Музыка и «простые люди» в произведениях В.П.Астафьева
материал по литературе (11 класс)

Серпутько Алеся Александровна

В русской литературе немало примеров, где в сюжете произведения символическое значение имеет исполнение песни или игра на музыкальном инструменте. Герой, наделенный «песенным» даром, показан как человек исключительный, способный глубоко чувствовать.

Это и определило цель исследования -выявить, как влияет музыка на душу человека в произведениях В.П.Астафьева. Исследование проводилось на материале следующих произведений В.П.Астафьева: повесть «Последний поклон» (главы «Далекая и близкая сказка», «Конь с розовой гривой», «Бабушкин праздник»), рассказ «Ясным ли днем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a4448-b3e8da0a.docx39.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Музыка и «простые люди» в произведениях В.П.Астафьева

Серпутько Алеся Александровна,

учитель русского языка МОУ                           «СОШ с.Карловка Пугачевский район Саратовская область»

Оглавление

Введение

  1. Теоретический аспект
  2. Чуткость к музыке «простых людей»
  1. «Последний поклон»
  2. «Ясным ли днем»
  1. Вывод
  2. Литература

Каждый, кто берётся за перо и набирается мужества словом поведать миру о том, что он любит, что тревожит его и печалит, должен сначала услышать музыку в себе, опьянеть от неё до того, что про себя уж "петь" невозможно…»

Введение

Помните произведения, в сюжете которых символическое значение имеет исполнение песни или игра на музыкальном инструменте? В русской литературе таких примеров немало. Это и произведения А.С.Пушкина, Гончарова, Островского, Шолохова и других писателей. Часто исполнитель песни оказывается в центре эпизода или целого произведения. Герой, наделенный «песенным» даром, показан как человек исключительный, способный глубоко чувствовать. Талант его воздействует на слушателей с необычайной силой [8]. Чем же является музыка для героев, исполняющих ее и для тех, кто ее слушает? Этот вопрос заставил задуматься  над проблемой воздействия музыки на человека.

Это и определило цель  исследования -  выявить, как влияет  музыка на душу человека в произведениях В.П.Астафьева.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. Выполнить анализ выбранной литературы с точки зрения музыкального восприятия героев;
  2. На основе полученных знаний, определить, как способна  музыка повлиять на душу человека и его жизнь в целом.
  3. Охарактеризовать, изучить, проанализировать  каждый выявленный признак;
  4. Выяснить, каковы образы «песенных» героев у Астафьева.

Объектом нашего исследования выбраны произведения В.П.Астафьева.

 Предметом исследования являются «простые люди», их способность чувствовать и воспринимать музыку.

Исследование проводилось на материале следующих произведений В.П.Астафьева: повесть «Последний поклон» (главы «Далекая и близкая сказка», «Конь с розовой гривой», «Бабушкин праздник»), рассказ «Ясным ли днем».

Основными методами работы явились: поисковый, метод отбора материала, метод анализа и описания.

  1. Теоретический аспект.

Певец или музыкант в произведениях литературы не обычный человек. Это тот, кто способен будоражить души людей, открывать в них чуткость. Слушая музыку, герои стремятся понять каждого, преобразиться. Интересно, что певец во многих произведениях русской литературы наделен способностью делать людей вокруг чище, лучше, обнаруживать скрытые качества, которые, возможно, есть в каждом [8]. «Может, там, где мы задуманы и сотворены до появления на свет, все общее: и страдание, и печаль, и звук, и слово, все слышат всех, все понимают всех», - рассуждает Астафьев. Песня, по его мысли, способна хоть на короткий срок вернуть утраченную гармонию, вынести на поверхность все лучшее, что таится в герое [8]. Как известно, музыка  - одно из самых высоких способов символического мышления. Просветление души символизируется у Виктора Астафьева звуками музыки. Исследователи обращают внимание на то, что «размышления писателя о музыке постоянны и неслучайны» [7]. И касаются эти размышления «простых» астафьевских героев.

  1. Чуткость к музыке «простых людей»

2.1 «Последний поклон»

Первым для анализа мною была взята повесть «Последний поклон». Читая произведение, находишь примеры влияния музыки на душу человека. Автор показывает, как «музыкальное начало» произведений придает символическое звучание образам [9]. В различных ситуациях он показывает, насколько душевно красив «простой человек». Красив не только душевной отзывчивостью, но и чувством восприятия музыки. Природа и искусство для Астафьева – вечные ценности бытия человека, связанные с понятием Красоты и неотделимы друг от друга. Среди других искусств музыке писатель отводит особую роль: «Это самое честное из всего. Что человек взял в природе и отзвуком воссоздал и воссоединил, и только музыке дано беседовать с человеком наедине, касаться каждого сердца по отдельности»  [7 ]. Астафьев известен нам, как писатель, у которого произведения содержат немало песенных цитат. А сама музыка раскрывается как символ красоты и добра [9]. Астафьев заставляет читателя увидеть и почувствовать то, как воспринимают музыку его герои. Например, Витя Потылицын, герой повести «Последний поклон». Музыка для него что-то большее, чем звук. Она вторит ощущениям мальчика. «Но из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене» [1]. Музыка не просто постепенно входит в душу Вити. Она врывается. Раньше ничего подобного герой не ощущал. Это была скрипка. Хотя мальчик никогда раньше не слышал скрипки. И с первого раза музыка для него «льется», и «сердце отпускает». Слыша эти чудесные звуки, у Вити возникают ассоциации «Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит…»  «Все-все на месте. Только сердце мое, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой»[1]. Только здесь под воздействием музыки герой остро ощущает свое одиночество. В памяти встают воспоминания о матери. Сам себе Витя начинает задавать вопросы про маму, про себя. Почему именно он остался без матери?  «Про мертвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему жалко самого себя?» [1].  Наверное, первые раз он так глубоко задумался над этим. Хотя бабушка была для него всем и старалась дать ему все самое лучшее. Но музыка впервые вызывает острое ощущение собственного одиночества и сиротства. «Долго сидел я в уголочке завозни, слизывая крупные слезы, катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти» [1].  Мы видим, что музыка вызывает у ребенка не детские мысли. Но эти мысли сливаются со звуками скрипки. Музыка для Вити  - особая сила, эффективное средство внушения. На смену жутких ощущений ребенка приходит иное  [6].  «Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. Ничего сейчас не страшно. В эти минуты не было вокруг меня зла. Мир был добр и одинок — ничего, ничего дурного в нем не умещалось» [1]. Витя испытывает восторг от услышанного. Он не понимает, что творится в его душе. «Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. Ноги были все в иголках и как будто вовсе не мои» [1]. Но  он чувствует, что именно этого ему не хватало. Все это ощущает «простой человек». Астафьев выводит на первый план проблему «простого человека», не знающего искусства, но умеющего тонко чувствовать и понимать  это искусство. Мастер, преподносящий это искусство – опять же «простой человек» Вася-поляк. Именно музыка в его руках будоражила человеческую душу, заставляя женщин плакать. А мужиков злиться неизвестно на что. Вася-поляк сторожил не только зерно, он стоял на страже человеческой души, не позволял ей зачерстветь, покрыться ледяной коркой [5].

Конечно, нельзя обойти вниманием и еще одного персонажа произведений Виктора Астафьева – бабушку Катерину Петровну. Самый обаятельный, самый значительный, убеждающий и покоряющий образ, который проходит через всю повесть «Последний поклон». На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен. Все песни пропущены через ее душу.

«Бабушка запевала стоя, негромко, чуть хрипловато и сама себе помахивала рукой. У меня почему-то сразу же начало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей внутри меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился ее голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах» [1]. Обычная песня, но какая величественная. Бабушка пела ее протяжно. «И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору, и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет, и не будет» [1].  И опять душа Вити не выдерживает. Такие чувства испытывает человек, умеющий тонко чувствовать музыку, подражать ей. Мальчик настолько физически ощущает песню, которую поет бабушка, что читатель не может этого не заметить, не почувствовать. Это выражено словами «иглы вонзались», «кровь густела». Через песни Астафьевских героев мы учимся быть самобытными, понимать величие духа «простого человека». Ведь бабушка своей песней поднимала всех: дети ее подхватывали песню, «сокрушая все худое на пути, гордясь собой и человеком, который произвел их на свет» [1]. Дети благодарны матери за ее песню. В ней сила, в ней мощь, в ней любовь. В итоге песня, затянутая бабушкой, вызывала слезы, повальное целование и объяснения в любви. Значит сам Витька, «песенный» мальчонка, нараспашку открытый всему миру, вновь и вновь оглядывается вокруг себя [10]. И опять музыка переворачивает его душу, выворачивает наизнанку, заставляет задуматься. Виктор Астафьев снова подводит к мысли о том, что музыка высшее творение духа. И необязательно быть образованным, чтобы ее понимать. «Пели все, старые и молодые. Не пела лишь тетя Люба, городской человек, она не знала наших песен… Но в глазах ее было счастье оттого, что она попала в такую семью, к таким людям, которые умеют так петь и почитать друг друга» [1]. Там где  песня, там лад. Песенная  радуга в «Последнем поклоне» создает особый эмоциональный фон, где перемешано высокое и низкое, веселье и грусть  [10]. Все это перемешивается и проходит через души Вити Потылицына. Музыка присутствует в каждой минуте его жизни.

