КТП 8 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8_klass_uglublenka_suhih_102_chasa.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        ФГОС ООО

                                                 

8  класс  (УМК   И.Н. Сухих)                             (2 часа в неделю, 68 часов  в год)

Учитель _____________________________________                     _____________________   уч.год

Курсивом  выделены  темы уроков  для углубленного изучения.

№ п/п

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

I триместр

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

Литературное произведение как художественное целое.

Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Роды и жанры литературы. Вечные темы в литературе. Образ-символ.

Поиск информации в учебнике и в Интернете.

Зарубежная литература – 3  часа

 У

Тема 1.О любви  

Раздел 1. О любви — в лирике

Данте Алигьери  «Новая жизнь»

Фрагмент гл. XXVI

Неземная любовь к земной женщине в сонетах Данте.

Неземная любовь к земной женщине в сонетах Данте. Обожествление возлюбленной — идеала благородства и красоты.

Условность образа возлюбленной. Художественные приемы создания ее образа.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

У

Ф. Петрарка. Сонет 160

Конкретность и жизненность образа возлюбленной в сонете Петрарки.

Традиции Предвозрождения в поэзии Петрарки и их преодоление (на примере сравнения с сонетом Данте). Конкретность и жизненность образа возлюбленной в сонетах Петрарки, противоречивость и изменчивость любовных переживаний. Музыкальность стиха Петрарки, драматизм сонетов и художественные средства создания образов.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

У. Шекспир Сонет 130 «Её глаза на звезды не похожи»

Образ любви и возлюбленной в сонетах Шекспира.

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма, позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Сонет. Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Перенос идеала с небес на землю. Образ любви и возлюбленной в сонетах Шекспира.

Анализ текста. Выразитель-ое чтение. Сопоставление близких по теме произведе-ний разных авторов. Сопо-ставление оригинального текста и перевода. Отзыв о переводе. Сравнение пере-водов.

Русская литература XIX века  (первая половина) – 4 часа

 А. С. Пушкин  «Мадона»

Смысл названия стихотворения.  Одухотворенность и чистота чувства любви.

Смысл названия стихотворения. Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Одухотворенность и чистота чувства любви. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. Образы- символы в сонете. Смысловые части сонета. Связь стихотворения с другими видами искусства.

Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация. Сравнение музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы о музыкальных интерпретациях стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ сонета

А.С. Пушкин «Я вас любил…»

М. Ю. Лермонтов  «Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви.

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении Пушкина и взрыв возмущения в стихотворении Лермонтова. Любовь как высшая радость жизни, разнообразие художественных красок в создании образа любви в стихотворении Пушкина. Поиск равного себе по самоотдаче в любви и накалу чувств в романтическом стихотворении Лермонтова.

Сосредоточенность на собственных чувствах лирического героя Лермонтова и обращенность к чувствам возлюбленной в стихотворении Пушкина. Яростное обличение любимой в диалогическом монологе у Лермонтова, скрывающем боль лирического героя.

Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация. Сравнение музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы о музыкальных интерпретациях стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ стихотворения

А.С.Пушкин «Сожженное письмо»

Н.А. Некрасов «Горящие письма»

Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства.

Стремление лирического героя стихотворения «Сожженное письмо» продлить любовь и преодолеть разлуку, торжество гармонии в любовном чувстве. Способность человека любить как бесценный дар в стихотворении Пушкина. Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. Повторы и эпитеты и их роль в описании. Невидимое присутствие возлюбленной и отсутствие конкретного образа женщины.

Конфликт героев, невозможность компромисса и разрушение отношений в стихотворении Некрасова «Горящие письма». Яркий, конкретный образ женщины, равной мужчине по силе характера и чувства. Способы создания образов. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова. Развитие любовной лирики, ведущее к конкретизации женского образа.

Выразительное чтение. Со-поставление близких по теме произведений разных авто-ров. Мелодекламация. Срав-нение музыкальных интер-претаций одного стихотво-рения. Отзывы о музыкаль-ных интерпретациях стихо-творений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ стихотворения

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный

мир человека.

Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока.

Выразительное чтение. Мелодекламация.

Проект

Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. Женщины —адресаты их любовной лирики.

Представление проектов.

Литература XX века (первая половина) – 1 час

А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе»

Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный мир человека

Выразительное чтение. Со-оставление близких по теме произведений разных авто-ов. Мелодекламация. Сравнение музыкальных интер-претаций одного стихотво-рения. Отзывы о музыкаль-ных интерпретациях стихо-творений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ стихотворения

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение

Тема любви в  стихах русских поэтов

Сравнительный анализ стихов А.С.Пушкина «Сожженное письмо» и  Н.А. Некрасова «Горящие письма» (стр. 43)

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Сожженное письмо» (стр. 40-41)

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Горящие письма» (стр. 43)

Тема любви в  стихах русских поэтов

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Зарубежная литература – 1 час

У

В. Скотт  «Клятва Норы»

Противопоставление действительности романтическому идеалу.

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки. Противопоставление действительности романтическому идеалу. Символика имени героини. Авторская позиция.

