Итоговый тест по литературе 5 класса
олимпиадные задания по литературе (5 класс)

Бондаренко Надежда Константиновна

Итоговый тест по литературе 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_test_po_literature.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Итоговый тест по литературе в 5 классе

Вариант I

Часть А.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; е) рассказ;

б) песня; ж) сказка;

в) пословица; з) легенда;

г) повесть; и) поговорка.

д) поэма;

3. Дайте определение понятию «Эпос» и назовите его особенности. Эпос – это…

4. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов

в) В.А. Жуковский г) М.В. Ломоносов

5. Какие события отражались в летописях

а) исторические; б) фантастические; в) анекдотические

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) И.С. Тургенев «Бежин луг»

б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

в) И.А. Крылов «Свинья под дубом»

г) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

7. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова.

а) 1903 – 1978 б) 1855 – 1915

в) 1814 – 1841 г) 1894 – 1958

8. Где родился В.П. Астафьев.

а) Москва б) Санкт-Петербург

в) Красноярск г) Рязань.

9. В рассказе А.П.Платонова «Никита» отец мальчика вернулся

а) с работы; б) с отдыха; в) с войны

10. Продолжите стихотворение и назовите автора:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром…

11. Н.В. Гоголь родился

а) в России; б) в Украине; в) в Белоруссии.

12. Почему письмо Жилина героя рассказа «Кавказский пленник» не могло дойти до его матери?

а) он указал другой адрес;

б) он уничтожил письмо;

в) письмо потерялось.

13. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления – это

а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение

14. Сопоставьте жанр и формулировку. Приведите примеры произведений.

Сказка

Басня

Летопись

а) стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера, в конце содержится мораль. 

б) занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

в) исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодную, более или менее подробную запись исторических событий. 

Часть В.

Определите, из какого произведения приведен отрывок ниже:

«А как голосисто кукарекал он зарю! Сначала за стойкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом, сразу забирая в головокружительную высоту, петух уверенно брал первое колено песни. Он никогда не торопился переходить ко второму колену и, словно стараясь показать всем соседним петухам своё мастерство, забирал всё выше и выше. Голос его звенел чистым, прозрачным звуком меди, и Витьке казалось, что вот сейчас в горле петуха что-то лопнет от натуги и песня оборвётся. Витька даже съёживался от этой звонкости петушиной песни…»

Запишите автора этого произведения и его название.

2. Определите жанр произведения, отрывок из которого приведен в задании № 1.

3. Какие еще произведения, прочитанные вами в 5 классе, вы можете отнести к этому жанру? Запишите автора и название произведение.

4. Назовите басню И. А. Крылова, которая не оставила равнодушным петуха – героя рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

5. Определите тему рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»:

в) о доброте и милосердии

б) о дружбе Кольки и Витьки

г) о жестокости взрослых, которые хотели убить петуха

Часть С.

Напишите синквейн о понравившемся литературном произведении, прочитанном в этом учебном году.

Итоговый тест по литературе в 5 классе

Вариант II

Часть А.

1. Проблема с определением автора фольклорного произведения связана с тем, что:

а) имена авторов до нас не дошли, потому что эти произведения были созданы очень давно;

б) писатели и поэты того времени предпочитали сохранять анонимность;

в) произведения передавались устно от одного человека к другому, и каждый мог добавить что-то своё;

г) фольклорных произведений очень много, они в основном маленькие, поэтому сложно запомнить автора каждого.

2. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные; б) бытовые; в) о животных.

1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

3. Дайте определение понятию «Лирика» и назовите её особенности. Лирика – это …

4. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.

а) Житие б) Летопись

в) Мемуары г) Воспоминания

5. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Сказка б) Роман

в) Пословица г) Закличка

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем».

а) А.П. Платонов «Никита»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

8. Барыня назвала Герасима «неблагодарным человеком» и не захотела возвращать его. Согласны ли вы с барыней, или у вас другое мнение?

а) Конечно, барыня права: ведь она «жаловала его как верного и сильного сторожа».

б) Герасим ушёл без её разрешения, следовательно, отплатил за всё неблагодарностью.

в) Барыня была не способна понять Герасима и сама причинила ему горе.

9. Продолжите четверостишие и назовите автора:

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега…

10. Назовите годы жизни А.И. Куприна

а) 1903-1978 б) 1799 -1837

в) 1870-1938 г) 1894-1958

11. Как топилась баня, похожая на бабушку в рассказе «Никита»:    

а) она вообще не топилась, так как уже была старая, и в ней никто не мылся;  

б) по-чёрному;        

в) топилась газом.

12. Назовите автора рассказа «Кавказский пленник»

а) М.Ю.Лермонтов; б) А.П.Чехов; в) Л.Н.Толстой

13. А.С. Пушкин родился

а) в Санкт-Петербурге; б) в Болдино; в) в Москве.

14. Укажите соответствие. Приведите примеры произведений.

1. Басня. 2. Рассказ. 3. Стихотворение.

А. Выражает переживание лирического героя.

Б. Является повествованием о событиях.

В. Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера, в конце содержится мораль.

г) Г.К. Андерсен «Соловей»

7. Выбери из приведенных ниже литературных терминов те, которые обозначают элементы, из которых состоит сюжет художественного произведения и запишите их по порядку:

рассказ, миф, развязка, метафора, экспозиция, завязка, олицетворение, фольклор, басня, ирония, кульминация

Часть В.

1. К какому литературному жанру относится произведение, отрывок из которого дан ниже? Дайте определение этого жанра.

Часть В.

 «Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз - хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят…

Солнышко еще не зашло, а ковер уж готов.

Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..»

2. Основываясь на содержании текста задания № 1, объясните, какую практическую роль играли сказки в жизни русского народа.

3. Выпишите из текста, приведенного в задании № 1, примеры постоянных эпитетов и гиперболы (преувеличения).

4. Какие виды сказок вам известны? К какому виду вы отнесете сказку «Царевна-лягушка»? Свой ответ аргументируйте.

5. «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Как называется данный композиционный прием?

Часть С.

Напишите синквейн о понравившемся литературном произведении, прочитанном в этом учебном году.

Вариант 1.

Часть А.

1. На Олимпе жили

а) рабы; б) боги; в) крестьяне

2. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт б) летописец в) писатель г) народ

3. Что не является жанром фольклора:

а) загадка; б) поговорка; в) сказка; г) баллада

4. Описание внешности литературного персонажа называется

а) пейзаж б) фабула в) портрет г) сюжет

5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?

а) В. А. Жуковский «Спящая царевна»

б) А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

в) «Царевна - лягушка»

6.Кто НЕ является героем произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

а) Жилин б) Костылин в) Дина г) Герасим

7. Кто из перечисленных авторов НЕ писал басни:

а) Эзоп; б) А. С. Пушкин; в) И. А. Крылов

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.

а) И. А. Бунин «Подснежник» б) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И. С. Тургенев «Муму»

9. В рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче» главный герой работал

а) в поле б) на заводе в) в парикмахерской

10. Соотнесите произведение с жанром:

1) «Лисица и виноград» а) рассказ

2) «Русский язык» б) стихотворение

3) «Золотой петух» в) басня

4) «Летний вечер» г) стихотворение в прозе



11. Найдите соответствия между автором и названием произведения.

1) А. С. Пушкин а) «Золотой петух»

2) М. Ю. Лермонтов б) «Бородино»

3) Н. А. Некрасов в) «Няне»

4) А. И. Куприн г) «Крестьянские дети»

Часть В.

1. Определите, из какого произведения данный фрагмент, назовите автора и название произведения.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой…»

_______________________________________________________________________

2. Как звали кузнеца из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

______________________________________________________________

Часть С.

Вспомни, в каком(-их) произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема межнациональных отношений. Докажите свое мнение.

_____________________________________________________________________________


Вариант 2

Часть А.

1. Кто главный бог на Олимпе?

а) Зевс; б) Гомер; в) Геракл

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «легенды и предания о богах и героях»

а) сказка б) повесть в) миф г) поговорка

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклором?

а) Басня б) Загадка в) Пословица г) Поговорка

4. Описание природы в художественном произведении называется

а) портрет б) фабула в) пейзаж г) натюрморт

5. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

а) Ярослав б) Елисей в) Алексей

6. Кто НЕ является героем произведения И. С. Тургенева «Муму»:

а) Капитон б) Татьяна в) Петька г) Герасим

7. Кто из авторов не является баснописцем?

а) И. А. Крылов; б) Эзоп; в) А. П. Платонов

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) А. П. Платонов «Никита»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

9. В рассказе А. П. Платонова «Никита» отец мальчика вернулся

а) с работы б) с отдыха в) с войны

10. Найдите соответствия между автором и названиями произведений

1) И. С. Тургенев а) «Кавказский пленник»

2) Л. Н. Толстой б) «Петька на даче»

3) А. П. Чехов в) «Муму»

4) Л. Н. Андреев г) «Злоумышленник»

11. Соотнесите произведение с жанром:

1) «Рождение Зевса» а) рассказ

2) «Густой зеленый ельник у дороги…» б) повесть

3) «Подснежник» в) миф

4) «Ночь перед Рождеством» г) стихотворение

Часть В.

1. Определите, из какого произведения данный фрагмент, назовите автора и название произведения.

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, - был сильный мороз,

Гляжу - поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

__________________________________________________________________

2. Как звали героиню рассказа Л. Н. Толстого, которая помогла Жилину освободиться из плена? _____________________________________________________________

Часть С.

Вспомни, в каком(-их) произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема трудного детства. Докажите своё мнение.

_____________________________________________________________________________

Ответы:

Вариант 1. Вариант 2.

Часть А. Часть А.

(за каждый правильный ответ - 1 балл)

1 - б 1 - а

2 - г 2 - в

3 - г 3 - а

4 - в 4 - в

5 - б 5 - б

6 - г 6 - в

7 - б 7 - в

8 - в 8 - в

9 - в 9 - в

(За каждое правильно указанное соответствие по 1 баллу, итого по 4 балла в заданиях 10 и 11)

10 - 10 -

1 -в 1 -в

2 - г 2 -а

3- а 3 -г

4 -б 4 -б

11- 11 -

1- в 1 -в

2- б 2 -г

3- г 3 -а

4- а 4 -б

Часть В. Часть В.

(2 балла)

М. Ю. Лермонтов «Бородино» 1. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

(1 балл)

Вакула 2. Дина



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.

Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова....

Презентация к итоговому уроку литературы в 5 классе по теме "Литература 19 века"

В ресурсе содержатся различные нестандартные задания ,позволяющие заинтересовать учащихся,провести урок в игровой форме....

Итоговый тест. Литература. 7 класс

контрольная работа для учащихся 7 класса....

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....

Итоговые тесты литературе 5 класс

Итоговые тесты  литературе 5 класс...

Итоговый тестпо английскому зыку для 2 класса

Ттест по английскому языку за курс второго класса общеобразовательной школы к УМК"Английский язык" Комаровой Ларионовой  Задания в тесте составлены в соответствии с действующим стандартом начальн...