КТП 5 класс литература Сухих И.Н.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass_suhih.docx53.76 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                        ФГОС ООО

5 класс (УМК   И.Н. Сухих)                                  (3 часа в неделю, 102 часа в год)

Учитель __________________________________________                                                   _____________________   уч.год

Выделены цветом произведения из списка С, которых нет в учебнике.

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Сведения по теории и истории литературы  – 2 часа

Литература как искусство словесного образа.

Литература как искусство словесного образа.

Литература и мифология. Литература и фольклор.        

Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

Художественный образ. Персонаж. 

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи.

Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа

Русский фольклор – 12 часов

Фольклор.                             «Голубиная книга».

Представление о фольклоре как словесном ворчестве народа. Истоки фольклора. Отличие фольклора от литературы. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни чело-

века. Жанры фольклора и их связь с обрядами. Современный

фольклор.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения

 

Обрядовая поэзия

Обрядовые песни: веснянка «Весна красна...»,  свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…»

Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. 

Малые жанры фольклора.

Загадка.  Афористичность и образность загадок.

Литература и фольклор. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Загадка как метафора, вид словесной игры.  

Фольклор. Жанры фольклора.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. 

Пословицы и поговорки, их жанровые признаки.

Тематические группы пословиц.

ПРОЕКТ

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.

Различать пословицы и поговорки. Давать толкование значения.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Сочинение аудиторное

Рассказ по пословице

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Сказка как жанр фольклора.

Виды сказок.  Сказки о животных

«Лиса и тетерев», «Швец»,

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Нравственная проблематика сказки

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.

Выявлять характерные для народных сказок  художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы.  Пересказывать   прочитанную сказку.

 Характеризовать героя.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Подробно пересказывать   самостоятельно прочитанную сказку.

«Журавль и цапля» (в двух вариантах), «Курочка»

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Нравственная проблематика сказки

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.

Выявлять характерные для народных сказок  художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы.  Пересказывать   прочитанную сказку.

 Характеризовать героя.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Подробно пересказывать   самостоятельно прочитанную сказку.

Волшебные сказки и их особенности. «Иван Быкович», чтение сказки.

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.  Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители.  Типы героев и способы их характеристики. Образ жены- волшебницы. Композиция волшебной сказки. «Сказочные формулы». Малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль. Повторы.

Особенности зачина и финала. Особенности сказывания сказки.

Определять особенности волшебных сказок. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты.   

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Подробно пересказывать прочитанную сказку

«Иван Быкович»

Сюжет. Положительный герой и его противники.  

Положительный герой и его противники.  Нравственная проблематика сказки

Выразительно читать фрагменты сказки.  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.  Характеризовать героя. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Пересказывать эпизоды.

«Перышко Финиста ясна сокола» Противопоставление добра и зла в сказке.

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты.. Характеризовать героя.

 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Пересказывать   прочитанную сказку

«Перышко Финиста ясна сокола» Положительный герой и его помощники.

Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Определять особенности волшебных сказок. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты.  

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Пересказывать   прочитанную сказку.

Бытовая сказка. «Мудрая дева»,  «Мужик и заяц».

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.  Отличие бытовой сказки от волшебной. Отличие  сказки о животных,  волшебной и от бытовой.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы.  Характеризовать героя.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Пересказывать   прочитанную сказку.

«Мена»

Сюжеты и реальная основа бытовых сказок.

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.  Отличие бытовой сказки от волшебной. Отличие  сказки о животных от   волшебной и от бытовой.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы.  Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Русская литература XIX века (первая половина)  –  6 часов

А.С. Пушкин  Детство  и детские впечатления  поэта.  

«Зимний вечер». Человек и природа в стихотворении.

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга.

Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Эпос. Лирика.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве    А.С.Пушкина.

 Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Выразительно читать наизусть  лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Диагностический, текущий  и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час

 

Чтение наизусть.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть),  развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Художественная речь. Тропы. Сравнение.

Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства

Тропы. Сравнение.

