КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_7_klass_uglublenka_suhih.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        ФГОС ООО

                                                 

7  класс  (УМК   И.Н. Сухих)                             (2 часа в неделю, 68 часов  в год)

Учитель _____________________________________                     _____________________   уч.год

№ п/п

Дата

Раздел.

Тема урока.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

Героизм и патриотизм.              Героический эпос в мировой литературе. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе.

Эволюция понятия «герой» в истории культуры. Герои мифологические и герои исторические. Литературный герой. Героизм и патриотизм. Героический эпос. Эпос. Эпопея. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический герой у разных народов.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы

Зарубежная литература - 4

Гомер «Илиада».                                  Сюжет и композиция «Илиады». Война и вечные ценности.

 Гомер и его поэмы. «Гомеровский вопрос». Переводы Гомера. Сюжет и композиция «Илиады». Гекзаметр. Троянская война и ее изображение в эпосе. Война и вечные ценности (анализ эпизодов «Свидание Гектора с Андромахой», «Выкуп Гектора»).

Выразительно читать фрагменты Характеризовать героя                  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения

Гомер «Илиада».                                  Образы героев- воинов

  Боги и герои, участвовавшие в войне. Стилистика гомеровского «живописания». Образы героев- воинов — Ахилла и Гектора (анализ эпизода «Умерщвление Гектора»). Бесстрашие и доблесть Ахилла, патриотизм и благородство Гектора Эпический герой Гомера.

Теоретико- литературные знания.                    Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие. Гекзаметр, составные эпитеты. Психологизм. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе.

Давать устный   ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

У

Гомер «Одиссея».                           Новый тип эпического героя в «Одиссее».                            

«Одиссея» — поэма об испытаниях и странствиях героя. Новый тип эпического героя в «Одиссее».

Тема верности родине.

Выразительно читать фрагменты Характеризовать героя                  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения

У

Гомер «Одиссея».                     Образ Одиссея                              

Трансформация образа героя: от «быстроногого» Ахилла — к «хитроумному» Одиссею. Образ Одиссея: любознательность, смекалка, отвага, чувство товарищества (анализ эпизодов «Одиссей

у циклопов», «Сирены; Скилла и Харибда»).

Выразительно читать фрагменты Характеризовать героя                  Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни  - 2 часа

Национальный карело-финский эпос  «Калевала».  Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций

Карело- финский мифологический эпос. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, трудовых будней. Космогонический миф (анализ эпизода «Сотворение Вселенной»).

Тип культурного героя в «Калевале». Царство мертвых — страна Похъёла.  Чудо- мельница как модель мира (анализ эпизода «Ильмаринен выковывает Сампо»). Образы богатырей Ильмаринена  и Вяйнямёйнена в их сопоставлении с героями Гомера Теоретико- литературные знания.                    Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе..                                                                                   

Воспринимать текст литературного произведения.              Выразительно читать фрагменты литературных произведений.

 Характеризовать героя литературного произведения.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

        Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный   ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования. 

У

Национальный карело-финский эпос  «Калевала».  

Тип культурного героя в «Калевале». Царство мертвых — страна Похъёла.  Чудо- мельница как модель мира (анализ эпизода «Ильмаринен выковывает Сампо»). Образы богатырей Ильмаринена  и Вяйнямёйнена в их сопоставлении с героями Гомера.                                                                                    Теоретико- литературные знания.                    Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе.

Характеризовать героя литератур-ного произведения. Находить в тек-сте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.     Давать устный   ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе  с использованием цитирования.

Древнерусская литература - 1 час

Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси.             Поучение как жанр.                      Владимир  Мономах  "Поучение"

Героические образы князей и святых в древнерусской литературе как пример служения государству, Богу, народу. Патриотизм древнерусской литературы. Личность князя Владимира Мономаха. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». Психологический портрет русского князя.                                      

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Подготовка к домашнему сочинению                                                           Поучения современникам «Как правильно жить»

Композиция «Поучения». Нравственный смысл произведения. Основы христианской морали в «Поучении».                                                                     Теоретико- литературные знания.                       Жанр поучения. Автор и его образ в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигуры  речи.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русская литература XIX века  (первая половина) – 5 часов

Героический характер и подвиг в новой русской литературе.                                                   Н. В. Гоголь   Повесть "Тарас Бульба".  История создания. Мир и обычаи  Запорожской Сечи.