Излюбленный астафьевский прием – включение в текст песенных цитат – позволяет автору передать дух времени, раскрыть психологическое состояние героя, выразить свою позицию[10].

«Тее-че-от ре-е-еченька-a-a-a-а…

Те-ече-т бы-ы-ыстрая-а-а-а…»[1]. Песня, которую поет бабушка. Текст не случайно разбивается на фрагменты. Это нужно, чтобы прокомментировать ее звучание и впечатление, которое она производит на присутствующих.

«Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез…»[1].   Песня дяди Левонтия. Песенный текст в прозе Астафьева зачастую выполняет функцию времени и психологической детали. Астафьев передает текст так, как он звучит из уст каждого героя. И делает это для того, чтобы в точности воспроизвести речь персонажа, не боясь и не стесняясь неправильных фраз. Да и не важны фразы, важно то, как песня воздействует на душу героев. Н. Лейдерман пишет: «Астафьев показывает, насколько богат нравственный ресурс «простого человека», насколько он душевно красив. Простой человек дорог ему своей душевной отзывчивостью, деликатностью, поэтической чуткостью к жизни» [4]. Этими понятиями Астафьев обогатил представление о «простом человеке», как о душевно богатом, умеющим тонко чувствовать.

  2.2 «Ясным ли днем»

Еще одни персонаж из «простых людей» Сергей Митрофанович из рассказа «Ясным ли днем» обладает умением «снимать с сердца горькую накипь житейских будней»[2]. Он поет, «когда людям край подходит, и они нуждаются в песне больше, чем в хлебе» [8]. Он слышит песни новобранцев: ужасные, грубые. Он страдает от этих несуразных, иногда переделанных песенок. Но если сам запоет, то это «праздник, такой праздник» [2].  Своей песней он утихомиривает молодых ребят. «Снисходительные  улыбки, насмешливые взгляды - все это разом стерлось с лица  парней» [2].

И те, которые минуту назад горланили песни, шумели, вдруг изменились. Ребята слушают его песню, успокаиваются, глаза светлеют. И хорошее, доброе, ласковое выступает наружу. Старый фронтовик утихомирил их через песню [4]. «Слушая  Сергея  Митрофановича,  человек переставал  быть  одиноким, ощущал потребность в братстве, хотел, чтоб его любили и он бы любил кого-то» [2]. Астафьевский «песенный» человек не только душу свою изливает в песне, песенность характеризует его особые отношения с жизнью. [4]. Сама песня отражает характер Сергея Митрофановича: светлый, как день, уважительный и добрый. Его песня целительна в каком-то роде. Молодежь с уважением начинает слушать его. Щедро отдаваемая с песнями любовь возвращается к старому солдату вниманием молодежи.  Молодые люди как бы преображаются под воздействием песни солдата. Перед ними «уже не инвалид с осиновой деревяшкой… А молодой, бравый командир, с орденами на груди» [2]. Да и сам он меняется, когда поет. Песня для него – душа, мысли, чувства. Они замечают «… что  надо  бы  с таким голосом и умением петь  ему не здесь» [2]. И вновь Астафьев выводит мысль о природном  таланте  «простого человека». Он поет не для публики, а когда просит сердце.  При своей негармоничной жизни герой сохранил удивительно светлое нутро: с песней ветерана устремляется к слушателям [3] «приветливая  и уступчивая» душа  без «хлама, темени, потайных закоулков». Ее назначение – «делать другим людям добро» [2]. И он не хвалится своим талантом, он считает, что природным даром стыдно хвастаться. Но этот талант заставляет не только задуматься, но и плакать. Плачет Паня, жена Сергея Митрофановича, слушая, как поет ее муж. «И с первых же слов, с первых звуков Паня дрогнула сердцем, заткнула рот платком. Она плакала  и сама не понимала, почему плачет…»[2]. Лишь только муж начинает петь, состояние души жены меняется. Душа выворачивается наизнанку. Появляется непонятный душевный подъем  «… любила его в эти минуты так, что скажи он ей сейчас - пойди и прими  смерть - и она пошла бы, и приняла бы смерть без страха, с горьким счастьем в сердце» [2]. Только песня могла выразить в полной мере  всю любовь, силу, ласку по отношению  друг к  другу. Песня для них едва ли не единственная радость (детей у них не было). Сергей Митрофанович  - «песенная натура», поэтический характер. Такие люди своей «участью» смягчают души окружающих людей, налаживают согласие между людьми.     [2]. И снова автор возвращает нас к мысли о том, что музыка пробуждает в человеке возвышенные чувства, побуждает к действию, бередит воспоминания.

