Русские былины Киевского и Новгородского цикла.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Иксанова Вероника Римовна

Конспект урока "Русские былины Киевского и Новгородского цикла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские былины Киевского и Новгородского цикла.

Цель: углублять знания о былине как особом жанре фольклора; расширять круг чтения обучающихся; развивать образное и абстрактное мышление; совершенствовать умения выразительного чтения, пересказа прочитанного; воспитывать чувство патриотизма, уважение к ценностям отечественной культуры.

Планируемые результаты: знание понятия былина, особенностей этого фольклорного жанра, содержания былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Садко»; умения характеризовать героев, объяснять значение устаревших слов.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»,устное рецензирование выступлений.
  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя

Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса.

Само названиебылина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

. 2.Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Примерный ответ.Города Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

- Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи? (Примерный ответ.Сражение под Черниговом, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе)

- Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите примерами из текста. (Примерный ответ. 1. Сцены: портрет, снаряжение, отношение спасенных черниговских мужиков, Соловья Разбойника; 2. Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины)

- Какие в былине есть еще признаки Ильи как эпического героя? (Примерный ответ.Действует во благо людей)

- Какие приемы «сказывания» используются в этой былине? (Примерный ответ.Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, характеристик и т.д.)

– Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Примерный ответ.Герои-богатыри, особенности языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

- В чем отличие былины от сказа? (Примерный ответ.Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былина  - как рассказ о действительных событиях).

-  Каких богатырей вы помните? (Примерный ответ.Илья Муромец, Святогор-богатырь, Микула Селянинович и др.).

3. Анализ былины «Садко».

-  Кратко перескажите сюжет былины.

-  Определите основную тему былины «Садко». (Примерный ответ.О жизни купца.)

-  К какому циклу относится былина «Садко»? Почему? (Примерный ответ.К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода.)

-  Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)

-  Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца? (Примерный ответ.Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю.)

- Что спасло Садко в той ситуации? (Примерный ответ.Обращение народа к Миколе Можайскому.)

-  О чем повествуется в концовке былины? (Примерный ответ.Не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.)

-  Перечислите гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, которые вы встретили в былине.

  1. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам и заданиям рубрики «Фонохрестоматия» стр. 24.

  1. Подведение итогов урока.

- Какое значение имеет изучение былин? (Примерный ответ.Былины - это наша история. Они неразрывно связаны с нашей культурой, являются ее истоками.Интересны былины и в литературном плане. Былины созданы в определенном стиле. Это в каком-то плане является довольно эстетическим произведением. Чтение былин доставляет удовольствие тем людям, которые любят высокий стиль, что-то необыкновенное.Изучая былины, школьник учится анализировать литературные произведения, понимать литературу как вид творчества).

  1. Домашнее задание

Прочитать статью карело-финский эпос «Калевала» стр.38-45 и отдельные руны «Калевала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпоха изучения и чтения русских былин

Неожиданно ярко прошла в 4 классе эпоха изучения и чтения русских былин. Ребята творчески откликались на интересные задания учителя. Например, было придумано много творческих подражаний былинам на тем...

Русские былины

В презентации представлены иллюстрации к русским былинам известных русских художников. Она может быть использована на уроках литературы в 5 классе в качестве иллюстративного материала....

Конспект занятий по теме Русские былины.

Технологии:Технология формирования творческих способностей (ТРИЗ)Информационно- коммуникативныеКоррекционные технологии: сказкотерапия, коррекция поведения     Цели:  1.а...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Целью урока : показать учащимся различие новгородского и киевского циклов былин. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствовать навыки устной речи, нравственное и патриотическое воспи...

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 6 класс

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло....

Урок по теме: Былина Новгородского цикла: «Вольга и Микула Селянинович».

Урок по теме: Былина Новгородского цикла: «Вольга и Микула Селянинович»....