Героизм как способность к совершению подвига и как каждодневный стоический труд. Героико- патриотический пафос произведения. Историческая основа повести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Н. В. Гоголь   Повесть "Тарас Бульба"  Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести.

Сходство и различия в характерах братьев. Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести. Принцип контраста в изображении героев.                                                   Антитеза. Конфликт.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Н. В. Гоголь   Повесть "Тарас Бульба"    Образ Тараса, его героическое начало.

Образ Тараса, его героическое начало. Тра-

гизм конфликта отца и сына.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений

 Н. В. Гоголь   Повесть "Тарас Бульба"  Столкновение любви и долга в душах героев.

Столкновение любви и долга в душах

героев.  

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Н. В. Гоголь   Повесть "Тарас Бульба" Особенности изображения человека и природы в повести.  Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести.

Особенности изображения человека и природы в повести. Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести.                                                               Теоретико- литературные знания.                Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в ли-

тературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя.  Роль пейзажа в художественном произведении.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

У

Основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении.

Основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении.

Характеризовать героя литературно-го произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение по повести   Н.В.Гоголя   "Тарас Бульба"

Сравнительно- сопоставительная характеристика двух героев.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русская литература XIX века  (вторая половина) – 5 часов

У

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»                                                              Особенности композиции поэмы, смысл названия ее частей.

Образ некрасовской Музы. Фольклорные традиции в поэме. Особенности композиции поэмы,смысл названия ее частей. Крестьянский быт и народный характер.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

У

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»  Образ русской женщины.

Героический женский характер. Художественные средства создания  образа Дарьи. Авторское отношение к героине. Представления крестьян о счастье и долге. Образы природы и Мороза, их роль

в поэме. Значение образа дороги. Трагическое и лирическое звучание произведения. Авторская позиция и средства ее воплощения в поэме.

Характеризовать героя. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

У

Поэма как жанр. Авторская позиция и ее выражение

Теоретико- литературные знания. Поэма как лиро- эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро- эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, сим-

волические образы, эпиграф, ритм, звукопись

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

У

Дискуссия. Что такое подвиг и всегда ли в жизни есть место подвигу?

Проектная деятельность.

Проектная деятельность. Работа в группах.

Проза конца XIX – начала XX вв – 4 часа

М.Горький. «Старуха  Изергиль». Образ героя- индивидуалиста. Способы создания образа Ларры

Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль».

Образ героя- индивидуалиста. Способы создания образа Ларры.

идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ

осторожного человека.

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения

М.Горький. «Старуха  Изергиль». Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей.

Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей. Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность,

Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность,идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ осторожного человека.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

М.Горький  «Песня о  Соколе» Сущность спора Ужа и Сокола.

Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол как романтический герой. Значение понятия «безумство храбрых». Роль образов природы в рассказах Горького. Смысл горьковских афоризмов.

Теоретико- литературные знания.                Углубление представления  о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический  герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза.  Афоризм.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

У

М.Горький   «Челкаш»

Особенности изображения человека в рассказе Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести.                                                                             Теоретико- литературные знания.                 Лите-ратурный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими ли-цами, портрет, речь, поступки героя.  Роль пейзажа в художественном произведении.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать Подбирать цитаты из текста литера-турного произведения по заданной теме. Характеризовать героя русской ли-тературы

Русская литература XIX века  (первая половина) – 7 часов

Мир литературных героев              Маленький человек в русской  литературе  А.С.Пушкин  «Станционный смотритель»

Понятие «маленький человек» в реалистической литературе. Болдинская осень в биографии Пушкина и в переносном значении. «Повести Белкина» как цикл. Образ повествователя Белкина. Смысл и художественная роль эпиграфа к повести «Станционный смотритель». Сюжет и композиция повести.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

 А.С.Пушкин  «Станционный смотритель» Образ Самсона Вырина — героя  войны 1812 года и «маленького человека».

Жизнь станционного смотрителя. Образ Самсона Вырина — героя  войны 1812 года и «маленького человека». Любовь к дочери как

источник жизненных сил героя.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить

А.С.Пушкин  «Станционный смотритель»  Образ Дуни и причина ее бегства из родительского дома.

Образ Дуни и причина ее бегства из родительского дома. Причины, побуждающие

Вырина вернуть дочь; его неудачи на этом пути.  Образ Минского.

