КТП 9 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)

Коверзнева Тамара Ивановна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на углубленном уровне в соответствии с УМК Сухих И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_9_klass_uglublenka_suhih.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        ФГОС ООО

                                                 

9  класс  (УМК   И.Н. Сухих)                             (4 часа в неделю, 136 часов  в год)

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Учитель _____________________________________                     _____________________   уч.год

Курсивом  выделены  темы уроков  для углубленного изучения.

№ п/п

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

I триместр

Сведения по теории и истории литературы – 2 часа

История и культура: эпохи и литературные направления.

История и литература: взаимосвязь и противоречия. Художественный образ как источник исторического познания.  История и культура: эпохи и направления. Древность — Средневековье — Новое время — Новейшее время как «большие» эпохи исторического развития. Античность — Средневековье — Возрождение — ХVII век — Просвещение — ХIХ век — ХХ век как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика. Своеобразие проявления этих эпох в истории русской культуры.

История и поэзия. Картина мира в зеркале литературы. История и культура: эпохи и направления

Проектная деятельность

Выпуск литературно- художественного альманаха «Вечные образы в изобразительном искусстве». Литературно- художественная и аналитическая деятельность. Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение.

Вечные образы: словарь культуры.  Герои: типы и сверхтипы.

Вечные образы: словарь культуры.  Герои: типы и сверхтипы. Как литературные персонажи становятся вечными образами.

Составление словаря «Вечные образы в мировой литературе».

Зарубежная литература – 11 часов

Миф об Эдипе и трагедия Софокла. Вопросы о трагической вине человека и божественной воле.

Миф об Эдипе и трагедия Софокла. «Эдип- царь» как трагедия. Судьбы и трагедия незнания. Переосмысление образа в Новое  время. Открытие Эдипова комплекса и его понимание в ХХ веке.

Эдип в стихотворении С. М. Соловьева «Киммерия». Композиция трагедии и конфликт. Образ человека на вершине

человеческого величия. Орудия Рока. Смысл трагической судьбы. Эдип как вечный тип. 

Культурное пространство. Мифологическое сознание. Миф как источник творчества. Античный театр. Образ Эдипа в живописи и скульптуре.

Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение. Исследовательская работа «Жизнь мифологических персонажей в искусстве». Образ Эдипа в живописи и скульптуре.

Данте  «Божественная комедия».    Буквальный и аллегорический смыслы комедии.                                                    

Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.

Сообщение о жизни Данте. Сочинения по «Божественной комедии»: «Самый тяжкий грех», «Преступления и наказания». Сопоставление переводов, выполненных М. Лозинским и В. Маранцманом

Данте  «Божественная комедия»                             Композиция поэмы. Главный герой.

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Главный герой.

Символика «Божественной комедии»  Тема страдания и очищения.  Этическая концепция Данте.

Рефераты

Эпоха Средневековья. Средневековая Италия. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Личность Данте и его роль в истории итальянской и мировой литературы. Трагическое изгнание Данте из Флоренции. Образ Данте в изобразительном искусстве и в русской литературе.

В. Шекспир  «Гамлет». Исторические источники  и шекспировский сюжет.

Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники  и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет: трагедия воли и трагедия мысли. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли. Русские Гамлеты. Гамлет Б. Л. Пастернака («Гамлет», «Заметки переводчика») и Д. С. Самойлова («Оправдание Гамлета»). Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Трагический характер конфликта в произведении.

Выразительное чтение сцен из «Гамлета». Инсценирование эпизодов трагедии. Сравнение подстрочника шекспировского сонета № 66 с его переводами.

В. Шекспир  «Гам-лет». Герои трагедии.

В. Шекспир  «Гамлет». Герои трагедии. Идеальный образ отца Гамлета и его антипод – Клавдий.

Сопоставление экранизаций трагедии Шекспира «Гамлет» (Г. Козинцев — Ф. Дзеффиррелли).

В. Шекспир  «Гамлет». Развитие душевного кризиса Гамлета.

Развитие душевного кризиса Гамлета.     Причины «сумасшествия»

Гамлета и его месть Клавдию. Культурное пространство. Позднее Возрождение. Гуманизм как философская система и его кризис.

Рефераты

Творчество У. Шекспира. Английский театр времен Шекспира. Комедии и трагедии Шекспира и их экранизации. Шекспир в современном театре.

Шекспир и русская культура.

М. де Сервантес «Дон Кихот». Реалистический роман Нового времени.