Знать способы создания сравнений. Осуществлять  Подбор сравнений.

Конкретизация представлений учеников о собственном доме.

Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение

ребенка к своему дому.  Сочинение рассказов и стихотворений о дорогом и близком. Устные сочинения о доме (своем доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных точек зрения — негативной и позитивной

Стихотворение «Няне». Вдохновение как особое состояние поэта.

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Вдохновение как особое состояние поэта. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений.

Эпитет.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Выразительно читать наизусть  лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение

ребенка к своему дому

Диагностический, текущий  и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Чтение наизусть.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть),  развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

  1.  

   

А.П.Чехов    «Гриша». Образ героя.

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

А.П.Чехов    «Гриша». Образ героя.

Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Роль художественной детали. Смысл названия

.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Определять  Способы выражения авторской позиции.Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах.

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

.

Поэзия второй половины  XX века  –  1 час

Н.М.Рубцов, знакомство с поэтом.  «В горнице»

Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

Конкретизация представлений учеников о собственном доме.

Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение

ребенка к своему дому. Устные сочинения о доме (своем доме,

доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных

точек зрения — негативной и позитивной

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Художественная речь.

Представление о стихах  и прозе.

Проект.

Ритм. Рифма. Строфа

Художественная речь. Поэзия и проза. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.

Поэзия конца XIX – начала  XX века    - 1 час

                                           И.А.Бунин

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы.  Картины природы и русского быта в стихотворениях Бунина. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

   

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

Художественная проза о челове ке и природе, их взаимоотношениях – 4 часа

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца»

Родная природа в изображении писателя

Мир природы и мир человека в сказке- были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность

названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Поэзия природы в творчестве Пришвина. Родная природа в изображении писателя. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. 

Тема. Проблематика.  

Идея.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

М.М.Пришвин

Сказка-быль  «Кладовая солнца»  Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца»

Образы Насти и Митраши.

Особенности композиции. Образы Насти и Митраши. Роль пейзажей

и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание  детей.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца»

Образ Антипыча.

Смысл названия.

Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произве-

дения.Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Пейзаж в литературном произведении.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

Диагностический, текущий  и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение

Письменное высказывание по литературной проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения.

Писать изложение на литературном материале.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Проза о детях –  3 часа

В.П.Астафьев

«Васюткино озеро»

Изображение становления характера главного героя.

Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

В.П.Астафьев

«Васюткино озеро»

Мальчик в борьбе за спасение.

Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

В.П.Астафьев

«Васюткино озеро»

Картины родной природы.

Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Портрет в литературном произведении.

Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Сочинение аудиторное

«Однажды  летом» или  характеристика литературного героя

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном и жизненном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Сведения по теории и истории литературы  – 2  часа

Художественная речь.

Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства

Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Метафора. Олицетворение. Цветопись.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

II триместр

Тематика и проблематика лирического стихотворения.

Тема, проблема и идея произведения.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

Русская литература XIX века (вторая половина)  –   2 часа

 

Ф.И.Тютчев «Летний вечер»,

 «Тихой ночью»

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

 А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен», «Какая ночь!»

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

Диагностический, текущий  и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час

  1.  

 

 

Чтение наизусть.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть),  развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Русская литература XIX века (первая  половина)  –   1 час

А.С.Пушкин «Туча»

 Картины родной природы

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

Русская литература XIX века (вторая половина)  –   1 час

Ф.И.Тютчев   «Весенняя гроза»

ПРОЕКТ.

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

Проза  конца XIX – начала  XX века   –  2 часа

 

А.И.Куприн «Сапсан»

Сюжет. Композиция.Образы.

Образы животных в произведениях художественной литературы. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

 

 

А.И.Куприн «Сапсан»

Взаимоотношения человека  и животного.

Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы – 3 часа

Дж.Лондон «Бурый волк»

Сюжет, композиция рассказа.

Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Дж.Лондон «Бурый волк»

Взаимоотношения человека и зверя.

Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Дж.Лондон «Бурый волк»

Идея рассказа.

Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях – 1 час

В.П.Астафьев «Жизнь Трезора»

Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.  Характеризовать героя зарубежной литературы. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного  писателя.

Русская литература XIX века (первая половина)  –  2  часа

В.А.Жуковский    «Лесной царь»   Перевод баллады И.В.Гете

История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.

Литературно- художественная и аналитическая деятель-

ность. Выразительно  читать. Иллюстрировать балладу Гёте  

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

В.А.Жуковский    «Лесной царь»   Перевод баллады И.В.Гете

История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Русская литература XIX века (первая половина)  –  10  часов

А.С.Пушкин 

«Зимняя дорога»

Тема, идея, образы, художественные средства.

Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

Диагностический, текущий  и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час

 

Чтение наизусть.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть),  развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

А.С.Пушкин

«Бесы».  Тема, идея, образы, художественные средства.

Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

М.Ю.Лермонтов

«Три пальмы»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Характер лирического героя лермонтовской поэзии.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

М.Ю.Лермонтов

 «Листок»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Характер лирического героя лермонтовской поэзии.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

М.Ю.Лермонтов

«На севере диком стоит одиноко…»

Чувство трагического одиночества. Характер лирического героя лермонтовской поэзии.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи.   Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.

В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Сюжет. Композиция.

Герои. Идея сказки. Художественные особенности.

 Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Литературный герой и художественные средства создания его образа.

Фольклорная волшебная

сказка и литературная волшебная сказка. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения

авторского отношения к героям и событиям.

Композиция.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Образы  мачехи и царевны в сказке Пушкина.

Способы выражения

авторского отношения к изображаемому.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Образ зеркальца и его роль

в развитии действия. Идея  произведения.

Стилистическая и композиционная деталь. Причины победы над злом в фольклорной

и литературной сказках Идея произведения.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Зарубежная сказочная и фантастическая проза  -  9 часов

 

Литературная сказка.  

Братья Гримм «Шиповничек»

Сюжет. Композиция. Герои. Идея сказки.

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Отличать литературную сказку от фольклорной.

 Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

 

 

Ш.Перро «Спящая красавица»

Сюжет. Композиция.

Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Ш.Перро «Спящая красавица»

Герои. Идея сказки. Художественные особенности.

Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

 

 

Братья Гримм «Снегурочка» Сюжет. Композиция.

Герои. Идея сказки. Художественные особенности.

  Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»

 Кай и Герда,   характеры.

Причины  похищения Кая.

 Фольклорные и литературные сказки. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе

Литературная сказка. Образ персонажа и способы его создания. 

Композиция. Конфликт. Композиционная деталь.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»

Образ Герды в композиции сказки.

Холодность рассудка

и тепло человеческого сердца.  Любовь как основа  жизни.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

III триместр

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном и жизненном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»

Маленькая

разбойница и Герда. Причины изменений в героях.

Маленькая

разбойница и Герда. Причины изменений в героях.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»

Образы  Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена.

Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им об-

разы добра, весны, света, любви и жизни.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»  

Художественная идея сказки.

Причины победы Герды. Смысл финала.

Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Роль вступления и каждой главы в развитии действия.

Образы времени и пространства.

Первоначальное представление о про-

странстве и времени в литературном произведении. Пейзаж.

Интерьер.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Сочинение аудиторное 

Характеристика литературного героя

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном и жизненном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Литературные сказки XIX – XX века – 4 часа 

Ю.К.Олеша   «Три толстяка»  Образы Суок и Тутти — раз-

лученных брата и сестры и их роль в композиции произведения.

       

Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю. К. Олеши.    Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке.

Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря

Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери.   Дети как надежда на будущее.

Причины победы добра над злом.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать. Характеризовать героя.

Ю.К.Олеша   «Три толстяка»  Образы  богатыря Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери

Цирк как особый, свободный мир.   Образы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей.

Антитеза как средство композиции.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать. Характеризовать героя.

 Ю.К.Олеша   «Три толстяка» Образы Трех Толстяков.        

