Рабочая программа по русской литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)

Самигуллина Рамзия Миннахметовна

Рабочая программа по русской литературе  для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._po_literature_5kl.docx76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ныртинская средняя школа»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Валеева Д.М.

 Протокол № ___

 от «___»_________2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

________СамигуллинаР.М.

«Утверждена»

Директор

________Гиниятов А.Х.

Приказ № 150

от «24» августа, 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

 5 класс

Самигуллиной Р.М.,

учителя русского языка и литературы

2019 год

Планируемые предметные результаты

Устное народное творчество

Учащийся научится:

-  осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказо, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок ;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Учащийся  получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками

Древнерусская литература. Русская литература XVIIIв.Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Учащийся научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся получит возможность научиться:

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно – исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого

результата;

- умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Учащийся получит возможность научиться:

- в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей

задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности;

- развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее

приемлемого решения;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения, запланированных характеристик продукта

/результата;

Познавательные УУД.

Учащийся научится:

- учащийся научится смысловому чтению;

 - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

 - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

 - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- критически оценивать содержание и форму текста;

Учащийся получит возможность научиться:

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять

определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы

Интернета;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

 - научится умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 - работать индивидуально и в группе;

 - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

 - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 - определять возможные роли в совместной деятельности;

 - играть определенную роль в совместной деятельности;

 - владеть всеми видами речевой деятельности;

 - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

 - умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свѐрнутости;

 - умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и

 - ситуации общения;

 - владеть различными видами монолога и диалога;

 - соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе

письменного общения;

Учащийся получит возможность научиться:

 - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,

 - различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

 - владеть разными видами чтения;

 - адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

 - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Содержание учебного предмета

Введение. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Форма и содержание литературного произведения: читатель; персонаж,  

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.).

Теория литературы. Художественный образ. Персонаж.

Русский фольклор.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Сказка как выражение народной мудрости и нравственное представление народа. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи – животные, чудесные предметы в сказках.  Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердца, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой». (М. Горький) Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Вн. чт. « В гостях у сказки»

Древнерусская литература.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси(обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Русская литература 18 века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.«Стихи, сочиненные на дороге в

Петергоф…»

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Русская  литература 19 века.

Русские басни.Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIIIвека:А.П.Сумароков, И.И. Дмитриев)(обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной деятельности).

Басни«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»,  «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814),

Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы.Жанр баллады (начальное представление). Лирический герой.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.Образ Пушкина в русской поэзии XIX—ХХ вв.

«Зимний вечер»

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). Эпизод. Художественная речь. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

Литературные сказки XIX-ХХ века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Есть женщины в русских селеньях…. (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.Картины вольной жизни крестьянскихдетей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, литота.  

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной

  деятельности). Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.Повествование о жизни в эпохукрепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений). Художественный вымысел. Сюжет и композиция. Заглавие произведения. Форма и содержание литературного произведения: композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пейзаж, интерьер.  

Русская литература 19 в. (вторая половина)

Времена года в лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Ф.И. Тютчев«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь»,А.А. Фет«Я пришел к тебе с приветом…», «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листья, облетая»

Теория литературы. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение,   Аллегория.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.Бессмысленность и жестокостьнациональной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэзия 2-й половины XIX

Р.р. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе(А.Н.Майков «Ласточки»,, А.К.Толстой, «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.», «Край ты мой, родимый край.», И. С. Никитин. «Русь», «Зимняя ночь в деревне».  А.Н. Плещеев «Весна», И.З. Суриков «Зима»).Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Русская литература 20 века.

Проза конца XIX – начала XX вв.,

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.

Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.

Русская литературная сказка 20 века (обзор).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

Сказовое повествование.Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказовое повествование. Сказ и сказка (общее и различное)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях,

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,

Русская литература 20 века.

Проза конца XIX – начала XX вв.,

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.

Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.

Русская литературная сказка 20 века (обзор).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

Сказовое повествование. Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказовое повествование. Сказ и сказка (общее и различное)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях,

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Проза о детях..

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…..»