Роман М. де Серван-теса «Дон Кихот» — реалистический роман Нового времени. Пародия и бытописание в романе. Композиция романа в интерпретации В. В. Набокова: схватка героя с миром.

Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот как вечный образ: драма действенного добра. Дон Кихот на русской почве. Ф. М. Достоевский о романе и герое. «Гамлет и Дон Кихот» И. С. Тургенева: «вечная борьба двух непрестанно разъединенных и непрестанно сливающихся начал».

Сопоставление иллюстраций разных художников

к роману «Дон Кихот». Анализ критической статьи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

Дон Жуан как вечный образ.

Возникновение сюжета. «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молины: Дон Жуан — женщина- вдова — ожившая статуя. Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ- экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой- любовник.

Реферат «“Каменный гость” А. С. Пушкина и образ Дон Жуана в мировой литературе»

Д.Г. Байрон «Дон Жуан». Романтический конфликт романтического героя с миром в поэме.

Д.Г. Байрон «Дон Жуан». Обзор. Романтический конфликт романтического героя с миром в поэме.

Характеристика образа главного героя как воплощение байронизма.

И. В. Гёте «Фауст». Фауст как вечный образ

Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения. Композиция Комедии Данте и поэмы Гёте. Фауст как вечный образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Драма действенного познания — драма жизни. Вечные образы — вечные спутники русской литературы.

Сравнение двух переводов эпизода из трагедии Гёте «Фауст». Оценка интерпретаций образа Мефистофеля в живописи и музыке. Отзыв об опере Ш. Гуно «Фауст», балетной сцене «Вальпургиева ночь» из той же оперы или музыкальной картине  М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Подготовка

сообщения о докторе Фаустусе. Составление аннотированной библиографии по теме «Трагедия Гёте “Фауст” и ее литературные и историко- документальные источники»

Характеристика образа Фауста – образа творческой личности.

И. В. Гёте «Фауст». Образ Мефистофеля – искусителя Фауста.

Фауст и Мефистофель: мотив искушения. История Фауста: познание — любовь — дело.

Сообщение

«Образы «Фауста» Гёте в интерпретации А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова»

Поэзия конца XIX- начала  XXвв – 1час

Вечные образы и их отражение в искусстве.

Вечные образы в поэзии.  Б.Пастернак «Гамлет»,

В.Брюсов «Дон Жуан»,

О.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915)

А.Ахматова. «Античная страничка».

М.Цветаева.

«Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите».

Выразительное чтение наизусть.

Древнерусская литература  - 8 часов

Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века.

История Древнерусского государства. Памятники древнерусской культуры и литературы. Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, хронографы, поучения,  хождения.

Летопись, слово и житие.

Патриотический пафос, поучительный характер древнерусской литературы. Истоки и христианско-православные корни древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Проектная деятельность

Литературно- музыкальная композиция «История России». Выпуск журнала «Русская литература в произведениях искусства». Составление каталога кинофильмов на темы русской истории

«Житие Сергия Ра-донежского».  Историзм, этикетность, ав-торская анонимность.

«Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника.

«Житие Сергия Радонежского» в картинах русских художников

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Житийная традиция, исто-ризм, этикетность

Характеристика образа протопопа Аввакума.

«Слово о полку Игореве» История рукописи. Сюжет и композиция «Слова…». Основная идея «Слова…».  

История рукописи: книга- феникс, найденная и потерянная.

Летописная история и ее трансформация в «Слове…».

Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.

Культурное пространство. Культура Древней Руси — архитектура и живопись. Древняя Русь в искусстве Нового времени — живопись Н. К. Рериха, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова.

Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского- Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

А. К. Толстого.

Анализ иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Подготовка сообщений об истории изучения «Слова…».

«Слово о полку Игореве» Автор: искусство видеть мир. Образ русской земли.

Автор: искусство видеть мир. Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…».

Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…». Исследовательские работы «Исторические образы в “Слове…”»

«Слово о полку Игореве» Князь Игорь: героизм и трагедия. Образы князей.  

Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…».

Исследовательские работы «Исторические образы в “Слове…”»

«Слово о полку Игореве»   «Плач Ярославны» и его роль в произведении.

«Плач Ярославны» и его роль в произведении. Ярославна как идеальный образ русской женщины. «Слово…» и фольклорная традиция.

Средства художественной выразительности в тексте «Слова…» Сопоставление переводов «Плача Ярославны».

Д. С . Лихачев. «“Слово о полку Игореве” и культура его време-ни»

Д. С . Лихачев. «“Слово о полку Игореве” и культура его времени» Значение «Слова…» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Конспектирование статьи

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Подготовка к домашнему сочинению

Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Каково авторское отношение к князю Игорю (по «Слову о полку Игореве»)?

Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)

Образ автора в «Слове о полку Игореве».

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Сведения по теории и истории литературы – 1 час

Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения.  Русский классицизм: становление новой литературы.

Век Просвещения: в погоне за Европой. Классицизм как

доминирующий метод европейской и русской литературы 1730-1780-х годов. Принципы классицизма. Иерархия жанров.

Правило трех единств. Теоретик классицизма Н.Буало и его поэтический трактат «Поэтическое искус-ство». Зарубежные писатели-классицисты – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма.

Реферат «Семантический квадрат русского классицизма

Русская литература ХVIII  века   - 15 часов

М. В. Ломоносов. Литературное творчество Ломоносова как образец русского классицизма.  

Годы: от рыбака до академика. Ломоносов как универсальный гений Петровской эпохи, «первый русский университет». Место литературы в деятельности Ломоносова.

Сообщения о жизни и творчестве поэта. Презентация

 М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — одическое парение

и практическая программа. Образ императрицы и образ автора.

Выразительное чтение. Анализ

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»:

Космология поэта. Ломоносов в истории русской литературы: преходящее и вечное

Д. И. Фонвизин. Фонвизин как просветитель, вольнодумец и патриот.

Годы: друг свободы. Фонвизин как просветитель, вольнодумец

и патриот. Путешествия и отношение к Европе. Литературная

деятельность: «сатиры смелый властелин». Басни, послания

и публицистика.

Комедия «Бригадир». Отношения с Н. И. Пани-

ным и Екатериной II.

Сообщения о жизни и творчестве.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»  Конфликт комедии  и ее историческая основа.

«Недоросль» - классицистическая комедия

Конфликт комедии

и ее историческая основа. Конфликт между невежеством и просвещением, участники конфликта.

Выразительное чтение по ролям. Конфликт между невежеством и

просвещением. Характеристика образов Простаковых и Скотинина.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»  Старинные люди: плоды злонравия. Образы Митрофана и Простаковой.

Старинные люди: плоды злонравия.

Образы Митрофана и Простаковой.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.                                 Образ Митрофана как типичного представителя рода Скотининых

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»  Стародум как «решитель действия и резонер».

Другой век: утопия просве-

щения. Стародум как «решитель действия и резо-нер».

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»   Развязка комедии и авторская идея.

Образы

«Недоросля» в публицистике Фонвизина. Митрофанушка как вечный образ. «Недоросль» как комедия- трагедия.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по комедии Д. И. Фонвизина  «Недоросль». Подготовка к сочинению.

Сочинение «Скотинины и Простаковы как вечные образы».

Сочинение сатирической сцены или рассказа о недорослях на современном материале

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта.

Аудиторное сочинение по комедии Д. И. Фонвизина  «Недоросль» Написание сочинения.

Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 

Какие авторские идеалы воплощены в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Г. Р. Державин. Судьба Державина — путь Екатерининского орла. Специфика державинской оды. «Властителям и судиям»

Годы: от капитана до министра. Служба и литературная деятельность как «два поприща единого гражданского подвига» (В. Ф. Ходасевич).  Отношения с Екатериной II и Павлом I. Опала и позднее творчество. Участие в «Беседе любителей русского слова». Ломоносов и Державин. Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода.  

Сообщения о жизни и творчестве. Выразительное чтение.

Реферат «Образ автора в оде Державина: историческое и вечное»

Г. Р. Державин. Размышления о роли поэта в жизни общества в стихотворении «Памятник».»

Державинские памятники: «Памятник» Традиция  и личный смысл.

Выразительное чтение. Анализ.

Г. Р. Державин. «Лебедь». Традиция и личный смысл.

«Лебедь». Традиция

и личный смысл.

Выразительное чтение. Анализ.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Русский сентиментализм. Художественные принципы сентиментализма.

Художественные принципы

сентиментализма как

художественного метода и их воплощение в литературных произведениях. Русский сентиментилизм.

Сентиментализм как

художественный метод

Н. М. Карамзин. Общеевропейское и национальное  значение деятельности             Н. М. Карамзина

Карамзин как обновитель русской словесности: от классицизма к сентиментализму. Общеевропейское и национальное  значение деятельности Н. М. Карамзина.  «Путешествие по Европе и «Письма русского

путешественника». Издание журналов и создание сентиментальных повестей.

Карамзин «История государства  Российского»

Назначение историографом и работа над «Историей государства Российского».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»  Образ повествователя: новая чувствительность.

