Главные вкладки

    Модель перевёрнутого класса при изучении художественного текста на уроках литературы.
    презентация к уроку по литературе (10 класс)

    Гладырева Наталия Владимировна

    Цель данной работы - поделиться опытом по формированию навыков вдумчивого, неторопливого, осознанного чтения.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Модель «перевёрнутого класса» при изучении художественного текста на уроках литературы. Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга Наталия Владимировна Гладырева

    Слайд 3

    Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

    Слайд 4

    Перевёрнутое обучение ( flipped learning ) — это форма, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время используется для совместного выполнения практических заданий.

    Слайд 5

    Смысловое чтение Перевёрнутый класс 1 этап. Работа с текстом до чтения 1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2.Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. Видео-лекция

    Слайд 6

    Смысловое чтение Перевёрнутый класс 2 этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Работа с вопросами, предложенными учителем для ДЗ.

    Слайд 7

    Смысловое чтение Перевёрнутый класс 3 этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа на уроке.

    Слайд 8

    Сайт « Культура.рф » - закладка «Смотреть» - строка «Образовательные лекции» - раздел «Филология» - лекция Дмитрия Бака «Лев Толстой «Война и мир». Главные герои и темы романа» Вопросы к ДЗ. Салон Шерер. Портрет героя. Какие детали выделяет автор? Дом старого князя Болконского. Семейные черты в портретах князя и княжны Марьи. Семейные традиции. Напутствие отца. Война 1805 года. Какие цели преследует князь Андрей? Аустерлиц. «Высокое небо». Как изменилось мировоззрение героя. Разговор с Пьером. Какова жизненная позиция князя Андрея? «На краю дороги стоял дуб…». Встреча с Наташей Ростовой. Что повлияло на философию жизни героя? Как она изменилась? Где это видно в тексте? Работа у Сперанского. Почему Андрей Болконский разочаровался в деятельности комиссии? Война 1812 года. Ранение князя Андрея. Как ведёт себя Болконский? О чём думает?

    Слайд 9

    Иоганн Вольфганг Гёте «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

    Слайд 10

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ms.gladyreva@mail.ru



    Предварительный просмотр:

    Модель перевёрнутого класса при изучении художественного текста на уроках литературы.

    Наталия Владимировна Гладырева, учитель русского языка и литературы.

    Чтение, приходится признать, не входит в приоритеты большинства современных школьников. Это объективная данность. А между тем сегодня чтение не только определяет культурный уровень человека, но и относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Формирование и развитие основ читательской компетенции необходима учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования. В частности, успешного написания задания 27 ЕГЭ по русскому языку.

    Цель моего сегодняшнего выступления – поделиться практическим опытом по формированию навыков вдумчивого, неторопливого, осознанного чтения. В этой работе мне помогает методики «Перевёрнутого класса» и «смыслового чтения».

    Любой практикующий учитель сталкивался с тем, что при работе с ЕГЭшным сочинением возникают трудности с определением проблемы текста. Особенно, если это текст художественный и проблема и позиция автора не заявлены открыто. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Что может помочь ученикам преодолеть эту трудность? Я убеждена, что этому способствуют уроки литературы, на которых ученики должны научиться понимать художественный текст, освоить особенности отражения авторской позиции, а для этого необходимо уметь не просто схватывать сюжет, а видеть художественные детали, скрытые от глаза невнимательного читателя. Здесь и оказывает большую помощь методика смыслового чтения, направленная на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d72/0013f719-c0378809/img11.jpg

    Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

    Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) 

    На сегодняшний день смысловое чтение не является инновацией. Это разработанная технология, о которой можно найти много информации.  Но она, на мой взгляд, не решает вопроса о том, как сделать методы и приёмы обучения интересными для современного школьника. И тут на помощь приходит «Перевёрнутый класс».

    На мой взгляд, эти технологии прекрасно дополняют друг друга. Каким образом?

    Перевёрнутое обучение (flipped learning) — это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий.

    Во-первых, это возможность для ученика работать с Интернет-ресурсами, что они делают с удовольствием. Кроме того, есть возможность получать информацию не от учителя, что привычно и уже немного скучно, а из видео-лекций. Но как соединить эту методику с чтением?

    Обратимся к теории смыслового чтения.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения 

    1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).      Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    2.Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе. 

    Это как раз видео-лекция

     II этап. Работа с текстом во время чтения 

    1. Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

    3.Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

    Это как раз работа по вопросам

    III этап. Работа с текстом после чтения 

    1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    А это уже урок

    Как это работает?

    Приведу конкретный пример. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Очевидно, что читать этот роман трудно. Даже сам вид 4-х (!!!) томов произведения способен ввергнуть ученика в депрессию, не говоря уже о сложной толстовской фразе, обилии лирических отступлений, философских сентенций и героев, которые в большинстве своём лет на 20 (в лучшем случае!) и на пару веков старше 10-классников, читающих роман.

    Предлагаю дома посмотреть видео-лекцию Дмитрия Бака «Лев Толстой «Война и мир». Главные герои и темы романа. С одной стороны, лекция носит общий характер. Но в ней есть интересные размышления о принципе изображения героев и событий (принцип остранения), о роли художественной детали в портретах героев, о многозначности изображаемых автором явлений (например, война).

    К ДЗ прилагаю вопросы, на которые надо ответить, прослушав лекцию. Ответы надо найти в тексте романа.

    Прием смыслового чтения «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
    Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Предлагаю использовать различные обозначения (? ! NB…)

    Тема «Духовные искания Андрея Болконского».

    1. Салон Шерер. Портрет героя. Какие детали выделяет автор?
    2. Дом старого князя Болконского. Семейные черты в портретах князя и княжны Марьи.
    3. Война 1805 года. Какие цели преследует князь Андрей?
    4. Аустерлиц. «Высокое небо». Как изменилось мировоззрение героя?
    5. Разговор с Пьером. Какова жизненная позиция князя Андрея?
    6. «На краю дороги стоял дуб…» Встреча с Наташей Ростовой. Что повлияло на на философию жизни героя? Где это видно в тексте?
    7. Работа у Сперанского. Почему Андрей Болконский разочаровался в деятельности комиссии?
    8. Война 1812 года. Ранение князя Андрея. Как ведёт себя Болконский? О чём думает?

    На уроке мы обсуждаем прочитанное, анализируем ответы на вопросы.

    Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

    В качестве контроля качества работы часто предлагаю ученикам тесты на знание текста.

    Итак, цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Мы говорили о художественном тексте, но это касается текста любого стиля: публицистического, научного.

    Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, а также способствуют эффективной подготовке к ЕГЭ. А сочетание с технологией «Перевёрнутый класс» делает обучение современным и ….. для школьников.

    Закончить я хотела бы словами Иоганна Вольфганга Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

    https://i.pinimg.com/originals/51/2f/9b/512f9b759108098ee5c50a178462dce3.jpg

    Я, как учитель-оптимист, верю, что нам удастся хотя бы отчасти достичь той цели, о которой говорил Гёте!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ художественного текста на уроке литературы

    Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

    Анализ художественного текста на уроках литературы

    Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

    Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы

    В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...

    Доклад «Приемы работы с художественным текстом на уроках литературы в системе личностно ориентированного обучения»

    Доклад для выступления на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла....

    Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"

    Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....

    Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

    «Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

    Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

    Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....