Военная тема в русской литературе.Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».Война и дети – обостренно - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Поэзия конца XIX – начала XXвв.Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин. Стихотворение «Помню –долгий зимний вечер…»,. Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.«Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»;  Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Поэзия 2-й половины ХХ в.,

Н.М.Рубцов «Родная деревня»,

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Зарубежная сказочная и фантастическая проза

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Писатели улыбаются. Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Зарубежная литература

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Ш.Перро. Краткий рассказ о писателе. «Золушка». Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей доброты.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.  Литературная сказка. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Своеобразие сатирических литературных сказок.

«Снежная королева», «Гадкий утенок». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.  Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Зарубежная проза о детях и подростках,

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише» - сказание о взрослении

подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Повторение изученного в 5 классе.

Рекомендации к летнему чтению.

Календарно-тематическое планирование

 №

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Форма и содержание литературного произведения: читатель; персонаж.

2.09

2

Русский  фольклор. Жанры фольклора.

Сказка как вид народной прозы

6.09

3

Устное народное творчество. Русская народная сказка  «Царевна –лягушка»

7.09

4

Р.Р.«Царевна–лягушка» - сказка о мудрости и красоте.

09.09

5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

13.09

6

Особенности русских народных сказок о животных «Журавль и цапля»

Своеобразие бытовых сказок. «Солдатская шинель».

14.09

7

 Входная контрольная работа.

16.09

8

 Вн.чт. В гостях у сказки.

20.09

9

Русское летописание. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

21.09

10

Сподвижник просвещения М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» «Стихи, сочиненные на дороге в

Петергоф…»

Роды и жанры литературы.

23.09

11

Русская литература 19века. Русские басни. Исторические басни И.А.Крылова. «Свинья под Дубом»,  «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак»

27.09

12

Р.Р. Мораль в баснях Крылова, истолкование её смысла.

28.09

13

В.А.Жуковский. Поэтичность сказки  «Спящая царевна». Главные и второстепенные персонажи.

30.10

14

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

4.10

15

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.  Поэма «Руслан и Людмила»(пролог).

5.10

16

Р.Р. Лирика А.С.Пушкина.  Стихотворения «Няне», «Зимний вечер».

Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

7.10

17

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

11.10

18

Зависть и великодушие в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»А.С.Пушкина.

12.10

19

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». История царевны.

14.10

20-21

Р.Р. Сочинение по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Справедливое возмездие.

18.10

19.10

22

Литературные сказки XIX-ХХ века.

А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

21.10

23

Сказка «Черная курица, или Подземные жители».Система образов.

25.10

24

Фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке «Черная курица, или Подземные жители»

26.10

25

Нравоучительный сюжет сказки А.Погорельского«Черная курица, или Подземные жители».

28.10

26

В.Ч. История пальмы в рассказе Гаршина«Attaleaprinceps».

8.11

27

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения.

09.11

28

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

11.11

29

Р.Р.Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова

15.11

30

Н.В.Гоголь.  Рассказ о писателе. Сюжет и герои повести «Заколдованное место».

16.11

31

Сказочно - фантастическое в  повести Н.В.Гоголя«Заколдованное место».

18.11

32

Н.А.Некрасов о жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания в произведениях   «Мороз, Красный нос» «Крестьянские дети».

22.11

33

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». История создания рассказа  «Муму». Знакомство с героями.

23.11

34

Р.Р.Герасим и его окружение

25.11

35

Герасим и Муму. Счастливый год

29.11

36

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл финала рассказа

30.11

37

Времена года в лирике Ф.И.Тютчева.

(Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь».

02.12

38

А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листья, облетая»

06.12

39

Р.Р. Изображение природы в творчестве поэтов 19 века.

07.12

40

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.

09.12

41

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Тяготы плена, выпавшие на Жилина и Костылина.

13.12

42

Л. Н. Толстой«Кавказский пленник».

Счастливое спасение героев.

14.12

43

Р.Р.Сочинение  «Жилин и Костылин: разные судьбы»

16.12

44

Смешное и грустное  в рассказе  А.П.Чехова «Хирургия».

20.12

45

Вн.ч. Рассказы Антоши Чехонте.