Характеризовать героя русской ли-тературы первой половины XIX в.

А.С.Пушкин  «Станционный смотритель» Несовпадение представлений героев о счастье.

Идейный смысл притчи о блудном сыне в контексте повести. Несовпадение представлений героев о счастье. Смысл финала. Авторское отношение к Дуне, Минскому и Вырину. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Теоретико- литературные знания.                   Типы литературных героев. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рас- сказчик.  Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа.

Соотносить содержание произведений русской литерату¬ры первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение по отрывку из повести А.С.Пушкина  «Станционный смотритель»

Писать изложение  на литературном материале.Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

У

        

Аллюзии и реминисценция в художественном произведении

Теоретико- литературные знания.                         Аллюзии и реминисценции.

Н.В.Гоголь «Шинель» как одна из «Петербургских повестей».

 «Шинель» как одна из «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Темы человеческого одиночества, мечты и действительности.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы

Н.В.Гоголь «Шинель»                  Образ Акакия Акакиевича

Образ Акакия Акакиевича: замкнутость его мира, как в скорлупе. История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакие-

вичем, — разрушение скорлупы и беззащитность героя. Отношение чиновников к Акакию Акакиевичу и причины их внимания

к нему. Образ Петербурга как холодного, равнодушного к страданиям людей города. Шинель как центр мироздания и смысл

жизни героя.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы

Н.В.Гоголь «Шинель» Образ «значительного лица» и его роль в повести.

Комическое и трагическое и их переплетение. «Сердечная остуда» людей как причина смерти Акакия Акакиевича. Авторское от-

ношение к герою и его смерти. Роль детали в повести Гоголя. Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести — «я брат твой». Образ «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя.

Теоретико- литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации. Образ Петербурга в русской литературе.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

У

Роль художественной  детали в произведении.

Теоретико- литературные знания. Художественная деталь, ее роль. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации. Образ Петербурга в русской литературе.

Русская литература XIX века  (вторая половина) – 2 часа

А.П.Чехов  «Смерть чиновника» «Маленький человек» в изображении А.П.Чехова.

Полемическое осмысление этой темы по сравнению с Гоголем и Пушкиным.

Комическое в рассказе «Смерть чиновника» и средства его создания. Авторское отношение к герою и средства его выражения. Трагическое и сатирическое осмысление темы.            

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

У

Повесть, рассказ, новелла.

Сравнение жанровых особенностей повести, рассказа, новеллы.

II триместр

А.П.Чехов  «Тоска» Одиночество человека в суетном мире.

Рассказ «Тоска». Смысл эпиграфа и его художественная роль. Описания в рассказе, лаконизм Чехова и выразительность его стилистических деталей. Композиция рассказа. Средства создания художественной атмосферы и раскрытия переживаний Ионы.

Образы движения, суеты и статики, покоя. Контраст внутреннего и внешнего в рассказе.

Авторское отношение к персонажам.            Теоретико- литературные знания.               Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художествен-

ная деталь у Чехова.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы

Русская литература XIX века  (первая половина) – 3 часа

У

Герой в лирике                              Лирический герой.

 А.С.Пушкин «Зимнее утро»              

Теоретико- литературные знания.                         Лирический герой.                          

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

М.Ю.Лермонтов  «Парус»                     Образ паруса как символ.

Лермонтов — поэт-романтик. Романтический конфликт и противоречивость романтической души. История создания стихотворения «Парус». Образ паруса как символ. Авторское настроение в стихотворении. Композиция стихотворения. Изобразительно-

выразительные средства создания образов и чувств.

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведения.  Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

М.Ю.Лермонтов  «Тучи»                       Лирический герой в стихотворении

Лирический герой в стихотворении «Тучи». Тучки, отношение к ним лирического героя (автора). Сравнение стихотворений

«Тучи» и «Парус». Роль символики.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

Русская литература XX века  (первая половина) – 2 часа

В.В.Маяковский «Послушайте!» Ораторская интонация и лирическая тема стихотворения.

