Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» по теме « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" строится как аналитическая беседа с использованием  групповой формы работы, что позволяет  школьникам осмыслить прочитанное литературное произведение и разобраться в " вечных" вопросах жизни. Основа урока - углубление в вопросы нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсная   работа

на муниципальный  конкурс

методических разработок  среди  учителей  русского языка и  литературы

«Тематические уроки, посвящённые писателям - юбилярам 2018 года»

в  Можайском  муниципальном  районе

в  2018 – 2019  учебном году

Конспект урока литературы в 9 классе

по рассказу  А.И. Солженицына «Матрёнин  двор»

по теме

« История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»

        учителя  русского  языка и литературы

МОУ  Синичинская  средняя     общеобразовательная  школа

Спайковой  Ирины  Натановны,

первая квалификационная  категория,

стаж работы – 31 год.

Урок  литературы  в  9  классе  по рассказу А. И. Солженицына  «Матрёнин двор».

Тема урока: «История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»

Тип  урока: аналитическая беседа  по прочитанному  рассказу.

Цели и задачи урока:

 - формирование нравственных ориентиров учащихся;

 - приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

 - актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений   Солженицына;

 - развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения:  выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Урок начинается со вступительного слова учителя.

Слово учителя:

      Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.  

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне  и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

 - Человека? Это кого: меня, его, а может быть,  вон того.., - засмеялись  жители Афин.

- Я ищу человека…

?  Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

?  Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

         Рассказ А. И. Солженицына «Лихое зелье» заканчивается такими словами: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа». Труд и душа… Материальное  и  духовное… «Не так уж и много, - скажут некоторые, - человеку нужно гораздо больше».  Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки… Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» - сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой.   

В результате  обсуждения  приходим к выводу:  этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.

     

Слово учителя:

Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?

(Формулируется  главная проблема  урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше).

2. Работа по индивидуальным заданиям для учащихся.

Учащиеся выступают с заранее приготовленными  сообщениями по темам:

   

« Жизнь и творчество писателя».

 Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.

         8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес  В.И. Ленина  и  И.В. Сталина.  Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей.

Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году.  В  1956  году Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.

         В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.

         В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 - 1988 годах его произведения публиковались только на Западе).

 В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.

         В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие свет  на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”),  эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.

         Изменения  общественно - политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989 г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей.

 В 1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность. 

Александр Солженицын  скончался  3 августа 2008  года  на 90-м  году  жизни.

« История написания рассказа «Матрёнин двор».  Автобиографическая основа».

Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: “Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области”. Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (“на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название - “Не стоит село без праведника”; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан был рассказ в  журнале “Новый  мир” ( 1963 г., №1). Первым из рассказов он подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем  был Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт (“… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков,  свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда.”)

«Трагические страницы истории  русской деревни».

Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время?

Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. Мы не найдем здесь ни критики колхозной жизни, ни обличающих государственный строй идей. Что же в рассказе Солженицына такого необычного, если сразу после выхода из печати, произведение подверглось жесткой критике?

          События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето - зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини,  мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен  Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который  выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И  потом  бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города”.

 Сопоставляя эпизоды,  мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей, их права ничем не были защищены.

 3.  Аналитическая беседа по прочитанному рассказу.  

     Работа в группах. (Предварительно класс делится на семь групп - по количеству микротем  в рассказе. Каждая  группа  получает вопросы и задания по тексту. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения.  Затем сформулированные выводы  записываются в рабочие тетради).

ВОПРОСЫ  ДЛЯ АНАЛИЗА

1 группы.

«Матрёнин дом».

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  2. Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
  3. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов… Каково предназначение каждой  из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  4. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Сделайте вывод: Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри? Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

2 группы.

«Один день из жизни Матрёны Васильевны».

  1. Когда и как начинался Матренин день?
  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
  3. Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод: В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

3 группы.

«Общение» с Богом.

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась  ли  она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
  3. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод:  С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

4 группы.

«Прошлое Матрёны».

  1. Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа  (2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое. «Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой». «Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод: Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от  чего-то отказаться, что-то повернуть  вспять?

5 группы.

« Матрёна и Фаддей Миронович».

1.  Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами    старик?  Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

3. Проанализируйте  поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте  «глагольные» характеристики героев. Определите присутствующий здесь подтекст.

Сделайте вывод: Перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо», ответьте на вопрос: каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?  Почему слово добро автор выделяет курсивом?

6 группы.

«История с горницей».

  1. Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  2. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  3. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод: Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике « ломателей»  и самой Матрёны?

7 группы.

«Прощание с Матрёной».

  1. Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры и  мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего «сценария»  прощания?
  2. Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
  3. Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод:  Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

  1. Рефлексия.

После аналитической беседы по тексту рассказа   и  записи основных выводов учитель  предлагает  школьникам ответить на вопрос:

?  Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому  эпизоду из жизни Матрены? Почему?

(Предлагая свои варианты,  учащиеся  не только объясняют свою позицию, но и используют ассоциации, связанные с образом главной героини).

Слово учителя.

Первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника».  Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

?  Как вы понимаете слово «праведник»?

После обсуждения данного вопроса учитель предлагает обратиться к цитатам ( они также написаны  в материалах с заданиями для каждой группы) и  поразмышлять:

? Как данные  высказывания  связаны с понятием « праведник»?

ЦИТАТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

  1. “Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности ), нисколько в ней не утопая.” А. И. Солженицын.
  2. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.” (МФ 8)

 

  1. Заключительное слово учителя.

           У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…   Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.      Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение Божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».   Как хочется, чтобы помнили…

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: написать небольшое сочинение – рассуждение на тему

« О чём заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"

Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....

Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"

Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...

Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...