Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Машкина Наталья Александровна

Уникальность рабочей программы в том, что расширен список произведений, изучаемых на уроках. А также календарно - тематическое планирование ориентировано на разнообразие творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_11_klass.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

Руководитель ШМО

______________/ ______________

      подпись

Протокол  № ____ от ____________

«____» ___________________2018 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________/ С.М.Тимофеева

подпись

«____» ___________________2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СШ  №1

______________/ Н.А.Машкина

     подпись

Приказ  № ____ от ____________2018

Рабочая программа

по литературе       11 «А» класса (базовый уровень)

(предмет, класс)

Машкиной Натальи Александровны, учителя высшей категории

                     (ФИО, категория)

2018-2019

Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова
  4. Авторы учебника: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова «Литература 11 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: «Вентана-Граф»,2015.

УМК для 11 класса входит в систему учебно – методических комплексов «Алгоритм успеха».

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;  основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Пояснительная записка

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление, классификация;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел, фантастика.

Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.       

                 

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

        • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

                   

Учебно-тематическое планирование по литературе

     Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы  как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)

Класс 11 (базовый уровень)    

Количество часов:

Всего – 136; в неделю – 4 часа.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

Основное содержание

Литература XX века

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века.

Литература первой половины XX века

И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

    А.И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение по творчеству А.И.Куприна

М. Горький. Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.  Сочинение по творчеству М.Горького.

А.П.Чехов. Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч) Чехов- драматург. Принципы «новой драмы». Пьеса «Вишневый сад». Жанровые и композиционные особенности. Система персонажей. Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе. Мотив времени как основной мотив пьесы. Социальная и философская проблематика пьесы

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

     А. А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

 А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Мандельштам. Основные мотивы лирики поэта. Трагизм поэтического мышления.

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина»,  «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

      «Короли смеха» из журнала «Сатирикон».

Октябрьская революция, Гражданская война и литературный процесс 20-х – 40 - х годов.

Первая волна эмиграции.

И.Э. Бабель. Цикл рассказов «Конармия». Сквозной сюжет. Природа в изображении писателя.

А.А.Фадеев. Роман «Разгром». Проблематика романа. Сюжетно – композиционные особенности.

Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

      М. А. Шолохов . Жизнь и творчество.  Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Б. Л. Пастернак.Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

      М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». Философская и нравственная проблематика.

     

Литература периода Великой Отечественной войны

        В. Быков «Сотников». Тема предательства. Философские и нравственные аспекты.

        Б. Васильев. «А зори здесь тихие». Женщина на войне.

        К. Воробьев. «Убиты под Москвой». Своеобразие авторской позиции.

        Обзор «лейтенантской» прозы.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

        Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. 

        В. М. Шукшин.  Колоритность и яркость героев-чудиков.

  А.И.Солженицин  Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Третья волна эмиграции.

В.Набоков. Рассказ «Озеро.Облако.Башня».

И.А.Бродский. Основные мотивы поздней лирики».

С. Довлатов

Молодежная проза.

Деревенская проза.

Ф.Абрамов «Деревянные кони».

В Астафьев. «Царь – рыба»

В. Распутин

Городская проза.

Ю.Трифонов. «Расплата».

Ироническая и сатирическая проза.

Ф. Искандер «Сандро из Чагема».

В. Пьецуха «Восстание сентябристов».

Поэзия 60-х годов.

Русский постмодернизм.

Модуль. Новейшая русская проза и поэзия 90-х годов и 2000-2018 г.г. (17ч)

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

Произведения для заучивания наизусть  

  1.  И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
  10.  Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

(базовый уровень)

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Дата проведения

план

факт

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Общие требования к работе.

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализ темы сочинения. Структура работы.

Анализировать ключевые слова темы. Составлять план работы

П

03.09

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Сложность социально – политической обстановки в России начала 20 века. Влияние технического прогресса на развитие литературы. Обзор зарубежной литературы. «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков Разноречивость тенденций в культуре «нового времени».

  Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

П

04.09

Литература рубежа XIX -го - XX -го века. Проза

Проза. Типы реализма в литературе рубежа XIX -го - XX -го века

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Классический реализм «Естественный реализм» «Философско – психологический реализм»

 «Экспрессионистический реализм»

«Социалистический реализм». 

Знать типы реализма

П

04.09

Творческий путь И.А. Бунина. Лиричность прозы писателя.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Жизнь и творчество (обзор) Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм прозы Бунина.

Знать основные биографические сведения о И.А. Бунине, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса. Знать биографию писателя. Определять стилевые особенности прозы.

П

07.09

«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

Тема России, её духовных тайн и нерушимых ценностей.

Знать план анализа рассказа. Определять главные образы, идею, цвето- и звукообразы. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями.  Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний,

П

14.09

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Критерии оценки

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализ федеральных требований к сочинению

Соотносить работу с требованиями

П

17.09

«Господин из Сан-Франциско». Истрия создания. Название рассказа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности.

Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями.  

П

18.09

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

П

18.09

РР Контрольная работа

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству И.А. Бунина

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания работы. Писать сочинение - миниатюру на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

И

21.09

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Темы 2018

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

24.09

Жизнь и творчество А.И Куприна. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Жизнь и творчество. Особенности реализма прозы И.А.Куприна

Знать основные биографические сведения об А.И. Куприне.

П

25.09

«Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Воплощение нравственного идеала в повести.

Знать содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения.

П

25.09

«Гранатовый браслет». Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

П

28.09

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

П

02.10

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Темы 2018

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

01.10

РР Контрольная работа

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству А.И.Куприна

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания работы. Создавать творческие тексты на основе прочитанного произведения

И

02.10

М. Горький. Страницы жизни и творчества.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные вехи жизни и творчества писатели. Идейно – художественная направленность произведений писателя.

Знать основные биографические сведения о М.Горьком, значение творчества писателя для литературного процесса.

П

05.10

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Темы 2018

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

08.10

«Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Неоромантизм произведений писателя. Понятие Богочеловека и Человекобога. Спор о человеке. Позиция М.Горького.

Знать особенности неоромантических произведений. Соотносить с принципами романтизма. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах, протест героя-одиночки против «бескрылого существования» .

П

09.10

Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Своеобразие афиши пьесы. Вид системы персонажей

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. Видеть философско-этическую проблематику

пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

П

09.10

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Бытовой, социальный, философский и нравственный конфликт в пьесе.

Значение пьесы для русской литературы.

П

12.10

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде

П

16.10

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Темы 2018

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

15.10

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Анализ темы «Отцы и дети»

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

22.10

Р/р Классное сочинение. М.Горького

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству М.Горького

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

23.10

Р/р Классное сочинение. М.Горького

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству М.Горького

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

И

23.10

А.П.Чехов - писатель. Рассказы писателя.

«Ионыч». Тема душевной деградации человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности раскрытия характера персонажа.

Определять логику развития персонажа. Определять связь с идеей произведения.

П

16.10

А.П.Чехов - драматург. Принципы «Новой драмы»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Принципы «новой драмы».  Особенности раскрытия характера персонажа.

Определять особенности пьес «новой драмы»

П

19.10

Художественные особенности пьесы А.П.Чехова  «Вишневый сад».

1

Урок изучения и первично

го закрепления новых знаний

Жанровые и композиционные особенности. Система персонажей.

Дать характеристику жанра, композиции пьесы,

П

26.10

Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе.

1

Урок изучения и первично

го закрепления новых знаний

Мотив времени как основной мотив пьесы.

Знать понятие «художественное время», определять худ. время в пьесе Чехова.

П

06.11

Социальная и философская проблематика пьесы.

1

Урок изучения и первично

го закрепления новых знаний

Значение пьесы для русской литературы.

