Сочинение. Описание Бабы - Яги. (с использованием музыкальной композиции А. Лядова "Баба - Яга"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Егорова Светлана Николаевна

Обучение сочинению-описанию по методике Г. Б. Вершининой с использованием музыкальной композиции и мультимедийного урока к теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-opisanie_baby-yagi.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

 Урок по русскому языку

(8 класс).

Сочинение « Описание Бабы-Яги».

( С использованием музыкальной композиции А. Лядова «Баба-Яга»)

Творческий проект использования слайдов по данной теме.

Выполнила Егорова С.Н.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 34»

Новокузнецк 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Обучение сочинению-описанию по методике Г. Б. Вершининой с использованием музыкальной композиции и мультимедийного урока к теме.

В рамках имеющихся часов, отведенных на развитие речи с 5 по 8 класс введена тема «Обучение сочинению-описанию».(Научный редактор профессор В. В. Бабайцева).

5 класс. Описание предмета.

              Описание животного.

6 класс. Описание природы.

              Описание помещения.

              Описание одежды, костюма.

7 класс. Описание общего вида местности.

              Описание действий (трудовых процессов, спорт).

8 класс. Описание внешности человека.

 В своей работе я использую методику проведения таких уроков, разработанную Г. Б. Вершининой. Автор предлагает для темы «Описание внешности человека» эту работу провести на примере описания сказочных героев (Бабы-Яги, лешего, русалки).

 Такая методика позволяет решить многие обучающие, воспитательные и развивающие задачи, так как «язык музыки» актуализирует эмоциональный фактор, который стимулирует умственную и речевую деятельность.

  Основными этапами работы являются: словарная работа, индивидуальная работа учащихся в виде опережающего творческого задания, беседа по текстам художественной литературы, прослушивания музыкальной композиции с последующим разбором, подбор языкового материала при обогащении речи учащихся, работа над средствами связи в тексте.

  Время требует работы в инновационном режиме. Таким образом, мною был разработан урок использования слайдов по теме. (Диск мультимедийного урока прилагается).

  Мультимедийный урок позволяет представить информацию в виде комбинации звука, графики, мультипликации.

 Компьютерные слайды проецируются на экране. Демонстрация слайдов экономит время, упрощает работу учителя. Эффективность такой работы неоспорима, так как включены все виды памяти, зрительная, слуховая особенно.

  Слайды № 1,2 предназначены для учителя (сообщение цели, задач урока).

  Слайды № 3 – 6 для работы с учащимися по вопросам к теме.

  Слайд № 7 (работа над образом Бабы-Яги после прослушивания музыкальной композиции Л. Лядова).

  Слайды № 8 – 14 (подбор языкового материала по темам: сказочный лес, поляна, избушка, небо, Баба-Яга).

  Слайд № 15 (предлагается на выбор одна из ролей для учащегося при написании сочинения).

  Слайд № 16, 17 (рисунки детей, изображающие сказочную героиню).

  Слайд № 18 (помощь ученикам «Как можно начать свое сочинение»).

Тема урока: Сочинение «Описание Бабы-Яги». (Сочинение с использованием музыкальной композиции А. Лядова «Баба-Яга»).

Цель: Формирование коммуникативных умений. Научить школьников применять уже имеющиеся у них умения в новой ситуации речевого творчества при написании сочинения на данную тему.

Задачи: 1. Обучающие.

  1. Помочь понять и раскрыть тему урока с использованием музыкальной композиции.
  2. Развитие умений проводить основную мысль, строить сочинение в определенной композиционной форме.
  3. Решение задач эстетического воспитания школьников.
  4. Научить школьников «переводить» на родной язык язык музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.
  5. Актуализация эмоционального фактора в обучении, который стимулирует умственную и речевую деятельность.
  6. Увеличение интенсивности речевого потока. Умение собирать и систематизировать материал.
  7. Умение передать в сочинении возникшие образы (слуховые, зрительные, осязательные, свои чувства с помощью адекватных изобразительно-выразительных средств языка).

              2. Воспитательные.

1.   Воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.

2.   Воспитание художественного и эстетического вкуса к языку (в процессе чтения и обсуждения художественного произведения).

3.   Воспитание аккуратности, трудолюбия. Формирование интереса к предмету.

               3. Развивающие.

 1.  Развитие творческих и речевых способностей (с помощью реализации межпредметных связей между русским языком и музыкой).

2.   Развитие творческого начала, эмоциональной чуткости, творческой фантазии, воображения.

