Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)

Насыбуллина Гульназ Вагисовна

   Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc368.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                                 

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

для 5 класса

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 5 классе

           

        Личностными результатами  изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- воспитание всероссийской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей в группах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возрасти, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

Метапредметными  результатами изучения предмета  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- умение искать и выделять необходимую информацию из учебника;

- умение выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий;

- умение формулировать и удерживать учебные задачи;

- формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;

- умение планировать алгоритм ответа;

- умение применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- умение оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

- умение осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения;

- умение анализировать стихотворный текст;

- умение формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е формировать операционный опыт;

- умение делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;

- умение анализировать прозаический текст;

- умение сравнивать свои действия с ожидаемым результатом;

- умение определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Познавательные УУД:

- формировать умение искать и выделять необходимую информацию из учебника;

- формировать умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели;

- формировать умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- формировать умение строить сообщение исследовательского характера в устной форме;

- формировать умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

- формировать умение выделять и формулировать познавательную цель;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

- формировать умение узнавать , называть и определять объекты в соответствии с содержанием;

- формировать умение конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме;

- формировать умение объяснять особенности стихотворного и прозаического текста, слышать ритм стихотворного текста;

- формировать умение производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику литературного героя, давать оценку его поступкам;

- формировать умение формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследований.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

Формировать умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- формировать умение моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- формировать умение определять общую цель и пути достижения;

- формировать умение читать вслух и понимать прочитанное;

- формировать умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

- формировать умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение;

- формировать умение обосновывать и доказывать свое мнение.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

    1) в области познавательной:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, 19, 20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров и родов; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) в области ценностно-мотивационной:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней.

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение;

- умение пересказывать прозаическое произведение или его отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, проекты на литературные и общекультурные темы.

4)  в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

          Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся 5 класса в результате освоения программы по литературе основной школы:

• определять тему и основную мысль произведения;

• владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

 • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

 • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

 • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (умение пользоваться терминами, изученными в 5-6 классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

 • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;  

• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или общекультурную тему, для организации дискуссии  

 • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 •выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

 •ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.        

           При оценке предметных результатов обучения литературе учитываем уровень сформированности читательской культуры.  I уровень (5-6 класс) определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

    ( «Ученик научится» - для базового уровня результатов, «Ученик  получит возможность научиться» - для повышенного уровня результатов) .

Устное народное творчество

Ученик научится:

 • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

 • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

 • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

 

Ученик получит возможность научиться:

 • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

 • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сказание), определять черты национального характера;

 • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

 • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.  Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.  Зарубежная литература 

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

 • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

 • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

 

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

 • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета

А

В

С

Введение(1ч)

Книга        как        духовное завещание одного поколения другому.             Структурные элементы книги (обложка, титульный     лист,     форзац, сноски,                оглавление); создатели      книги      (автор, художник,                редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник       литературы        и работа с ним.

Русская литература

Из литературы XIX века

(39 ч +4 р.р.+2 к.р.)

Александр        Сергеевич Пушкин . «Зимний вечер».

Михаил        Юрьевич Лермонтов.

Слово        о        поэте. Стихотворение «Бородино». Историческая               основа стихотворения. Изображение исторического события.     Образ     простого солдата- защитника Родины. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Сочетание разговорных     интонаций        с высоким        патриотическим пафосом стихотворения.

Теория              литературы: сравнение,              гипербола, эпитет                       (развитие представлений),      метафора, звукопись,           аллитерация (начальные представления).

Федор Иванович Тютчев. 

«Весенняя гроза».

Николай        Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские        дети». Изображение        жизни простого        народа.     Образы крестьянских        детей        и средства        их        создания. Речевая          характеристика. Особенности      ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: эпитет (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской                  литературы. Культурные     литературные связи Руси                  с                  Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг        отрока-киевлянина        и хитрость воеводы Претича». Герои старинных     «Повестей…»        и     их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория        литературы:        летопись (начальные представления).