Лирический герой Маяковского. Ораторская интонация и лирическая тема стихотворения «Послушайте!». Обращение, вынесенное в название стихотворения, как обращение ко всему миру. Преодоление одиночества, внимание к ближнему как самое необходимое для человека. Символика и философская

идея стихотворения. Художественные средства создания образа героя.                                        Теоретико- литературные знания.             Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо- тоническое

стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки. Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно- выразительные средства языка: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. Элементы фантастики в стихотворениях Маяковского.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

В.В.Маяковский   «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Образ автора и образ лирического героя в стихотворении

Образ автора и образ лирического героя в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Фантастическое и реальное в произведении. Словотворчество Маяковского. Образы поэта и солнца, их родственность друг другу. Художественная идея стихотворения

и символический образ поэта- солнца. Средства создания образа лирического героя.

Стилистика стихотворений. Оригинальность тропов Маяковского и их роль.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать   лирические стихотворения.

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

У

Силлабо-тоническое и тоническое стихосложение.

Теоретико- литературные знания.                              Тоническое и силлабо- тоническое

стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пир-рихий, спондей. Ритмика и строфика.

Анализ стихотворения

Русская литература XIX века  (вторая половина) – 7 час

Народный характер                     И. С. Тургенев  «Бирюк» Сюжет и композиция рассказа

Черты, составляющие характер русского народа.       Книга И.С.Тургенева «Записки охотника»: история создания, проблематика,общественное значение. Сюжет и композиция рассказа «Бирюк». Отношение крестьян и рассказчика к Бирюку. Внешний конфликт между крестьянином-вором и Бирюком и внутренний конфликт в душе Фомы. Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средства социально-психологической характеристики героя. Роль природы в рассказе. Авторское отношение к народу.                Теоретико- литературные знания.        «Натуральная школа». Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства соз-

дания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический

пейзаж, его функции.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение  по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Образ лесника и способы его создания.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

И. С. Тургенев   Стихотворения в прозе.    Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке

Стихотворения в прозе    «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», Русский язык», «Житейское правило»  Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, черты народного характера, представленные в стихотворениях Тургенева. Музыкальность прозы Тургенева  

Теоретико- литературные знания.         Стихотворения в прозе как лирический  жанр. Деталь. Антитеза.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

Портрет, интерьер, пейзаж в художественном произведении

Теоретико- литературные знания.     Портрет, интерьер, пейзаж    

М. Е. Салтыков-Щедрин                  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»               Герои Щедрина как типы.

М.Е.Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. «Сказки для детей изрядного возраста» как особый жанр. Народ как герой и адресат щедринских сказок. Особенности сюжетов и проблематики сказок. Фольклорные и басенные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина. Герои Щедрина как типы.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

У

Сатира, гротеск, сарказм.

Теоретико- литературные знания.             Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках.

М. Е. Салтыков-Щедрин      «Дикий помещик», Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь.

Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь. Сильные и слабые стороны народного характера, показанные писателем. Авторское отношение к народу и художественные средства его выражения.                                                                       Теоретико- литературные знания.             Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сати-

рический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

У

М. Е. Салтыков-Щедрин     «Премудрый пискарь» Обличение нравственных пороков общества

Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь.        Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь. Сильные и слабые стороны народного характера, показанные писателем. Авторское отношение к народу и художественные средства его выражения.                                                                      

        

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

Герой и нравственный выбор        Л.Н.Толстой   «Детство»                         Автобиографическая основа повести.

Понятие нравственного выбора. Автобиографическая основа повести. Нравственный идеал гармонии и добра. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Анализ глав «Учитель Карл Иваныч», «Наталья Савишна», «Детство», «Стихи», «Ивины».

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

Л.Н.Толстой   «Детство»                   Тема детской открытости миру.

Художественные средства создания образов персонажей. Образ повествователя (взрослого Иртеньева) и образ рассказчика (мальчика Николеньки). Художественная идея повести.

Теоретико- литературные знания. Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в.

Проза конца XIX – начала XX вв – 4 часа

А.М.Горький «Детство»        «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека.                      

Автобиографическая повесть М. Горького. «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека. Образы Алеши, деда и бабушки.  Изображение внутреннего мира подростка. Роль портретов в повести. Пейзаж и его художественная роль.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

А.М.Горький «Детство» Образы Алеши, деда и бабушки.

Образы Алеши, деда и бабушки. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Вера в человека, в его возможность противостоять миру насилия и зла.

Теоретико- литературные знания.                   Автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Речь персонажа. Тема, проблема, идея.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение  по отрывку из повести А.М.Горького  «Детство»

Выборочный  письменный пересказ с элементами рассуждения «Бабушка Акулина Ивановна»

Писать изложение  на литературном материале.Находить ошибки и ре-дактировать черновые варианты собственных письменных работ.