«Бедная Лиза» — визитная карточка сентиментализма. Образ повествователя: новая чувствительность.

Стилистика повести, конкретное и условное в изображении мира.

Открытие мира чувств

маленького человека.

Сопоставление образа человека в классицизме и сентиментализме на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»  Образы персонажей и драматический конфликт.

Образы персонажей и драматический конфликт. Естественные

противоречия чувств как смысл повести. Влияние повести: «Лизин текст» в истории русской литературы.

Устные иллюстрации к повести «Бедная Лиза». Письмо другу в сентиментальном стиле. Конспект и резюме одной из критических статей о творчестве Карамзина

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Исторические и социальные корни романтизма.

Романтизм и реализм: противоречия и взаимосвязи. «Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра,

жалости, сострадания, совести и покаяния…» (Б. К. Зайцев)

Русская литература ХIХ века (первая половина)  - 58 часов

В. А. Жуковский  как родоначальник русского романтизма.

Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника. Драма самоотречения и разделенной любви. Отношения с Пушкиным и будущим императором Александром II. Жуковский как литератор: «поэзия чувства и “сердечного воображения”» (А. Н. Веселовский).

Составление библиографии ли-тературоведческих

работ о творчестве

В. А. Жуковский  «Невыразимое» как лирический манифест. Элегия   «Море» — опыт  нового природоописания, пейзажа души.

Между сентиментализмом и романтизмом. Лиризм поэзии Жуковского. Основные жанры лирики Жуковского. Романтическо- идеальные представления.                                  Переводы и оригинальное творчество.   «Невыразимое» как лирический манифест. Элегия   «Море» — опыт  нового природоописания, пейзажа души.

Выразительное чтение, анализ лирического произведения 

А. С. Г рибоедов. Жизнь поэта. Загадка рождения, светская жизнь и дипломатическая служба

«Горе мое»: жизнь поэта. Загадка рождения Грибоедова: ранняя зрелость или поздний рост? Светская жизнь и дипломати-

ческая служба. Горе уму: смерть Вазир- Мухтара. Путь в Персию,

внезапная женитьба, трагическая гибель.

Составление библиографии литературоведческих

работ о творчестве А. С. Грибоедова и резюме по одной из них.

А.С.Грибоедов. Горе от ума» История  создания, постановок и критических оценок.

Повторение понятия:  комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество. Рождение «Горя от ума»: странный сон и многолетняя работа. Заглавие комедии: горе уму и горе от ума. Русский странник: «ум с сердцем не в ладу». Идеологический и личный конфликт коме-

дии.

Презентация материала по теме «Развитие жанра

комедии в русской литературе».

II триместр

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Фамусов и его роль в произведении.

Чтение и анализ 1 действия. Образ Фамусова и его дома. Фамусов как отец и как

представитель московского дворянского общества. Грибоедовская Москва: дом как мир. Фамусовский дом как модель мира.

Проектная деятельность

Инсценирование эпизодов из пьесы Грибоедова или современной комедии. Выразительное чтение по ролям.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» «Век нынешний и век минувший».

Анализ 2 действия. Конфликт в комедии, его участники. Система образов и роль каждого персонажа в конфликте. Персонажи комедии: карикатуры и портреты.

Исследовать комедию,

выявлять ключевые композиционные эпизоды. Характеризовать систему персонажей комедии, характер конфликта, главных, второ-степенных, внесценических персонажей.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого

Анализ 3 действия. Кульминация конфликта, внесценические персонажи. Образ главного героя, его характер, мировоззрение. Образ Молчалина, его цели и способы ее достижения.

Образ Софьи.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Разрешение конфликта в комедии и ее открытый финал.

Анализ 4 действия. Чацкий и Репетилов: принцип двойничества.

Чацкий и Грибоедов. Тройственная функция смеха: смех над

глупцами, смех над героем, «ирония самого положения вещей»

(М. Лифшиц). «Горе от ума» как сценическая поэма: вошло в по-

словицу. Странная комедия: странствия во времени. «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои

как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.).

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Мильон терзаний».

Тезисный план статьи

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Подготовка к сочинению

Сочинения «Мой знакомый Чацкий (Молчалин и т. д.)»,

«Диалог с Софьей Фамусовой», «Чацкий глазами Фамусова (Молчалина, Софьи)». 

Каковы причины конфликта между Фамусовым и Чацким? (По комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта..

Аудиторное сочине-ние по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Написание  сочинения

Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

А.С.Пушкин. Грани личности Пушкина. Периоды жизни и творчества.