Из        литературы XVIII века (2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной        деятельности). Ломоносов       –       ученый,        поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…»        -        научные        истины        в поэтической          форме.          Юмор стихотворения.

Теория        литературы.        Юмор (начальные представления)

Теория          литературы:          роды литературы (эпос, лирика, драма).

Жанры        литературы        (начальные представления).

Из литературы XIX века

Истоки басенного жанра.

Жанр        басни, история его развития. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII – XVIII вв. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека.

Иван Андреевич Крылов. «Волк на псарне»,        «Свинья        под        дубом», «Ворона и лисица».

Выражение народной мудрости в баснях        Крылова.        Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Теория        литературы:        басня (развитие представлений), мораль, аллегория,                    олицетворение (начальные                 представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский

Краткий рассказ о писателе.

Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок».

Теория литературы: начальное представление о балладе.

Александр        Сергеевич        Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,        скрашиваемые      любовью няни, ее сказками и песнями. «Бесы», «Зимняя дорога». Родная природа и мир народной фантастики в лирике поэта.

«У        лукоморья        дуб        зеленый…». Пролог        к        поэме      «Руслан        и Людмила» - собирательная картина сюжетов,      образов      и        событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»        -        ее        истоки (сопоставление          с          русскими народными        сказками,        сказкой Жуковского «Спящая царевна».            Противопоставление добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Теория литературы: рифма, ритм, строфа,        прозаическая        и стихотворная         речь,         способы рифмовки.

Николай        Васильевич        Гоголь. «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством» - повести из книги        «Вечера на        хуторе        близ Диканьки».

Поэтизация        народной        жизни, реальное      и      фантастическое        в произведении, сочетание

юмора и лиризма.

Теория литературы: фантастика, (развитие        представлений),        юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. 

Отрывок из поэмы «Мороз,        красный        нос».        «Есть женщины в русских селеньях…» -поэтический        образ          русской женщины.

Иван        Сергеевич        Тургенев. (Краткий      рассказ      о      писателе (детство и начало литературной деятельности).

Реальная основа произведения «Муму». Изображение        быта        и        нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности               повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ        Муму.      Смысл      финала повести.

Теория        литературы:        портрет, пейзаж (начальные представления), литературный        герой      (начальные представления)

Афанасий        Афанасьевич        Фет. Краткий рассказ о поэте Стихотворения «Чудная картина», «Весенний     дождь»,        «Задрожали листы, облетая».

Философская        проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании        жизни       природы        и человека.     Природные        образы        и средства их создания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ«Кавказский

пленник».Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы        Жилина        и Костылина. Жилин и Дина .Поэтичный образ Дины. Нравственная               проблематика произведения, его гуманистическое звучание.         Смысл         названия. Поучительный характер рассказа. Теория литературы: сравнение (развитие

понятия),        сюжет        (начальное представление),идея, композиция рассказа.

    Антон Павлович Чехов .

 Краткий рассказ о писателе. Юмор в рассказе «Хирургия».Отношение писателя к персонажам. Разоблачение трусости и лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Федор        Иванович        Тютчев. Изображение        природы        в стихотворениях поэта

«Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Еще в полях белеет снег». Средства выразительности в поэтическом тексте.

Из литературы XX века

 (26 ч+1 к.р.+3 р.р.)

Владимир Галактионович Короленко.

 «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта    и    сострадание        героев повести.    Образ    серого,    сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Образы детей и взрослых . Контрасты судеб героев в повести. Особенности портрета и пейзажа.  Гуманистический смысл произведения.

Теория        литературы.        Портрет (развитие                   представлений). Композиция        литературного произведения (начальные понятия)

Сергей Александрович Есенин.

 «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы.        Олицетворение        как основной художественный прием. Напевность стихотворения. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Андрей  Платонович Платонов 

Краткий рассказ  о писателе. Рассказ«Никита».Быль и        фантастика.        Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) в рассказе.