Определять тип и вид конфликта в пьесе.

П

06.11

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Анализ темы «Доброта и жестокость»

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

12.11

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству А. Чехова

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

13.11

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству А. Чехова

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

И

13.11

Творчество Л. Андреева

Рассказ «Иуда Искариот». История создания Образ Иисуса и Иуды в рассказе.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные вехи жизни и творчества писателя. Идейно – художественная направленность произведений писателя.

Знать основные биографические сведения о Л. Андрееве, значение творчества писателя для литературного процесса.

П

09.11

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Библейские образы. Природы преданности и предательства. Предательство как философская проблема. Новое осмысление библейских образов.

Определять логику развития персонажа. Определять связь с идеей произведения.

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы.

П

16.11

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Анализ темы «Мечты и реальность»

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

19.11

Рассказ «Иуда Искариот». Философская и нравственная проблематика произведения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Философская и нравственная проблематика произведения.

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

П

20.11

Серебряный век

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) 

Истоки русского модернизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

1

Урок изучения и первично

го закрепления новых знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать яркую индивидуальность поэзии. Проанализировать стихи

Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

П

20.11

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Охарактеризовать творчество основоположников русского модернизма

П

23.11

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Анализ темы «Месть и великодушие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

26.11

А. А. Блок Жизнь и судьба поэта.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

Урок изучения и закрепления знаний

Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке, содержание

Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидеть значение образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

П

27.11

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

Урок изучения и закрепления знаний

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

П

27.11

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.

1

Урок закрепления знаний

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

П

30.11

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Анализ темы «Искусство и ремесло»

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ключевые слова тем 2018

Соотносить работу с требованиями

П

03.12

Образ Христа и христианские мотивы в поэме

1

Комбинированный урок

Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности

Споры по поводу финала (семинар).

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи.

П

04.12

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству А. Блока

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

04.12

А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

Урок изучения и закрепления знаний

Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики

Знать основные биографические сведения о А.А.Ахматовой,

П

07.12

Модуль. Подготовка к итоговому сочинению.

Анализ сочинений.

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Анализировать ошибки

Соотносить работу с требованиями

П

10.12

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

Урок изучения и закрепления знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Знать особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры., особенности жанра и конфликта поэмы, роль символики в стихах, новые понятия, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.

П

11.12

 «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой

П

11.12

1

Комбинирован

ный урок

Показать, как поэмой исполнена гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве.

П.

14.12

РР Контрольный аспектный анализ стихотворения

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству А. Ахматовой

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

17.12

М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Знать основные биографические сведения о М.А.Цветаевой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть

П

18.12

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

П

18.12

Трагизм поэтического мышления

О. Мандельштама.

Основные мотивы лирики О.Мандельштама

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности поэтики и мировоззрения поэта. Значение его творчества для литературного процесса.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  стихам О.Э. Мандельштама

П

21.12

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

П

24.12

В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере.

Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэтаНоваторство поэта в области художественной формы

Понять тему поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

П

25.12

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема  «художника и революция», её образное воплощение в лирике поэта.

П

25.12

2 полугодие

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объекты сатиры в пьесах Маяковского. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

П

11.01

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

П

14.01

РР Контрольный аспектный анализ стихотворения

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству В.Маяковского

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

15.01

Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина.

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Природа родного края и образ России в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А.Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

 

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.

Дать характеристику поэтики и мировоззрения поэта.

П

15.01

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта. Показать народность творчества С.А.Есенина

П

18.01

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать динамику развития любовной лирики Есенина.

П

21.01

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

П

22.01

Лекция. Первая волна эмиграции.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Причины и предпосылки потока эмигрантов, представляющих интеллектуальный и творческий цвет нации.

Знать позиции писателей, поэтов об эмиграции.

П

22.01

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

И.Э. Бабель. Цикл рассказов «Конармия». История создания. Общая характеристика цикла.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сквозной сюжет цикла.