Грани личности Пушкина. Периоды жизни и творчества.

 Лицей как дом: «нам целый мир чужбина». Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса. Дом как чужбина: Михайловское

и две столицы. Болдинская осень: «ай, да Пушкин…». Последний Петербург: «я числюсь по России».  

Любовь и дружество:  два дивных чувства

Составлять и презентовать портретную галерею поэта.

А.С.Пушкин.                     Художественный мир Пушкина.    Идеи свободы в творчестве поэта.

Художественный мир Пушкина. Уроки вольности: мгновенья упованья

 «Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»;).

Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.С.Пушкин.   Эволюция темы вольности в лирике поэта.                  

«Во глубине сибирских руд…»; «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826),  «Анчар»; «Пир Петра Великого»

Осуществлять устный и пись-менный анализ лирических стихотворений.

Выразительное чтение наизусть

А.С.Пушкин.                       «Цыганы» (1824): парадокс о воле.

«Цыганы» (1824): парадокс о воле.

Определять характерные признаки

лирических жанров.

А.С.Пушкин. Любовная лирика. Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви.

Любовная лирика. Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви. «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадона»;). 

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений

А.С.Пушкин. Тема дружбы в лирике. Дружба как высшая ценность.

«19 октября», 1825; «Была пора, наш праздник молодой…», 1836;

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений

А.С.Пушкин. Философская лирика.

Мудрость Пушкина: «печаль моя светла»  «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…»; «Из Пиндемонти»

Элегии «Погасло дневное светило…», «К морю».

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии.

Пророк как высшее

назначение поэта. Уход от суеты жизни ради свободы творчества и подчиненность его Богу. Память

потомков и вневременное

существование поэзии как залог бессмертия.                   «Арион» (1827)

«Пророк»

«Я памятник себе воздвиг…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение по лирике А.С.Пушкина

Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 

В чём А.С. Пушкин видит предназначение истинного поэта? (На примере

не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения.

Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»

А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»

Выразительно читать,

анализировать

А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина.

«Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина. «Грозные вопросы морали» (А. Ахматова).

Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда.

«Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда. Три «платоновских» диалога: «О зависти и дружбе», «Об искусстве и ремесле», «О гении и злодействе». Авторская позиция: диалог и моральный итог.

Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин.             «Каменный гость»: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой- любовник.

А.С.Пушкин.             «Каменный

гость»: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой- любовник.

Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин  «Евгений Онегин» История создания и композиция. Особенности жанра.

«Евгений Онегин». История создания. Большое стихотворение:

7 лет 4 месяца 17 дней. Главное произведение Пушкина. Специфика жанра. Роман в стихах: дьявольская разница. Онегинская строфа и свободная композиция. Фабула и отступления. Роман героев: парадоксы любви. Конкретно- историческая специфика

и вечная проблематика. История драматического несовпадения созданных друг для друга людей. Пушкин и Р. Брэдбери. Роман Автора: энциклопедия души. Лирический сюжет и персонажная

фабула.

Характеризовать особенности композиции «свободного романа».

Реферат                                          Интерпретации пушкинских произведений в искусстве.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман героев: парадоксы любви

Образы Онегина, Ленского. Татьяна и Ольга (2 – 3 главы романа). Авторское отношение к героям и художественные средства его выражения.

Проводить сопоставительную работу Онегин – Ленский, Татьяна-Ольга, провинциальное – столичное дворянство.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна, «русская душою» – «милый идеал» автора.

 Истоки характера героини. Письмо Татьяны. Провинциальная барышня и светский молодой человек. «Проповедь» Онегина.

Характеризовать и сопоставлять образы романа. Заполнять таблицы сопоставления, формулировать (устно и письменно) связные ответы.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Дуэль Онегина и Ленского. Место образа Владимира Ленского в структуре романа.

Причина трагизма судеб главных героев

романа.

Проводить сопоставительную характеристику

персонажей, формулировать авторскую идею.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»                            Онегин и Татьяна в финале романа.

Эволюция Онегина в романе. Онегин и Татьяна в оценке разных

писателей, критиков и литературоведов.

Характеризовать и

сопоставлять образы романа.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Пушкинский Петербург, Москва и провинция как миры русской жизни XIX века.

Проблемы и события русской

жизни, отразившиеся в романе.

Провинциальное и

столичное дворянство.

Доказывать, обосновывать реализм пушкинского романа.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»  Лирические отступления и их роль в романе.

Особенности жанра лиро-эпического романа. Роль лирических отступлений.

