Статья "Тайна Бабы Яги"
статья по литературе (5, 6 класс)

Данная статья поможет учителю литературы младших классов  организовать урок по фольклору, а также может быть интересна всем, кто любит русские народные сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 52 КБ

Предварительный просмотр:

Тайна Бабы Яги

Кирякова М.В., учитель ГБОУ №513 СПб

Кто сегодня не знает эту загадочную и непредсказуемую старуху из детских сказок? Пожалуй, знакома она всем…Но вот многие ли знают, откуда этот персонаж появился в славянском фольклоре?

Версий огромное множество, но с уверенностью утверждать о правоте какой-то одной невозможно. Есть гипотезы, на мой взгляд, приближенные к возможной истине, а есть откровенно  фантастические и даже нелепые. Но истина всегда посередине.

В этой статье, не претендуя на всеобъемлющую полноту, мне бы хотелось собрать разные мнения, показавшиеся мне интересными, и поразмышлять о возможных вариантах.

С детства мы слышим об этом персонаже, слушая сказки в детстве, читая их впоследствии своим детям, но вот что интересно: Баба Яга в сказках разная, где-то она помогает путнику, представляясь старушкой, которая живет в избушке, дает ему разные артефакты и советы, помогающие тому в его нелегких странствиях ("Царевна-Лягушка"), а где-то она коварна и зла: обманывает героя, пытается его съесть или причинить массу пакостей ("Финист - ясный сокол" «Гуси-лебеди»). Как же так? Кто же она?

Ученые нередко ищут ответ на этот вопрос в древних поверьях, в мифологии. Одной из самых интересных гипотез, на мой взгляд, является обращение к истории славян. До первых славянских племен на этой территории жили финно-угорские племена, обычай которых особым образом хоронить своих предков, возможно, дал впоследствии пищу славянам создать свой миф о Бабе Яге - костяной ноге. Дело в том, что финно-угорские племена хоронили своих покойников в домиках над землей,, правда, по мнению исследователей, тела предварительно сжигали и лишь потом отправляли в курный домик, получивший название от слова «окуривать», так как пеньки, на которых стоял домик, предварительно окуривали, быть может, они и внешне были похожи на куриную лапку. Возможно, тело сгорало не полностью, оставались кости, и впоследствии это и дало пищу для создания предания о Бабе Яге.

Правда, на мой взгляд, этого было бы мало, чтоб создать предание только о женском персонаже, следовательно, существовало еще что- то, что дало толчок фантазии древних славян. И тут приходит на ум еще одна гипотеза о том, что Баба Яга - это покровительница племени по женской линии, берегиня, отсюда и ее помощь путнику, и советы, и дары.

Хронологически такие предания должны восходить к эпохе матриархата. Славяне были язычниками и поклонялись своим божествам, но с приходом христианства, когда языческие боги оказались под запретом, Баба Яга в народном сознании из доброй берегини постепенно превратилась в страшное и уродливое существо, вредящее человеку, похищающее детей.

"Лежит на печи - зубы на полке, а нос в потолок врос"- вот так древним славянам стала видеться языческая берегиня. Кроме того, у нее есть еще один неотъемлемый атрибут – костяная нога, что, скорее всего, тоже символизирует неживую природу этого персонажа.

Но есть одна странная вещь: когда путник приходит к избушке, которая должна повернуться «к нему передом, а к лесу задом», он слышит слова: «фу-фу, русским духом пахнет». Она не говорит «живым», говорит «русским», получается, что она иноземного происхождения?

Мне удалось найти довольно интересное объяснение этому:

«Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа»».

С этим можно соглашаться или нет, тем более, что в некоторых вариантах она говорит «человечьим духом», что сразу делает ее персонажем мира мертвых.

Еще один интересный факт, описываемый в сказках – Баба Яга повелевает силами природы и зверями, что тоже сближает ее с языческими богами.

«На связь Яги с водой, бурей, дождевой тучей указывает и ее связь со змеями. Яга, как и другие одноногие или хромые существа, издревле соотносилась с образом змеи; так, в сказках она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, и к тому же однонога или хромает (возможно развитие представлений: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т.п.; возникновение образа смешанной природы — верхняя часть фигуры от человека, а нижняя от змеи — относится еще к палеолиту).

Подобно мифическому змею, они пожирает человеческое мясо и чует «человеческий дух». Многие сказки называют ее повелительницей и даже матерью, прародительницей змей и змеев» (Н.С Шапарова «Краткая энциклопедия славянской мифологии»)

Таким образом, можно предположить, Баба Яга - некий проводник в мир мертвых, охраняющий символический вход в этот мир. Конечно, во времена христианства она стала уже не символом поклонения, а персонажем детских сказок.

Но есть и другие предположения о происхождении этого образа славянской мифологии, к примеру, некоторые исследователи приписывают ей внеземное происхождение, основываясь на том, что она летает, но не просто летает, а использует для этого некий летательный аппарат, а именно – ступу, часто железную, которая к тому же гремит и источает дым и пламя.

