иллюстрированный материал по теме урока.

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б.Л. Пастернака;

выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют самостоятельную работу в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку2.38 МБ
Файл Урок28.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака 1890 - 1960 Я тоже был, прохожий! Прохожий, остановись!

Слайд 2

Цели урока познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся; воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.

Слайд 3

Родители Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.

Слайд 4

Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. Марбург. Германия

Слайд 5

В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – “Близнец в тучах”. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга” .

Слайд 6

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит . Достать пролетку . За шесть гривен , Чрез благовест , чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши , С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют , И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1928)

Слайд 7

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет , и всё в смятеньи, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет , густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет , Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет , и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. В то время вышло известное стихотворений Пастернака – «Снег идет» , написанное в 1957 году.

Слайд 8

1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции. Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака, возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.

Слайд 9

Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник “Сестра моя - жизнь”. Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».

Слайд 10

В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”. Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.

Слайд 11

«Никого не будет в доме…» (1931) Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность , войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом , без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют .

Слайд 12

Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.

Слайд 13

1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.

Слайд 14

Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль","Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Слайд 15

15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман “Доктор Живаго” - главное дело жизни Бориса Пастернака. «Вы подумайте какое сейчас время…»

Слайд 16

В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».

Слайд 17

Гамлет Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске То, что будет на моём веку. Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить- не поле перейти. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. 1946 Вот я весь.

Слайд 18

23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.

Слайд 19

Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Ответ Борис Пастернак был таков: “Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать”.

Слайд 20

Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия». 1959 года. Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Слайд 21

Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. И я б хотел, чтоб после смерти, Как мы замкнемся и уйдем, Тесней, чем сердце и предсердье, Зарифмовали нас вдвоем.

Слайд 22

19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”. Е. Евтушенко так однажды написал: «Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтоб вовек твоя свеча Во мне горела».

Слайд 23

Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Известнейшие строчки знаменитого поэта и писателя, ставшие афоризмом, раскрывают подлинное величие Б. Л. Пастернака: «Но быть живым, живым и только, Живым - и только до конца. И дольше века длится день И не кончаются объятья».



Предварительный просмотр:

«Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви»

(Урок литературы в 9 классе по разделу «Русская лирика XX века»)

Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; дать понятие об основных темах и мотивах лирики поэта; развивать умение анализировать поэтическое произведение; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: учебник, портрет Б.Л. Пастернака, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, музыкальный и иллюстрированный материал по теме урока.

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б.Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют самостоятельную работу в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Беседа «Вспоминая изученное…»
  • Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?
  • К.И. Чуковский писал: «Тихие, еле слышные звуки имеют для неё неизречённую сладость. Главное очарование её лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намёков, многозначительных пауз. Её умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопически малыми образами, которые приобретают у неё на страницах необыкновенную силу». Выскажите ваши впечатления от знакомства с лирикой А.А. Ахматовой.
  1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
  1. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, - а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу «привлечь к себе любовь пространства», - то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством – обнаружения, вбирания в себя лучшего в другом человеке и полной ему самоотдачи в момент общения.

Его отец был крупным художником – академиком, вечным тружеником, мать Р.И. Кауфман – выдающейся пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Дом Пастернаков всегда был полон творческих людей – художников, писателей… Частенько захаживали И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, С.В. Иванов, Н.Н. Ге и Л.Н. Толстой. Мать привила  сыну любовь к музыке. Из окна кухни Пастернаков можно было наблюдать за работой скульптора Паоло Трубецкого. Квартира примыкала к мастерским, где замечательные педагоги обучали молодых художников, многие из которых составили потом славу русского искусства. А в 1900 г. семья Пастернаков познакомилась с Райнером Марией Рильке во время его второго визита в Москву. Таким образом, Пастернак с детства был включён в атмосферу серьёзного творческого труда.

Такая атмосфера повлияла на маленького Бориса. С тринадцати лет он сочиняет музыку, изучая теорию и музыкальную композицию. Наибольшим увлечением, доходившим до преклонения, был А.Н. Скрябин. Позже, в поэме «Девятьсот пятый год», Борис Леонидович даже назовёт его своим божеством. Всерьёз Пастернак занимался музыкой в течение шести лет, до настоящего времени сохранились две сонаты для фортепиано, написанные им.

Борис Пастернак наблюдал за работой отца, в мастерской которого бывали многие художники того времени. В залах художественного училища устраивались выставки передвижников. Юноша одним из первых видел полотна И.Е. Репина, В.В. Маковского, Г.Г, Мясоедова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова – добрую половину картинных запасов нынешних галерей и государственных музеев.

Борису Леонидовичу предсказывали большое композиторское будущее. Его музыкальные опусы получили одобрение самого А.Н. Скрябина. Но Пастернак чувствовал, что не сможет достичь совершенства на этом поприще, и он оставил музыку – оправданно для себя, неожиданно для окружающих. В его жизнь решительно входила поэзия.

  1. Работа над темой урока
  1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака                                                                                                 (см. домашнее задание предыдущего урока)                               (Учащиеся составляют тезисы.)
  2. Объяснение учителя (лекция) «Вечность и современность в стихах о природе и о любви в творчестве Б.Л. Пастернака»

- Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любовь иных – тяжёлый крест…». Казалось бы, это стихотворение – обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение её красотой:

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей.

В лирике Пастернака невозможно чётко выделить какую-то одну тему. Конкретное происходит у этого поэта в отвлечённое. В осмысление мира и человека, в познание законов вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе / / Расшиблась весенним дождём обо всех…» - написал поэт в одноимённом стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире всё едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, уравнивающими его с человеком. Поэтому мир перестаёт быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

В картине февраля вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Благодаря этой грусти, душевному оживлению в душе поэта вновь просыпается творчество. Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Герой, равно как и Пастернак, считает это единственно верным путём для истинного творчества:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идёт». Сначала нам кажется, что в нём говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрёстке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни, тем самым напоминая о мимолётности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть от мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь…». Пастернак осуждает внимание к шумихе, успеху, внешнему благополучию, потому что всё это только мешает истинному творцу.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…». Поэт должен оставить «Живой след» в современности, который продолжат другие. Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия.

  1. «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная аналитическая работа с текстами стихотворений Б.Л. Пастернака

а) Выразительное чтение стихотворений

б) Работа в парах по вариантам

1-ый вариант. «Красавица моя, вся стать…»

  • Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?
  • Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и «разноголосицу» мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?
  • Почему для лирического «я» рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?
  • Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

2-ой вариант. «Весна в лесу»

  • Какие приметы весны видятся лирическому «я» самыми главными?
  • Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?
  • Объясните роль метафор и олицетворений.
  • Докажите, что стихотворение философское.

в) Презентация результатов работы

  1. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

а) Вступительное слово учителя

- Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием «Когда разгуляется», объединил в себе избранные работы автора. В книге отчётливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Своеобразным поэтическим манифестом этого сборника стало стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», по замыслу самого писателя открывавшее книгу.

б)   Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

  • Докажите, что Б.Л. Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.
  • Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюблённого человека запечатлены в чувствах лирического «я»?
  • Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?
  • В чём видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?

г) Обобщение учителя

 - В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу – проникнуть в тайную суть жизни, вывести её законы, разгадать секреты. Он пытается схватить «нить судеб, событий». Отбрасывая пустые слова, герой ищет главные, основные. Не в этом ли заключаются задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь.

Поэт размышляет о гармоничности мира природы и поэзии. Закономерно возникает вопрос: разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он её тайную формулу? Нет, герой ещё не познал тайну бытия, поскольку единственный способ сделать это – продолжать «жить, чувствовать, любить»… Возможно, в этом и заключается разгадка секрета жизни! В этом стихотворении подчёркивается связь между природой и поэзией – а это одна из важных тем лирики Б.Л. Пастернака.

  1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса  (работа в парах)
  • Объясните названия сборников стихотворений Б.Л. Пастернака: «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Второе рождение», «Когда разгуляется» и др. Как в этих названиях отразились творческие принципы поэта?
  • Почему в поздней лирике Б.Л. Пастернака так много зимних образов? Проанализируйте некоторые из них.
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока
  1.  Обобщающая беседа
  • Как широкая одарённость Б.Л. Пастернака (в живописи, музыке, философии) проявилась в его лирике?
  • В чём заключается своеобразие поэтического стиля Б.Л. Пастернака?
  • Как вы понимаете слова поэта «Живой мир… служит поэту примером в большей ещё степени, нежели – натурой и моделью»?
  1. Заключительное слово учителя

-  Итак, сегодня наш урок был посвящён творчеству одного из самых талантливых поэтов XX в., лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака. Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы Анны Ахматовой:

Он награждён каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил.

Творческий путь Б.Л. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.

  1. Домашнее задание
  1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «»И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство» (по лирике Б.Л. Пастернака)».
  2. Индивидуальные опережающие знания (4-5 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, выразительное чтение стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства.

Урок по литературе по теме: "Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства"....

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Иван Сергеевич Тургенев. Личность. Творчество. Судьба.

Презентация к уроку по теме: "И.С. Тургенев. Личность. Творчество. Судьба"...

Шолохов М.А. Личность, творчество, судьба

Презентация к уроку литературы в 11 классе...

М.Цветаева. Личность.Творчество.Судьба.

Урок литература в 11 классе по творчеству М.Цетаевой....

Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.Философская глубина лирики Пастернака»

Цель: раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака, показать особенности его восприятия мира.Задачи: познакомить с философской лирикой Б. Пастернака; -показать своеобразие и свеже...

Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»

Урок по литературе в 8 классе по теме "Николай Рубцов. Анализ стихотворения "Тихая моя родина"...