Наблюдать за единством

лирического и эпического начал в произведении. Сопоставлять, характеризовать лирические отступления.

 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман как «энциклопедия» русской жизни.

Роман как «энциклопедия» русской жизни. Энциклопедичность произведения, изображение в нем разных сторон русской культурно-исторической жизни.

Спор об «энциклопедии русской жизни»: В. Г. Белинский и Д. И. Писарев.

Онегин» в контексте последующей русской литературы. Роман романов: энциклопедия русской литературы (Д. Д. Минаев, А. А. Блок, Б. Л. Пастернак, А. Т. Твардовский). Финал романа В. В. Набокова «Дар»: онегинская строфа и пушкинские мотивы.

Проводить сопоставительную характеристику

персонажей, формулировать авторскую идею. Характеризовать особенности языка, видеть и объяснять органичное сочетание высокой поэтической речи и живого разговора.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Подготовка к сочинению

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 

В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Что привлекает Татьяну в Онегине? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»?

(По роману «Евгений Онегин»)

Целенаправленно собирать материал, необходимый для написания сочинения.

Создавать сочинения в кратком и полном формате

Аудиторное сочине-ние по роману А.С.Пушкина  «Евгений Онегин» Написание сочинения

В чём истоки «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В чём смысл противопоставления Ольги  и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Находить ошибки и редактиро-вать черновые варианты соб-ственных письменных работ.

Поэзия пушкинской эпохи.

К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, (2-3 стихотворения по выбору)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Н.М. Языков                       Вольнолюбивые мотивы в лирике поэта.

Политическая зрелость упоение гражданской свободой и молодое «буйство сил» - отличительная черта вольнолюбивой лирики Языкова. «Муза» (1824), «Молитва» (1835), «Дерпт» (1825), элегии: «Свободы гордой вдохновенье...» (1824), «Еще молчит гроза народа...» (1824), «Не вы ль убранство наших дней...» (1826),  «Тригорское» (1826,

послания к Пушкину (1825 и 1826).

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений.

Е.А. Баратынский  Мотивы лирики. Сборник «Сумерки»

Противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Раннее взросление и ощущение высокого призвания.

Строптивый корнет: «пока не требует поэта…». Раннее взросление и ощущение высокого призвания. Оправдание романти-

ческих формул. Служебные шалости и поэтическое творчество. Первая

ссылка и возвращение в Петербург. Вторая ссылка и последняя дуэль.

Дополнять материал учебника информацией, связанной с биографией писателя, собирать,

обрабатывать, структурировать её. Конспектировать и реферировать источники.

М.Ю.Лермонтов.            Художественный мир лирики. Лирический герой. Мотив одиночества, тяжба с миром

 Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания. Мотивы одиночества, странничества и изгнанничества. Протест против несправедливости, стремление к свободе, жажда действия, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «И скучно, и грустно…»; «Утес»,  «Узник»

Участвовать в пошаговом исследовании, фиксируя этапы эволюции лирического героя. Формулировать выводы исследования. Работать со статьей учебника.

М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Поэт как герой.  «Смерть Поэта» как переломное произведение                  

Лирика. «Смерть Поэта» как переломное произведение М. Ю. Лермонтова. «Поэт», 1838; «Пророк»,  1841 Лермонтова как литературное продолжение «Пророка» Пушкина. Образы пророков и их назначение в стихотворениях. «Поэт» как размышление о смысле поэтического творчества.

Устно и письменно анализировать лирические стихотворения.

Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Отзыв о романсе на стихи Лермонтова

М.Ю.Лермонтов.            Тема судьбы поколения. Вызов светскому обществу.

Тяжба с миром: любовь и ненависть Разочарование в людях своего поколения. «Дума»; «Как часто пестрою толпою окружен…», «Вновь я посетил…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Тема поиска гармонии и примирения в лирике Лермонтова.

Тема поиска гармонии

и примирения с Создателем в лирике Лермонтова. Мотивы веры и одухотворенной природы. Поиски гармонии: земля и небо, «Молитва», 1837;  «Молитва»; 1839; «Выхожу один я на дорогу…»).

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Любовь к Родине в лирике    поэта

«Родина» - странная любовь. «Когда волнуется желтеющая нива»

«Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений.

 Сопоставление иллюстраций к произведениям Лермонтова с текстом и сопоставление иллюстраций разных художников.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».   Композиция романа и система образов.

«Герой нашего времени».