3.Вывод

Таким образом, исследовав произведения В.П.Астафьева, проанализировав  их с точки зрения отношения к музыке, мы пришли к выводу:

  1. Астафьев показал нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.
  2. Герои Астафьева, несмотря на свою простоту и необразованность, могут не только тонко чувствовать и слышать музыку, но и передавать ее другим. И этот талант воздействует на слушателей с необычайной силой.
  3. Через образы «песенных» героев Астафьев научил читателей не просто прислушиваться к музыке, а жить ею, размышляя и переживать.

Не случайно известный певец Е.Е.Нестеренко в письме к В.П.Астафьеву заметил» «Меня поражает Ваше музыкальное чувство». Это чувство нашло отражение не только  в теме музыки, но и в потребности через песню передать исторические реалии, выразить свое ощущение времени, а главное, раскрыть душу народа [10].

Думается, именно любовь Астафьева к классической музыке, к народной песенной культуре способствовала органичному включению в повествование музыкального текста, который расширил диапазон его художественных возможностей, обогатил поэтику.

Литература

  1. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.:Дрофа: Вече, 2002. – 512с.
  2. Астафьев В.П. А – 91. Повести и рассказы: - М.: Советский писатель: 1984 – 688с.
  3. Климова Т.Ю. Категория «Прекрасное» в интерпретации классики XX в. (Ю. Казаков, В. Шукшин, В. Астафьев) // Вестник Бурятского  государственного университета, вып. 6, 2017
  4. Лейдерман Н. Крик сердца // Литературно-художественный и публицистический журнал Урал, №10, 2001. URL : http://magazines.russ.ru/ural/2001/10/Ural_2001_10_14.html 
  5. Мазуров К.В. Образ музыки в «Последнем поклоне» В.П.Астафьева.            URL: http://www.rusnauka.com/32_PVMN_2011/Philologia/ 
  6. Неверович Г.А. Текст Огинского как  музыкальный код детства (В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»). URL: http://www.medcollegelib.ru 
  7. Пантелеева А.Ф. Нам бы вернуться к его высоте. URL:                           http://enisey.name/wiki/index     
  8. Петрачкова Ю.С. «Песенные люди» русской литературы // журнал Литература, №9, 2014
  9. Смирнова А. И. В. П. Астафьев и музыка // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-p-astafiev-i 
  10. Смирнова В.А « Народность речи героев повести В.П. Астафьева « Последний поклон»   URL: http://mirznanii.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Анализ отрывков  текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....

Сценарий "Природа и человек в произведениях В.П. Астафьева"

Природа в произведениях русских писателей...

Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"

На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки"....

Тест по произведениям В.П. Астафьева "Последний поклон", Фотография, на которой меня нет"

Тест предназанчен для котроля освоенных знаний учащихся 8 классе по программе Меркина.В тесте 20 вопросов, в каждом по 3 варианта ответов. в вопросах № 15, 20 - ответами являются два варианта, в остал...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект содержит развернутое описание хода занятия, включая деятельность учителя и учащихся...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"...