КТП 9 класс литература Сухих И.Н.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)

Коверзнева Тамара Ивановна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на общеобразовательном уровне  в соответствии с УМК под редакцией Сухих И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_9_klass_suhih.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        ФГОС ООО

                                                 

9  класс  (УМК   И.Н. Сухих)                             (3 часа в неделю, 102 часа  в год)

Учитель _____________________________________                     _____________________   уч.год

№ п/п

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

I триместр

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

История и культура: эпохи и литературные направления.

История и поэзия. Картина мира в зеркале литературы. История и культура: эпохи и направления Вечные образы: словарь культуры.  Герои: типы и сверхтипы.

Проектная деятельность

Выпуск литературно- художественного альманаха «Вечные

образы в изобразительном искусстве». Составление словаря

«Вечные образы в мировой литературе». Литературно- художественная и аналитическая деятельность. Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение.

Зарубежная литература – 6 часов

Миф об Эдипе и трагедия Софокла. Вопросы о трагической вине человека и божественной воле.

Миф об Эдипе и трагедия Софокла. «Эдип- царь» как трагедия. Судьбы и трагедия незнания. Переосмысление образа в Новое  время. Открытие Эдипова комплекса и его понимание в ХХ веке.

Эдип в стихотворении С. М. Соловьева «Киммерия».Композиция трагедии и конфликт. Образ человека на вершине

человеческого величия. Орудия Рока. Смысл трагической судьбы. Эдип как вечный тип.

Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение. Исследовательская работа

«Жизнь мифологических персонажей в искусстве». Образ Эдипа в живописи и скульптуре.

Данте  «Божественная комедия».    Буквальный и аллегорический смыслы комедии.                                                    

Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.

Культурное пространство. Эпоха Средневековья. Средневековая Италия. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Личность Данте и его роль в истории итальянской и мировой

литературы. Трагическое изгнание Данте из Флоренции. Образ Данте в изобразительном искусстве и в русской литературе.

Сообщение о жизни Данте. Сочинения по «Божественной

комедии»: «Самый тяжкий грех», «Преступления и наказа-

ния». Сопоставление переводов, выполненных М. Лозинским

и В. Маранцманом

В. Шекспир  «Гамлет». Исторические источники  и шекспировский сюжет.

Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники  и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет: трагедия воли и трагедия мысли. Развитие душевного кризиса Гамлета.

Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли. Русские Гамлеты. Гамлет Б. Л. Пастернака («Гамлет», «Заметки переводчика») и Д. С. Самойлова («Оправдание Гамлета»).

Выразительное чтение сцен из «Гамлета». Инсценирование

эпизодов трагедии. Сравнение подстрочника шекспировского

сонета № 66 с его переводами. Сопоставление экранизаций

трагедии Шекспира «Гамлет» (Г. Козинцев — Ф. Дзеффир-

релли).

М. де Сервантес «Дон Кихот». Реалистический роман Нового времени.

Роман М. де Серван-теса «Дон Кихот» — реалистический роман Нового времени. Пародия и бытописание в романе. Композиция романа в интерпретации В. В. Набокова: схватка героя с миром.

Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот как вечный образ: драма действенного добра. Дон Кихот на русской почве. Ф. М. Достоевский о романе и герое. «Гамлет и Дон Кихот» И. С. Тургенева: «вечная борьба двух непрестанно разъединенных и непрестанно сливающихся начал».

Сопоставление иллюстраций разных художников

к роману «Дон Кихот». Анализ критической статьи И. С. Тур-

генева «Гамлет и Дон Кихот»

Дон Жуан как вечный образ.

Возникновение сюжета. «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молины: Дон Жуан — женщина- вдова — ожившая статуя. Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ- экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой- любовник.

Реферат «“Каменный гость” А. С. Пушкина и образ Дон Жуана

в мировой литературе»

И. В. Гёте «Фауст». Фауст как вечный образ

Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения. Композиция Комедии

Данте и поэмы Гёте. Фауст и Мефистофель: мотив искушения. История Фауста: познание — любовь — дело. Фауст как вечный образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Драма действенного познания — драма жизни. Образы «Фауста» Гёте в интерпретации А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова. Вечные образы — вечные спутники русской литературы.

