как читать текст
методическая разработка на тему

Шафранская Ксения Игоревна

Зачем, что и как читать на уроке? Как  увлечь ребенка текстом?

Делюсь тем, что делаю сама. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл заметки о смысловом чтении13.86 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем, что и как читать на уроке?

(методические приемы в контексте обучения современных школьников

осмысленному чтению художественного текста)

                Язык познается через… тексты…

Мы не рабы слов, потому что мы хозяева текста.

Х.Вайнрих

         Как часто, приглашая учеников к осмыслению текстов русской  классической литературы, мы уверенно и авторитарно ведем их к проверенным десятилетиями знаниям, хрестоматийным канонам, любимым нами истинам. Времена меняются – ученики меняются еще быстрее. Их всё сложнее заинтересовать «нашим», но легко и интересно они увлекаются «своим».

        Несколько методических приемов, которые позволяют, на мой взгляд, «вчитать себя в текст» (И.Н.Сухих), почувствовать «чужое своим» (А.Фет)  и осознать, что классическая литература не догма, а лишь необходимый для взросления души разговор одного умного человека с другим.

        Технология «цепкого чтения»

1.        5-7 минут

Читаем текст, подмечая (обводим карандашом, подчеркиваем, выделяем маркером) слова, которые видятся ВАЖНЫМИ лично Вам. Ключевые слова – относительное понятие в данном случае.

2.        Выпишите 5-7 слов, без которых, по-вашему, не было бы текста.

3.        Найдете  СВОЕ (2-3 допустимо)   главное слово в этом тексте

4.        Опубликуйте его на доске (около доски должно быть 7-10 мелков)

Когда на доске появляются слова от каждого участника проекта, создается коллективное видение текста (проблемы, темы, мотива)

«Чужое вмиг почувствовать своим»

1.        Найдите на доске «не ваше» слово, с которым Вы согласны (которое кажется Вам удачным, разумным, интересным)

2.        Отметьте эти слова (около доски должно быть 7-10 мелков)

3.        Интересно, когда ученики, сидящие за партами, не видят тех, кто у доски отмечает слова (можно «развернуть» учеников на себя, оказавшись в противоположном от доски месте класса)

«Поговорим о главном»

1.        После того, как найдены «лидеры» текста ( это те слова, которые набрали большое количество  «галочек» (репостов, соприкосновений и т.д), они, лидеры, записываются на доске в виде таблицы. Обычно такая таблицы – 4-6 столбиков

2.        Имя столбца – слово. Далее – ассоциации на это слово, которые дает нам текст и личный опыт

3.        «Обзор» работы со столбцами

«Наедине с собою»

1.        2-3 минуты молчаливого и вдумчивого осознания  текста путем  собственного осмысления таблицы.

2.        Обязательно – взгляд назад: как «продвинула» меня таблица, если оглянуться на 5-7 первых слов текста (см. технологию «цепкого чтения»)

«… и пальцы тянуться к перу…»

Сочинение-миниатюра  по прочитанному тексту. Название может быть разным, но вот вариант «заданного начала» : «Вчитывая себя в текст N.N.N., я вдруг заметил (понял, осознал, пришел к выводу, обнаружил и т.д.  и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/

Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.Программа адресована учащимся 9-х классов....

Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»

Цели:  1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...

УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».

Урок содержит подробную подготовку к сочинению по поэме "Реквием" А.А. Ахматовой. Поиск видов информации в тексте как один из способов формирования УУД....

Обиделись? Тогда распечатайте этот текст, подходите к зеркалу и громко читайте с выражением!

"Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. По рассказу К. Ушинского "Орёл и кошка"

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Зарайск.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Мастер - класс "Учу читать текст"

Мастер - класс  знакомит с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы....