Мастер - класс "Учу читать текст"
план-конспект по литературе

Лотфуллина Алсу Наиловна

Мастер - класс  знакомит с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по технологии продуктивного чтения «Учу читать текст»

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  моем мастер-классе, которая звучит так: «Учу читать текст». А что же тут необычного, подумаете вы, ведь учитель русского языка и литературы  по долгу своей службы должен учить читать  правильно, бегло, выразительно. А я еще стараюсь учить читать продуктивно. Уважаемые коллеги, я прошу посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать проблему нашего мастер-класса.(ералаш)

Проблема: Почему многие дети неохотно и мало читают?Как заинтересовать ребенка чтением? Как воспитать книголюба?

Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. А ведь современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержаниепрочитанного, но и находить нужную информацию, осмысливать ее, интерпретировать и использовать в жизни. Возьмем хотя бы наш пресловутый ЕГЭ или ОГЭ. При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания. Или вот, Международные исследования. Они показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Просто не умеют читать. Они срывают только первый слой: кто? Что? Когда? Где? Проблема? Проблема!

Одним из решений заявленной проблемы я считаю технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Н. Светловской. Эта технология приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Данная технология имеет 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения, с вычитыванием 3-х видов информации: фактуальной – то, о чем в тексте говорится явно; подтекстовой – то, о чем говорится неявно, между строк; концептуальной – которая содержит основную мысль текста. Задача моего мастер-класса –познакомить с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы.

Итак, 1 этап. На этом этапе я применяю прием антиципации – прогнозирование содержания текста по заглавию, по иллюстрации, по фамилии автора, по ключевым словам и т.д. Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста.

Мои дорогие друзья! Вы сегодня не учителя, вы мои ученики. Представьте себе, что перед вами лежит учебник литературы, открыт  новый текст, имеются иллюстрации (Филин и осел). Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации. Вам понятно, кто будут герои произведения? А что между ними может произойти? Предположите,  о чем будет текст? А вот теперь  фамилия автора. Что становится еще известным? Захотелось вам прочитать?

Значит, я решила задачу 1 этапа, вызвала желание читать! Прогноз  сюжета незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить прав ли я. Кроме того, данный приём акцентирует внимание на названии, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может намекнуть на сюжет, определить тему и основную мысль рассказа. Ребёнок забегает мыслью вперёд и превращается в соавтора.

Кроме антиципации на 1 этапе можно применить такие приемы,  как

- “дерево предсказаний”;

- работа с иллюстрациями - работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;

- лексическая работа- работа со словами, непонятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;

- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;

- корзина мнений - дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;

- деформированный текст - восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.

На 2 этапе я решаю другую задачу: обеспечить полноценное восприятие текста. На данном этапе  используются следующие приемы:

- читательский дневник, который заполняется по мере самостоятельного чтения произведения, который выполняет информационную, стимулирующую и контролирующую функции;

- двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения, в процессе работы над которым обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии;

- бортовой журнал;

- аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркивания, выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов);

- “диалог” с автором;

- комментирование текста;

- кластер;

- инсёрт.

Итог работы на данном этапе - подробное изучение и понимание текста в целом. Любимый прием- «диалог с автором». Мы ищем скрытые вопросы, задаем их автору, сами прогнозируем ответы и сверяем  наши ответы по ходу чтения с текстом. Давайте отработаем этот этап на примере очень известного стихотворения А.Барто. Представьте, что вы никогда его не слышали и не читали.

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ

- Кто герой?

- Автор знает Таню? (знает, он говорит НАША Таня)

- Возраст Тани известен?

- Что с ней происходит?

- Почему она может плакать? Предположите.

- Таня – взрослая женщина или маленькая девочка?

- Обратите внимание как она плачет. (громко) Почему? (привлекает внимание, просит)

- Может у неё что-то случилось?

УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК

- Теперь вы знаете, почему плачет Таня? (причина)

- Можно ли теперь сказать, Таня большая или маленькая? Возраст и причина слез. А.Барто спрятала информацию между строк. Я вам сейчас помогу ее понять.

- Где происходит действие? (возле водоёма)

- Водоём большой или маленький? (речка, значит маленькая)

- Когда? Летом.

- Что значит уронила? (нечаянно)

- Почему же так громко плачет? (версия- мячик – любимая игрушка) Становится понятной, что знакомая автора , летом у речки гуляла и нечаянно уронила в речку мячик.