Сравнение двух переводов эпизода из трагедии Гёте «Фауст».

Оценка интерпретаций образа Мефистофеля в живописи

и музыке. Отзыв об опере Ш. Гуно «Фауст», балетной сцене

«Вальпургиева ночь» из той же оперы или музыкальной кар-

тине М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Подготовка

сообщения о докторе Фаустусе. Составление аннотированной

библиографии по теме «Трагедия Гёте “Фауст” и ее литературные и историко- документальные источники»

Поэзия конца XIX- начала  XXвв – 1час

Вечные образы и их отражение в искусстве.

Вечные образы в поэзии.  Б.Пастернак «Гамлет»,

В.Брюсов «Дон Жуан»,

О.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915)

А.Ахматова. «Античная страничка».

М.Цветаева.

«Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите».

Выразительное чтение наизусть.

Древнерусская литература  - 6 часов

Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века

История Древнерусского государства. Памятники древнерусской культуры и литературы. Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, хронографы, поучения,  хождения.

Летопись, слово и житие.

Проектная деятельность

Литературно- музыкальная композиция «История России». Выпуск журнала «Русская литература в произведениях ис-

кусства». Составление каталога кинофильмов на темы русской

истории

«Житие Сергия Ра-донежского».  Историзм, этикетность, ав-торская анонимность.

«Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника.

«Житие Сергия Радонежского» в картинах русских худож-

ников

«Слово о полку Игореве» История рукописи: книга- феникс, найденная и поте-рянная. Сюжет и композиция «Слова…». Основная идея «Слова…».  

История рукописи: книга- феникс, найденная и потерянная.

Летописная история и ее трансформация в «Слове…».

Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.

Культурное пространство. Культура Древней Руси — архи-

тектура и живопись. Древняя Русь в искусстве Нового време-

ни — живопись Н. К. Рериха, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова.

Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского- Корса-

кова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,

«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

А. К. Толстого.

Анализ иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Подготовка

сообщений об истории изучения «Слова…».

«Слово о полку Игореве» Автор: искусство видеть мир. Образ русской земли.

Автор: искусство видеть мир.

Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…». Исследовательские работы «Исторические образы в “Слове…”»

«Слово о полку Игореве» Князь Игорь: героизм и трагедия. Образы князей.  

Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…».

Исследовательские работы «Исторические образы в “Слове…”»

«Слово о полку Игореве»   «Плач Ярославны» и его роль в произведении.

«Плач Ярославны» и его роль в произведении.

Средства художественной выразительности в тексте «Слова…» Сопоставление переводов «Плача Ярославны».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Подготовка к домашнему сочинению

Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Каково авторское отношение к князю Игорю (по «Слову о полку Игореве»)?

Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову

о полку Игореве»)

Образ автора в «Слове о полку Игореве».

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения.  Русский классицизм: становление новой литературы. 

Век Просвещения: в погоне за Европой. Классицизм как

доминирующий метод европейской и русской литературы 1730-1780-х годов. Принципы классицизма. Иерархия жанров.

Правило трех единств. Теоретик классицизма Н.Буало и его поэтический трактат «Поэтическое искус-ство». Зарубежные

писатели-классицисты – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен.

Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма.

Реферат «Семантический квадрат русского классицизма

Русская литература ХVIII  века   - 12 часов

М. В. Ломоносов. Литературное творчество Ломоносова как образец русского классицизма.

Годы: от рыбака до академика. Ломоносов как универсальный гений Петровской эпохи, «первый русский университет». Место литературы в деятельности Ломоносова.

Сообщения о жизни и творчестве поэта. Презентация

 М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — одическое парение

и практическая программа. Образ императрицы и образ автора.

Выразительное чтение. Анализ

Д. И. Фонвизин как просветитель, вольнодумеци патриот.

Годы: друг свободы. Фонвизин как просветитель, вольнодумец

и патриот. Путешествия и отношение к Европе. Литературная

деятельность: «сатиры смелый властелин». Басни, послания

и публицистика.

Комедия «Бригадир». Отношения с Н. И. Пани-

ным и Екатериной II.

Сообщения о жизни и творчестве.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Конфликт комедии и ее историческая основа.

