Интеллектуальная игра для старшеклассников: «Край наш, морошковый…» (литературно-историческая)
методическая разработка по литературе (10 класс)

Интеллектуальная игра для старшеклассников позволяет развивать научно-познавательный интерес  у учащихся к  истории и литературному наследию родного края, совершенствовать умение  сопоставлять, анализировать и применять имеющиеся  знания в новой учебной обстановке; а также формировать коммуникативные  навыки  -  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для старшеклассников:

«Край наш, морошковый…»

(литературно-историческая)

Авторы методической разработки:

Антюх Любовь Анфировна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4,

Родкина Фиала Арсеньевна – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4.

 

Оленегорск

2015г.  


Цель игры:  развивать научно-познавательный интерес  у учащихся к  истории и литературному наследию родного края, совершенствовать умение  сопоставлять, анализировать и применять имеющиеся  знания в новой учебной обстановке.

 Развивать   коммуникативные  навыки  -  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

   Оборудование:  экран, компьютер, презентация, поощрительные призы, поделённый на секторы круг, механизм с вращающейся стрелкой.

Звучит мелодия…..

Ведущий:

 Сегодня мы проводим игру «Что? Где? Когда?»

В игре принимают участие две команды 11 класса «…….» и «…….». Капитаны команд (представление):

И болельщики:

  • команды «………..» (подают сигнал присутствия)
  • команды «…………» (подают сигнал присутствия)
  • Звучит мелодия (из игры «Что? Где? Когда?)…

Ведущий:

Наша игра называется «Край наш, морошковый…» и посвящается нашему Оленегорску (тихо звучит музыка).

Вступительная часть:

Литературно-музыкальная композиция о малой Родине.

 …………………

………………….

………………….

Ведущий:

Условия игры. Учителя и ученики нашей школы подготовили для участников игры вопросы  - их 14.

Моя помощница будет вращать волчок, стрелка укажет на вопрос. Если команда готова к ответу – звоним в колокольчик. Кто первый – тот и отвечает.

Участники команды могут совещаться, но отвечать может только один. Если ответ правильный – приз команде, если нет, то приз автору вопроса.

 «Игра начинается…»

Звучит гонг, затем музыка из игры «Что? Где? Когда?»

Помощник ведущего вращает волчок и стрелка указывает на вопрос.

Вопросы:

  1.  Кому принадлежит поэтическая визитка?

Святки. Небо. Час рожденья луны.

Зреет завязь в залтозвездной листве.

Так и я — из мрака, из тишины —

В день морозный появился на свет.

Ответ: Александру Рыжову

  1. Александр Рыжов пишет: "Я очень люблю эту сказку. По блестящему снегу бежит, заметая хвостом следы, черный лохматый кот, а сверху, с широких еловых лап, сыплются тронутые легким ветром и лучами яркого солнца мягкие белые хлопья. По сценарию кот - злой, и послан он Бабой-Ягой, чтобы совершить очередное коварство. Но можно ли поверить в это, когда видишь, как он, такой большой, пушистый и усатый, проваливается в снег, смешно фыркает и отряхивает лапы?»
  • Вопрос. Что это за сказка и как она связана с нашим городом?
  • Ответ: сказка «Морозко». В 1964 году в Оленегорске снимался одноимённый кинофильм,  его автор - известный кинорежиссер Александр Роу.

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб -

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб. (И.Бунин)

  • Сколько оленей украшает наш город?

Ответ: 9

  1.  Зачем оленеводу хорей?

Ответ: хорей - длинный посох для управления оленьей упряжкой.

  • Музыкальная пауза. Танец «Северный»
  1. Как сейчас называется улица, изображённая на фотографии и какое название она носила до 1953 года?

Ответ: улица Мира, до1953 года – улица Сталина.

  1. Чёрный ящик – внесите чёрный ящик!

То, что лежит в этом ящике, объединяет эти адреса:

  • улица Бардина, д.25
  • Ленинградский проспект, д.7
  • улица Строительная, д.37
  • улица Строительная, д.34

Ответ: книга

  1. Самая знаменитая учительница школы №7 – Димова Анна Олеговна. Почему?

Ответ: Димова Анна Олеговна родилась 28 сентября 1980 года в городе Оленегорске, училась в школе 7. В 2003 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина. Самая знаменитая роль актрисы - учительница Людмила Михайловна в сериале «Папины дочки».

  1. Как связана с Оленегорском эта песня? (звучит песня «Петербург моего одиночества», исполняет Михаил Боярский)

Ответ: автор этой песни Виктор Мальцев, родился в Оленегорске 10 декабря 1959 года.

Тот, что уносил меня,

Вгрызался в небо бешено и скоро.

И облаков огромная ступня,

Мне показалось, раздавила город.

"Летим! Куда же?" — грызла череп мысль,

Похожая на загнанного зверя,

Объединив случайно словом "мы"

Меня

И то, в чьей власти был теперь я.

Летим! И атмосферный слой насквозь

Уже прошит, и космос вспорот лихо...

Назовите средство передвижения, которое вознесло в космос лирического героя одного из стихотворений Александра Рыжова.