Теория  литературы: фантастика в литературном произведении

Александр        Трифонович Твардовский.             Стихотворение «Рассказ танкиста». Война и дети-обостренно           трагическая        и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Фольклор (8ч +1 р.р.)

Фольклор        – коллективное устное       народное творчество. Исполнители фольклорных произведений.

Малые        жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,       частушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Загадка        как метафора,             вид словесной игры.

Теория литературы. Фольклор.      Устное народное творчество.(развитие представлений) Русские        народные сказки.Сказка        как        вид народной прозы. Сказки:        «Царевна-лягушка», «Иван  крестьянский сын и чудо                юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Сказки. Сказка как выражение народной мудрости и        нравственных представлений народа.        Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Противопоставление           мечты           и действительности, добра      и      зла        в сказках. Положительный герой          и          его противники.

Теория литературы: фольклор,        устное народное творчество, сказка, виды               сказок, постоянные эпитеты, гипербола (начальные представления), сказочные

формулы, вариативность народных        сказок (начальные представления), сравнение.

Литературные сказки XIX-ХХ века 

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Мир детства в сказке.

П.П. Бажов. Сказ «Медной        горы Хозяйка».           Сила характера Данилы-мастера. Понятие о сказе. Отличие сказа от сказки.

Поэзия        2-й половины XIXв. 

Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».

Иван        Саввич Никитин     «Зимняя ночь     в     деревне», «Утро».

Иван        Захарович Суриков «Зима»

Картины        родной природы                   в изображении русских          поэтов. Параллелизм        как средство      создания художественной картины           жизни природы и человека

Проза конца XIX  начала XX вв.

     Иван        Алексеевич Бунин         «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое        и этическое                 в рассказе.      Кровное родство     героев     с бескрайними просторами русской земли,       душевным складом     песен        и сказок,      связанных между               собой какими-то невидимыми        и тайными силами.

Художественная проза о человеке и природе,        их взаимоотношениях

К.Г.Паустовский.

 Краткий рассказ о писателе.  

  «Заячьи лапы", «Теплый   хлеб».

 Роль пейзажа . Нравственная проблематика  произведений. Взаимоотношения природы и человека в произведениях.        Доброта    и сострадание, реальное и фантастическое        в сказках Паустовского.

С.Я.Маршак.

 Краткий рассказ о писателе.        Сказки Маршака. «Двенадцать месяцев»-        пьеса-сказка. Положительные        и отрицательные герои. Победа добра над злом- традиция русских      народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма ка род литературы. Пьеса-сказка.

Проза о детях

В.П.Астафьев. Рассказ  «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Человек и природа в рассказе.

Саша Черный. "Кавказский пленник", "Игорь-Робинзон". Образы детей в рассказах.

Поэзия        второй   половины XX века

И.Бунин «Помню  долгий        зимний вечер»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»;        Дон-Аминадо «Города и годы».

Николай Михайлович Рубцов «Родная деревня». Образ        родины        в русской          поэзии. Обращение поэтов к картинам        русской жизни, изображению родной        природы, событий отечественной истории.

К.М.Симонов «Майор            привез мальчишку             на лафете…» Война и дети – трагическая и героическая       тема произведений        о войне

Юлий Черсанович Ким «Рыба- кит». Образы и сюжеты литературной классики для детей. Юмор в стихотворной форме.

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних  десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов (2ч)

Н.Абгарян «Манюня». Мир детства в произведении.

Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка». Будни        больных детей    в    рассказе .

Литература народов России (1ч)

Г.Тукай. Слово о татарском        поэте. Стихотворения «Родная     деревня», «Книга». Любовь к своей  природе, к своему родному          краю, верность    обычаям, своей               семье, традициям      своего народа.     Книга        в жизни        человека.

Зарубежная литература (11ч+ 2 р.р.)

