Урок по проекту PRO чтение
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Тинчурина Диния Исхаковна

Обсуждение произведений  К.Сергиенко "До свидания, овраг!" и Л. Андреева "Кусака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_svidaniyaovrag.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок- диспут в 7 классе на тему :

        "Мы в ответе за тех, кого приручили"

  (по рассказам К. Сергиенко  «До свидания, овраг!» и    

                   Л. Андреева «Кусака»)

учитель русского языка и литературы Тинчурина Д.И.

Цели урока:

  1. Обучающая.

Познакомить учащихся с рассказом К. Сергиенко «До свидания, овраг!» и рассказом Л. Андреева «Кусака». Создать условия для осмысления учащимися проблемы отношения к домашним питомцам; рассмотреть нравственные понятия: любовь, ответственность, забота, доброта, верность.

  1. Развивающая.

Создать условия для формирования коммуникативной компетенции (работа в группах, подготовка устных ответов по заданиям, выразительное чтение текста, беседа);

  1. Воспитательная.

Работать над формированием гуманного отношения к домашним животным через знакомство с рассказами

Оформление урока:

Мультимедийная презентация; раздаточный материал для работы в группах (вопросы, рисунки).

Ход урока

  1. Стадия вызова. Мотивация.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. Сегодня у нас урок- диспут и очередной урок ДОБРОТЫ.

- Какими словами синонимами вы можете заменить это слово?

(Учитель прикрепляет на доску листы со словами)

На уроке мы будем с вами говорить о милосердии, сочувствии, сострадании, гуманности, ответственности. Что они означают?

Словарная работа.

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

Начать же его я хочу стихотворением О. Дмитриевой «Квартал перед сносом»: (Что такое квартал – знаете?)

Квартал- часть жилой территории.

Здесь бродят псы, доверчивы и тощи.

К прохожим льнут – не отогнать никак.

Хозяева на новую жилплощадь

С собой не взяли кошек и собак.


Продуты ветром черные бараки.

Здесь по ночам, во тьму вперяя взгляд,

Оставленные кошки и собаки

Поодиночке в комнатах сидят.


Еще живет в углу знакомый запах,

Еще надежды дух неистребим.

И вздрагивают головы на лапах –

В коротких снах приходят люди к ним.


- О чем говорится в этом стихотворении?

2. Целеполагание.

- Ребята, какую проблему поднимает автор в этом стихотворении? (проблема отношения хозяев (человека)  к своим питомцам, к животным).

НА партах фишбоуны для работы в группах. Заполните проблему.

Что вы можете сказать о поведении хозяев?

- А как ведут себя животные?

Животные преданно ждут их и надеются.

- Как вы думаете, актуальна  эта проблема в наши дни?

-Да. Она актуальна во все времена человеческого существования.  Человек часто предает своего домашнего питомца. А ведь когда-то, по мнению собаки, человек и собака говорили на одном языке.

- А что это значит- говорить на одном языке? Как вы это понимаете?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- О том, понимает ли человек животных и понимают ли животные человека.

3.Интеллектуально -познавательная деятельность

Беседа по рассказу:

 По словам Марка Розовского, повесть, о которой мы сегодня говорим, — лучшее произведение Константина Сергиенко. Во всяком случае, самое пронзительное и проникновенное, написанное, что называется, «на разрыв аорты».

Давайте познакомимся с автором (презентация Янбуковой Динары)

- Назовите тему повести. О чем идет речь в повести?

-Я продолжу высказывание Розовского.

«Конечно, речь в пьесе идёт не только об участи бродячих собак, такой плачевной и ужасной, в закоулках и на неприметных обочинах наших мегаполисов. В этих несчастных животных так много человеческого, здесь столько впечатляющих характеров при тонком изяществе нерадостных диалогов — перед нами социальная драма, вечная и особенно острая в немилосердные времена в безжалостном обществе.»

- А чему же мы сегодня будем учиться?

-Понимать животных, учиться их защищать, относиться к ним по-человечески.

- Давайте обратимся к тексту. Когда человек и собака разучились понимать друг друга?

  1. Беседа по рассказу:

Работа с текстом

- Глава 10. КАК ЧЕЛОВЕК И СОБАКА СТАЛИ ГОВОРИТЬ ПО-РАЗНОМУ (читает один из учащихся)

-Почему собака перестала говорить с человеком?

-Обиделась.

-А кто виноват?

А как собаки относятся к человеку? Приведите примеры из текста. Кто является рассказчиком?

- Гордый.

-О чем он мечтал? Как он относится к людям?

Примеры из текста:

- Я знаю, где лежит золотое колечко. Я понюхал его и понял, что колечко носил добрый человек. Только не знаю, зачем он положил его в овраг.

