Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» по теме « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" строится как аналитическая беседа с использованием групповой формы работы, что позволяет школьникам осмыслить прочитанное литературное произведение и разобраться в " вечных" вопросах жизни. Основа урока - углубление в вопросы нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная работа
на муниципальный конкурс
методических разработок среди учителей русского языка и литературы
«Тематические уроки, посвящённые писателям - юбилярам 2018 года»
в Можайском муниципальном районе
в 2018 – 2019 учебном году
Конспект урока литературы в 9 классе
по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
по теме
« История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»
учителя русского языка и литературы
МОУ Синичинская средняя общеобразовательная школа
Спайковой Ирины Натановны,
первая квалификационная категория,
стаж работы – 31 год.
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
Тема урока: «История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»
Тип урока: аналитическая беседа по прочитанному рассказу.
Цели и задачи урока:
- формирование нравственных ориентиров учащихся;
- приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
- актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
- развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.
Содержание урока.
- Организационный момент.
Урок начинается со вступительного слова учителя.
Слово учителя:
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
? Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?
? Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить?
Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
Рассказ А. И. Солженицына «Лихое зелье» заканчивается такими словами: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа». Труд и душа… Материальное и духовное… «Не так уж и много, - скажут некоторые, - человеку нужно гораздо больше». Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки… Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» - сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».
Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой.
В результате обсуждения приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Слово учителя:
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
(Формулируется главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше).
2. Работа по индивидуальным заданиям для учащихся.
Учащиеся выступают с заранее приготовленными сообщениями по темам:
« Жизнь и творчество писателя».
Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.
8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес В.И. Ленина и И.В. Сталина. Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей.
Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году. В 1956 году Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.
В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.
В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 - 1988 годах его произведения публиковались только на Западе).
В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.
В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие свет на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”), эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.
Изменения общественно - политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989 г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей.
В 1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность.
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни.
« История написания рассказа «Матрёнин двор». Автобиографическая основа».
Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: “Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области”. Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (“на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название - “Не стоит село без праведника”; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан был рассказ в журнале “Новый мир” ( 1963 г., №1). Первым из рассказов он подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт (“… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда.”)
«Трагические страницы истории русской деревни».
Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время?
Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. Мы не найдем здесь ни критики колхозной жизни, ни обличающих государственный строй идей. Что же в рассказе Солженицына такого необычного, если сразу после выхода из печати, произведение подверглось жесткой критике?
События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето - зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И потом бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города”.
Сопоставляя эпизоды, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей, их права ничем не были защищены.
3. Аналитическая беседа по прочитанному рассказу.
Работа в группах. (Предварительно класс делится на семь групп - по количеству микротем в рассказе. Каждая группа получает вопросы и задания по тексту. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. Затем сформулированные выводы записываются в рабочие тетради).
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
1 группы.
«Матрёнин дом».
- Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
- Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
- Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов… Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
- Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Сделайте вывод: Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри? Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
2 группы.
«Один день из жизни Матрёны Васильевны».
- Когда и как начинался Матренин день?
- Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
- Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?
Сделайте вывод: В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?
3 группы.
«Общение» с Богом.
- Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
- Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась ли она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
- Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
Сделайте вывод: С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?
4 группы.
«Прошлое Матрёны».
- Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
- Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа (2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
- Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое. «Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой». «Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».
Сделайте вывод: Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?
5 группы.
« Матрёна и Фаддей Миронович».
1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
3. Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев. Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод: Перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо», ответьте на вопрос: каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом?
6 группы.
«История с горницей».
- Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
- Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
- Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
Сделайте вывод: Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике « ломателей» и самой Матрёны?
7 группы.
«Прощание с Матрёной».
- Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры и мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего «сценария» прощания?
- Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
- Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?
Сделайте вывод: Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?
- Рефлексия.
После аналитической беседы по тексту рассказа и записи основных выводов учитель предлагает школьникам ответить на вопрос:
? Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?
(Предлагая свои варианты, учащиеся не только объясняют свою позицию, но и используют ассоциации, связанные с образом главной героини).
Слово учителя.
Первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника». Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.
? Как вы понимаете слово «праведник»?
После обсуждения данного вопроса учитель предлагает обратиться к цитатам ( они также написаны в материалах с заданиями для каждой группы) и поразмышлять:
? Как данные высказывания связаны с понятием « праведник»?
ЦИТАТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
- “Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности ), нисколько в ней не утопая.” А. И. Солженицын.
- “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.” (МФ 8)
- Заключительное слово учителя.
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть… Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца. Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение Божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Как хочется, чтобы помнили…
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: написать небольшое сочинение – рассуждение на тему
« О чём заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"
Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....
Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"
Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...
Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...
План конспект урока-экскурсии в музей А.И. Солженицына п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по теме:"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
Обсуждение романа А.И. Солженицына " В круге первом" и рассказа " Матрёнин двор"...
Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».
Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств...
Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», комплексный анализ стихотворения...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...