А.Н.Толстой «Детство Никиты» Жизнь в восприятии ребенка.

Символика названия повести. Жизнь в восприятии ребенка. Взаимосвязь жизни ребенка с жизнью природы.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя

А.Н.Толстой «Детство Никиты» Народный быт в повести.

Народный быт в повести.

Теоретико- литературные знания.  Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика. Портрет в литературе.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по

тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение                    автобиографическое   «И тогда мне стало стыдно…».

Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Проза о детях - 2часа

Ф.Искандер  «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»).

Отличие автобиографического героя Искандера от героев Толстого и Горького. Способы создания характера Чика. Образ рассказчика, юмористическая подсветка повествования. Восприятие

героем пушкинских произведений, уроки, которые он из них извлекает.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Ф.Искандер  «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»).

 Роль эпизода о поисках «вредителей». Гуманистическая идея рассказа, смысл названия.

Теоретико- литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие или несоответствие как основа комического. Точка зрения рассказчика и по-

вествователя. Композиция произведения.  

Характеризовать героя

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по

тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Сведения по теории и истории литературы  - 2 часа

У

Виды комического.

Теоретико- литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие или несоответствие как основа комического. Точка зрения рассказчика и по-

вествователя. Композиция произведения.  

Давать устный или письменный ответ на вопрос по

тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

У

Описание портрета.

Описание портрета.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

У

Аудиторное сочинение-описание.

В.А.Серов, И.Е.Репин, В.А.Тропинин и др. художники-портретисты.

Писать сочинение –описание по картине.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Древнерусская литература – 2 часа

Испытание героев любовью  Ермолай-Еразм  «Повесть о Петре и Февронии»

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви в ее семейно-бытовом проявлении. Образец христианского супружества. Цельность характеров героев. Тема преданности и святости в повести. Литературное и сказочное начала в повести.                                   Теоретико- литературные знания. Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

Житие. Древнерусская повесть. Бытовые и сатирические повести.

Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы.

Характеризовать героя

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произ-ведения.

III триместр

Сведения по теории и истории литературы  - 2 часа

У

Драма как род литературы. Способы создания образа персонажа в драме. Трагедия как жанр драмы.

Теоретико- литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Герой в драме. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Катарсис. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза.

Зарубежная литература – 2 часа

Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта»    Конфликт, его развитие и трагическая развязка.

Личность У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Литературные источники трагедии Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Конфликт, его развитие и трагическая развязка. Образы враждующих домов и причины их вражды. Меркуцио и Тибальт. Образы Ромео и Джульетты. Мнимая любовь Ромео к Розалине и истинная к Джульетте.

Характеризовать героя

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по

тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта» Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Помощники героев и причины их неудачи. Смысл финала трагедии. Авторская позиция и художественная идея пьесы. Отражение в трагедии «вечных тем»: любви, преданности, вражды, мести. Образы трагедии в мировом искусстве — музыке,

живописи, кинематографе, театре, литературе.

Теоретико- литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Герой в драме. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Катарсис. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Русская литература XIX века  (первая половина) – 7 часов

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка» Сюжет и герои повести.

Сюжет и герои повести. Образы отцов и причины их ссоры и примирения.  Особенности  композиции. Истинные и мнимые конфликты в повести и их причины.

Характеризовать героя

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по

тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка» Художественная идея произведения.

Образ Лизы Муромской и художественные средства создания женского характера. Образ Алексея Берестова. Тема любви в повести. Юмор Пушкина в изображении героев. Художественная идея произведения. Любовь в «Барышне- крестьянке» Пушкина и в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Условия преодоления преград на пути к счастью.

Теоретико- литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических

деталей в создании образа.

Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассо-циаций, отбирать произведения для чтения.

Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художе-ственной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

А.С.Пушкин  «Дубровский»  Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт.

Приключенческий роман Пушкина и особенности жанра. «Тайна занимательности». Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт. Столкновение Дубровских и Троекурова.

Роль документа в контексте романа.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

А.С.Пушкин  «Дубровский»           Образ «благородного разбойника».

Нравственная проблематика произведения — высокое чувство чести и достоинства. Образ «благородного разбойника». Тема «отцов и детей». Образы крестьян и их роль в раскрытии образа главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

А.С.Пушкин  «Дубровский» . Образ Маши, ее нравственный выбор.

