КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_6_klass_uglublenk_a_suhih_i.n.docx100.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        ФГОС ООО

                                                  

                                  6  класс  (УМК   И.Н. Сухих)                             (4 часа в неделю, 136 часов  в год)

Учитель _____________________________________                     _____________________   уч.год

Курсивом выделены произведения и авторы, составляющие вариативную часть программы.

Жирным шрифтом выделены  темы уроков  для углубленного изучения

 Выделены цветом  номера  уроков по изучению произведений, которых нет в УМК, но они предусмотрены Примерной программой для изучения.

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

I триместр

Миф – 4 часа   вариативная часть + 2 часа углубл.изучения

В

Мифы и мифология. Мифы о сотворении мира и человека.

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение  взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология.  Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать, определять  сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

В

Мифологический герой.  Мифы о Геракле.  

Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку.

Двенадцать подвигов Геракла.

Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку.

В

Мифы об Ахилле.  

Ахилл как воплощение красоты и отваги  

Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей  судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть

Ахилла в «Илиаде» Гомера.

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку.

Мифы об Орфее.

Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных

представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа

и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эври-

дике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и награда

богов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея.

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку.

В

Миф и  легенда.

Легенда об Арионе.

Легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды.  

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Подготовка к домашнему сочинению

Рассказ о мифологических персонажах, именами кото-

рых названы созвездия.

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием  собствен ного жизненного и читатель ского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русский фольклор – 3часа + 2 часа  вариативная часть 

Былина как жанр фольклора.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Сюжет.

Былина как жанр фольклора. Особенности былин.  Гипербола и литота. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основа сюжета.

Выразительно читать фрагмент былины.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Образ  богатыря.

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя.

Характеризовать героя былины как воплощение национального характера

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Идея былины, ее художест венные  особенности.

Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Выразительно читать фрагмент былины. Определять идею былины, ее художественные  особенности.

В

 Баллада «Авдотья Рязаночка»

Историческое содержание в русских балладах.

Историческое содержание в русских балладах. Отражение

трагических событий монголо- татарского нашествия в балладе

«Авдотья Рязаночка».

Выразительно читать фрагменты, пересказывать,  давать оценку персонажу и его поступкам.

В

 Баллада «Авдотья Рязаночка»

 Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета.

Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи  и царя Ахмета.

Выразительно читать фрагменты, пересказывать,  давать оценку персонажу и его поступкам.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час    (литературные роды и жанры)

Летопись. История в документах и художественном творчестве.

Летопись как жанр древнерусской литературы.  Особенности летописного отражения событий. Представление о документальном и художественном.«Повесть временных лет» и летописец Нестор.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Древнерусская литература  - 1час вариативная часть + 2 часа углубл. изучения

В

 «Сказание о походе Олега на Царьград» Документальное и художественное в летописи.

Киевская Русь.  

 Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

«Сказание о Кожемяке» Образ Кожемяки в сказании.

Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов

богатырей.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы

«Сказание о белгородском киселе»

Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям.

Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы

Русская литература XIX века   (первая половина)  – 5 часов + 2 часа углубл. изучения

А.С.Пушкин - поэт-историк.

Летописный источник «Песни о вещем Олеге».

 Интерес Пушкина к истории России Летописи как источники художественного творчества.

Летописный источник «Песни о вещем Олеге».

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл противопостав ления образов Олега и кудесника.

Смысл противопостав ления образов Олега и кудесника.

Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...».

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции,  художественные средства

Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.   Устаревшая лексика.

Выразительно читать наизусть  фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

А. К. Толстой. «Курган»

Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении.  Художественная условность. Художественная правда и вымысел.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

А. К. Толстой  «Василий Шибанов»

Исторические события и их изображение в балладе «Василий  Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно- изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою.  Романтический герой.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.

И.А.Крылов «Волк на псарне».

Расшифровка аллегорий в басне.

Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека.

Выразительно читать наизусть  фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

И.А.Крылов «Волк на псарне». Мораль басни,  своеобразие языка

Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Выразительно читать наизусть  фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Русская литература XIX века (вторая  половина)  – 9 часов + 1час вариат часть + 2 часа  углубл. изучения

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»

Песня как жанр лирики. Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие.  Народность в искусстве.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

И.С.Тургенев  «Муму».

Реальная основа повести

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты . Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

И.С.Тургенев   «Муму».

Герасим в деревне и в городе.

Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Характе ризовать сюжет произведе ния, его темати ку, пробле матику, идейно-эмоциональ ное содержание.

И.С.Тургенев   «Муму».

Герасим и Татьяна.

Жестокость крепостничества. Особенности повествования, авторская позиция.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

И.С.Тургенев  «Муму».

Муму в жизни Герасима и барыни.

Образ Муму.  Муму в жизни Герасима и барыни.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произве дения. Подбирать  цитаты из текста литературного

произведения по заданной теме.

И.С.Тургенев   «Муму».

Смысл финала повести.

Выбор ценностей - выбор пути.
Смысл финала повести. Предстваление о повести.

Характеризовать тематику произведения, его, проблема  тику, идейно-эмоциональное содержание.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение-повествование    по  повести И.С. Тургенева «Муму».

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собствен ного жизненного и чита тельского опыта. Находить

ошибки и редактировать черновые варианты собст венных письменных работ.

И.С.Тургенев  «Певцы».  Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героя

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».  Художественная правда о крестьянской жизни в поэме.

Изображение жизни простого народа. Особенности ритмической организации.

  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».  Образы крестьянских детей  и средства их создания.

Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героя

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».   Образ героя-поэта.

Авторское отношение к героям.

Представление о поэме.

Различать образы лирического героя и автора в лирике. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении,

В

 Н.А.Некрасов «Железная дорога».

Идея стихотворения и способы ее выражения.

Своеобразие композиции стихо творения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строитель ства железной дороги — художе ственная правда и художествен ный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его  выражения. Смысл эпиграфа.

Характеризовать героев. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Н.А.Некрасов

«Железная дорога». Жанровое своеобразие стихотворения

Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный  вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения.

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Обзор –  3 часа + 1 час углубл. изучение

Тема родины в русской поэзии.

И. С. Никитин. «Русь»

А.К.Толстой «край ты мой, родимый край…»

И.Северянин «Запевка»

Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Сказовое повествование.  

П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования.

Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка» Образы талантливых людей из народа в сказе.

Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка» Образы талантливых людей из народа в сказе.

Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Русская литература XIX века   (вторая  половина)  –  5 ч.

Н.С.Лесков «Левша».

Образ Российской империи и его авторская оценка.

Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе. Образ Российской империи и его авторская оценка.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Н.С.Лесков «Левша»

История Левши и история

русского народа.

История Левши и история

русского народа. Художественное обобщение и конкретность образов Роль художественных деталей в создании образов

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем.

Н.С.Лесков «Левша»

Партиотизм человека из народа

Роль художественной условности, гиперболы в сказе.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Н.С.Лесков «Левша»

Образ повествователя и средства его создания.

Образ повествователя и средства его создания.

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении.

Н.С.Лесков «Левша»

Сказ и его художественная идея

Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея.

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Подбирать цитаты из текста

Русская литература XIX века  (первая половина)  –  2 ч.

И.А.Крылов «Свинья под Дубом». Аллегория как сред ство раскрытия определённых качеств человека.

Представление о сатире и юморе. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

И.А.Крылов «Свинья под Дубом». Мораль басни, форма её воплощения.

Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова.

Выразительно читать наизусть

Обзор –  1 час

Жанр басни

Ж. де Лафонтен. «Желудь  и тыква»,  Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб»  Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIIIвв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

II триместр

Русская литература XIX века   (вторая  половина)  –   2 часа

А.П. Чехов  «Хамелеон».

Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказе.  

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах..

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

А.П. Чехов  «Хамелеон». Роль художественной детали. Смысл названия

Роль художественной детали. Смысл названия

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Обзор –   1 час + 1 час углубл. изучение

М.М. Зощенко «Аристократ ка»    Смысл названия рассказа

Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение.

Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Жанр рассказа

М.М.Зощенко  «Галоша»

Смешное и грустное в рассказе  

История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Зарубежная литература – 5 часов

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».  Сюжет романа.

Представление о романе. Образ путешественника в литературе. Преобразование мира как жизненная потребность человека.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».  

Образ Робинзона Крузо.

Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Мужество  человека и его умение  противостоять жизненным невзгодам.

Образ Робинзона Крузо.   Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Дружба и преданность как основа взаимоотношений.

Дружба и преданность как основа взаимоотношений.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Жанровое своеобразие романа.

Жанровое своеобразие романа.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, жанровое своеобразие романа.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение  сочинение  по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

  Русская литература XIX века  (вторая  половина)  –  5 часов

А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…»

Философская проблематика стихотворения.