«Недоросль» - классицистическая комедия

Конфликт комедии

и ее историческая основа. Конфликт между невежеством и просвещением, участники конфликта.

Выразительное чтение по ролям.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»   Старинные люди: плоды злонравия. Образы Митрофана и Простаковой.

Старинные люди: плоды злонравия.

Образы Митрофана и Простаковой.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»  Стародум как «решитель действия и резонер».

Другой век: утопия просве-

щения. Стародум как «решитель действия и резо-нер».

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»    Развязка комедии и авторская идея.

Образы

«Недоросля» в публицистике Фонвизина. Митрофанушка как вечный образ. «Недоросль» как комедия- трагедия.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по комедии Д. И. Фонвизина  «Недоросль». Подготовка к сочинению.

Сочинение «Скотинины и Простаковы как вечные образы».

Сочинение сатирической сцены или рассказа о недорослях на современном материале

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта.

Аудиторное сочинение по комедии Д. И. Фонвизина  «Недоросль» Написание сочинения.

Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 

Какие авторские идеалы воплощены в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Г. Р. Державин. Судьба Державина — путь Екатерининского орла. Специфика державинской оды. «Властителям и судиям»,

Годы: от капитана до министра. Служба и литературная деятельность как «два поприща единого гражданского подвига» (В. Ф. Ходасевич).  Отношения с Екатериной II и Павлом I. Опала и позднее творчество. Участие в «Беседе любителей русского слова». Ломоносов и Державин. Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода.  

Сообщения о жизни и творчестве. Выразительное чтение.

Реферат «Образ автора в оде Державина: историческое и вечное»

Г. Р. Державин. Размышления о роли поэта в жизни общества в стихотворении «Памятник».»

Державинские памятники: «Памятник»  Традиция  и личный смысл.

Выразительное чтение. Анализ.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Русский сентиментализм. Художественные принципы сентиментализма.

Сентиментализм как

художественный метод

Н. М. Карамзин.    Общеевропейское и национальное  значение деятельности             Н. М. Карамзина

Карамзин как обновитель русской словесности: от классицизма

к сентиментализму. Общеевропейское и национальное  значение деятельности Н. М. Карамзина.  «Путешествие по Европе и «Письма русского

путешественника». Издание журналов и создание сентиментальных повестей. Назначение историографом и работа над «Историей

государства Российского».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»    Образ повествователя: новая чувствительность.

«Бедная Лиза» — визитная карточка сентиментализма. Образ повествователя: новая чувствительность.

Стилистика повести, конкретное и условное в изображении мира.

Сопоставление образа человека в классицизме и сентиментализме на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»     Образы персонажей и драматический конфликт.

Образы персонажей и драматический конфликт. Естественные

противоречия чувств как смысл повести. Влияние повести: «Лизин текст» в истории русской литературы.

Устные иллюстрации к повести «Бедная Лиза». Письмо другу в сентиментальном стиле. Конспект и резюме одной из критических статей о творчестве Карамзина

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Исторические и социальные корни романтизма.

Романтизм и реализм: противоречия и взаимосвязи. «Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра,

жалости, сострадания, совести и покаяния…» (Б. К. Зайцев)

Русская литература ХIХ века (первая половина)  - 49 часов

В. А. Жуковский   как родоначальник  русского романтизма.

Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника. Драма самоотречения и разделенной любви. Отношения с Пушкиным и будущим императором Александром II. Жуковский как литератор: «поэзия чувства и “сердечного воображения”» (А. Н. Веселовский).

Составление библиографии ли-тературоведческих

работ о творчестве

В. А. Жуковский  «Невыразимое» как лирический манифест. Элегия   «Море» — опыт  нового природоописания, пейзажа души.

Между сентиментализмом и романтизмом. Переводы и оригинальное творчество.

 «Невыразимое» как ли-

рический манифест. Элегия   «Море» — опыт  нового природоописания, пейзажа души.

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

А. С. Г рибоедов. Жизнь поэта. Загадка рождения, светская жизнь и дипломатическая служба.

«Горе мое»: жизнь поэта. Загадка рождения Грибоедова: ранняя зрелость или поздний рост? Светская жизнь и дипломати-

ческая служба. Горе уму: смерть Вазир- Мухтара. Путь в Персию,

внезапная женитьба, трагическая гибель.