Анализ текста. Опреде-ление  темы и основной мысли произведения. Различные виды пере-сказа. Выявление  осо-бенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, ха-рактеристика героев-персонажей,   сравни-тельные характеристики оценивание  системы персонажей

Русская литература XIX века  (первая половина) – 6 часов

Раздел 2. О любви — в эпосе

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Замысел и история создания романа.

Исторические события и судьбы частных людей.

Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции.

Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

«Капитанская дочка» как исторический роман: частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа.

Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под-

готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Характер Гринева и художественные средства его создания.

Роман Пушкина как семейная хроника, рассказывающая об истории женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой.

Характер Гринева и художественные средства его создания. Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга и авторская оценка его поступка. Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева.

Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа.

Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под-

готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Тема "русского бунта" и образ Пугачева.

Три встречи Гринева и Пугачева, классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу. Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская — и невозможность компромисса между ними.

Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа.

Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под-

готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Образ Швабрина как антипода Гринева.

Гринев и Швабрин. Образ Швабрина как антипода Гринева. Тема чести в романе

Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа.

Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под-

готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева.

Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа.

Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под-

готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Образ Екатерины II.    Милосердие как право монарха и потребность сердца.

Тема милости и справедливости.

Милосердие как право монарха и потребность сердца.

Анализ текста. Составление плана произведения. Срав-нение фабулы и системы об-разов романа с фольклорной волшебной сказкой. Пись-менный анализ образа одно-го из героев романа.

Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Подготовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпи-графов с содержанием глав романа.

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

  У

Композиция литературного произведения. Рамочные компоненты текста

Композиция литературного произведения. Рамочные компоненты текста

Поиск информации в учебнике и в сети Интернет. Владение литературными понятиями.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Способы выражения авторской позиции и художественная идея произведения.

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Домашнее  сочинение (По роману  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

Тема милости и справедливости.

Роль эпиграфов. 

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русская литература XIX века  (вторая половина) – 9 часов

 У

Ф. М. Достоевский  «Униженные и оскорбленные».

Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского.

Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского. Отношение Н. С. Ихменева к чести. «Особенная гордость» бедных людей. Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина («Дубровский», «Станционный смотритель») и Гоголя («Шинель»). Любовь в романе и ее вариации: чувства родителей к детям, чувства влюбленных и чувства детей к родителям. Борьба с любовью и ее последствия.

Поиск названий к частям романа и к главам в одной из частей. Письменный анализ образа Нелли и одного из эпизодов романа («Встреча Ивана Петровича с Нелли», «Жизнь Нелли у мещанки Бубновой» и др.).

 У

Ф. М. Достоевский  «Униженные и оскорбленные».

Образ Наташи: чувства девушки к Алеше и к родителям, причины ее выбора.

Образ Наташи: чувства девушки к Алеше и к родителям, причины ее выбора. Причины и суть конфликта между Ихменевым и Наташей как конфликта чувства и долга.

Создание или описание

серии иллюстраций «Петербург в романе Ф. М. Достоевского  Униженные и оскорбленные”» и иллюстраций, связанных с образом Нелли («Нелли ждет старика Смита на лестнице», «Нелли просит милостыню» и др.).

 У

Ф. М. Достоевский  «Униженные и оскорбленные».

Смысл истории семьи Смита и ее роль в романе.

Смысл истории семьи Смита и ее роль в романе. Сопоставление сюжета о семье Смита

с историей пушкинского станционного смотрителя Самсона Вырина.

Сравнение конфликтов между Дубровским- отцом и Троекуровым в романе Пушкина «Дубровский» и между Ихменевым и князем

Волковским в романе Достоевского.

 У

Ф. М. Достоевский  «Униженные и оскорбленные».

Образ князя Валковского и особенности композиции романа

Образ князя Валковского и особенности композиции романа: знакомство с князем через рассказ Ивана Петровича задолго до включения Валковского в действие. Двойственность облика князя. Художественные средства создания образов персонажей в романе. Представления князя о счастье и средствах его достижения.

Сравнение конфликтов

между Самсоном Выриным и Дуней в повести Пушкина

«Станционный смотритель» и между Ихменевым и Наташей

в романе Достоевского. Сравнение образа Петербурга в повести

Гоголя «Шинель» и в романе Достоевского

У

Ф. М. Достоевский  «Униженные и оскорбленные».

Антитеза «добро — зло» в романе и средства ее создания.

Сопоставление образов отцов в романе. Проблема эгоизма и альтруизма. Разные виды эгоизма и герои- эгоисты: «эгоизм страдания» (Ихменев, Наташа), эгоизм наивный (Алеша, Катя), «хищнический эгоизм» (Валковский). Образ Ивана Петровича как альтруиста — антипода князя Валковского. Антитеза «добро — зло» в романе и средства ее создания. Иван Петрович как герой романа и как рассказчик. Роль этого композиционного приема в структуре романа. Образ Нелли и его роль в романе. Отношение Достоевского к детям. Идея Ихменева о том, что счастье «униженных и оскорбленных» не в сопротивлении злу, а в совместном переживании страданий, и авторская позиция. Отношение писателя к страданию как очищению и залогу спасения души.