Комические ситуации и комические образы и их роль, художественные средства их создания.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать. Характеризовать героя.

Ю.К.Олеша   «Три толстяка»   Трагическое в сказке и его роль. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.          

Образы- символы в сказке.Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.   Язык  сказки, роль метафоры в создании сказочного мира.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать. Характеризовать героя.

Русская литература XIX века (первая половина)  –  3часа

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Историческая основа стихотворения.

Изображение исторического события. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен..

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Образ рядового участника сражения.

Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования  - 1 час

Чтение наизусть.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть),  развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Русская литература XIX века (вторая  половина)  –  3 часа

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Историческая основа и сюжет рассказа.

Историческая основа и сюжет рассказа. Смысл названия. Основные эпизоды.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Жилин и Костылин как два разных характера.

Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»  Поэтичный образ Дины. Поучительный характер рассказа.

Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Подготовка к сочинению

( домашнее)

Характеристика литературного героя

Письменное высказывание на литературную тему  как форма диагностики уровня письменной речевой культуры.

Писать сочинение на литературном и жизненном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Проза о Великой Отечественной войне – 2 часа

В. П. Катаев. «Сын полка» (фрагменты)

Человек (ребенок) на войне. Мужество, самоотверженность, чуткость бойцов.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

В. П. Катаев. «Сын полка» (фрагменты)

Человек (ребенок) на войне. Мужество, самоотверженность, чуткость бойцов.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать   прочитанную сказку. Характеризовать героя.

Русская литература XIX в.   (первая половина) – 3часа

И.А.Крылов.

Басни.  «Волк и Ягнёнок». Образы животных в басне.

 Конфликт в басне. Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка  и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

И.А.Крылов.

 «Квартет»         Мораль  басни.

Причины неудачи персонажей в басне. Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мо-

раль. Авторское отношение и художественная идея. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова.

Особенности басенного языка И. А. Крылова.

Воспринимать текст..Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час 

 

Чтение басни наизусть.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть),  развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть.

Русская литература XIX в. (вторая половина) – 2 часа

А.П.Чехов.

Рассказ  «Толстый и тонкий» Смысл названия.

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали.

Сопоставление чернового и окончательного вариантов рас-

сказа. Сравнение образов персонажей.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия.

История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический детективный

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.  Характеризовать героя зарубежной литературы. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного  писателя.

Проза  конца XIX – начала  XX века  – 6 часов

В.Г.Короленко «Мгновение»

История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя.

Воспринимать текст литературного произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение 

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Передача своих

эмоций и ассоциаций в рисунках. Подбор заглавий к каждой

из частей рассказа

В.Г.Короленко «Мгновение»

Символическое значение образа моря. Идея рассказа.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.  Характеризовать героя зарубежной литературы. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе,

художественные средства создания этих образов. Речь героя как

средство его характеристики.

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

Влюбленность в свое дело Федора

Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осущест-

влению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя

и автора. Идея произведения.

А.И. Куприн

 «Чудесный доктор». Смысл названия.

Детские впечатления и их отражение в художественных произведениях А.И. Куприна. 

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя.

Реальная основа и содержание рассказа. Тема служения людям и добру. Образ главного героя.

Образ доктора в русской литературе.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя.

Русская литература XX в. (первая  половина) – 1 час  

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

Сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя.

Диагностический и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

  1.  

 

Итоговая диагностическая работа.

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся.

Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения.

Зарубежная проза о детях и подростках –  4 часа

М. Твен   Слово  о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера » (отрывок)  

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы

Мир детства и мир взрослых. Герои и события повести. Тема дружбы и мечты.

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Характеризовать героя зарубежной литературы. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного  писателя.

О.Генри «Вождь краснокожих»

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы

Сведения по теории и истории литературы  – 1 час

Литература как искусство словесного образа 

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Соотносить  сюжеты, персонажей литературных произведений с их текстами и авторами.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 6 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...

КТП 7 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 8 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...

КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...

КТП 8 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...