Чёрный не годится мне в вожаки. Если выбирать вожака, я бы взял другого. Есть у меня один на примете. Но у него не четыре ноги, как у нас, а две. У него нет хвоста, а верхние лапы называются «руки». Он человек, а Чёрный не любит людей.

Глава 3. МОЙ ЧЕЛОВЕК

Люди делятся на детей и взрослых. Дети – это маленькие люди. Дети веселее и добрее. Взрослые бывают злые, но бывают и добрые. Мой Человек самый добрый.

- Он мечтал найти волшебную дверку.

Во время ночного дозора мы ищем собачью дверку. Найти собачью дверку – мечта каждого пса. Много я слышал о ней рассказов. Собачья дверка совсем маленькая, меньше бусинки. Пока не уткнёшься в неё носом, не найдёшь. А когда найдёшь, собачья дверка откроется и станет большая, пройдёт любая собака.

За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво. Много дичи и вкусной еды. Кругом поля и леса, а хозяйничают там одни собаки.

Дверка, дверка, попадись, попадись! Дверка, дверка, отворись, отворись!

Если в нашем овраге есть собачья дверка, обязательно её отыщу. И когда искать дверку, как не ночью.

Вывод: Гордый-умная, ласковая, верная и преданная  человеку собака.

-Как относится к людям Черный?

Когда-то и у Чёрного был свой Человек. Он держал его на цепи и бил. Когда деревню сломали, тот Человек сел в машину и уехал. Чёрный долго бежал за ним.

Машина остановилась. Человек вышел и прогнал Чёрного. Но Чёрный снова побежал за машиной. Тогда Человек его ударил. Чёрный упал, а машина уехала. С тех пор Чёрный не любит людей.

- Что рассказывают про своих хозяев собаки в школе на уроке?

-Какой вывод делает Черный? Прав ли он?

                                  Текст

– Все вы дураки. Собака должна быть собакой. Зачем ей читать по-человечьи? Зачем носить шляпу? Всё равно Человек не отдаст вам свою одежду и не отдаст еду. Нам достаются только объедки. Вот мой рассказ. Что мне поставишь, Головастый?

– Ставлю пять, – промямлил Головастый и вздохнул.

– То-то, – сказал Чёрный. – И не забывайте, что раньше Человек и Собака разговаривали на одном языке. Нам незачем учиться человечьим словам, пока люди будут такими.

Чёрный прав. Раньше Человек и Собака говорили одинаково. Об этом мне рассказывала мать, когда я был глупым щенком.

- Все ли собаки согласны с Черным? Почему автор дает вожаку такую кличку? Какой прием использует автор?

Говорящие клички, как и говорящие фамилии,  средство характеристики героев

Работа с интеллектуальной картой. Запишите в карте клички собак. Дайте им характеристики.

Говорящие клички: Гордый, Черный, Крошка, Хромой, Головастый…

– А я Чёрный, я весь чёрный, я чёрный снаружи и внутри! Отойдите от Чёрного, не жалейте Чёрного, я весь чёрный снаружи и внутри! (Черный)

Вывод: Черный не любит людей, он обозлен, жесток. Он людям не верит.

- Продолжаем разбирать говорящие клички.

Гордый: « Всё-таки Чёрный меня уважал и всё ещё надеялся, что я стану его правой лапой»

Головастый, конечно, читает хуже кота Ямомото. Но всё-таки читает. А почему? Да потому что он целых два года учился в школе! В самой настоящей человечьей школе на той стороне оврага.

Головастый тогда жил у сторожа, и сторож разрешил ему поучиться. Повезло Головастому.

- Все они когда-то жили у людей. Почему собаки оказались на улице?

-Все переехали. Как называет Гордый свой овраг?

-Дядюшка

- Овраг тоже доживает свой век. Скоро здесь построят высотные дома. А для собак овраг – родной дом.

-Как заканчивается жизнь собак в овраге?

-Почему в рассказе много  мест с описанием природы?

Автор показывает чувство прекрасного, человеческого  у животных: понимают и чувствуют больше, чем люди (пейзаж, который раскрывает их состояние, внутренний мир и переживания)

Вспомните, какие произведения о животных вы читали? (Тургенев «Муму», рассказы Л.Толстого «Для детей», С- Экзюпери «Маленький принц», Чехов «Каштанка», стихотворения С.Есенина, Н.Рубцова, и др.)

Да, ребята, очень многие писатели и поэты были неравнодушны к проблеме отношения между человеком и его питомцами. Эта проблема существует и до наших дней.

Как правильно относиться к домашним животным? Что значит - гуманное отношение, и какие понятия оно в себя включает?

-Вы прочитали рассказ Л.Андреева «Кусака»

Что объединяет эти рассказы? (они оба о собаках)

–  Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Вы согласны со словами автора?

- Почему Кусаку не взяли в город?