Ханс КристианАндерсен.

Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». «Стойкий оловянный солдатик».

Сказка     фольклорная     и        сказка литературная                   (авторская). Композиция сказки. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи в литературной сказке. Внутренняя красота героев. Нравственные проблемы         и поучительный                       характер литературных сказок.

Даниель Дефо

Краткий рассказ о писателе.

Роман «Робинзон Крузо» (отрывок) - произведение о силе человеческого духа. Жанровое своеобразие        романа.  

Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя . Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

 Образ          путешественника          в литературе.

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни (1ч)

Сказки народов мира.

Роберт Льюис Стивенсон.

Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

Зарубежная сказочная и фантастическая проза (1ч)

Шарль Перро.  

Сборник «Сказки матушки Гусыни».

Сказка «Подарки феи». Литературная обработка народных сказок.

Зарубежная

проза о детях и подростках (2 ч)

Марк        Твен. 

Краткий рассказ о писателе.

Роман (повесть) «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). .  Автобиография и автобиографические мотивы. Том и Гек.Тема дружбы и мечты.   Черты характера        Тома, раскрывающиеся        в отношениях            с друзьями. Внутренний       мир героев М. Твена.

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы (2ч)

Дж.Лондон

«Сказание о Кише». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Нравственное взросление героя рассказа. Добро и зло, благородство, уважение взрослых.

                                                                        Календарно-тематическое планирование

Учебник :    В.Я.Коровина,  В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе . В двух частях. Рекомендовано МО и Н РФ. - М.: Просвещение, 2012.

№ п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Раздел 1. Введение (1 ч)

1 четверть

1

Учебник литературы и работа с ним. Книга        как        духовное завещание одного поколения другому.            

1

Раздел 2. Устное народное творчество (9 ч)

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,       частушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор.     Устное народное творчество

1

3

Русские народные сказки. Сказка как выражение народной мудрости и        нравственных представлений народа. Виды сказок.

1

4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

5

Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Положительный герой          и          его противники.

1

6

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1

7

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель".

1

8

Сказки народов мира.  Противопоставление           мечты           и действительности, добра      и      зла        в сказках.

1

9

Р.р. Сочинение. Моя волшебная сказка.

1

10

Загадка как  метафора,       вид словесной игры. Литературная игра «Фольклор».

1

Раздел 3.  Древнерусская литература (2 ч)

11-12

Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Теория        литературы:        летопись (начальные представления).

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои старинных     «Повестей…»        и     их подвиги во имя мира на родной земле.

1

1

Раздел 4. Русская литература 18 века(2 ч)

13

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Ломоносов       –       ученый,        поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...»- научные        истины        в поэтической      форме.    Теория        литературы.        Юмор (начальные представления).

1

14

Теория литературы. Роды и жанры литературы.

1

Раздел 5.   Русская литература 19 века (45 ч)

15

Жанр        басни, история его развития.        Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII – XVIII вв. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека.

1

16

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Выражение народной мудрости в баснях        Крылова. Теория        литературы:        басня (развитие представлений),мораль, аллегория, олицетворение (начальные                представления).

1

17-18

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы её выражения.

2

19

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Брейн-ринг «Басни И.А. Крылова»

1

20

В.А. Жуковский. Детство и начало творческого пути. Баллада «Кубок». Теория литературы :понятие о балладе.

1

21

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

22

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

23

А.С.Пушкин. Стихотворения «Бесы», «Зимняя дорога». Родная природа и мир народной фантастики в лирике поэта.

1

24

А.С. Пушкин. «У        лукоморья        дуб        зеленый…». Пролог        к        поэме      «Руслан        и Людмила» - собирательная картина сюжетов,      образов      и        событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

1

25

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.

1

26

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, противопоставление добрых и злых сил в сказке.

1

27

Р.р.Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

1

28

Читательская конференция. В мире сказок А.С. Пушкина .