Ответ: лифт.

  • Музыкальная пауза. Песню «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» на стихи Сергея Есенина исполняет Катя Карпочёва, ученица 11 класса.

  1.  Саамская поэтесса, Октябрина Воронова, писала:

- И припасы разложила:

-Скушай, милый мой, кульгар.

Что предлагала съесть милому девушка?

Ответ: пирог с рыбой.

  1. Ответьте, что это? «И чёрная окаймлённая зеленью пирамида, и золотой олень, и лазоревая синева…»

Ответ: герб Оленегорска.

 Описание: в лазоревом поле на возникающей черной, окаймленной зеленью пирамиде — идущий золотой олень и вокруг него, поверх всего — 26 уложенных в кольцо золотых безантов.

Символика герба: количество «безантов» (26) обозначает порядковый номер железа в таблице Менделеева. Олень символизируют название города.

Автор герба: художник Александр Негода.

  1.  Кто такой чижик?

Ответ: оленёнок.

  1. Чёрный ящик.

То, что лежит в «Чёрном ящике» химики относят к классу безводных окислов. Это может быть сковородой, гвоздём, станком, ножницами, машиной, рельсами.

Что лежит в чёрном ящике?

Ответ: железная руда.

  1. Литературная карта Оленегорска. Здесь жил и работал поэт, которому принадлежат эти строки:

Наловили много рыбы

Каждый был и рад и горд:

Капитан сказал спасибо

За работу, за рекорд!

А теперь дорога к дому!

Всем по случаю такому –

Жаром пышущая баня!

Ну, а кок наш, дядя Ваня,

Обещает к чаю торт-

Раз у нас дорога в порт!

Ответ: Васильев Геннадий Петрович (11.07. 1938-01.06. 1997), поэт. Работал слесарем на ГОКЕ.

Подведение итогов:

Жюри объявляет результаты игры, награждение. (грамоты и призы)


Литература:

  1. Киселев А. А. Родное Заполярье [Текст] : очерки истории  Мурм. обл.  (1917-1972) / А. А. Киселев /  под. ред. д-ра ист. наук Ю. Н. Климова. – Мурманск: Кн. изд-во, 1974. – 511 с. : ил. – Библиогр. : с. 503-510.
  2. Киселев А. А. Советские саамы : история, экономика, культура [Текст] / А. А. Киселев, Т. А. Киселева. – 2-е изд.,  перераб. и доп. – Мурманск: Кн. изд-во, 1987. – 207 с., 8 л. ил. – Библиогр. : с. 199-207.
  3. Меркурьев И. С. Устное народное творчество поморов Мурманской области [Текст] : хрестоматия / И. С. Меркурьев. – СПб. : [б. и.], 2000. – 220 с.
  4. Меркурьев И. С. Сказки поморов Мурманской области [Текст] / И. С. Меркурьев.  – СПБ. : [б. и.], 1997. – 156 с.
  5. Пантелеева Л. Т. Храни огонь pодного очага / Пантелеева Л.Т., Лявданский Э. К.; ред. Л. Ф.Жданова. - Муpманск : Муpм. гос. пед. ин-т, 1994. - 115 с.: ил.  – Библиогр. : с. 114-117.
  6. Ушаков И. Ф. Кольская земля [Текст] : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков / под ред. докт. истор. наук И. П. Шаскальского. – Мурманск : Кн. изд-во, 1972. – 672 с. — Библиогр.: с. 645-670.
  7. Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение. Мурманская область. (Досоветский период) [Текст] / И. Ф. Ушаков. – Мурманск: Кн. изд-во, 1974. – 88 с. – Библиогр.: с. 75-88.
  8. Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время : ист.-краевед. словарь. –Мурманск : Кн. изд-во, 2003. —336 с.
  9. Ушаков И. Ф. Избранные произведения [Текст]: историко-краеведческие исследования: в 3 т. / И. Ф. Ушаков. – Мурманск : Кн. изд-во, 1997.
  10. Федоров П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова)[Текст] / Федоров П.В.; Мурм. гос. пед. ун-т, Ломоносовский фонд. - Мурманск, 2004. - 241 с. – Библиогр.: с. 200-216.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая игра "Дива былинные"

Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме  представлен материал р...

литературно-историческая игра "Кто? Где? Когда?"

Внеклассное мероприятие, расчитанное для учащихся 9-х классов для проведения его в рамках предметных недель. Разработка содержит интересные интегрированные задания по истории и литературе, направленны...

СЦЕНАРИЙ Интеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан”

СЦЕНАРИЙИнтеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан” (для 7-8 классов)...

Литературно-историческая игра "За семью печатями"

Приводится сценарий литературно-исторической  игры...

Литературно-историческая игра в рамках Недели русского языка и чтения (внеклассное мероприятие)

quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"(для обучающихся 7-8 классов)...

Литературно-историческая игра – викторина «Орел вчера, сегодня, завтра».

Цели:Способствовать воспитанию уважения к истории малой Родины – родного края Орловской области.В игровой форме повторить, закрепить и обобщить знания детей о истории г.Орла и Орловской области....

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...