 ( Причина, по которой Кусаку не взяли в город, была в том, что  она не породистая. В комнате её держать нельзя, а двора у них нет.)

– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

 – Как прощается Леля с Кусакой?

 – Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

 ЛАЯЛА                      ВЫЛА

«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

О чем выли собаки Сергиенко?


Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.
Просмотр видео о домашних питомцах-собаках

Выводы: Авторы рассказов обращают внимание на проблему содержания домашних животных и отношения к ним.

Видите, какие разные бывают отношения между хозяином и его четвероногим питомцем.


- У кого из вас есть кошки, собаки?

- А правильно ли вы относитесь к своим друзьям?

Какие чувства должны проявляться у хозяина по отношению к домашним животным?

Ответы ребят - затем СЛАЙД ( см. Приложение1)

Слайд … (любовь, дружба, взаимная радость от общения, забота, верность, доброта, ответственность, и т.д.)

- Кого вы изобразили на своих рисунках?

(слово детям по рисункам)
Заключительное слово учителя

С давних времен человек приручает животных, кто-то служит ему по хозяйству, кто-то охраняет жилище, а кто-то находится рядом для того, чтобы приносить радость. Ты приходишь домой, а тебя здесь с таким нетерпением ждет Мурка, Васька или Барсик. И радости от встречи нет конца: они и мяукают, повизгивают, трутся об ноги – и это дорогого стоит. Согласны?

- Понравились вам рассказы?

С уверенностью могу сказать, что это одна из самых трогательных когда-либо мною прочитанных историй. Произведение, глубоко ранящее душу, задевающее за живое. Книга о наших самых верных друзьях, их нелегкой жизни. Здесь Константину Сергиенко удалось излить душу вольного пса, высказать всё то, что не могут людям сказать животные. Впрочем, может быть, они нам о том говорят, но мы их настойчиво не хотим понимать. "До свидания, овраг" - не просто произведение, это целая жизнь, жизнь бездомной собаки, и бесценные наставления для человека, помогающие предотвратить превращение последнего в бессердечное существо.

А теперь закончим то стихотворение, с которого начался урок.

Помните? И вздрагивают головы на лапах –

В коротких снах приходят люди к ним.

Стихотворение дочитывает Курмалеева Алсу

Настал сентябрь. В заброшенном квартале

Над блеклою травой кружится сор.

Вдруг резко тормоза заскрежетали.

И мальчик с плачем бросился во двор.


И закричал у дома: «Борька! Борька!»

Взъерошен, длинноног и длиннорук.

По лестнице бежал и плакал горько,

И снова принимался звать. И вдруг


Явился кот.

Облезлый, драный, грязный.

Сощурился на громкий зов, на свет,

Почти привыкнув к жизни несуразной,

Где дом – не дом, и человека нет.


И мальчик потащил его к машине,

Не чуя ног, не чувствуя земли.

И слезы счастья – самые большие

На шерсть кота бесстрастного текли.


А из такси родители смотрели,

Не говоря друг другу ничего.

И их сердца внезапно подобрели,

Постигнув сердце сына своего.


Они, наверно, чувствовали смутно,

Что мир вещей, отнявший столько сил,

Мир суетных забот, сиюминутных,

Их души постепенно исказил.


Но только, если глупый мальчик плачет,

Целуя в нос облезлого кота,

То это все в конечном счете значит,

Что в мире есть любовь и доброта!

4. Стадия рефлексии.

- Как вы чувствовали себя на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- О чем вы поделитесь после этого урока с друзьями, родителями?

Домашнее задание: составить синквейн «Бездомные собаки», написать сочинение «Сон Кусаки», сочинение в формате ОГЭ «Как вы понимаете выражение: «За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво» и закончить интеллектуальную карту

Приложение:

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, 

несчастью других.

Гуманность - человеколюбие и отзывчивость.

Доброта — способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

Гордый

Черный

Головастый

 Крошка

Хромой

Бывшая Такса

Ямомото

Отпетый

Балконный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Александровские чтения".

Проект посвящен созданию научно-практической конференции исследовательских работ школьников....

Проект "Летнее чтение"

Программа детского профильного лагеря, группа «Летнее чтение»...

Некоторые аспекты становления молодого специалиста в рамках реализации учебного проекта "Успешное чтение".

У нашего колледжа педагогическая направленность. Образ современного учителя не раз обсуждался на уроках и во внеурочной деятельности всего ...

Проект урока "Рекомендации для летнего чтения" (5 класс).

Предварительное знакомство с произведениями, включенными в Программу 6 класса и рекомендованными для самостоятельного чтения....

Публичный урок по проекту "Семейное чтение"

Открытый урок с родителями после участия в проекте "Семейное чтение"...

Статья "Проект "Домашнее чтение на уроках английского языка"

В данной статье представлена информация о реализуемом проекте "Домашнее чтение уроках английского языка"...