Оборудование: Компьютерная техника, диск слайдов к уроку, художественные тексты русских народных сказок.  

Программная тема

Содержание работы

Обогащение речи учащихся и работа над средствами связи в тексте

Описание человека

Сочинение-описание «Баба-Яга» А. Лядова

Подбор слов на тему, работа над эпитетами, сравнениями, метафорами.

Тематическая группа слов

План:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по вопросам темы. (Словарная работа.)
  3. Слово учителя.
  4. Индивидуальная работа учащихся.
  5. Прослушивание музыкального произведения.
  6. Беседа (обмен впечатлениями).
  7. Подбор языкового материала. Группировка по микротемам.
  8. Беседа по сочинению ученика.
  9. Прослушивание музыкальной композиции.
  10. Сочинение.

Ход урока:

СЛАЙД № 1.

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сказочной героини Бабы-Яги. Вы услышите прекрасную музыку, которая перенесет вас в сказочный лес, где обитает эта хозяйка леса.

СЛАЙД № 2.

 

Сообщение цели и задач урока.

Цель: подготовка и написание сочинения на заданную тему.

Задачи

- Работа над лексическим значением слова «волшебный», поговорим об образе Бабы-Яги.

- Прослушаем музыку и выясним, совпадает ли ваше художественное видение этого образа с музыкальным.

- Наберем языковой материал для написания сочинения.

СЛАЙДЫ № 3, № 4, № 5, № 6.

2. Работа по вопросам темы. ( Словарная работа.)

 

- На какие три жанровые разновидности мы делим сказки?

- В каких из этих трех мы встречаем образ Бабы-Яги?

- Что означает слово «волшебный»?

- Каких героев волшебных сказок вы помните еще?

- Вспомните и назовите сказки, где одним из героев является Баба-Яга?

- Какова Баба-Яга в сказках?

3. Слово учителя.

Баба-Яга – хозяйка леса, лесных зверей. Этот образ ведет к представлениям первобытных людей, которые одушевляли, очеловечивали все стихии, все силы природы.

« Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает».

Баба-Яга - обычно злая, жестокая людоедка, мстительная колдунья. Мстит она за убийство своих детей (ее дети – змеи). Она худощавая, страшная, горбатая, одноглазая старуха с костяной ногой. Волосы торчат в разные стороны, редкие, нечесаные, иногда слепые глаза, без зрачков. Она от злости зубами скрепит, посвистывает, покрикивает. Цвет лица зеленовато – коричневый. Ведь она – мертвец. Говорит: «Фу-фу! Русским духом пахнет! Она чувствует запах человека и это ее раздражает.

 А изначально Баба-Яга была берегиней, хранительницей рода и традиций, детей и околодомного пространства. Затем ее роль изменилась.

Живет она в темном лесу, в избушке на курьих ножках или в подземелье. Это не простая избушка – она стоит на границе мира обычного и необычного, волшебного мира (когда-то царства мертвых). Стоит избушка к тебе задом – она смотрит в волшебное царство, повернулась передом – находится в твоем обычном мире. Лишь через двери этой избушки и можно попасть в другой мир.

Баба-Яга – посредник между земным и подземным мирами. Помогает герою пройти через царство мертвых, дает клубок, который указывает дорогу, дубинку, шапку-невидимку, скатерть-самобранку.

4. Индивидуальная работа учащихся (дополнительный материал к теме).

СЛАЙД № 7.

5. Прослушивание музыкального произведения.

Сейчас вы услышите композицию Анатолия Константиновича Лядова. Он особенно любил волшебные сказки, писал и исполнял сказочную музыку. Есть у него пьеса о кикиморе, которая живет у кота Баюна, слушает его сказки, песни, капризничает, наводит беспорядки в сказочном лесу. А другая пьеса приводит нас на берег колдовского озера, из которого в полночь выходит нечистая сила.

Мы сейчас встретимся с Бабой-Ягой. Будьте внимательны, чтобы не упустить ни одного музыкального события, постарайтесь понять, что рассказывает сказка Лядова?

Постарайтесь представить себе лес, где происходит ваша встреча.

Обратите внимание на вопросы.

- Опишите место действия.

- Что произошло в лесу?

- Какой рисует Бабу-Ягу Лядов?

- Какое у нее настроение, характер?

- Чем она занимается?

- Каково ее лицо, фигура, одежда?

- Обрисуйте словесно предметы, которыми она пользуется.