Составление библиографии литературоведческих

работ о творчестве А. С. Грибоедова и резюме по одной из них.

II триместр

А.С.Грибоедов.   «Горе от ума»    История  создания, постановок и критических оценок.  

Повторение понятия:  комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество. Рождение «Горя от ума»: странный сон и многолетняя работа. Заглавие комедии: горе уму и горе от ума. Русский странник: «ум с сердцем не в ладу». Идеологический и личный конфликт коме-

дии.

Презентация материала по теме «Развитие жанра

комедии в русской литературе».

А.С.Грибоедов.    «Горе от ума»    Фамусов и его роль в произведении.

Чтение и анализ 1 действия. Образ Фамусова и его дома. Фамусов как отец и как

представитель московского дворянского общества. Грибоедовская Москва: дом как мир. Фамусовский дом как модель мира.

Проектная деятельность

Инсценирование эпизодов из пьесы Грибоедова или современной комедии. Выразительное чтение по ролям.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»      «Век нынешний и век минувший».

Анализ 2 действия. Конфликт в комедии, его участники. Система образов и роль каждого персонажа в конфликте. Персонажи комедии: карикатуры и портреты.

Исследовать комедию,

выявлять ключевые композиционные эпизоды. Характеризовать систему персонажей комедии, характер конфликта, главных, второ-степенных, внесценических персонажей.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого

Анализ 3 действия. Кульминация конфликта, внесценические персонажи. Образ главного героя, его характер, мировоззрение. Образ Молчалина, его цели и способы ее достижения.

Образ Софьи.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Разрешение конфликта в комедии и ее открытый финал.

Анализ 4 действия. Чацкий и Репетилов: принцип двойничества.

Чацкий и Грибоедов. Тройственная функция смеха: смех над

глупцами, смех над героем, «ирония самого положения вещей»

(М. Лифшиц). «Горе от ума» как сценическая поэма: вошло в по-

словицу. Странная комедия: странствия во времени. «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои

как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.). И. А. Гонча-

ров о «Горе от ума». «Мильон терзаний».

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Подготовка к сочинению

Сочинения «Мой знакомый Чацкий (Молчалин и т. д.)»,

«Диалог с Софьей Фамусовой», «Чацкий глазами Фамусова (Молчалина, Софьи)». 

Каковы причины конфликта между Фамусовым и Чацким? (По комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта..

Аудиторное сочине-ние по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Написание  сочинения

Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

А.С.Пушкин.    Грани личности Пушкина. Периоды жизни и творчества.

Грани личности Пушкина. Периоды жизни и творчества.

 Лицей как дом: «нам целый мир чужбина». Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса. Дом как чужбина: Михайловское

и две столицы. Болдинская осень: «ай, да Пушкин…». Последний Петербург: «я числюсь по России».  

Любовь и дружество:  два дивных чувства

Составлять и презентовать портретную галерею поэта.

А.С.Пушкин.                     Художественный мир Пушкина.    Идеи свободы в творчестве поэта.

Художественный мир Пушкина. Уроки вольности: мгновенья упованья

 «Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826),  «Анчар»; «Пир Петра Великого»).

Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.С.Пушкин.                       «Цыганы» (1824): парадокс о воле.

«Цыганы» (1824): парадокс о воле.

Определять характерные признаки

лирических жанров.

А.С.Пушкин. Любовная лирика. Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви.

Любовная лирика. Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви. «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадона»;). 

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений

А.С.Пушкин. Тема дружбы в лирике. Дружба как высшая ценность.

«19 октября», 1825; «Была пора, наш праздник молодой…», 1836;

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений

А.С.Пушкин. Философская лирика.

Мудрость Пушкина: «печаль моя светла»  «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…»; «Из Пиндемонти»

Элегии «Погасло дневное светило…», «К морю».

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии.

Пророк как высшее

назначение поэта. Уход от суеты жизни ради свободы творчества и подчиненность его Богу. Память

потомков и вневременное

существование поэзии как залог бессмертия.                   «Арион» (1827)

«Пророк»

«Я памятник себе воздвиг…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по лирике А.С.Пушкина

Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 

В чём А.С. Пушкин видит предназначение истинного поэта? (На примере

не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина.

«Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина. «Грозные вопросы морали» (А. Ахматова).

Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда.

«Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда. Три «платоновских» диалога: «О зависти и дружбе», «Об искусстве и ремесле», «О гении и злодействе». Авторская позиция: диалог и моральный итог.

Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин     «Евгений Онегин» История создания и композиция. Особенности жанра.

«Евгений Онегин». История создания. Большое стихотворение:

7 лет 4 месяца 17 дней. Главное произведение Пушкина. Специ-

фика жанра. Роман в стихах: дьявольская разница. Онегинская

строфа и свободная композиция. Фабула и отступления. Роман

героев: парадоксы любви. Конкретно- историческая специфика

и вечная проблематика. История драматического несовпадения

созданных друг для друга людей. Пушкин и Р. Брэдбери. Роман

Автора: энциклопедия души. Лирический сюжет и персонажная

фабула.

Характеризовать особенности композиции «свободного романа».

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман героев: парадоксы любви

Образы Онегина, Ленского. Татьяна и Ольга (2 – 3 главы романа). Авторское отношение к героям и художественные средства его выражения.

Проводить сопоставительную работу Онегин – Ленский, Татьяна-Ольга, провинциальное – столичное дворянство.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна, «русская душою» – «милый идеал» автора.

 Истоки характера героини. Письмо Татьяны. Провинциальная барышня и светский молодой человек. «Проповедь» Онегина.

Характеризовать и сопоставлять образы романа. Заполнять таблицы сопоставления, формулировать (устно и письменно) связные ответы.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Дуэль Онегина и Ленского. Место образа Владимира Ленского в структуре романа.

Причина трагизма судеб главных героев

романа.

Проводить сопоставительную характеристику

персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»                            Онегин и Татьяна в финале романа.

Эволюция Онегина в романе. Онегин и Татьяна в оценке разных

писателей, критиков и литературоведов.

Характеризовать и

сопоставлять образы романа.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Пушкинский Петербург, Москва и провинция как миры русской жизни XIX века.

Проблемы и события русской

жизни, отразившиеся в романе.

Провинциальное и

столичное дворянство.

Доказывать, обосновывать реализм пушкинского романа.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»  Лирические  отступления и их роль в романе.

Особенности жанра лиро-эпического романа. Роль лирических отступлений.

Наблюдать за единством

лирического и эпического начал в произведении. Сопоставлять, характеризовать лирические

отступления.

 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман как «энциклопедия» русской жизни.

Роман как «энциклопедия» русской жизни. Энциклопедичность произведения, изображение в нем разных сторон русской культурно-исторической жизни.

Спор об «энциклопедии русской жизни»: В. Г. Белинский и Д. И. Писарев.

Онегин» в контексте последующей русской литературы. Роман романов: энциклопедия русской литера-

туры (Д. Д. Минаев, А. А. Блок, Б. Л. Пастернак, А. Т. Твардовский). Финал романа В. В. Набокова «Дар»: онегинская строфа

и пушкинские мотивы.

Проводить сопоставительную характеристику

персонажей, формулировать авторскую идею. Характеризовать особенности

языка, видеть и объяснять органичное сочетание

высокой поэтической речи и живого разговора.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Подготовка к сочинению

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 

В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Что привлекает Татьяну в Онегине? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»?

(По роману «Евгений Онегин»)

Целенаправленно собирать материал, необходимый для написания сочинения.

Создавать сочинения в кратком и полном формате

Аудиторное сочине-ние по роману А.С.Пушкина  «Евгений Онегин» Написание сочинения

В чём истоки «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В чём смысл противопоставления Ольги  и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Находить ошибки и редактиро-вать черновые варианты соб-ственных письменных работ.

Поэзия пушкинской эпохи.

К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский  (2-3 стихотворения по выбору)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Раннее взросление и ощущение высокого призвания.

Строптивый корнет: «пока не требует поэта…». Раннее взросление и ощущение высокого призвания. Оправдание романти-

ческих формул. Служебные шалости и поэтическое творчество. Первая

ссылка и возвращение в Петербург. Вторая ссылка и последняя дуэль.