Любовная линия в романе. Образ Маши, ее нравственный выбор. Поступок героя как способ создания характера. Переклички с трагедией

У. Шекспира «Ромео и Джульетта».                               Теоретико- литературные знания.    Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Образ автора, средства выражения авторского отношения.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Аудиторное сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Способы создания характера в литературном произведении.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Зарубежная новеллистика – 2 часа

У

О.Генри «Дары волхвов». Смысл названия рассказа.

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

О.Генри «Дары волхвов». Неожиданность и закономерность финала.

Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

Осознанно воспринимать художе-ственное произведение в единстве формы и содержания; адекватно по-нимать художественный текст и да-вать его смысловой анализ; интер-претировать прочитанное, устанав-ливать поле читательских ассо-циаций, отбирать произведения для чтения.

Личность и власть: вечное противостояние   М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова» Сюжет поэмы, его историческая основа.

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне про купца Калашникова».

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственный выбор героев. Народное представление о чести и долге.

Калашников и Кирибеевич, причины их конфликта; сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным

творчеством. Нравственный выбор героев. Народное представление о чести и долге. Авторское отношение к героям и способы его выражения. Художественная идея произведения.

Теоретико- литературные знания. Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация.Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Проза конца XIX начала XX вв – 3 часа

У

А. К. Толстой. «Князь Серебряный» Художественная концепция эпохи Ивана Грозного

Художественная концепция эпохи Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведения.  

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

А. К. Толстой. «Князь Серебряный» Образ князя Серебряного

Образ князя Серебряного, взаимосвязь его характера и поступков. Патриархальная система ценностей и ее разрушение в эпоху Грозного.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. Характе-ризовать героев

У

А. К. Толстой. «Князь Серебряный» Образ опричнины и опричников.

Образ опричнины и опричников. Тема любви в романе. Судьба женщины в эпоху Грозного. Средства выражения авторского отношения и авторской позиции в романе.

Теоретико- литературные знания. Исторический роман. Вымысел и реальность в художественном историческом произведении.

Авторская позиция. Способы создания характера. Портрет. Речь.Система персонажей.

Воспринимать текст литературного произведения.  Выразительно читать фрагменты произведений. Характе-ризовать героев

Произведения о Великой Отечественной войне - 7 часов

Человек и война  Стихотворения о войне. Собирательный образ поэта-солдата в произведениях

 Биографии поэтов- фронтовиков, общее в их судьбе. Война и молодость, война и оборванное детство. Собирательный образ поэта- солдата в произведениях Н. П. Майорова («Мы»), Д. С. Самойлова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Ю. В. Друниной. Стихотворение- воспоминание, ретроспективный характер лирического переживания («Мы», «Сороковые», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»). История создания «книги про бойца». Органическая сопричастность героя судьбе своего народа. Народный взгляд на войну («О войне»).

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Стихотворения о войне. Тема родины и ее воплощение.

Тема родины и ее воплощение. Патриотизм. Тема исторической памяти («Сороковые», «О войне», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»).

Жестокая реальность войны. Антивоенный пафос стихотворения «Я только раз видала рукопашный…».

Теоретико- литературные знания. Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

М.А.Шолохов. «Судьба человека»   Смысл названия рассказа. Проблема национального достоинства и гордости.

Сюжет и композиция рассказа. Тема рассказа — человек в экстремальной ситуации, в ситуации выбора — и его художественная идея. Проблема национального достоинства и гордости. Ответственность человека за свой нравственный выбор.

Моральное превосходство над врагом как источник внутренней силы русского солдата. Образ Андрея Соколова. Способы создания характера. Испытания героя. Значение встречи с Ваней в судьбе Андрея Соколова. Смысл финала рассказа. Авторское

отношение к героям и событиям и авторская позиция.

Теоретико- литературные знания. Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический

характер. Повествователь и герой- рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера. Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый).

Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

Изложение отрывка  М.А.Шолохов  «Судьба человека»

Писать изложение  на литературном материале.Находить ошибки и ре-дактировать черновые варианты собственных письменных работ.

В.В.Быков. «Обелиск»    Проблематика повести.

Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повести.  Сюжет, персонажи.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

В.В.Быков. «Обелиск» Антитеза образов времени  и пространства.

Антитеза образов времени (прошлое и настоящее) и пространства (город и деревня). Авторская позиция в повести.

