Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс)

Ромашова Оксана Борисовна

Рабочая программа по литературе 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_literatura_1.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 «Экос»

Г. ДОЛГОПРУДНОГО

(МБОУ школа№8  «Экос»)

____________________________________________________________________________________

Рабочая программа

 по

Литературе

           

7  класс

                                                                                                                                       

                                                                                                             

 Составила: Ромашова Оксана Борисовна

                                                               учитель  русского языка и литературы

2019

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459

Предмет литература   реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ,    Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Московской области (Приказ Министерства образования Московской области № 1427 от 15.04.2016 г.), учебного плана МБОУ школы № 8 на 2019-2020 учебный год, который отводит на изучение предмета 69  часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 2 часа.         

     Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

        

 Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы «Литература ». В.Я. Коровина, В.И. Коровина, ТМ.: Просвещение, 2016

Учебно- тематическое планирование

Наименование разделов

Авторская программа

Рабочая программа

РР

К.Р.

Введение

1

1

-

-

Устное народное творчество

4

4

1

-

Из Древнерусской  литературы

4

4

1

1

Из русской литературы XVIII века

2

2

-

-

Из русской литературы XIX века

29

29

2

2

Произведения русских писателей ХХ века

23

23

1

1

Зарубежная литература

5

5

-

-

Итоговый урок

1

1

-

Итого:

69

69

5

4

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1.

 . Изображение человека как важнейшая задача литературы.

1

2.

 Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой

1

3.  

 Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели

1

4.

РР. Подготовка к устному  сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях»

1

5.

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

1

66

  «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха»

1

7.

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. Отрывок «О пользе книг»

1

8.

 РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе»

1

9.

Контрольная работа по УНТ и ДРЛ

1

10

 Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.

1

11.

Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина

1

12.

 А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме.

1

13.

 «Медный всадник». Тема Петра I в поэме.

1

14

 «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

1

15.

Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов

1

16.

 РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина.

1

17.

 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

1

18

 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.

1

19.

 Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

1

20.

 Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

1

21.

 Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи.

1

22

 Осада польского города Дубно.

1

23

 Трагедия Тараса Бульбы.

1

24.

РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба»

1

25

 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

1

26

 И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

1

27

 Стихотворения в прозе.

1

28

 Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»

1

29

Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова

1

30

 Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда»

1

31

 М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.

1

32

 Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

1

33

 Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы»

1

34

 Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.

1

35

 А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»

1

36

 Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»

1

37

И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры»

1

38

 Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку

1

39

 «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой.

1

40

Контрольная работа по теме «Литература  XIX века

1

41

 М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

1

42

  «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

1

43

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»

1

44

 РР. Сочинение – характеристика литературного героя

1

45

«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

1

46

Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака»

1

47

 В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…»

1

48

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

1

49

. А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка»

1

50

 А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова

1

51

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.

1

52

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

1

53

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

1

54

 Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади»

1

55

 Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа

1

56

Е. Носов «Живое пламя»

1

57

. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения

1

58

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект

1

59

 Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро»

1

60

 «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева

1

61

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов)

1

62

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

1

63

Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века»

1

64

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

1

65

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрон

1

66

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

67

 О.Генри. «Дары волхвов».

1

68

Р.Д. Бредбери. «Каникулы».

1

69

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....