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

П

25.01

РР Практикум. Природа в изображении писателя.

1

Урок закрепления знаний

Своеобразие образа природы в цикле И.Бабеля.

Природа как идея воплощения человека

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

П

28.01

А.А.Фадеев.  Роман «Разгром». Худ. особенности произведения

РР Практикум. А.А.Фадеев.  Роман «Разгром». Толстовские традиции в произведении

1

Урок изучения и закрепления знаний

Проблематика романа. Сюжетно – композиционные особенности произведения. Система персонажей. Идея.

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

П

29.01

1

Урок изучения и закрепления знаний

Преемственность литературных традиций.

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

П

29.01

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован»

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован»

1

Урок изучения и закрепления знаний

Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова

Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Смысл трагического финала повести «Котлован».Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Знать основные биографические сведения о  писателе  соотнести его произведение с литературными  и историческими событиями  эпохи.  

П

29.01

1

Урок закрепления знаний.

Показать философский, обобщающий смысл категории пространства и времени в повести «Котлован»

П

01.02

РР Практикум.

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова

П

04.02

Роман – антиутопия «Мы» Е.Замятина. Человек в тоталитарном государстве.

Роман – антиутопия «Мы» Е.Замятина. Попытка восстания человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Утопия и антиутопия. Авторский взгляд на проблему человека и государства.

Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения.

П

05.02

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Утопия и антиутопия. Авторский взгляд на проблему человека и государства.

Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения.

П

05.02

М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество, личность.

Замысел романа «Тихий Дон»

1

Комбинирован

ный урок

Вехи творчества писателя. История создания произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения.

П

08.02

«Время великого перелома «в судьбах народных» в романе «Тихий Дон»

1

Комбинированный урок

Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести

Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения.

П

11.02

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчестве. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака.

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

П

12.02

Роман «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Интеллигенция и революция в романе

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. 

«Доктор Живаго».

П

12.02

РР ПРАКТИКУМ,
Роман «Доктор Живаго». Нравственные искания героя.

1

Урок закрепления знаний

Судьба человека и история. Нравственные искания героя.

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе «Доктор Живаго»

П

15.02

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». История создания, композиция, жанровое своеобразие

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля писателя

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.

П

18.02

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции

Понять, что «Мастер и Маргарита» - «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно- композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения,

особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе

Различать юмор и сатиру. Видеть объекты сатиры.

П

19.02,

19.02

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

2

Урок изучения закрепления знаний

Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа

П

22.02,

25.02

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

2

Урок закрепления знаний

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

.

П

26.02,

26.02

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

2

Комбинирован

ный урок

Закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя

П

01.03,

04.03

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

П

05.03

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Проследить путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Проверка знания содержания романа

П

05.03

Р\р Сочинению по роману  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству М. Булгакова

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

12.03

Р\р Сочинению по роману  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству М. Булгакова

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

И

12.03

Литература ВОВ

В. Быков «Сотников». Тема предательства. Философские и нравственные аспекты.

1

Комбинированный урок

Философские и нравственные аспекты.

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

П

11.03

Б. Васильев. «А зори здесь тихие». Женщина на войне. Тема малого подвига

1

Комбинированный урок

«На фронте без перемен». Тема малого подвига. Женщина и война

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

П

15.03

Обсуждение повести К. Воробьев «Убиты под Москвой».

1

Комбинированный урок

Художественные особенности воплощения темы войны. Не парадная проза о войне. Особенности авторской позиции.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

П

18.03

Обзор «лейтенантской» прозы.

1

Комбинированный урок

Художественные особенности воплощения темы войны.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

П

19.03

Р/р Классное сочинение

1

Проверка, контроль знаний

«Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

И

19.03

Вторая и третья волны эмиграции.

Литература русского зарубежья.

