Математика в сказках
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Интегрированный урок математики и литературы "Математика в сказках"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 195.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Математика в сказках»
Класс: 5
Цели урока:
- выработать вычислительные навыки действий с обыкновенными дробями и способствовать развитию интереса к художественной литературе;
- формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока:
образовательные:
- закрепить умение применять вычислительные навыки действий с обыкновенными дробями;
- познакомить детей со сказками А.С.Пушкина.
развивающие:
- развивать познавательный интерес и логическое мышление;
- развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
- развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
воспитательные:
- вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
- воспитывать у учащихся любознательность;
- воспитывать коммуникативную культуру общения.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование урока: рисунки, плакат, книга А.С.Пушкина «Сказки», портрет А.С.Пушкина, проектор, персональный компьютер учителя, интерактивная доска.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать: сказки А.С.Пушкина. Понимать: связь математики с другими науками, в частности, с литературой. Уметь: применять вычислительные навыки действий с обыкновенными дробями. | Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Высказывать своё предположение. Приемы саморегуляции. | Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Уметь работать с информацией Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. | Рефлексия собственной деятельности. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность. |
Примерная структура урока
Типовые этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Положительный настрой на урок. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Что за прелесть эти сказки, Если в них решать задачки. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. | Дорогие ученики, мы сегодня повторим тему «Простые дроби». И в этом нам помогут герои сказок нашего любимого писателя А.С.Пушкина. | Ученики вспоминают сказки А.С.Пушкина, главных персонажей. |
Определение темы, цели и задач урока. | Сказки Пушкина учат нас не только дружбе, согласию, но и через героев проверяют нашу смекалку, развивают логическое мышление, воспитывают умение доводить до конца начатую работу, Значит, главная цель: - Повторить обыкновенные дроби, действия с дробями и смешанными числами через сказки. | Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности. | |
Актуализация знаний учащихся | Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание» | Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело, Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя, Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Так сколько же было у царя Дадона В солдатах народа? В первом полку - 56 взводов, а во втором полку - 42 взвода. Если в каждом взводе по 10 человек, сколько народу служит в солдатах? Ребята, какая это сказка? (выслушивается ответ) Правильно, “Сказка о золотом петушке”. Каждая сказка нас чему - то учит, дает нам урок, на что-то намекает, от чего-то предостерегает. Какой урок дает нам эта сказка? Выслушиваются ответы учеников, сказка рассматривается до конца. В этом же царстве Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару Смотрит, арбуз, дыня и тыква вместе стоят 200 рублей. Дыня стоит 3/5 всех денег , тыква стоит 1/6 дыни. Поп купил самый дешевый товар. Так что же приобрел поп? Совместно с учениками вспоминается сказка. А какова же была заработная плата Балды? – Нет,- говорит Балда,- Теперь моя череда, Условия сам назначу, Задам тебе, вражёнок , задачу, Реши-ка пример.
Какова основная мысль этой сказки? А теперь давайте вспомним сказку «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Эта сказка написана Пушкиным в Болдино. В её основе народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - одна из самых лиричных, гуманных, добрых пушкинских сказок. Основные мотив: добро и зло, противопоставление красоты внешней и красоты душевной. Как же начинается эта сказка? В ту пору войну была Царь с царицею простился, В путь- дорогу снарядился И говорит ей: Сделай мне своими руками вышитый платочек. Смотря на этот платок, я буду вспоминать тебя. Ребята, а давайте мы поможем царице с платком. У всех на партах листочки, работаем на них. Если вы согласны с утверждением, то ставите “+”, а если нет, то «–»
Вот какой красивый вышитый платочек у нас получился. А для проверки задания мы сейчас обменяемся тетрадями. Ребята, а вы внимательно читаете сказки? Давайте мы это проверим. В сказках очень часто встречаются числа. Они остались у вас в памяти? Сейчас прочитаем отрывки из разных сказок А.С.Пушкина, которые вы уже знаете, а вы попробуйте вспомнить, какие числа пропущены. * * * Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела: Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, И приданое готово: ... торговых городов Да ........ теремов. * * * Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз лишь только рассвело, Всех их ... вошло. * * * Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили и толпой Понесли в пустую гору, И в полночную пору Гроб её к ... столбам Осторожно привинтили. Молодцы, ребята. А теперь расскажите, как королевич Елисей спасает свою невесту? К кому он обращается с просьбой о помощи? Как заканчивается сказка? Какие мысли и чувства вызывает у вас конец сказки? А теперь давайте вспомним еще одну, очень хорошо вам известную сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке» Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно ... лет и ... года. Правильно, дети. Они 33 года жили у синего моря, и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. А вы знаете, оказывается, в этом море плавало пять разных золотых рыбок. Какую же рыбку поймал старик? Старик поймал самую лёгкую рыбку. Которая рыбка попалась в сети рыбака? Почему старуха оказалась у разбитого корыта? Чему учит нас эта сказка? | Учащиеся отвечают на вопросы Задача решается на доске Учащиеся работают в группах. Осуществляют взаимопроверку Отвечают на вопросы |
Подведение итогов. Рефлексия | Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке. | Организовывает подведение итогов. Ребята, сегодня вам на уроке понравилось? Что особенно понравилось, а какую часть вы бы пропустили? Какое у вас сейчас настроение? Даёт оценку качества работы класса как коллектива, так и отдельных учащихся. | Рефлексируют, анализируют что вспомнили, изучили на уроке, что узнали нового, какие умения и навыки приобрели и закрепили. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика в сказках
Идеей интегрированного урока является развитие речи учащихся, привить любовь к математике через литературу. Занятие даёт возможность обобщить данную тему, проверить подготовку учащихся . Урок интересе...
Математика в сказках
Работа к научно-практической конференции...
Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".
Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-низкое,...
Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс
Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ. Пьеса – сказка.
Цели : 1.Дать возможность детям продемонстрировать свои знания и умения по математике. 2.Развивать устную связную речь , память...

Авторская программа " Математика в сказках"
Авторская программа дополнительного образования " Математика в сказках"...

Конспект урока по математике "Математика в сказках Пушкина"
Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...