Дополнять материал учебника информацией, связанной с биографией писателя, собирать,

обрабатывать, структурировать её. Конспектировать и реферировать источники.

М.Ю.Лермонтов.            Художественный мир лирики. Лирический герой. Мотив одиночества, тяжба с миром

 Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания. Мотивы одиночества, странничества и изгнанничества. Протест против несправедливости, стремление к свободе, жажда действия, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «И скучно, и грустно…»; «Утес»,  «Узник»

Участвовать в пошаговом исследовании, фиксируя этапы эволюции лирического героя. Формулировать выводы исследования. Работать со статьей учебника.

III триместр

М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Поэт как герой.  «Смерть Поэта» как переломное произведение                  

Лирика. «Смерть Поэта» как переломное произведение М. Ю. Лермонтова. «Поэт», 1838; «Пророк»,  1841 Лермонтова как литературное продолжение «Пророка» Пушкина. Образы пророков и их назначение в стихотворениях. «Поэт» как размышление о смысле поэтического творчества.

Устно и письменно анализировать лирические стихотворения.

Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Отзыв о романсе на стихи Лермонтова

М.Ю.Лермонтов.            Тема судьбы поколения. Вызов светскому обществу.

Тяжба с миром: любовь и ненависть Разочарование в людях своего поколения. «Дума»; «Как часто пестрою толпою окружен…», «Вновь я посетил…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Тема поиска гармонии и примирения в лирике Лермонтова.

Тема поиска гармонии

и примирения с Создателем в лирике Лермонтова. Мотивы веры и одухотворенной природы. Поиски гармонии: земля и небо, «Молитва», 1837;  «Молитва»; 1839; «Выхожу один я на дорогу…»).

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Ю.Лермонтов.               Любовь к Родине в лирике    поэта

«Родина» - странная любовь. «Когда волнуется желтеющая нива»

«Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений.

 Сопоставление иллюстраций к произведениям Лермонтова с текстом и сопоставление иллюстраций разных художников.

М.Ю.Лермонтов.  «Герой нашего времени».   Композиция романа и система образов.

«Герой нашего времени».

Роман нового типа, состоящий из отдельных новелл и объединенный образом главного персонажа. Роман – «история души  человеческой», первый психологический роман в русской литературе. Композиция романа и система образов-двойников как ключи к разгадке характера главного персонажа. Спиральная композиция: герой в зеркалах.

Б. М. Эйхенбаум и В. В. Набоков о композиции романа в новеллах.

Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа. Реконструировать события в хронологической последовательности.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».    Повесть «Бэла» Характер и личность главного героя.

Странный человек: грани скуки. Авантюрная фабула

и психологический сюжет. Функции рассказчиков. Психологизм романа. Противоречия «между глубиной натуры и жалкими действиями» Печорина.

Подготовить краткие сообщения по темам:

«Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Изложение эпизода из повести «Бэла» по роману  М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени».    

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».   Очерк «Максим Максимыч». Странный человек.

Портрет Печо-

рина — первый психологический портрет в русской литературе.

Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Внутренний человек. «Журнал Печорина». Новелла «Тамань».  

Сюжетная самодостаточность, кульминация.

 Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть  «Княжна Мери». Печорин и светское общество.

Исповедь «сына века». Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Характеристика «водяного общества».

Характеризовать

персонажей. Анализировать

эпизоды.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Княжна Мери».    Печорин и Грушницкий.

Внутренний человек: парадоксы психологизма. Герои — зеркала Печорина. Эксперименты над жизнью. Самоанализ и самооговор. Система двойников в романе. Печорин и

Грушницкий.Трагедия одиночества Печорина.

Характеризовать

персонажей. Анализировать

эпизоды.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Новелла «Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения.

«Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения. Смысл заключительной новеллы «Фаталист». Итоги судьбы Печорина.  Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный

образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

Анализировать

эпизоды.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный  образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе.

Исследовать проблемы: «Автор и его герой».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по роману «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?

Целенаправленно собирать материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Аудиторное сочинение  по роману М.Ю. Лермонтова    «Герой нашего времени». Написание сочинения  

Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы? 

Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Н.В.Гоголь    Очерк жизни и творчества.

Детство и юность в провинции. Петербургские мечтания. Служебные и литературные неудачи.