Философская проблематика стихотворений Фета.  Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

Воспринимать текст литературного произведения.

XIX в.  Выразительно читать   читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.

А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»  Единство  природы и  человека.

Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека и природы.

Ф. И. Тютчев.

«С поляны коршун поднялся…».  Природные образы и средства их создания.

Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека.

Давать общую характеристику художественного мира произведения.

Ф.И.Тютчев ««Есть в осени первоначальной…».

Философская проблематика стихотворения.

Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Ф. И. Тютчев.

 «Фонтан». Параллелизм в описании жизни природы и человека

Философская проблематика стихотворений Тютчева.. Природные образы и средства их создания.

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Русская литература XX века  (первая половина)  –  2 часа + 4 часа углубл. изучение

С.А.Есенин  

 «Гой ты, Русь моя родная…» Лирический герой и мир природы.

Основные темы и образы поэзии Есенина. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха.

Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения

С.А.Есенин  

«Нивы сжаты, рощи голы…» Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Лирический герой и мир природы. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по
тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

С.А.Есенин  

 «Я покинул родимый дом…»

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Б. Л. Пастернак. «Июль»

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи»   Картины родной природы в изображении   поэта.

«Под дождем», «Осеннее утро» Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи»  Изобразительно-выразительные средства а стихах.

«Последние канны» Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Обзор –   2 часа + 1час  углубл. изучение

Тема природы в русской поэзии

А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

И.А.Бунин «Лес, точно терем расписной…»  Картины родной природы в изображении русских поэтов.

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

А.А.Фет «Чудная Картина»,  Н.А. Заболоцкий «Гроза идет». Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по
тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

А. К. Толстой  «Край ты мой, родимый край!..»

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час  +  7 часов  углубл. изучения

Художественная речь

Изобразительно-выразительные средства в лирике  

Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Ч.Т.Айтматова   «Белый пароход».

Вечные ценности в повести  

Повесть - сказка Ч. Т. Айтматова. Сюжет. Композиция повести.  Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Ч.Т.Айтматов    «Белый пароход».

Образ мальчика, способы его создания.

 Образ мальчика, способы его создания .   Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание. Средства выражения авторского отношения к героям. Образ деда Момуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия. Образ шофера и его роль в повести.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Ч.Т.Айтматов   «Белый пароход»

Образ природы и его роль.

Легенда о Рогатой матери- оленихе и ее смысл.

Составлять план, в том числе цитатный, литера турного произведения.

Ч.Т.Айтматов   «Белый пароход».

Смысл названия и авторская идея.

Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Э.Т.А.Гофман

«Щелкунчик и мышиный король».

Волшебный мир Гофмана.

Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари.

Воспринимать текст литературного произведе ния. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Э.Т.А.Гофман

«Щелкунчик и мышиный король».   Образы героев.

Средства создания образа девочки.  Странности Мари.  Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними.

Характеризовать героя литературного произведения  Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения  

Э.Т.А.Гофман

«Щелкунчик и мышиный король».

Волшебное и реальное в произведении

Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения.

Характеризовать героя литературного произведения  Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения  

  Русская литература XIX века   (первая половина)  –  5 часов

Н.В.Гоголь  «Ночь перед Рождеством».

Картины народной жизни.

Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).  Описания украинского села.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Н.В.Гоголь  «Ночь перед Рождеством».

Герои повести  

Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов.

Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.

Н.В.Гоголь  «Ночь перед Рождеством».

Изображение конфликта темных и светлых сил.  

Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики

Составлять план, в том числе цитатный, литера турного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Н.В.Гоголь  «Ночь перед Рождеством».

Описания   Петербурга.

Описания   Петербурга.

Составлять план, в том числе цитатный, литера турного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Н.В.Гоголь  «Ночь перед Рождеством».  Характер повествования

Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

Выявлять характерные   темы, образы и приемы изображения человека.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час  

Изложение эпизода из повести  Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством».

Письменное изложение  литературного текста  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения.

Писать изложение на литературном материале.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Обзор – 2 часа

Литературная сказка

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравственные проблемы  сказки.

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Воспринимать текст литературного произведе ния. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»   Поучительный характер сказки.

Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Характеризовать героя литературного произведения  Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения  

III триместр

Русская литература XX века (первая половина)  –  7 часов + 4 часа углубл. изучения

А.Грин «Алые паруса».

Мечты и реальная действительность в повести.

Мечты и реальная действительность в  повести.  Воплощение мечты как сюжетный  приём.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты. Харак теризовать сюжет произве дения, его тематику, проблематику, идейно-эмо циональное содержание.

А.Грин «Алые паруса».

История Ассоль.

Мечты и реальная действительность в  повести.  История Ассоль.

Характеризовать героя литературного произведения Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

А.Грин «Алые паруса». Детство и юность Грея, его взросление и возмужание.

Живая душа Артура Грея.  Детство и юность Грея, его взросление и возмужание.

 Характеризовать героя литературного произве дения Формулировать вопросы по тексту произве дения.    

А.Грин «Алые паруса».

Встреча с волшебником как знак судьбы.

Предсказание Эгля. Встреча с волшебником как знак судьбы.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

А.Грин «Алые паруса».

Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции.

Мечты и реальная действительность в  повести.  Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произве дения, в том числе с исполь зованием цитирования.

А.Грин «Алые паруса».

Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произве дения, в том числе с исполь зованием цитирования.

А.Грин «Алые паруса».

Художественный мир А.Грина.

Мечты и реальная действительность в  повести.  Алые паруса как образ мечты.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.  Делать выводы об особенностях художествен ного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения  

Е.Л. Шварц

«Обыкновенное чудо».

Сюжет, смысл названия,  конфликты в пьесе-сказке  

Спектакль. Пьеса. Драма.

Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты. Харак теризовать сюжет произве дения, его тематику, проблематику, идейно-эмо циональное содержание.

Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо».  Образы Медведя и Принцессы

Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Характеризовать героя литературного произведения Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо».  Причины конфликта героев и его преодоление

Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека,  причины конфликта героев и его преодоление.  

 Характеризовать героя литературного произве дения Формулировать вопросы по тексту произве дения.    

Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо».

Смешное и грустное в пьесе.

Смешное и грустное в пьесе.

  Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.  Делать выводы об особенностях художествен ного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения  

Русская литература XIX века (первая половина)  –  1 час + 3 часа углубл. изучения

А.С. Пушкин «И..И.Пущину»

Жизненная основа стихотво рения.

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.  Дружба в жизни поэта. Лицейские друзья. Встреча опального поэта с другом в Михайловском. Дружеское послание как жанр лирики.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фраг менты.  Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

А.С. Пушкин  И.И.Пущину».

Мотив дружбы в стихотворе нии

Мотивы дружбы, прочного союза друзей в стихотворении.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения

А. С. Пушкин. «Выстрел»  

События и композиция повести.

События и композиция повести.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

А. С. Пушкин. «Выстрел»  

Образы  графа и Сильвио.

Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльного кодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее  достижения. Средства создания образов персонажей.

Характеризовать героя.  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

А. С. Пушкин. «Выстрел»  

Авторское отношение к событиям и героям.

Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действия как особенности пушкинской прозы.

Характеризовать героя.  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Русская литература XX века  (первая половина)  –  2 часа

В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».   Одиночество лирического героя, его  противопоставле ние толпе обывателей.

Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского.  Одиночество лирического героя, его  противопос тав ление толпе обывателей.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фраг менты.  

В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения

Гуманистический пафос стихотворения.  Своеобразие ритмики и рифмы.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Русская литература XX века (вторая  половина)  –  5 часов

В.Г. Распутин «Уроки французского».  Изображение трудностей послевоенного времени.

Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из рассказа  В.Г. Распутина «Уроки французского».

Письменное изложение  литературного текста  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения.

Писать изложение на литературном материале.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

В.Г. Распутин «Уроки французского».  

Характер главного героя.

Изображение трудностей послевоенного времени. Мужество ребенка в борьбе за жизнь.

Характеризовать героя.  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

В.Г. Распутин «Уроки французского».

Образы детей в изображении писателя.

События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образы детей в изображении писателя.

Характеризовать героя.  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

В.Г. Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости

События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости

Характеризовать героя.  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения.

Нравственная проблематика произведения.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Характеризовать  тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.произведения.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение по рассказу  В.Г. Распутина «Уроки французского».

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Обзор – 15 часов + 5 часов  углубл. изучения

Жанр баллады

В.Скотт «Клятва Мойны» Своеобразие балладного сюжета.

История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Жанр новеллы. 

П.Мериме «Видение Карла XI» Сюжет,  герои новеллы.

История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле.  

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику.  Харак теризовать героя литератур ного произведения          

П.Мериме «Видение Карла XI» Конфликт в новелле.

Особая  роль   острого конфликта, драматизма действия в новелле.

Формулировать вопросы по тексту произведения.     Да вать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

П.Мериме «Видение Карла XI».Особенности композиции новеллы.

Особенности композиции новеллы.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

Сюжет, композиция и конфликт новеллы.

Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

Образ Маттео Фальконе

Портрет Маттео Фальконе, история его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев.

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику,проблематику.  Хара ктеризовать героя лите ратурного произведения          

П. Мериме «Маттео Фальконе»

История предательства

История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов.

Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

Художественные особенности новеллы

Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел».

Давать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

Э.А.По Новелла «Низвержение в Маль-стрем» Сюжет новеллы.

Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Э.А.По Новелла «Низвержение в Маль-стрем»  Характеры героев.

 Характеры героев. Поступки и обстоятельства, нравственные проблемы.

Характеризовать героя литературного произведе ния. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.  

Э.А.По Новелла «Низвержение в Маль-стрем»

Художественные особенности новеллы

Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.

Образы персолнажей.

Давать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

Тема детства в русской и зарубежной литературе

А.П.Чехов «Мальчики» Образы детей в произведении

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

А.П.Чехов «Мальчики» Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику.  Харак теризовать героя литератур ного произведения          

Русские и зарубежные писатели о животных

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес» Сюжет.  Образ животного в рассказе

Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»   Нравственные проблемы в произведении

Нравственные проблемы в произведении

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику.  Харак теризовать героя литератур ного произведения          

Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка»  Сюжет. Образ животного в рассказе

Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Образы животных в произведениях художественной литературы.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Взаимоотношения человека и животного в рассказе.

Взаимоотношения человека и животного в рассказе.

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику.  Харак теризовать героя литератур ного произведения          

Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Нравственные проблемы в произведении

Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Военная тема в русской литературе

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» Идейно-эмоциональное содержание произведения.

Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Характеризовать  тематику  произведения, его пробле матику, идейно-эмоциональ ное содержание.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» Образ ребенка  в произведениях о Великой Отечественной войне.

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику.  Харак теризовать героя литератур ного произведения          

Зарубежная литература – 2 часа

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  

Образы повествователя и Маленького принца.

Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку.

Воспринимать текст литературного произве дения.  Выразительно читать фрагменты.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  Нравственная проблематика сказки.

Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире.

Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику.  Харак теризовать героя литератур ного произведения          

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час    

Художественный  вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Художественный  вымысел. Правдоподобие и фантастика

Рекомендации для чтения летом.

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики.

Содержание вариативной  части программы

6 класс

 

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство  и его законы. Античная мифология.

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях  (Геракл, Ахилл, Орфей).

Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя  Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея.

Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.

2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей

судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера.

3. Легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды.  

Теоретико- литературные знания. Представление о мифе.  . Мифологический герой. Представление о легенде. Миф и литература.

Культурное пространство. Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Мифологический словарь.

 

 

Баллада «Авдотья Рязаночка»

Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо- татарского нашествия в балладе «Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета.

 

Летопись «Повесть временных лет»   Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий.   «Повесть временных лет» и летописец Нестор.

«Сказание о походе князя Олега на Царьград». Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи.

 

«Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его  выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения.

Содержание программы  для углубленного изучения

6  класс

Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.

«Сказание о Кожемяке». Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов

богатырей.

«Сказание о белгородском киселе». Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям.

Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия.

Теоретико- литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза.

А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов»

Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских

вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставление с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещем Олеге» А. С. Пушкина.  Исторические события и их изображение в балладе «Василий  Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно- изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою. Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языка

в послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторская романтизация событий и образов. Прямая речь Шибанова в финале баллады, ее

смысл и роль в произведении. Неоднозначность авторского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Теоретико- литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художе-

ственном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация.

Культурное пространство. Эпоха Ивана Грозного, опричнина.

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»

Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры, роль художественных средств в создании настроения. Усиление печали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальность поэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру. Сравнение с лирическими фольклорными песнями.

Теоретико- литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм,  звуковой мелодизм. Символика песен.

Н. А. Некрасов.  «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный

вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения.

М. М. Зощенко. «Аристократка»

Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение.

Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.

Теоретико- литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства.

Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов.

Кинофильм Л. Гайдая «Не может быть!».

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»

Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.

Б. Л. Пастернак. «Июль»

Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ летнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необыного жильца и авторское отношение к нему.

Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,  «Осеннее утро», «Последние канны»)

Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзаж и способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.

Теоретико- литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях.

Культурное пространство. Русская поэзия XX века и русские поэты. Специфика языков разных искусств и их общность.

Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход»

Повесть- сказка Ч. Т. Айтматова. Композиция повести. Образ мальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе. Легенда о Рогатой матери- оленихе и ее смысл. Образ природы и его роль. Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание. Средства выражения авторского отношения к героям. Образ деда Момуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия. Образ шофера и его роль в повести. Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея.

Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари. Странности Мари. Средства создания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дрос-

сельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения.

Теоретико- литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии и образы- двойники. Идея.

Культурное пространство. Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников,

анимация.

Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»

Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе. Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Теоретико- литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.

Культурное пространство. Интерпретаторы пьес Е. Шварца (М. Захаров). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М. Захарова «Обыкновенное чудо».

А. С. Пушкин. «Выстрел»

События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльного кодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее  достижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действия как особенности пушкинской прозы.

Теоретико- литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, история его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Вы-

стрел».

Теоретико- литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя.

Культурное пространство. А. С. Пушкин и П. Мериме. Дуэль и дуэльный кодекс. Корсика и корсиканские обычаи.

Матрица выполнения программы по литературе  ФГОС ООО

6 класс

Дидактические единицы

Количество часов

1 трим

2 трим

3 трим

           год

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

3

0

0

3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

0

0

0

0

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XVIII в.

0

0

0

0

Д. И. Фонвизин.  

Н. М. Карамзин.  

Г. Р. Державин.  

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XIX в.  (первая половина)

7

5

2

14

И. А. Крылов.  

4

4

В. А. Жуковский.   

А. С. Грибоедов.  

А. С. Пушкин.

3

2

5

М. Ю. Лермонтов.

Н. В. Гоголь.  

5

5

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XIX в.  (вторая  половина)

14

7

0

21

Ф. И. Тютчев.  

3

3

А.А. Фет.  

2

2

И. С. Тургенев.

6

6

Н. А. Некрасов.  

3

3

Н.С.Лесков  (из обзора)

5

5

Л. Н. Толстой.  

А. П. Чехов.

2

2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XX в. (первая половина)

0

2

9

11

И. А. Бунин.  

А. И. Куприн.  

М. Горький.  

И. С. Шмелев.  

А. А. Блок.  

В. В. Маяковский.  

2

2

С. А. Есенин.  

2

2

А. А. Ахматова.  

А. П. Платонов.  

А.С. Грин.  

7

7

М. А. Булгаков.  

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XX в.   (вторая  половина)

0

0

5

5

А. Т. Твардовский.  

М. А. Шолохов.  

Н. М. Рубцов.   

В. М. Шукшин.  

В. Г. Распутин.  

5

5

В.П. Астафьев.  

А. И. Солженицын.  

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

0

0

0

0

Габдулла Тукай.  

Мустай Карим.  

Расул Гамзатов.  

Кайсын Кулиев.  

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

0

5

2

7

Гомер.  

Данте.  

У. Шекспир.  

М. Сервантес.  

И. В. Гете.  

Д. Дефо.  

5

5

Ж. Б: Мольер.  

Дж. Г. Байрон.  

А. де Сент-Экзюпери.  

2

2

Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день»

ОБЗОР

4

5

15

24

Героический эпос

Литературная сказка

2

2

Жанр басни

1

1

Жанр баллады  

1

1

Жанр новеллы

5

5

Жанр рассказа

1

1

Сказовое повествование

2

2

Тема детства в русской и зарубежной литературе.

2

2

Русские и зарубежные писатели о животных .

5

5

Тема природы в русской поэзии

2

2

Тема родины в русской поэзии

1

1

Военная тема в русской литературе

2

2

Автобиографические произведения русских писателей

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

1

1

1

3

Литература как искусство словесного образа

Художественный образ. Персонаж

Художественный мир

1

1

Сюжет и композиция. Конфликт

Авторская позиция

Тематика и проблематика.

Художественная речь.

1

1

Литературные роды и жанры

1

1

Литературный процесс

Древнерусская литература

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX в.

Русская литература XX в.

12.

Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

2

2

2

6

         сочинений аудиторных

1

1

1

3

        сочинений домашних

1

0

0

1

        изложений

0

1

1

2

Вариативная часть программы

8

0

0

8

Углубленное изучение

9

13

12

34

ПО ПРОГРАММЕ

48

40

48

136

ДАНО