Сравнение конфликтов

между Самсоном Выриным и Дуней в повести Пушкина

«Станционный смотритель» и между Ихменевым и Наташей

в романе Достоевского. Сравнение образа Петербурга в повести

Гоголя «Шинель» и в романе Достоевского

И. С. Тургенев. «Ася»

Природная непосредственность и оригинальность Аси

Ситуация rendez-vous в прозе Тургенева. Любовь как испытание героев в повести. Мир бюргеров — и природная непосредственность и оригинальность Аси.

Анализ текста. Подбор репродукций картин для иллюстрирования повести. Прослушивание и анализ музыкальных произведений, звучащих в повести

И. С. Тургенев. «Ася»

Особенности характера Ганина.

Особенности характера Ганина. Надежды и разочарования героев. Желание любви и неспособность Н. Н. на поступок.

Анализ текста. Письменный анализ эпизода «Свидание господина Н. Н. с Асей». Подбор репродукций картин для иллюстрирования пове-сти. Прослушивание и ана-лиз музыкальных произведе-ний, звучащих в повести

И. С. Тургенев. «Ася»

Смысл финала и художественная идея повести.

Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям и их поступкам и средства его выражения в произведении. Смысл финала и художественная идея повести.

Анализ текста. Подбор репродукций картин для иллюстрирования пове-сти. Прослушивание и анализ музыкальных произведений, звучащих в повести

  У

И. С. Тургенев «Первая любовь»

Автобиографический характер «Первой любви»

Автобиографический характер повести. Сюжет, композиция повести, прототипы героев,  зарождение чувства,  мечты о счастье,   горькие муки ревности. Идея повести. Чувства  и связанные с ними душевные переживания  юного героя, полудетская влюблённость которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

 У

Анализ и интерпретация эпизода  

I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);

II вариант: “Гроза” (гл. VII);

III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);

IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

Анализ и интерпретация эпизода  

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

У

Композиция литературного произведения. Компоненты текста.   Система персонажей.

Система персонажей. Литературные двойники. Образ персонажа, образ- переживание. Конфликт и характер в драме. Фольклорные сюжеты в литературе. Взаимосвязь тематики, проблематики, стиля, авторского сознания и эпохи, в которой живет автор. Жанр как средство выражения авторского взгляда на мир.

Поиск информации в учебнике и в сети Интернет. Владение литературными понятиями.

Проза конца XIX – начала XX вв – 4 часа

И. А. Бунин. «Темные аллеи»

Смысл названия рассказа и его художественная идея.

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина. Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Любовь и ее вариации. Образы Николая Алексеевича и Надежды в рассказе «Темные аллеи». Роль деталей в создании образов персонажей и образов пространства- времени. Прошлое и настоящее героев. Конфликт между чувствами и социальными нормами. Смысл названия рассказа и его художественная идея.

Анализ текста. Подбор музыки к эпизодам рассказа «Холодная осень». Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров

Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи».

И. А. Бунин  «Холодная осень»

Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа.

Образ рассказчицы в рассказе «Холодная осень». Композиция произведения и соотношение его частей. Детализация в повествовании о прощании героини с возлюбленным и лаконизм повествования о ее дальнейшей жизни. Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа.

Анализ текста. Подбор музыки к эпизодам рассказа «Холодная осень». Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров

Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода

Редактирование черновые варианты собственных письменных работ.

 У

И. А. Бунин  

«Кавказ», «Красавица», «Таня» и другие рассказы из сборника «Темные аллеи»

Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героев к любви. Художественная идея рассказа.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

У

Экранизация произведений И.Бунина

Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героев к любви. Художественная идея рассказа.

Просмотр экранизации произведения. Сопоставление литературного произведения и его экранизации.

Литературные сказки XIX – XXвека – 2 часа

Раздел 3. О любви — в драме

Специфика драматического рода литературы

Компоненты драматического текста.

А. Н. Островский  «Снегурочка»

Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни.

Специфика драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме. Компоненты драматического текста.

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Пьеса- сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. Драматический род литературы и его особенности. Проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни.

Сравнительный анализ образов персонажей. Составление словаря устаревших слов. Сочинение речей в защиту героев  пьесы — Мизгиря, Леля, Купавы. Прослушивание оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» и сопоставление образов персонажей в опере и пьесе А. Н. Островского. Анализ декораций к пьесе (Снегурочка в изображении В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и Н. К. Рериха). Анализ критических отзывов о пьесе Островского.

II триместр

А. Н. Островский  «Снегурочка»

 

Контрастные краски любви.

Образы Бобыля и Бобылихи, их юмористическая окрашенность. Мудрость царя, следующего законам природы. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение. Неоднозначность отношения к Снегурочке автора, читателя и персонажей пьесы. «Сердечная остуда» как нарушение нормы жизни. Образы Леля, Купавы и Мизгиря. Контрастные краски любви. Символическое значение «печальной кончины» Снегурочки и «страшной погибели» Мизгиря. Способы создания образов в драматическом произведении. Художественная идея произведения.