21.12

46

Поэзия 2-й половины XIX

Р.Р. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе (А.Н.Майков «Ласточки»,, И. С. Никитин.«Русь», «Зимняя ночь в деревне»)

23.12

47

А.К.Толстой  «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Край ты мой, родимый край»

10.01

48

А.Н. Плещеев «Весна», И.З.Суриков «Зима»

11.01

49

Литературные места России, связанные с именами русских писателеу 19 века.

12.01

50

Проза конца XIX – начала XX вв. И.А.Бунин. Рассказ  «Косцы». Историческая основа произведения.

13.01

51

И.А.Бунин«Косцы». Восприятие прекрасного.

17.01

52

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Неожиданный и причудливый мир.

18.01

53

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Доброта и сострадание героев повести.

20.01

54

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Образ серого, сонного города.

24.01

55

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Новые знакомые героя.

25.01

56

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко

27.01

57

Р.Р. Урок поэзии.  Творчество С.А. Есенина.

31.01

58

Особенности сказовой манеры повествования в сказе П. П. Бажова   «Медной горы Хозяйка».

01.02

59

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка».Стремление в совершенному мастерству.

03.02

60

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка».

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

07.02

61

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях,

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Как Филька коня обидел.

08.02

62

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Примирение Фильки и лошади

10.02

63

Мир «братьев наших меньших» в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

14.02

64

Доброта и сострадание в сказках Паустовского.

15.02

65

Драматическая сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

17.02

66

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

21.02

67

А.П. Платонов. Рассказ  «Никита».Единство главного героя с природой,

22.02

68

Тема человеческого труда в рассказе А.П. Платонова «Никита». Язык рассказа.

24.02

69

Проза о детях

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Сюжет и герои рассказа.

28.02

70

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

29.02

71

Р.Р. Коллективная работа над сочинением «Что помогло герою выжить в тайге?»

02.03

72

Героическое прошлое России. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

06.03

73

Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

07.03

74

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

Р.Р. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. (И.В.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…», Д.Б. Кедрин «Аленушка», А.А.Прокофьев «Аленушка»,  Дон –Аминадо «Города и годы»)

09.03

75

Н.М.Рубцов «Родная деревня»

13.03

76

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

14.03

77

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник»

16.03

78

Саша Черный«Игорь- Робинзон».

20.03

79

Способы создания юмористического в песнях Ю.Ч. Кима «Рыба-кит»

21.03

80

Р.Р. Образы и сюжеты литературной классики.

03.04

81

Литературные места России, связанные с именами русских писателей 19 века.

04.04

82

Зарубежная литература.

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»

06.04

83

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

10.04

84

Вн.чт. Ш.Перро «Золушка». Осуждение жестокости и коварства.

11.04

85

Ш.Перро «Золушка». Тема всепобеждающей доброты.

13.04

86

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки

17.04

87

Х.К. Андерсен «Снежная королева».Победа добра, любви и дружбы.

18.04

88

Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Гадкий утенок»

20.04

89

Зарубежная сказочная и фантастическая проза

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

24.04

90

Л.Кэрролл«Алиса в стране чудес». Воображаемый мир героини.

25.04

91

Зарубежная проза о детях и подростках,

Марк  Твен «Приключения Тома Сойера».

27.04

92

Марк  Твен «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья

04.05

93

Тема взросления подростка в «Сказании о Кише» Джека Лондона

09.05

94

Повторение изученного по теме «Русский фольклор»

04.05

95

Повторение изученного по теме «Древнерусская литература»

11.05

96

Повторение изученного по теме «Русская литература 18 века»

15.05

97

Повторение изученного по теме «Русская литература 19 века»

16.05

98

Повторение изученного по теме «Русская литература 19 века»

18.05

99

Итоговая контрольная работа (тест с творческим заданием)

22.05

100

Работа над ошибками.

23.05

101

Повторение изученного по теме «Русская литература 20 века»

25.05

102

Повторение изученного по теме «Русская литература 20 века»

29.05

103

Повторение изученного по теме «Зарубежная литература»

30.05

104

Повторение изученного  по теме «Зарубежная литература»

105

Рекомендации к летнему чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

рабочая программа по русскому 11 класс

Тематическое планирование 11 класс русский...

рабочая программа по русскому 9 класс

тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....