На одном из Интернет-ресурсов я нашла еще одно интересное предположение, что «Родина Бабы Яги - московский Арбат». Автор предполагает, что москвичи считали кузнецов колдунами, тем более что те и не развеивали это мнение. В кузницах были  трубы, которых не было у простых жителей, дым, поднимающийся наверх, вызвал к жизни, по мнению автора, легенду о том, что кузнецы ночью вылетают на помеле, поклоняются древним языческим богам, кроме того, кузница стояла на месте развилки, напоминающей куриную лапку.

Еще одну интересную версию о том, кто же все – таки такая Баба Яга, можно найти в статье « Баба Йога- Великая Богиня». Автор утверждает, что «Баба Яга - одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающей Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес - Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения».

В книге Н.С Шапаровой «Краткая энциклопедия славянской мифологии» говорится о том, что Баба Яга связывалась «не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскрешения». Отсюда и образ Бабы Яги, похищающей детей и стремящейся их изжарить в печи, но символически этот обряд связан с древним обрядом инициализации юношей, который часто проходил через воображаемое уничтожение и возрождение подростка,  и проводили его обычно старые женщины. «Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания», - пишет Шапарова Н. С.

Если говорить о происхождении имени, то тут тоже много интересных теорий.

Словарь имен дает такое толкование имени: « (слав.) яга - шумная, крикливая, бранливая; от яжить - кричать, бушевать». 

Некоторые считают, что имя Яга произошло от слова Ящер (ЯЩЕР — хозяин нижнего подземно-подводного мира.). Хотя иногда его, на мой взгляд, ошибочно отождествляют со словом пращур (предок), но, кроме созвучия, общего ничего нет, так «пра» - это приставка, обозначающая «последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства» (Энциклопедический словарь), а часть «щур (чур)», скорее  всего, восходит к другому древнеславянскому языческому божеству (отзвук о нем сохранился в детском восклицании «Чур, меня»)

Макс Фасмер (немецкий языковед, лексикограф, славист) соотносит ее имя со словами «исходить, чахнуть, досадовать, болезнь, истощение», что вполне может иметь место, исходя из тех событий, которые описаны в сказках.

По другой версии имя это произошло от индийского Йога, и этот образ пришел к нам из санскрита.

В. Даль пишет в своем словаре, что  яга – «род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур или из неблюя, а дорогие яги из гагарьих шеек …; шуба, тулуп, халатного покрою, в тоб. с откидным воротом, в Оренб. без; подбивают его тканью, либо легким мехом; ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. Ягушка тоб. женская яга, с узким воротом; для дороги».

Возможно, подобную одежду носили северные жрицы или колдуньи, исполнявшие тайный ритуал, к тому же еще Афанасьев писал о том, что русские солдаты, продвигаясь на Север, приносили новые сказки и мифы, трансформируя северную культуру под свои понятия..

Исследователи северного быта пишут о том, что все, что в сказке кажется непонятным и пугающим было довольно обыденным в культуре обских угров. И дома, поставленные на своеобразные сваи, и сакральные куклы, наряженные в одежды, похожие на описание из словаря Даля, и шаманы, одетые непонятным для русских образом, и обычаи хоронить предков в домиках на пеньках…

Слово «Яг» в переводе с языка коми означает лес, то есть Баба Яга- лесная женщина, а у этого народа есть предание о лешем Яг морте, так, возможно, она его родственница?

Вряд ли сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что когда-нибудь узнаем правду, да и надо ли? Пусть этот притягивающий и пугающий одновременно образ останется таким, каков есть: загадочным, интересным и волнующим…

Использованные источники

http://ukrreferat.livejournal.com/131417.html

http://www.rukukla.ru/article/kuhi/kukly_ittarma_ura__vmectiliqa_du6.htm

http://historyntagil.ru/sledopyt/us_24.htm

http://www.tomovl.ru/komi/Leshiy.html 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/223818/%D0%9F%D1%80%D0%B0   

http://vasmer.narod.ru/p904.htm 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

«ПРО ТО, КАК БАБА ЯГА ВНУКА В АРМИЮ ПРОВОЖАЛА»

Сценарии спортивного развлечения с папами....

"Бабье лето"- сценарий праздника урожая на татарском языке

“Әбиләр чуагы”яки “Дөнья  буенча сәяхәт”- уңыш бәйрәменә сценарий....

Где найти защиту Бабе Яге?

Ролевая экологическая игра для учащихся 5-8 классов...

"Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала". Ролевой проект. 7 класс.

Вашему вриманию представлен ролевой проект как пример активизации познавательной деятельности учащихся при использовании пропедевтических дидактических игр при работе с разновозрастными группами...

Сочинение. Описание Бабы - Яги. (с использованием музыкальной композиции А. Лядова "Баба - Яга"

Обучение сочинению-описанию по методике Г. Б. Вершининой с использованием музыкальной композиции и мультимедийного урока к теме. ...

Әсхәл Әхмәт-Хужа. “Эй Ҡыш бабай, Ҡыш бабай”

Әсхәл Әхмәт-Хужа "Эй Ҡыш бабай, Ҡыш бабай"...