В.Набоков Рассказ «Озеро, облако, башня»

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Человек и масса. Подавление личности большинством. Тема вины

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

П

01.04

Лирика И.Бродского

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности поэтики и мировоззрения поэта. Значение его творчества для литературного процесса.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  лирическим произведениям

П

02.04

Лирика С.Довлатова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности поэтики и мировоззрения поэта. Значение его творчества для литературного процесса.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  лирическим произведениям

П

02.04

Деревенская проза.

Ф.Абрамов «Деревянные кони»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема русской кондовой деревни

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение проблематики произведений.

П

05.04

Деревенская проза

В.Астафьев «Царь – рыба»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема места человека в природе.

П

08.04

Деревенская проза

В. Распутин «Прощание с Матерой»

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема малой родины

П

09.04,

09.04

Городская проза.

Ю. Трифонов «Расплата»

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема без вины виноватых.

Подростки во взрослой жизни

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение проблематики произведений.

П

12.04,

15.04

Городская проза

 В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.

1

Урок изучения и закрепления знаний

Раскрыть идею и художественные особенности рассказов.

Знать, что «народ» и «публика» - два нравственно-общественных полюса в прозе В.М.Шукшина.

П

16.04

Ироническая проза.

Ф. Искандер «Сандро из Чагема».

В. Пьецуха «Восстание сентябристов».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Раскрыть идею и художественные особенности рассказов.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения.

П

16.04

Поэзия 60-ых годов

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

«Эстрадная лирика», «Тихая лирика».

Уметь определять основные мотивы лирических произведений

П

19.04,

22.04,

23.04

Р/р Зачет по литературе XX века

1

Урок контроля оценки и коррекции знаний учащихся

Развитие историко-литературного процесса.

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

И

23.04

Русский постмодернизм.

Концептуализм.

Метареализм

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

26.04

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

Л. Петрушевская

«Слова». «Дядя Гриша»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Проблемы современной жизни и аспекты человеческих взаимоотношений.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

29.04

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

Л.Улицкая «Цю-рих»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль детали. Способы выражения авторского отношения.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

30.04

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

Т.Толстая «Соня»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Способы создания характера героини. Своеобразие финала и его роль в авторском замысле. Многозначность детали.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

30.04

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

А.Хургин «Виолончель Погорелого»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Внутренняя жизнь героя и события внешнего мира. Роль детали.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к проблематике произведения

П

03.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

Ю.Буйда «Китаб Мансура»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Образ предмета для создания характеров героев.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к проблематике произведения

П

06.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

М. Москвина «Куда бежишь, тропинка милая..»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка .Лирическая интонация произведения.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

07.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

А.Дмитриев «Пролетарий Елистратов»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Нравственный выбор героев. Перспективы жизни героя. Хронотоп произведения.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

07.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

С. Солоух «Поединок»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Роль реминисценций и ассоциаций в тексте.

Тема второго рождения.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

10.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

В Пелевин «Жизнь и приключения сарая Номе 12»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цитирование строк «Нового завета». Интертекстуальные связи. Бытовые предметы и предметы – символы.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

13.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

А. Геласимов. «Нежный возраст»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Традиция обращения к дневниковым записям. Проблема «Отцов и детей»

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

14.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

Р.Сенчин «В обратную сторону»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Смысл названия. Индивидуальное и типическое в рассказе.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

14.05

Модуль «Малые жанры новейшей русской литературы».

А. Щербак – Жуков «Седьмой принц королевства Юм»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Воплощение Зла и Мудрости. Смысл вечного существования героя. Роль повторяющихся фрагментов.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  проблематике произведения

П

17.05

Читательская конференция.

1

Обобщение знаний

Проект о любимом произведении.

Уметь представлять проект.

И

20.05

Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны:  знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой  произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;
  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
  • - ведения аргументированной полемики;
  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;
  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

.           Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009. 

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.
  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.
  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.
  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
  11. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.
  12. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....