Математика в сказках
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Интегрированный урок математики и литературы "Математика в сказках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_skazkah.docx195.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Математика в сказках»

Класс: 5

Цели урока:

  • выработать вычислительные навыки действий с обыкновенными дробями и способствовать развитию интереса к художественной литературе; 
  • формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить умение применять вычислительные навыки действий с обыкновенными дробями;
  • познакомить детей со сказками А.С.Пушкина.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес и логическое мышление;
  • развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
  • развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

воспитательные:

  • вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
  • воспитывать у учащихся любознательность;
  • воспитывать коммуникативную культуру общения.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование урока: рисунки, плакат, книга А.С.Пушкина «Сказки», портрет А.С.Пушкина, проектор, персональный компьютер учителя, интерактивная доска.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать: сказки А.С.Пушкина.

Понимать: связь математики с другими науками, в частности, с литературой.

Уметь: применять вычислительные навыки действий с обыкновенными дробями.

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Высказывать своё предположение. 

Приемы саморегуляции.

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Умение структурировать знания.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение формулировать

собственное мнение и позицию.

Осознанное построение

речевых высказываний.

Уметь работать с информацией

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Рефлексия собственной

деятельности.

Установление учащимися

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность.


Примерная структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Что за прелесть эти сказки,

Если в них решать задачки.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вхождение в тему урока и  создание условий для осознанного восприятия нового материала

Повторение и актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Дорогие ученики, мы сегодня повторим тему «Простые дроби». И в этом нам помогут герои сказок нашего любимого писателя А.С.Пушкина.

Ученики вспоминают сказки А.С.Пушкина, главных персонажей.

Определение темы, цели и задач урока.

Сказки Пушкина учат нас не только дружбе, согласию, но и через героев проверяют нашу смекалку, развивают логическое мышление, воспитывают умение доводить до конца начатую работу,

Значит, главная цель: - Повторить обыкновенные дроби, действия с дробями и смешанными числами через сказки.

Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.

Актуализация знаний учащихся

Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению  и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание»

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя,

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Так сколько же было у царя Дадона

В солдатах народа?

В первом полку - 56 взводов, а во втором полку - 42 взвода. Если в каждом взводе по 10 человек, сколько народу служит в солдатах?

Ребята, какая это сказка? (выслушивается ответ) Правильно, “Сказка о золотом петушке”. Каждая сказка нас чему - то учит, дает нам урок, на что-то намекает, от чего-то предостерегает. Какой урок дает нам эта сказка?

Выслушиваются ответы учеников, сказка рассматривается до конца.

В этом же царстве

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару

Смотрит, арбуз, дыня и тыква вместе стоят 200 рублей. Дыня стоит 3/5 всех денег , тыква стоит 1/6 дыни. Поп купил самый дешевый товар. Так что же приобрел поп? Совместно с учениками вспоминается сказка.

А какова же была заработная плата Балды?

Нет,- говорит Балда,-

Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражёнок , задачу,

Реши-ка пример.

   

Какова основная мысль этой сказки?

А теперь давайте вспомним сказку «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Эта сказка написана Пушкиным в Болдино. В её основе народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - одна из самых лиричных, гуманных, добрых пушкинских сказок. Основные мотив: добро и зло, противопоставление красоты внешней и красоты душевной. Как же начинается эта сказка?

В ту пору войну была

Царь с царицею простился,

В путь- дорогу снарядился

 И говорит ей:

Сделай мне своими руками вышитый платочек. Смотря на этот платок, я буду вспоминать тебя.

Ребята, а давайте мы поможем царице с платком. У всех на партах листочки, работаем на них. Если вы согласны с утверждением, то ставите “+”, а если нет, то «–»

  1. Нуль - натуральное число.
  2. Любое натуральное число записывается с помощью десяти цифр.
  3. В обыкновенных дробях над черточкой записывается числитель, а под черточкой - знаменатель.
  4. Любая правильная дробь больше любой неправильной дроби.
  5. Смешанным называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь.
  6. Чтобы вычесть дроби, надо от числителя отнять числитель, от знаменателя знаменатель.
  7. Дробная черта означает деление.
  8. Правильную дробь можно показать в виде смешанного числа.
  9. Любая неправильная дробь больше 1
  10. Любую неправильную дробь можно показать в виде смешанного числа

Вот какой красивый вышитый платочек у нас получился. А для проверки задания мы сейчас обменяемся тетрадями.

Ребята, а вы внимательно читаете сказки? Давайте мы это проверим. В сказках очень часто встречаются числа. Они остались у вас в памяти? Сейчас прочитаем отрывки из разных сказок А.С.Пушкина, которые вы уже знаете, а вы попробуйте вспомнить, какие числа пропущены.

* * *

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

Сват приехал, царь дал слово,

И приданое готово:

... торговых городов

Да ........ теремов.

* * *

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз лишь только рассвело,

Всех их ... вошло.

* * *

Сотворив обряд печальный,

Вот они во гроб хрустальный

Труп царевны молодой

Положили и толпой

Понесли в пустую гору,

И в полночную пору

Гроб её к ... столбам

Осторожно привинтили.

Молодцы, ребята. А теперь расскажите, как королевич Елисей спасает свою невесту? К кому он обращается с просьбой о помощи?

Как заканчивается сказка? Какие мысли и чувства вызывает у вас конец сказки?

А теперь давайте вспомним еще одну, очень хорошо вам известную сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно ... лет и ... года.

Правильно, дети. Они 33 года жили у синего моря, и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. А вы знаете, оказывается, в этом море плавало пять разных золотых рыбок. Какую же рыбку поймал старик?

Старик поймал самую лёгкую рыбку. Которая рыбка попалась в сети рыбака?

Почему старуха оказалась у разбитого корыта? Чему учит нас эта сказка?

Учащиеся отвечают на вопросы

Задача решается на доске

Учащиеся работают в группах.

Осуществляют взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Подведение итогов.

Рефлексия

Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества  деятельности учащихся на уроке.

Организовывает подведение итогов.

Ребята, сегодня вам на уроке понравилось?

Что особенно понравилось, а какую часть вы бы пропустили?

Какое у вас сейчас настроение?

Даёт оценку качества работы класса как коллектива, так и отдельных учащихся.

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, изучили на уроке, что узнали нового, какие умения и навыки приобрели и закрепили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика в сказках

Идеей интегрированного урока является развитие речи учащихся, привить любовь к математике через литературу. Занятие даёт возможность обобщить данную тему, проверить подготовку учащихся . Урок интересе...

Математика в сказках

Работа к научно-практической конференции...

Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".

Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-низкое,...

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ. Пьеса – сказка.

Цели : 1.Дать  возможность  детям  продемонстрировать свои  знания  и  умения по  математике. 2.Развивать  устную  связную  речь ,  память...

Авторская программа " Математика в сказках"

Авторская программа   дополнительного образования " Математика в сказках"...

Конспект урока по математике "Математика в сказках Пушкина"

Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...