Знакомство с Пушкиным. Триумф «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Премьера «Ревизора» и моральная катастрофа. Бегство из России. Новый Гоголь: непонятый пророк. Жизнь в Риме.

Сопоставлять статью учебника о Н.В. Гоголе с работами К.Мочульского, Ю.Манна,

И. Золотусского или других авторов, выявлять общность и разницу концепций.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души».  История создания, жанровые особенности, система образов.

«Мертвые души» (1842). Работа над «Мертвыми душами». Выход первого тома поэмы и споры вокруг него. «Выбранные места из переписки с друзьями». Второй том поэмы: скитания, сожжение, смерть.

Характеризовать замысел писателя по созданию «Мертвых душ». Толковать название поэмы Гоголя.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Картины жизни губернского города N и столицы.

 Поэма как малый род эпопеи. Первая страница: образ целого.

Анализ первых страниц «Мертвых душ» как экспозиции поэмы.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души»  Характеристика образа Манилова. Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».

Принцип типизации в поэме. Галерея образов помещиков, структура образов и

система представления. Портреты персонажей: смех и страх Роль пейзажа и интерьера в создании образов-персонажей.

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Образ Ноздрева в поэме. Образ Собакевича в поэме. Образ Плюшкина в поэме.

Образ Ноздрева в по-эме. Образ Собакеви-ча в поэме. Образ Плюшкина в поэме.

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Чичиков как приобретатель, герой новой эпохи.

Герой: подлец- приобретатель или воскресшая душа? Чичиков первого и второго тома.

«Повесть о капитане Копейки-

не». Стиль: слова и краски.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Образы чиновников и их роль в раскрытии авторской идеи.

Структура образов и

система представления.

Составлять

характеристики персонажей.

Анализировать эпизоды.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Народ в поэме. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в раскрытии авторской идеи. Роль лирических отступлений. Пейзаж в поэме.

Образы крестьян, образ Руси. Черты национального характера, отраженные в образах поэмы. Эволюция мотива дороги. Лирические отступления в поэме. Образ автора-повествователя в

поэме.

Автор: пророк и лирик. Образ России: подробности и обобщение. Роль «лирических отступлений» в структуре поэмы Показывать эволюцию лирических отступлений в поэме, характеризовать образ автора, авторский идеал и способы его выражения. Объяснять свое

понимание образа Руси-России в поэме.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ.

Н.В.Гоголь                «Невский проспект» (1833-1834)  

Н.В.Гоголь    Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обзор).Образ Гоголя в русской культуре:социальный сатирик, мистический пророк, гротескный сатирик.

Персонажи Гоголя как вечные образы.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Итоговое тестирование по литературе XIXв.

Русская литература ХIХ века (вторая половина)  -  3 часа

Ф.И.Тютчев «Siltntium!» (молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…»

Ф.И.Тютчев «Siltntium!» (молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.Фет «»Шепот, робкое дыханье…»    «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…»

А.Фет «»Шепот, робкое дыханье…»    «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848),  «Несжатая полоса» (1854). «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858)

Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848),  «Несжатая полоса» (1854). «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Поэзия конца XIX  - начала  XXвв. – 1 час

А.Ахматова ««Родная земля» (1961)        

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Русская литература XX века (вторая половина)  – 1 час.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.  

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Поэзия второй половины XX века – 1 час.

В.Высоцкий  

2 стихотворения по выбору

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий - 1 час

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий  (обзор)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н. Назаркин, А. Гиваргизов, .Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др.

(1произведение по выбору)                        

Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении.

Зарубежная литература – 2 часа

Дж. Г. Байрон      «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). Фрагменты

Дж. Г. Байрон

«Душа моя мрачна. Скорей, певец, ско-рей!» (1814)(пер. М. Лермонтова),

 «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). Фрагменты

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Зарубежная романистика XIX– ХХ века: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн,                            Г .Уэллс, Э.М. Ремарк  и др. Обзор  (1 произведение по выбору)

Зарубежная романи-стика XIX– ХХ века:

А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн,                            Г .Уэллс, Э.М. Ремарк  и др. Обзор  (1 произ-ведение по выбору)

Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 6 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...

КТП 5 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 7 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 8 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...

КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...