Теоретико- литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении. Образ рассказчика.Роль художественной детали. Тема и художественная идея.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

Б.Л.Васильев  «А зори здесь тихие»

Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повести.  Сюжет, персонажи.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

Б.Л.Васильев  «А зори здесь тихие»

Женщина на войне. Образы девушек.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Зарубежная литература – 2 часа

«Странный человек» в движении  Времени     М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон  Кихот Ламанчский» Фабула романа. Композиция и основной конфликт.

Биография Мигеля де Сервантеса (основные вехи). Фабула романа «Дон Кихот». Композиция и основной конфликт.

Теоретико- литературные знания. Вечные образцы. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Повествователь и рассказчик. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

М. де Сервантес Сааведра. «Хит-роумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Образ Дон Кихота и средства его создания. Проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность, идеальное и реальное в со-

знании героя. Понятия рыцарского долга и рыцарского служения Даме. Антитеза «Дон Кихот и Санчо Панса мечтательность и приземленность».

Комическое и трагическое звучание образа Дон

Кихота. Дон Кихот как вечный образ. Противоречивость образа главного героя: мудрость и безумие. И.С.Тургенев о Дон Кихоте.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Проза конца XIX – начала XX вв – 2 часа

В.М.Гаршин. «Красный цветок»      Образ человека, страдающего за все человечество.

В. М. Гаршин как человек «потрясенной совести». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Образ человека, страдающего за все человечество.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

В.М.Гаршин. «Красный цветок» Смысл финала. Художественная идея рассказа.    

Символический образ красного цветка как мирового зла. Нравственный выбор героя. Трагическое звучание его образа. Смысл финала. Художественная идея рассказа.

Теоретико- литературные знания. Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Сведения по теории и истории литературы  - 1 час

Анализ эпизода

Алгоритм анализа эпизода литературного произведения

Диагностический, текущий и итоговый  контроль уровня литературного образования – 1 час

У

Аудиторное сочинение Анализ эпизода «Похищение цветка

Анализ эпизода «Похищение цветка

Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Русская литература XX века  (первая половина) – 2 часа

А.П.Платонов. «Юшка»  Платоновский «сокровенный человек». Сюжет и композиция рассказа

Платоновский «сокровенный человек». Сюжет и композиция рассказа «Юшка». Нравственная проблематика рассказа.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

А.П.Платонов. «Юшка»                                 Образ  главного героя и художественные средства его создания.

Образ  главного героя и художественные средства его создания. Значение имени героя. Своеобразие конфликта в рассказе. Любовь ко всему живому как «странность» для мира слепых сердец. Отношение к Юшке персонажей рассказа и причины неприятия ими беззлобного человека. Авторское отношение к персонажам и Юшке и своеобразие авторской позиции неосуждения. Художественная идея рассказа — созидательная сила добра. Идеи христианской гуманности. Нагорная проповедь Христа и поведение Юшки. Черты праведника и юродивого в образе Юшки.

Теоретико- литературные знания. Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Русская литература XX века  (вторая половина) – 2 часа

В.М.Шукшин. «Чудик»    Особенности шукшинских  героев — «чудиков», правдоискателей.

Оценка личности и творчества В.М.Шукшина современниками (В.С. Высоцкий о Шукшине).

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Композиция рассказа  «Чудик». Система образов персонажей и их роль в раскрытии

характера главного героя. Кинематографический принцип изображения в рассказе. Отношение к герою персонажей, автора и читателя. Смысл финала. Художественная идея произведения.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

В.М.Шукшин «Срезал», «Мастер»

 Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Композиция рассказа    Система образов персонажей и их роль в раскрытии характера главного героя. Кинематографический принцип изображения в рассказе. Отношение к герою персонажей, автора и читателя. Смысл финала. Художественная идея произведения.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

Зарубежная романистика XIX – XX вв – 2 часа

У

Рэй Бредбери  «Все лето в один день»

Сюжет произведения,  тематика, проблематика, идейно-эмоциональное содержание.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.

У

А.К.Дойл «Пляшущие человечки»

Сюжет и композиция рассказа. Тема рассказа. Особенности детективной прозы.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 6 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...

КТП 5 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 7 класс литература Сухих И.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....

КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...

КТП 8 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...

КТП 9 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на углубленном уровне в соответствии с УМК Сухих И.Н....