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ:

- Чьи это слова? (папа, мама, старший брат и т.д.)

- Как автор относится к девочке?

- Почему теперь её называют Танечкой?

- Что значит слово «тише»? (перестань, успокойся)

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.

Почему не утонет?

- Что можете сказать о мяче? Какой он был? (резиновый)

- Как автор помог  девочке? Что узнали о самом человеке?

Мы с вами провели диалог с автором. Подходим к вычитыванию концепта – главной мысли.

- В чем заключается главная мысль текста? Каков урок, который преподнесла А. Барто? Каждый человек концепт произведения понимает по-своему, в силу своего внутреннего, духовного мира, в силу своей эмоциональности, глубокого прочтения произведения. Я этот концепт поняла так: не будь равнодушен к детям, к их слезам, к их радости, не проходи мимо них и открывай для них удивительный окружающий мир. Этот концепт является чисто педагогическим. Это девиз нашей профессии. Всего 4 строчки. На них выросла вся Россия. А мы прочитали его как будто в первый раз. И помогла нам в этом  технология продуктивного чтения.

3 этап–заключительный этап работы над текстом,обсуждение прочитанного, возвращение к 1 этапу, соотношение читательских интерпретаций с авторской позицией. Этап творческих заданий. На данном этапе работы с текстом используются следующие приемы:

- Кубик Блума;

- ромашка Блума;

- “мозговая атака”;

- беседа;

- творческие задания;

- синквейн.

Итог работы данного этапа - обобщение изученного материала, выводы по теме урока.

Сегодня для вас я приготовила  кубик Блума: детский кубик – начальные слова  заданий: Назови, Объясни, Поделись, Предложи, Придумай. Сегодня выпало слово «Придумай». Придумайте продолжение истории с Таней.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Вот таким образом выглядит технология Блума в работе со старшеклассниками. Это может быть устная или письменная форма:

«НАЗОВИ» главных героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» «ПОЧЕМУ» критики назвали произведение психологическим романом «ОБЪЯСНИ» мотивы поступка Раскольникова «ПРЕДЛОЖИ» для героя альтернативный способ решения проблем «ПРИДУМАЙ» способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой «ПОДЕЛИСЬ» эмоциями в связи с  концовкой романа

Например, на занятии, посвящённому знакам препинания в бессоюзном сложном предложении, вопросы могут быть такими:

Назови признаки бессоюзного сложного предложения (БСП). Почему эта синтаксическая конструкция называется бессоюзной? Объясни, по какому признаку ставятся знаки препинания в БСП. Предложи примеры из литературного произведения по теме. Придумай собственные на употребление каждого из знаков. Как ты думаешь, можно ли все сложные предложения сделать бессоюзными?

 

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:

Назови основные направления политики Петра I. Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём? Объясни, какие цели преследовал Пётр, отправляясь в поездки за границу. Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра в наши дни. Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра. Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня.

В заключение могу сказать с уверенностью, что технология продуктивного чтения обеспечивает сочетания результатов, заложенных в ФГОС:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимать текст, самостоятельно выбрать книги.

- метапредметные результаты: развитие УУД

а) интеллектуально-речевые умения (восприятие речи, изучающее и ознакомительное чтение, рефлексивное слушание)

б) организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия)

в) коммуникативные умения (эффективное и результативное общение в совместной деятельности)

г) нравственно-оценочные умения (анализ характеров и поступков героев)

-личностные результаты: развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Достоинства технологии:

1.    Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2.    Ориентирована на развитие личности читателя.

3.    Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4.    Способствует пониманию текста на уровне смысла…

Закончить я хочу строками Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Спасибо за внимание!

- Благодарю за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/

Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.Программа адресована учащимся 9-х классов....

Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»

Цели:  1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...

УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».

Урок содержит подробную подготовку к сочинению по поэме "Реквием" А.А. Ахматовой. Поиск видов информации в тексте как один из способов формирования УУД....

Обиделись? Тогда распечатайте этот текст, подходите к зеркалу и громко читайте с выражением!

"Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. По рассказу К. Ушинского "Орёл и кошка"

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Зарайск.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

как читать текст

Зачем, что и как читать на уроке? Как  увлечь ребенка текстом?Делюсь тем, что делаю сама....