1

29

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

30

"Чёрная курица, или Подземные жители".

Мир детства в изображении писателя.

1

31

Проверочная  работа по теме «Авторские и народные сказки».

1

32

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Теория литературы: сравнение,             гипербола, эпитет  ,     метафора, звукопись,          аллитерация (начальные представления).

1

33

Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино». Мастерство поэта в создании батальных сцен. Сочетание разговорных     интонаций с высоким        патриотическим пафосом стихотворения.

1

34

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

35

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести. Теория литературы: фантастика, (развитие        представлений),        юмор (развитие представлений).

1

36

Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Поэтизация        народной        жизни.

1

37

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Изображение        жизни простого        народа в произведениях поэта.

1

38

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».     Образы крестьянских        детей        и средства        их        создания. Речевая характеристика. Особенности      ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Теория литературы: эпитет (развитие представлений).

1

39

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". Фольклорные традиции в поэме. Поэтический образ русской женщины.

1

40

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания повести «Муму». Быт и нравы крепостнической России в произведении.

1

41

Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя. Герасим и Татьяна. Нравственное преображение Герасима. Теория        литературы:        портрет, пейзаж(начальные представления), литературный        герой     (начальные представления).

1

42

Герасим и Муму. Образ        Муму.       Сострадание и жестокость . Особенности               повествования, авторская позиция. Смысл финала повести.

1

43-44

Р.р. Подготовка к сочинению по произведению И.С. Тургенева «Муму».

Написание сочинения по произведению И.С. Тургенева «Муму».

2

45

А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Весенний дождь», «Чудная картина».  «Задрожали листья, облетая..». Философская        проблематика стихотворений А.А.Фета.

1

46

А.А.Фет . «Задрожали листья, облетая..». Параллелизм в описании        жизни       природы        и человека.     Природные        образы        и  средства их создания.

1

47

Ф.И. Тютчев. Картины русской природы в изображении поэта. Стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится», «Весенние воды».

1

48

Ф.И. Тютчев. Стихотворения  «Как весел грохот летних бурь», «Еще в полях белеет снег».

Средства выразительности в поэтическом тексте.

1

49

Теория литературы. Двусложные стихотворные размеры. Ямб, хорей.

1

50

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ  «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.

1

51

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Поэтичный образ Дины.

1

52

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Нравственная                проблематика произведения, его гуманистическое звучание.          Поучительный характер рассказа.

1

53

Р. р. Обучение сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Теория литературы: сравнение (развитие понятия),        сюжет        (начальное представление),идея ,композиция рассказа.

1

54

А.П.Чехов. Слово о писателе. Юмор в рассказе «Хирургия». Отношение писателя к персонажам.

1

55

Разоблачение трусости и лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

1

56

57

Картины        родной природы                   в изображении русских          поэтов. Лирика И.С. Никитина («Зимняя ночь в деревне», «Утро»).

Стихотворения А.Н. Майкова («Ласточки»), И.З. Сурикова («Зима»). Параллелизм        как средство      создания  художественной картины           жизни природы и человека

1

1

58

Контрольная работа (тестирование) по русской литературе 19 века.

1

Раздел 6.   Русская литература 20 века (30 ч)

59

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое        и этическое                 в рассказе.      Кровное родство     героев     с бескрайними просторами русской земли,       душевным складом     песен        и сказок.

1

60

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть  «В дурном обществе». Образ     серого,     сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

1

61

В.Г. Короленко.  «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых в повести. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.

1

62

Контрасты судеб героев в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Особенности портрета и пейзажа . Гуманистический смысл произведения  . Теория литературы. Портрет (развитие                   представлений). Композиция        литературного произведения.

1

63

Р.р. Анализ эпизода из повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

64

Проверочная работа по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

65

С.А.Есенин. Слово о поэте. Основные темы и образы поэзии Есенина. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями… ». Напевность стихотворения.    