Сравнительный анализ образов персонажей. Составление

словаря устаревших слов. Сочинение речей в защиту героев  пьесы — Мизгиря, Леля, Купавы. Прослушивание оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» и сопоставление образов персонажей в опере и пьесе А. Н. Островского. Анализ декораций к пьесе (Снегурочка в изображении В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и Н. К. Рериха). Анализ критических отзывов о пьесе Островского.

Русская литература XIX века  (первая половина) – 1 час

Тема 2. О Родине    

Раздел 1. О Р одине — в лирике  

М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов.

М. Ю. Лермонтов. «Родина»

 «Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии авторского отношения к России. Антитеза и ее значение в стихотворении. Одиночество лирического героя и образы «союза» в природе и жизни человека. Мечта героя и невозможность ее осуществления. Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему.

Русская литература XIX века  (вторая половина) – 1 час

Ф. И. Тютчев  «Эти бедные селенья…»

Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности.

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

 У

Сопоставительный  анализ стихотворений Ф. И. Тютчева   «Эти бедные селенья…» и   М. Ю. Лермонтова  «Родина»

Сопоставительный  анализ стихотворений Ф. И. Тютчева   «Эти бедные селенья…» и   М. Ю. Лермонтова  «Родина»

Сопоставительный  анализ стихотворений Ф. И. Тютчева   «Эти бедные селенья…» и   М. Ю. Лермонтова  «Родина»

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

   У

Синтаксические средства выразительности

Риторические вопросы, риторические восклицания,  риторические обращения, синтаксический параллелизм, градация, инверсия, анафора, эпифора.

Поиск информации в учебнике и в сети Интернет. Владение литературными понятиями.

Русская литература XX века  (первая половина) – 2 часа

А. А. Блок  «Россия»

Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт.

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева. Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. Фольклорные образы в стихотворении. Оппозиции «разбойной красы», угрозы — и терпения, внутренней динамики — и неизменности в образе Родины.

Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Со-поставление стихотворений разных авторов на одну те-му. Выразительное чтение и анализ стихотворения.  

С. А. Есенин  «Русь»

Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения.

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны. «Кроткая родина» и мужество ее защитников — пахарей- богатырей. Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. Смена лирических голосов. Роль образов природы. Поэтическая перекличка образов Руси Есенина и Блока.

Сопоставление стихотворения

С. А. Есенина «Русь» и картины А. М. Васнецова «Родина».

Поэзия второй половины XX века – 1 час

И. А. Бродский  «Стансы городу»

Замена образа Родины образом родного города. Неразрывная связь человека и города. Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения. Тонкость поэтической формы и глубина поэтического чувства. Вытеснение общезначимого и замещение его индивидуальным отношением. Пафос стихотворения.

Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему.

Литература народов России – 1 час

Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее.

Р.Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Национальное и общечеловеческое в стихотворении

К Кулиев «Стихи о Родине»

Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа

А.А. Ахматова. «Мужество».

Образ Родины и его связь с родным языком. Патриотизм и лаконизм Ахматовой. Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее.

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения. Особенности художественной образности Гамзатова. Национальное и общечеловеческое в патриотической лирике

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы произведения. Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа.

Выразительное чтение и анализ стихотворения. Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение

Тема Родины в стихах русских поэтов.

Тема Родины в стихах русских поэтов.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русская литература XVIII века – 2 часа

Раздел 2. О Родине — в эпосе

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

История создания произведения и судьба его автора. Образ России.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

История создания произведения и судьба его автора. Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Анализ текста. Выразительное чтение

У

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Образ автора и образ мира в «Путешествии…».

Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. Образ автора и образ мира в «Путешествии…». Аллегории и символы в эпизоде «Сон путешественника». Ода «Вольность» и ее роль в произведении.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

Проза русской эмиграции – 4 часа

И. С. Шмелев «Лето Господне»

История создания произведения. Система образов.

Автобиографическая проза И. С. Шмелева. История создания произведения.

Поиск материала о христианских праздниках, описанных в произведении.

  У

И. С. Шмелев «Лето Господне»

Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина.

Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем».

Создание устных словесных портретов героев и описаний интерьера.  Сопоставление главы «Крестный ход (Донская)» из повести

И. С. Шмелева и картины И. Е. Репина «Крестный ход на

Пасху».

 У

И. С. Шмелев «Лето Господне»

Дом и Город в произведении.

Дом и Город в произведении.

Сравнение образов отца Вани и подрядчика из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога».

 У

И. С. Шмелев «Лето Господне»

Особенности художественного времени и пространства.

Образ России. Особенности художественного времени и пространства.

Сопоставление повестей Л. Н. Толстого «Детство», А. Н. Толстого «Детство Никиты», М. Горького «Детство» и И. С. Шмелева «Лето Го-

сподне» (характеры главных героев, семейные отношения,

социальная среда, жизненные ценности)

Русская литература XX века  (вторая половина) – 4 часа

А.И. Солженицын  «Матренин двор»

Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Автор и повествователь.

Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Со-

поставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет».

А.И. Солженицын  «Матренин двор»

Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе.

Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе. Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души. История жизни и смерти Матрены. Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома. Образная параллель «Россия — Матрена».

Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Со-

поставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет».

А.И. Солженицын  «Матренин двор»

Герои — созидатели и разрушители.

Герои — созидатели и разрушители. Способы выражения авторского отношения. Авторская идея рассказа

Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Сопоставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

У

Сопоставительный анализ

А.И. Солженицын  «Матренин двор»

Фрагменты «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева

Стр. 248

  Сопоставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет».

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

У

Автор – повествователь – рассказчик.  Авторское отношение и авторская позиция.

Поиск информации в учебнике и в сети Интернет. Владение литературными понятиями.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

У

Проекты

Художественные проекты

Стр. 251

Подготовка и представление проектов

Русская литература XIX века  (первая половина) – 3 часа

Тема 3. О страшном и страхе  

Раздел 1. О страшном и страхе - в лироэпических произведениях    

В. А. Жуковский. «Светлана»

История создания «Светланы».

Страх и страшное в жизни человека. Причины страха. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Очищение читателя страхом и смехом

История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции.

Анализ текста. Выразительное чтение. Поиск информации в Интернете о святочных гаданиях. Иллюстри-

рование баллады.  Сопоставление образов страха в балладе В. А. Жуковского «Светлана»   и в балладе И. В. Гёте «Лесной царь».

Анализ иллюстрации К. П. Брюллова «Гадающая Светлана»

В. А. Жуковский. «Светлана»

Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом.

Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу. Рок и Божий промысел, провидение. Страшное в балладе. Образы- символы. Образы сна и реальности. Время и пространство. Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Способы выражения авторского отношения и идеи в балладе.

Анализ текста. Выразитель-ное чтение. Поиск информа-ции в Интернете о святоч-ных гаданиях. Иллюстри-

рование баллады.  Сопостав-ление образов страха в бал-ладе В. А. Жуковского «Светлана»   и в балладе И. В. Гёте «Лесной царь».

Анализ иллюстрации К. П. Брюллова «Гадающая Светлана»

Раздел 2. О страшном и страхе в эпических произведениях    

А. С. Пушкин. «Гробовщик»

Фантастическое и реалистическое в произведении.

История создания повести. «Гробовщик» как одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роль эпиграфа. Фантастическое и реалистическое в произведении. Функция сна. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция повести и неожиданная развязка. Мотивы и лейтмотивы в произведении.

Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. Смерть как источник жизни гробовщика. Причины искажения человеческого сознания. Страшное и смешное в повести и их художественная роль в воплощении авторской идеи.

Анализ текста. Составление плана повести. Письменный

анализ сна Адрияна Прохорова. Сравнение иллюстраций В. Бубновой и В. Милашевского. Подбор своих иллюстраций к повести при помощи интернет- ресурсов. Сочинение «Юмор против уныния»

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

У

Анализ сна Андрияна Прохорова

Стр. 281

Анализ сна Андрияна Прохорова по плану

Зарубежная новеллистика – 1 час

Э. А. По «Падение дома Ашеров»

Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны.

Смысл эпиграфа. Мотивы тоски, печали и их значение в произведении. Образ повествователя и художественные средства его создания. Предчувствия и их осуществление. Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. Роль пейзажа и образа дома. Детали и их художественная функция.

Связь человека и окружающего мира. Образы Родерика и Мэдилейн Ашеров. Роль портрета в создании характера персонажа. Символическое звучание фамилии героя. Страшное, ужасное и их эстетическая функция. Невыразимое в новелле. Образы жизни  и смерти, разрушения. Вырождение рода как отклонение от природной нормы. Приобретение уникальных талантов за счет потери психического равновесия и интереса к жизни. Обостренность чувств, граничащая с безумием, как расплата за замкнутость, изоляцию от мира. Литературные и музыкальные аллюзии и их роль в структуре художественного текста. Авторское отношение к героям и событиям, авторский взгляд на человека и его природу и способы выражения авторской идеи.

Анализ текста. Сопоставление оригинального текста с переводом или подстрочником. Анализ стихотворения Ж. П. Беранже «Отказ» и раскрытие смысла эпиграфа. Иллюстрирование произведения. Описание иллюстрации- диптиха: дом Ашеров

в начале новеллы и перед разрушением. Анализ иллюстрации В. Алексеева к новелле. Создание киносценария по одному из эпизодов произведения («Похороны леди Мэдилейн», «Буря над домом Ашеров» и др.). Подготовка сообщения об экранизациях и театральных постановках «Падения дома

Ашеров»

Зарубежная литература – 2 часа

Тема 4. Об обманах и искушениях

Раздел 1. Об обманах и искушениях – в драмах

Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Современность образа Тартюфа.

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Человеческие слабости, пороки и способы их разоблачения в искусстве слова. Обманы и самообманы. Искушение как соблазн и как испытание, приобретение опыта. Характер человека, проявляющийся в испытаниях. Этические проблемы и варианты их решения в разные эпохи.

Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в драматическом искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии Мольера «Тартюф». Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Семья господина Оргона — воплощение здравого смысла. Причины заблуждения Оргона и его матери. Здравомыслие как норма жизни. Комическое и трагическое в пьесе. Художественные средства разоблачения порочности и аморальности Тартюфа. Неоднозначность финала комедии. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера- комедиографа. Художественная идея произведения. Творчество

Мольера в оценках критиков.

Анализ текста. Сочинение «Несколько способов распознать ханжу и лицемера». Анализ высказываний критиков о Мольере, подбор цитат для аргументации своей точки зрения.

Инсценирование одного из явлений комедии. Сопоставление своих представлений о героях «Тартюфа» с образами, созданными в одноименном кинофильме Я. Фрида. Сравнение интерпретации образов и сюжета пьесы в спектакле А. Эфроса

и кинофильме Я. Фрида. Сравнение кинофильма Я. Фрида с французской киноверсией комедии. Отзыв о кинофильме или об одной из театральных постановок пьесы «Тартюф».

 

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Нравственное значение образа господина Журдена.

Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения.

Самостоятельная работа.

III триместр

Русская литература XIX века  (первая половина) – 14 часов

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта.

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта. Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение. Скрытый конфликт между правдой и ложью, реальным и мнимым и его разрешение. Завязка комедии, предшествующая экспозиции.

Выразительное чтение одной из сцен комедии

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Образы чиновников. Индивидуальное и типическое в пьесе.

«Замечания для господ актеров» как одна из форм выражения авторского замысла. Образы чиновников и художественные средства их создания. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Индивидуальное и типическое в пьесе.

Выразительное чтение одной из сцен комедии

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера.

Комическое в пьесе. Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. Динамика самооценки Хлестакова в пьесе и ее причины.

Анализ текста. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Хлестаков и его слуга. Роль образа Осипа в пьесе.

Роль образа Осипа в пьесе. Хлестаков и его слуга.

Письменный анализ эпизода пьесы («Обед в доме городничего», «Хлестаков и купцы» и др.) по плану

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Хлестаков и Хлестаковщина

как явление русской жизни

Хлестаков и городничий. Обманщики и обманутые. Хлестаковщина как явление.

Женские образы в комедии, их художественная роль.

Составление внутреннего монолога каждого из чиновников, дающих взятку Хлестакову.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Идея пьесы и ее воплощение на сцене.

Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. Интерпретации «Ревизора» в театре и кинематографе. Комедия «Ревизор» в оценках критиков.

Воссоздание мыслей и переживаний каждого персонажа при чтении письма Хлестакова.

У

Комедия  Н. В. Гоголя  «Ревизор» в оценках критиков.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Сочинение по пьесе «Ревизор»

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

У

Образы-двойники в литературном произведении

Поиск информации в учебнике и в сети Интернет. Владение литературными понятиями.

Раздел 2. Об обманах и искушениях в эпосе   

А. С. Пушкин  «Пиковая Дама»

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести Пушкина «Пиковая Дама». Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя.

Анализ текста. Сочинение диалога, в котором сталкиваются разные жизненные позиции по отношению к богатству. Сопоставление иллюстраций к повести. Письменный анализ  эпизода «Германн у графини».

А. С. Пушкин  «Пиковая Дама»

Мистическое и реалистическое в повести. Образы повести и средства их создания.

Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль. Образ Сен- Жермена и его восприятие современниками Пушкина. Роль легенды о трех картах. Образ Лизы, отношение к ней персонажей повести и автора. Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Сравнение образов Германна и графини в повести А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского. Выявление режиссерских акцентов и анализ образа повествователя в кинофильме И. Масленникова «Пиковая Дама»

У

Интерпретация повести  режиссером фильма «Пиковая дама» по повести А.С.Пушкина.

Просмотр эпизодов фильма И.Масленникова  по повести А.С.Пушкина.

Н. В. Гоголь  «Портрет»

История падения человеческой души в повести  Н. В. Гоголя.

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. Особенности композиции произведения. Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения.

Сопоставление образов персонажей повести. Выявление

связей между персонажами и собственная интерпретация

повести.

Н. В. Гоголь  «Портрет»

Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова.

Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. Божественное и дьявольское начала в жизни человека как способность творить или разрушать.

Сопоставление образов пер-сонажей повести. Выявление

связей между персонажами и собственная интерпретация

повести. Сочинение- рас-суждение «Внутренняя жизнь художника Чарткова».

Н. В. Гоголь. «Портрет»

Образы- двойники в повести.

Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Зловещий образ ростовщика. Жизнь человека после смерти в гениальном произведении искусства.

Сопоставление повестей «Портрет» и «Пиковая Да-ма» (художественная идея, образы главных героев, стиль авторов). Сравнение художественного смысла по-вести

Н. В. Гоголя и картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». Сравнение портре-та и его роли в повести Н. В. Гоголя и в романе О. Уайль-да «Портрет Дориана Грея»

У

Сопоставление образов  Германа  (А. С. Пушкин  «Пиковая Дама») и  Чарткова

(Н. В. Гоголь  «Портрет»)

Представления Гоголя о назначении  искусства и предназначении художника. Опасность прямого подобия в искусстве. Многозначность художественной идеи произведения.

Сопоставление образов  Германа  (А. С. Пушкин  «Пиковая Дама») и  Чарткова (Н. В. Гоголь  «Портрет»)

Русская литература XX века  (первая половина) – 3 часа

 Раздел 3. Об обманах и искушениях – в лирике

А.А. Блок. «Фабрика».