6. Беседа после прослушивания музыкальной композиции (обмен впечатлениями).

СЛАЙДЫ С № 8 ПО № 14.

  1. Подбор языкового материала.

Сказочный лес: таинственный, странный, заколдованный, мрачный, пугающий…

Деревья в лесу: скрипучие, ветхие, древние, замшелые, с сухими почерневшими ветвями…

  а) ели: старухи и старики, с пожелтевшей хвоей, огромными лапами…

  б) дубы: столетние, могучие, огромные, вековые…

  в) сосны: рыцари-великаны, как погасшие свечки…

Поляна: таинственная, сказочная, заросшая травами и цветами, обласканная солнцем, скрытая от людского глаза…

Небо: звездное, темное, бездонное…

Птицы: совы, филины мудрые…

Избушка: покосившаяся, с маленьким окошком, кособокой дверью…

Баба-Яга.

1.Фигура: сгорбленная, безобразная…

2. Лицо: ссохшееся, уродливое, злое, жестокое…

3. Глаза: буравчики, совиные, хитрые, сверкающие…

4. Нос: крючковатый, с бородавками…

5. Одежда: старая, выцветшая.

Предметы: ступа, метла.

СЛАЙД № 15.

Будет прекрасно, если вы в своих сочинениях  будете использовать олицетворения, метафоры, сравнения.

Выберете одну из ролей, расскажите с ее позиции о музыке А. Лядова.

Журналист (интервью с Бабой-Ягой).

Сказочник (сказка).

Постановщик танца (действия, движения).

Костюмер.

Бутафор (человек, готовящий предметы, чем пользуется Баба-Яга).

Беседа по сочинению ученика.

     

 Звуки музыки уносят меня в волшебный, дремучий, таинственный лес, окутанный туманом. Он кажется непроходимым. Вокруг меня встают скрипучие и ветхие деревья. Они кажутся живыми существами, готовыми схватить в любую минуту своими сухими и почерневшими ветками. Рыцари-великаны, покрытые мхом и плесенью, гудят так, что хочется убежать, спрятаться, скрыться от любого взгляда.

  Небо темное бездонное, не видно ни луны, ни звезд.

  Звуки музыки затихают, не предвещая ничего хорошего. И вдруг в глубине леса я вижу поляну с пожухлой травой, заросшую невиданными цветами.

 На поляне стоит избушка на курьих ножках, а вокруг забор из костей с человечьими черепами. Изба маленькая, но чудная, из стороны в сторону качается, кругом поворачивается, кряхтит, скрепит, пыхтит да сопит. Вхожу в нее, забывая страх, жутко, но любопытно. На стенах пучки неизвестных трав, паутина по углам. Изба пуста, а в русской печи теплится огонь.

  Тут звуки музыки постепенно становятся все громче и громче, и мне кажется, что это сама Баба-Яга летит в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. И как только эта  сгорбленная и злая старушка ворвалась в избу, пламя в печи сильно вспыхнуло и разгорелось ярким огнем. Меня она не заметила, так как я успела притаиться за лавкой. Баба-Яга быстро взяла котел и начала кружиться над ним, бросая разные травы, коренья. Я обратила внимание на ее лицо, оно было бледно – зеленого цвета. Впалые глаза лукаво сверкали.

Они, как две горящие бусинки, сверлили вокруг пространство. Сердце мое замерло, а старуха своим крючковатым носом стала принюхиваться и, ворча, произнесла: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!» Заметалась Баба-Яга по избе, заглядывает по углам, за печкой. Космы растрепались, одежда лохмотьями болтается, во все стороны развевается. Но тут вдруг черный кот спрыгнул бабке на плечо, она понемногу успокоилась и подошла к котлу. Пляшет, кряхтит возле него старуха-колдунья, варит свое зелье. Скоро на пир к ведьме слетится вся нечистая сила.

  Нотки потихоньку затихают, и я переношусь в реальный мир. На душе спокойно и хорошо. «Неужели эта злая старуха может быть доброй?» - думаю про себя.

Слайд №16,17,18.

Просмотр рисунков детей.

Начало сочинений.

  1. Когда я слушаю музыку А. Лядова, я как будто попадаю в…
  2. Я расскажу вам о…
  3. Звуки музыки уносят меня…

  1. Прослушивание музыкальной композиции.

10. Сочинение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «А где-то война…» с использованием ЭОРов

Литературно-музыкальная композиция с использованием ЭОРовПродолжительность композиции: 10 минут                             ...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...