Роман нового типа, состоящий из отдельных новелл и объединенный образом главного персонажа. Роман – «история души  человеческой», первый психологический роман в русской литературе. Композиция романа и система образов-двойников как ключи к разгадке характера главного персонажа. Спиральная композиция: герой в зеркалах.

Б. М. Эйхенбаум и В. В. Набоков о композиции романа в новеллах.

Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа. Реконструировать события в хронологической последовательности.

III триместр

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».    Повесть «Бэла» Характер и личность главного героя.

Странный человек: грани скуки. Авантюрная фабула

и психологический сюжет. Функции рассказчиков. Психологизм романа. Противоречия «между глубиной натуры и жалкими действиями» Печорина.

Подготовить краткие сообщения по темам:

«Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из повести «Бэла» по роману  М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени».    

Письменный пересказ с элементами рассуждения

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».   Очерк «Максим Максимыч». Странный человек.

Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе.

Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Внутренний человек. «Журнал Печорина». Новелла «Тамань».  

Сюжетная самодостаточность, кульминация.

 Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть  «Княжна Мери». Печорин и светское общество.

Исповедь «сына века». Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Характеристика «водяного общества».

Характеризовать

персонажей. Анализировать

эпизоды.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Княжна Мери».    Печорин и Грушницкий.

Внутренний человек: парадоксы психологизма. Герои — зеркала Печорина. Эксперименты над жизнью. Самоанализ и самооговор. Система двойников в романе. Печорин и Грушницкий. Трагедия одиночества Печорина.

Характеризовать

персонажей. Анализировать

эпизоды.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Новелла «Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения.

«Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения. Смысл заключительной новеллы «Фаталист». Итоги судьбы Печорина.  Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный

образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

Анализировать

эпизоды.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе.

Исследовать проблемы: «Автор и его герой».

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 2 часа

Аудиторное сочинение по роману «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?

Целенаправленно собирать материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Аудиторное сочинение  по роману М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени». Написание сочинения

Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы? 

Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Н.В.Гоголь    Очерк жизни и творчества.

Детство и юность в провинции. Петербургские мечтания. Служебные и литературные неудачи.

Знакомство с Пушкиным. Триумф «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Премьера «Ревизора» и моральная катастрофа. Бегство из России. Новый Гоголь: непонятый пророк. Жизнь в Риме.

Сопоставлять статью учебника о Н.В. Гоголе с работами К.Мочульского, Ю.Манна,

И. Золотусского или других авторов, выявлять общность и разницу концепций.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души».  История создания, жанровые особенности, система образов.

«Мертвые души» (1842). Работа над «Мертвыми душами». Выход первого тома поэмы и споры вокруг него. «Выбранные места из переписки с друзьями». Второй том поэмы: скитания, сожжение, смерть.

Характеризовать замысел писателя по созданию «Мертвых душ». Толковать название поэмы Гоголя.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Картины жизни губернского города N и столицы.

 Поэма как малый род эпопеи. Первая страница: образ целого.

Анализ первых страниц «Мертвых душ» как экспозиции поэмы.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души»  Принцип типизации в поэме. Характеристика образа Манилова.

Принцип типизации в поэме. Галерея образов помещиков, структура образов и система представления. Портреты персонажей: смех и страх Роль пейзажа и интерьера в создании образов-персонажей.

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души»  Характеристика образа Коробочки

Принцип типизации в поэме.

Портреты персонажей. Роль пейзажа и интерьера в создании образов-персонажей. Образа Коробочки

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Образ Ноздрева в поэме.

Принцип типизации в поэме.

Портреты персонажей. Роль пейзажа и интерьера в созда-нии образов-персонажей.

Образ Ноздрева в поэме.

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Образ Собакевича в поэме.

Принцип типизации в поэме.

Портреты персонажей. Роль пейзажа и интерьера в созда-нии образов-персонажей. Образ Собакевича в поэме.

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Образ Плюшкина в поэме.

Принцип типизации в поэме.

Портреты персонажей. Роль пейзажа и интерьера в созда-нии образов-персонажей. Образ Плюшкина в поэме.

Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Чичиков как приобретатель, герой новой эпохи.

Герой: подлец- приобретатель или воскресшая душа? Чичиков первого и второго тома.

«Повесть о капитане Копейки-

не». Стиль: слова и краски.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Образы чиновников и их роль в раскрытии авторской идеи.

Структура образов и

система представления.

Составлять

характеристики персонажей.

Анализировать эпизоды.

Н.В.Гоголь    «Мертвые души» Народ в поэме. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в раскрытии авторской идеи. Роль лирических отступлений. Пейзаж в поэме.

