Главные вкладки

    Модель перевёрнутого класса при изучении художественного текста на уроках литературы.
    презентация к уроку по литературе (10 класс)

    Гладырева Наталия Владимировна

    Цель данной работы - поделиться опытом по формированию навыков вдумчивого, неторопливого, осознанного чтения.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Модель «перевёрнутого класса» при изучении художественного текста на уроках литературы. Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга Наталия Владимировна Гладырева

    Слайд 3

    Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

    Слайд 4

    Перевёрнутое обучение ( flipped learning ) — это форма, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время используется для совместного выполнения практических заданий.

    Слайд 5

    Смысловое чтение Перевёрнутый класс 1 этап. Работа с текстом до чтения 1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2.Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. Видео-лекция

    Слайд 6

    Смысловое чтение Перевёрнутый класс 2 этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Работа с вопросами, предложенными учителем для ДЗ.

    Слайд 7

    Смысловое чтение Перевёрнутый класс 3 этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа на уроке.

    Слайд 8

    Сайт « Культура.рф » - закладка «Смотреть» - строка «Образовательные лекции» - раздел «Филология» - лекция Дмитрия Бака «Лев Толстой «Война и мир». Главные герои и темы романа» Вопросы к ДЗ. Салон Шерер. Портрет героя. Какие детали выделяет автор? Дом старого князя Болконского. Семейные черты в портретах князя и княжны Марьи. Семейные традиции. Напутствие отца. Война 1805 года. Какие цели преследует князь Андрей? Аустерлиц. «Высокое небо». Как изменилось мировоззрение героя. Разговор с Пьером. Какова жизненная позиция князя Андрея? «На краю дороги стоял дуб…». Встреча с Наташей Ростовой. Что повлияло на философию жизни героя? Как она изменилась? Где это видно в тексте? Работа у Сперанского. Почему Андрей Болконский разочаровался в деятельности комиссии? Война 1812 года. Ранение князя Андрея. Как ведёт себя Болконский? О чём думает?

    Слайд 9

    Иоганн Вольфганг Гёте «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

    Слайд 10

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ms.gladyreva@mail.ru



    Предварительный просмотр:

    Модель перевёрнутого класса при изучении художественного текста на уроках литературы.

    Наталия Владимировна Гладырева, учитель русского языка и литературы.

    Чтение, приходится признать, не входит в приоритеты большинства современных школьников. Это объективная данность. А между тем сегодня чтение не только определяет культурный уровень человека, но и относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Формирование и развитие основ читательской компетенции необходима учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования. В частности, успешного написания задания 27 ЕГЭ по русскому языку.

    Цель моего сегодняшнего выступления – поделиться практическим опытом по формированию навыков вдумчивого, неторопливого, осознанного чтения. В этой работе мне помогает методики «Перевёрнутого класса» и «смыслового чтения».

    Любой практикующий учитель сталкивался с тем, что при работе с ЕГЭшным сочинением возникают трудности с определением проблемы текста. Особенно, если это текст художественный и проблема и позиция автора не заявлены открыто. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Что может помочь ученикам преодолеть эту трудность? Я убеждена, что этому способствуют уроки литературы, на которых ученики должны научиться понимать художественный текст, освоить особенности отражения авторской позиции, а для этого необходимо уметь не просто схватывать сюжет, а видеть художественные детали, скрытые от глаза невнимательного читателя. Здесь и оказывает большую помощь методика смыслового чтения, направленная на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d72/0013f719-c0378809/img11.jpg

    Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

    Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) 

    На сегодняшний день смысловое чтение не является инновацией. Это разработанная технология, о которой можно найти много информации.  Но она, на мой взгляд, не решает вопроса о том, как сделать методы и приёмы обучения интересными для современного школьника. И тут на помощь приходит «Перевёрнутый класс».

    На мой взгляд, эти технологии прекрасно дополняют друг друга. Каким образом?

    Перевёрнутое обучение (flipped learning) — это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий.

    Во-первых, это возможность для ученика работать с Интернет-ресурсами, что они делают с удовольствием. Кроме того, есть возможность получать информацию не от учителя, что привычно и уже немного скучно, а из видео-лекций. Но как соединить эту методику с чтением?

    Обратимся к теории смыслового чтения.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения 

    1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).      Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    2.Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе. 

    Это как раз видео-лекция

     II этап. Работа с текстом во время чтения 

    1. Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

    3.Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

    Это как раз работа по вопросам

    III этап. Работа с текстом после чтения 

    1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    А это уже урок

    Как это работает?

    Приведу конкретный пример. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Очевидно, что читать этот роман трудно. Даже сам вид 4-х (!!!) томов произведения способен ввергнуть ученика в депрессию, не говоря уже о сложной толстовской фразе, обилии лирических отступлений, философских сентенций и героев, которые в большинстве своём лет на 20 (в лучшем случае!) и на пару веков старше 10-классников, читающих роман.

    Предлагаю дома посмотреть видео-лекцию Дмитрия Бака «Лев Толстой «Война и мир». Главные герои и темы романа. С одной стороны, лекция носит общий характер. Но в ней есть интересные размышления о принципе изображения героев и событий (принцип остранения), о роли художественной детали в портретах героев, о многозначности изображаемых автором явлений (например, война).

    К ДЗ прилагаю вопросы, на которые надо ответить, прослушав лекцию. Ответы надо найти в тексте романа.

    Прием смыслового чтения «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
    Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Предлагаю использовать различные обозначения (? ! NB…)

    Тема «Духовные искания Андрея Болконского».

    1. Салон Шерер. Портрет героя. Какие детали выделяет автор?
    2. Дом старого князя Болконского. Семейные черты в портретах князя и княжны Марьи.
    3. Война 1805 года. Какие цели преследует князь Андрей?
    4. Аустерлиц. «Высокое небо». Как изменилось мировоззрение героя?
    5. Разговор с Пьером. Какова жизненная позиция князя Андрея?
    6. «На краю дороги стоял дуб…» Встреча с Наташей Ростовой. Что повлияло на на философию жизни героя? Где это видно в тексте?
    7. Работа у Сперанского. Почему Андрей Болконский разочаровался в деятельности комиссии?
    8. Война 1812 года. Ранение князя Андрея. Как ведёт себя Болконский? О чём думает?

    На уроке мы обсуждаем прочитанное, анализируем ответы на вопросы.

    Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

    В качестве контроля качества работы часто предлагаю ученикам тесты на знание текста.

    Итак, цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Мы говорили о художественном тексте, но это касается текста любого стиля: публицистического, научного.

    Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, а также способствуют эффективной подготовке к ЕГЭ. А сочетание с технологией «Перевёрнутый класс» делает обучение современным и ….. для школьников.

    Закончить я хотела бы словами Иоганна Вольфганга Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

    https://i.pinimg.com/originals/51/2f/9b/512f9b759108098ee5c50a178462dce3.jpg

    Я, как учитель-оптимист, верю, что нам удастся хотя бы отчасти достичь той цели, о которой говорил Гёте!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ художественного текста на уроке литературы

    Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

    Анализ художественного текста на уроках литературы

    Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

    Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы

    В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...

    "Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

    Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

    Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"

    Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....

    Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

    «Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

    Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

    Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....