Фабрика как символ зла в стихотворении.

«Ты смотришь в очи ясным зорям…». Мотив обмана и разочарования в стихотворении.

История создания стихотворения «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении. Композиция. Зрительные и слуховые образы — и чувства читателя. Цветопись и звукопись как художественные средства создания образов. Тропы и их роль в стихотворении. Образ лирического героя и его отношение к происходящему. Авторское отношение к изображаемому. Неотчетливость изображения и ясность чувств лирического героя. Размер и ритм стихотворения.

«Ты смотришь в очи ясным зорям…». Динамика читательских чувств и причины изменения настроения. Мотив обмана и разочарования в стихотворении. Стихотворение как диалоглирического героя (поэта) с его alter ego (представленное в тексте лирическим «ты») и городом. Образ alter ego поэта. Образ города- обманщика и средства его создания. Роль тропов в создании образов и атмосферы стихотворения. Композиция, роль антитез

«повседневность — тайна», «мечта — действительность», «надежда — разочарование». Образы- символы и их значение. Роль риторических вопросов. Контраст между знанием сущности города и чувством, которое он вызывает. Неуловимая прелесть Петербурга, пленяющая душу.

Выразительное чтение стихотворений. Письменный анализ стихотворения «Фабрика». Подбор музыкального сопровождения к стихотворению «Фабрика» и его мелодекламация.

Иллюстрирование стихотворения. Сочинение- рассуждение о самых сильных человеческих искушениях и способах им противостоять

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

У

Художественные проекты

Художественные проекты

Стр. 173

Представление проектов

Тема 5. О нравственном выборе

Раздел 1. О нравственном выборе — в драме

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Трагедия художника и ее причины.

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера, его динамика и усиление трагического звучания к финалу пьесы. Нравственный выбор Мольера. Конфликт в драме и его участники. Образы Кабалы Священного Писания и ее вдохновителя архиепископа Шаррона. Тема любви в пьесе. Мадлена и Арманда, их роль в жизни Мольера. Образ Муаррона. Причины падения Муаррона и его прощения. Образ Людовика XIV и его сатирическое воплощение. Образы- символы. Образ театра, актерского братства и его роль. Художественные средства создания образов «бессудной тирании» и «окровавленного мастера». Трагедия художника и ее причины. Мистическое и реальное в драме.

Создание словесных портретов трех персонажей пьесы.

Анализ одного из эпизодов произведения («Мольер обедает с королем», «Ссора Мольера с Одноглазым» и др.). Сравнение пьесы «Кабала святош» с романом М. А. Булгакова «Жизнь

господина де Мольера». Описание или рисование афиши к спектаклю. Описание или создание декораций к каждому действию пьесы

Русская литература XIX века  (первая половина) – 2 часа

Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях

М. Ю. Лермонтов  «Мцыри»

Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя.

Значение слова «мцыри». Безымянный герой поэмы Лермонтова. Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. Образ монастыря в поэме и в восприятии русской православной культуры и мцыри. Образ окружающего мира — Кавказ и его природа. Образы- символы. Роль пейзажей в поэме. Композиция поэмы, значение эпиграфа, вступления, песни золотой рыбки, исповеди мцыри.

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Раскрытие об-

разов- символов. Письменный анализ образа мцыри. Анализ фрагмента черновой редакции поэмы для выявления авторского замысла и отношения к главному герою. Описание или создание обложки к «Мцыри». Сопоставление иллюстраций

к поэме

Мцыри как романтический герой

Характер мцыри, художественные средства его создания. Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме.

Роль повествователя. Мцыри как романтический герой (цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество, несломленность и верность идеалу свободы) и реалистичность авторской позиции (понимание подлинных причин неудачи героя и его обреченности, целостное видение мира и конфликта культур). Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Выразительное чтение фраг-ментов поэмы. Раскрытие об-

разов- символов. Письмен-ный анализ образа мцыри. Анализ фрагмента черновой редакции поэмы для выявле-ния авторского замысла и отношения к главному ге-рою. Описание или создание обложки к «Мцыри». Сопо-ставление иллюстраций

к поэме

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение по поэме «Мцыри»

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русская литература XX века  (первая половина) – 1 час

Н.С. Гумилев. «Старый конквистадор». Романтика приключений, вызов судьбе.

Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева. Романтика приключений и вызов судьбе — готовность принять жизнь такой, какая она есть. Поединок с судьбой и смертью как средство создания характера героя. Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою и средства его выражения.

Анализ текста. Выразительное чтение. Письменная интерпретация стихотворения Н. С. Гумилева «Конквистадор». Письменное сопоставление образов героев стихотворений «Старый  конквистадор» и «Я конквистадор в панцире железном…».

Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и стихотворения

Гумилева «Старый конквистадор». Сочинение- сопоставление мировосприятия героев стихотворения Гумилева «Я конквистадор в панцире железном…» и поэмы Лермонтова «Мцыри».

Подбор музыкального сопровождения к балладе Гумилева

Русская литература XIX века  (вторая половина) – 2 часа

Раздел 3.О нравственном выборе в эпосе

Ф. М. Достоевский  «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения.

Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Анализ текста. Сочинение современного святочного рассказа. Сочинение- рассуждение о сходстве и отличии рассказа Ф. М. Достоевского и фильма К. Г. Муратовой «Мелодия для шарманки»

А. П. Чехов  «Пари»

Развитие внешнего  и конфликтов и их разрешение.

Сюжет и композиция рассказа. Позиции героев перед заключением пари и через 15 лет, причины произошедших изменений.

Развитие внешнего (между банкиром и юристом) и внутреннего (в душах персонажей) конфликтов и их разрешение. Образы пространства и времени в рассказе. Роль художественных деталей в создании образов, в раскрытии чувств героев и авторского отношения к персонажам. Художественная идея произведения.

Анализ текста. Собственная интерпретация произведения.

Рассмотрение действия новеллы в историческом контексте

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение

Русская литература XX века  (первая половина) – 4 часа

М. А. Булгаков  «Собачье сердце»

История создания повести. Проблематика повести.  Система образов.

История создания повести. Отношение М. А. Булгакова к проблеме эволюции и революции. Проблематика повести. Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция. Роль композиции в раскрытии авторской идеи. Система образов.  Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским. Образы профессора, его квартиры и домочадцев и неоднозначность их авторской оценки. Проблема слова и дела в повести и этический выбор ее героев. Характеристика событий с точки зрения каждого  героя.

Анализ текста и системы образов персонажей. Письменный анализ одного из образов (Шариков, Швондер и др.) или эпизодов повести («Прием пациентов», «Операция» и др.).

М. А. Булгаков  «Собачье сердце»

Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки.

Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. Шариков и шариковщина.

Описание иллюстрации «Встреча Шарика с профессором Преображенским». Прослушивание музыкальных произведений, звучащих в повести, и определение их роли в создании образов

персонажей. Сопоставление позиции М. А. Булгакова с позицией В. Бортко, выраженной в художественном фильме «Собачье сердце». Анализ суждений критиков о «Собачьем сердце»

и формулирование своего отношения к этим суждениям

М. А. Булгаков  «Собачье сердце»

Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести.

Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. Художественная деталь, ее возможности в создании образа и выражении авторского отношения к изображаемому. Смысл имен и фамилий персонажей. Комическое и драматическое в повести. Время и пространство в произведении.

Анализ суждений критиков о «Собачьем сердце»

и формулирование своего отношения к этим суждениям

У

Система образов персонажей повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Образы пространства.

Литературные аллюзии и их роль. Реальное и фантастическое в повести. «Собачье сердце» в оценках критиков. Интерпретации повести в театре и кинематографе.

Анализ суждений критиков о «Собачьем сердце» и формулирование своего отношения к этим суждениям

Зарубежная литература – 2 часа

А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»

Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков.

Сказка- притча Антуана де Сент- Экзюпери. Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков. Авторская логика, которой подчинено путешествие героя. Встречи Маленького принца и его открытия. Смешное и грустное в произведении. Образ Земли и людей.

Анализ текста. Составление плана произведения. Расшифровка образов- символов. Сочинение- рассуждение, раскрывающее смысл одного из афоризмов Сент- Экзюпери.

У

А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»

Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними.

Образ Лиса, его художественная роль. Уроки Лиса и выводы читателя. Образ летчика-повествователя, динамика его отношений к принцу и открытия, которые он делает благодаря встрече с героем. Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними. Роль образа змейки. Многозначность образов- символов. Роль композиции сказки, смысл финала. Особенности жанра притчи. Текст и авторские иллюстрации к нему как художественное целое.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

Современная зарубежная проза – 4 часа

Е.Ельчин «Сталинский нос»

"Сталинский нос" - громкий писательский дебют художника Евгения Ельчина и первая книга, рассказывающая детям о бесчеловечной сталинской эпохе, о Большом терроре. Личный и семейный опыт автора воплотились в «Сталинском носе», но не стоит искать в нем автобиографические черты. Вернее, если и искать, то всем нам, а также нашим бабушкам и дедушкам. Наше общее прошлое, фантасмагорически сгущенное, но оттого не менее узнаваемое, встает в этой книге вместе со всеми его исчезнувшими и до сих пор неизжитыми чертами.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

У

Современная зарубежная проза

Энн Файн  «Мадам Даутфайр».

Экранизация романа

«Ми́ссис Даутфа́йр» (англ. Mrs. Doubtfire) — комедия режиссёра Криса Коламбуса, снятая в 1993 году по роману Энн Файн «Мадам Даутфайр».

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

  1. У

 У

Анника Тор
«Остров в море», «Пруд Белых Лилий», «Глубина моря», «Открытое море»

История сестер Штеффи и Нелли, двух девочек из семьи австрийских евреев, вывезенных в Швецию в начале Второй мировой войны.

Анализ текста. Определение  темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление  особенностей  композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей,   сравнительные характеристики оценивание  системы персонажей

  1. У

 У

Художественные проекты

Художественные проекты

Стр. 297

Представление проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 6 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...

КТП 5 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 7 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...

КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...

КТП 9 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на углубленном уровне в соответствии с УМК Сухих И.Н....