Образы крестьян, образ Руси. Черты национального характера, отраженные в образах поэмы. Эволюция мотива дороги. Лирические отступления в поэме. Образ автора-повествователя в

поэме.

Автор: пророк и лирик. Образ России: подробности и обобщение. Роль «лирических отступлений» в структуре поэмы Показывать эволюцию лирических отступлений в поэме, характеризовать образ автора, авторский идеал и способы его выражения. Объяснять свое

понимание образа Руси-России в поэме.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Н.В.Гоголь                «Невский проспект» (1833-1834)  

Н.В.Гоголь    Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обзор).Образ Гоголя в русской культуре:социальный сатирик, мистический пророк, гротескный сатирик.

Персонажи Гоголя как вечные образы.

Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Итоговое тестирование по литературе XIXв.

Русская литература ХIХ века (вторая половина)  -  6 часов

Ф.И.Тютчев  Размышления поэта о тайнах мироздания

«Siltntium!» (Молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Ф.И.Тютчев  Взаимоотношения  человека и природы.

«Певучесть есть в морских волнах…», «Нам не дано предугадать…», «Я встретил вас – и все былое…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений.

А.Фет  Единство человека с миром природы в лирике поэта.

"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. «Шепот, робкое дыханье…»,  «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…»

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.Фет  Культ мгновения  в лирике Фета.

Единство с миром природы. "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния чело-веческой души с миром при-роды. «Вечер», «Какая ночь, как вохдух чист…», «Это утро, радость эта…»  

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений.

Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848),  «Несжатая полоса» (1854). «Тройка» (1846)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Н.А. Некрасов  «Размышления у парадного подъезда» (1858)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Поэзия второй половины XIX века  – 2 часа

А.Н.Майков.  Образы русской деревни, природы в лирике поэта.  

«Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие.

Реферат

Античный  мир  в лирике А.Н. Майкова

Русская  история в лирике А.Н. Майкова

Я.П.Полонский   Образы русской  природы в лирике поэта.  

«По горам две хмурых тучи», «Весна», «Дорога»,  «Зимний путь», «дорога», «Мой костёр в тумане светит»,

Реферат

Мотивы печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья в сборнике «Вечерний звон".

Поэзия конца XIX  - начала  XXвв. – 5 час

А.Ахматова   Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. «Родная земля» 

Слово о поэте. Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.Ахматова  Многообразие тем и образов в лирике.

«Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915)и др.

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Цветаева Многообразие тем и образов в лирике.

Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915),  

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

М.Цветаева Многообразие тем и образов в лирике.

из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

О.Э.Мандельштам Многообразие тем и образов в лирике.

Слово о поэте. «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913)

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Русская литература XX века (вторая половина)  – 2 часа

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.  

Жизнь и творчество (обзор Тема человека на войне в поэме. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

А.Т. Твардовский Тема Великой Отечесивенной войны в лирике поэта.

«В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958),  «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.;

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений.

Поэзия второй половины XX века – 4 часа

В.Высоцкий Слово о поэте      Стихотворения.

«Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». » и др.

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Б.Окуджава  Певец,  композитор, поэт, основатель  бардовского течения

Слово о поэте      Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» и др.

Презентация  творчества Выразительно читать,

Анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений

А.А.Вознесенский Слово о поэте    Поэт-романтик, роэт - бунтарь.  

Слово о поэте      Яркие, насыщенные метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой стихотворения. Подтекст стихов. Чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах» и др.

Презентация  творчества Выразительно читать,

Анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений

Е.А.Евтушенко Слово о поэте. Широкая гамма настроений и жанровое разнообразие поэзии

Стихотворения. Простота и доступность его стихов.  Литературный стиль и манера Евтушенко

Презентация  творчества Выразительно читать,

Анализировать лирику, наблюдать за эволюцией ли-рического героя. Осуществ-лять устный и письменный анализ лирических стихо-творений

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий - 2 часа

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий  (обзор)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др.

Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

Занятия, приметы, привычки и фантазии неунывающих пациентов детской больницы колонистов Мандариновых островов.

Пересказывать сюжет,  характеризовать героев.

Зарубежная литература – 2 часа

Дж. Г. Байрон. Лирический герой в стихах поэта

«Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова),  «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). Фрагменты

Выразительно читать,

анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений.

Зарубежная романистика XIX– ХХ века:

А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн,                            Г .Уэллс, Э.М. Ремарк  и др. Обзор  (1 произведение по выбору)

Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 6 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...

КТП 5 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 7 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...

КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...

КТП 8 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...