Урок литературы с применением технологии смыслового чтения
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Иптышева Снежана Валерьевна

Урок литературы с применением технологии смыслового чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы с применением технологии смыслового чтения

Тема: Размышления над "Книгой" И.А. Бунина

Цели: раскрывая своеобразие писательской манеры И. А. Бунина, проследить за авторской позицией и способами её выражения в рассказе, проанализировать эпизоды, художественные детали, характеризующие основные образы; воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, формировать нравственные ценности – понимание ложных и истинных ценностей.

1. Знакомство.

- Доброе утро! Давайте познакомимся.

- Кто в классе, на ваш взгляд,  может выразительно прочитать стихи? А вы как думаете?

( к доске приглашаются 3 человека, они получают тексты стихов)

 - Ваша задача: прочитать выразительно стихотворение, предварительно озвучив автора. Задание классу: подумать, что объединяет три поэтических текста.

 ( ответ: общая тема - КНИГА. Отношение к Книге)

- Сформулируйте, о чем мы будем сегодня говорить?

- Действительно, о книге, а поможет нам в этом рассказ И.А. Бунина "Книга". Запишите в Рабочей карте тему урока.

2. Предтекстовая работа.

- Как заголовок настраивает нас на чтение? В рабочей карте в разделе "Знаю" запишите, пожалуйста, свои ассоциации в связи со словом "книга". Давайте послушаем, что у вас получилось...

( слушание нескольких ответов)

- Ребята, это то, что нам известно. Подумайте: а какова цель нашего  урока? Что мы хотим узнать?

( как воспринимается книга Буниным?)

Соответствующая запись в раздел "Хочу узнать" Рабочей карты

3. Первичное чтение текста.

- Итак, приступим к чтению. В центре внимания - 1 абзац. Предварительно - словарная работа. Обратите внимание на ударение.

 Чтение 1 абзаца.

- Назовите основное настроение этого абзаца. В каком слове оно заключено?

( "возмутило)

-Чем объясняется состояние героя? Как это состояние помогает раскрыть ряд собственных имен?

( жил в несуществующем мире, и теперь сложно понять, кто реален, а кто вымышлен)

-Далее текст читаете самостоятельно.  Одновременно нужно решить несколько задач:

1 ряд- 1 группа - как показан главный герой? кто ему противостоит? каким образом показано противостояние героев автором?

2 ряд - 2 группа - какова роль включенного в текст описания природы?

3 ряд - 3 группа - сколько раз употребляется в тексте прилагательное "книжный"? одинаковы ли значения этих слов? почему?

4. Этап осмысления.

- Проверяем работу групп. Ответы можно дополнять.

Выводы:

1. Противопоставление образов рассказчика и мужика, их отношения к жизни. Мужик живет полной жизнью, пусть даже не всегда наполненной радостью. Рассказчик - в мире выдуманных героев.

2. Описания природы необходимы, ведь они подчеркивают красоту окружающего мира. Вместе с тем недалекий, нечитающий человек вряд ли оценит эту красоту.

3. "книжный" - 1. зависящий от книг, погруженный в мир книг. 2. недостаточно начитанный, недостаточно образованный, не познавший силу книг.

- Представленные выводы на основе анализа текста позволяют сделать один общий вывод: реальный мир противостоит книжному, но вместе с тем  эти миры не могут существовать один без другого. Взаимосвязь их дает покой и уверенность человеку. Опасно останавливаться только на одной стороне бытия, так как это нарушит гармонию.

Запись в раздел "Узнал" Рабочей Карты:

- А теперь вернемся к нашему главному вопросу. В какой части текста автор выражает свое отношение к книге? Чем обоснована его позиция?

( в последнем абзаце. Без книг нельзя обойтись, ведь это "мука - молчать" и не выражать и не сохранять настоящее хотя бы в слове)

5. Послетекстовые стратегии. Интерпретация текста.

- В Рабочей карте представлено 2 афоризма. Один принадлежит Цицерону, другой - Сенеке. Какой афоризм Вам ближе? Обоснуйте свое мнение. Ответ укажите под выбранным афоризмом ( в левой или правой части таблицы). Если Ваше мнение представляет собою нечто отличающееся от представленных мыслей, оформите свой ответ посередине.

6. Рефлексия. Свободный микрофон.

- Что было для Вас необычным на уроке? Что узнали нового?

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...

Статья "Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....

Применение технологии смыслового чтения на уроках геометрии

Применение технологии смыслового чтения на уроках геометрии...