1

66

Лирический  герой и мир природы в поэзии С.А.Есенина.       Олицетворение        как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Р.р. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина.

1

67

П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.         Сила характера Данилы-мастера.

1

68

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1

69

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб". Доброта    и сострадание, реальное и фантастическое        в сказках Паустовского.

Роль пейзажа в сказке «Тёплый хлеб». Нравственная проблематика  произведения.

1

70

1

71

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Взаимоотношения природы и человека в произведении.

1

72

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1

73

Р.р.Анализ эпизода «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

1

74

Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом.

1

75

Р.р. Подготовка к сочинению по пьесе- сказке

С.Я. Маршака  «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».

1

76

А.П. Платонов. Слово о писателе. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) в рассказе «Никита». Быль и        фантастика.

1

77

В.П. Acтафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

78

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Самообладание маленького охотника.

1

79

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро» .

1

80

К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. Обостренно трагическая        и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

1

81

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

82

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

И.А.Бунин («Помню- долгий зимний вечер»), А.А.Прокофьев («Алёнушка»), Д.Б. Кедрин(«Алёнушка»). Образ Родины в стихотворениях о природе.

1

83

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Обращение поэтов к картинам        русской жизни ,изображению родной       природы, событий отечественной истории.

1

84

Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказский пленник", "Игорь-Робинзон".

1

85

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики для детей. Юмор в стихотворной форме.

1

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних  десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов (2ч)

86

Н. Абгарян . «Манюня». Мир детства в произведении.

1

87

Будни        больных детей    в    рассказе Н.Н.Назаркина «Изумрудная рыбка».

1

88

Контрольная работа    по русской литературе 20 вв. (тестирование)

1

Литература народов России (1 ч)

89

Г.Тукай .Слово о поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Любовь к родной        природе, к своему родному          краю, верность    обычаям, своей               семье, традициям      своего народа.     Книга        в жизни        человека.

1

Раздел 7. Зарубежная литература ( 11 ч+ 2р.р.)

90

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

91

Д. Дефо. Слово о писателе.

Роман «Робинзон Крузо» (отрывок) - произведение о силе человеческого духа. Жанровое своеобразие        романа.  История освоения мира человеком.

1

92

Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Образ          путешественника          в литературе.

1

93

Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. Сказка «Снежная королева». Сказка     фольклорная     и        сказка литературная                   (авторская).  Композиция сказки.

1

94

Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи в литературной сказке. Борьба добра и зла в сказке  Андерсена. Мастерство писателя в создании характеров.

1

95

В мире сказок Х.-К. Андерсена. «Стойкий оловянный солдатик». Внутренняя красота героя.  Нравственные проблемы         и поучительный                       характер литературных сказок.

1

96

Р.р. Классное сочинение по сказкам Х.-К. Андерсена. «Внешняя и внутренняя красота героев сказок».

1

97

Ш. Перро. Сборник «Сказки матушки Гусыни».

Сказка «Подарки феи». Литературная обработка народных сказок.

1

98

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». Раннее взросление подростка в связи с обстоятельствами жизни. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

1

99

 Нравственное взросление героя рассказа. Добро и зло, благородство, уважение взрослых в «Сказании о Кише».

1

100

Марк Твен. Слово о писателе.  Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

1

101

Тема дружбы и мечты в романе «Приключения Тома Сойера».Черты характера героев, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Гек. Внутренний       мир героев М. Твена.

1

102

Р.р. Написание отзыва о любимом художественном произведении за курс 5 класса .

1

Повторение (3 ч)

103

Повторим теорию литературы. Литературные роды и жанры . Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

1

104

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

1

105

Анализ итоговой контрольной работы. Рекомендации на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)

  Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

Рабочая программа по предмету "Литература", 7 класс под ред. В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа может помочь молодому специалисту при составлении рабочей программы по литературе для 7 класса под ред. В.Я Коровиной. Чётко выдержана структура рабочей программы. Календарно-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...