РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс
элективный курс по литературе (5 класс)

Миронова Мария Дмитриевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.docx33.5 КБ
Файл titul_kursa_5_klass.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»

5 КЛАСС

  1. Пояснительная записка

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом  на должном уровне или без посторонней помощи.

Научить ребенка  пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности.

Приобщение ребенка к общению с книгой дает широкие возможности на формирование и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Выполнение Программы рассчитано на один год. Возможно последующее расширение  программного материала для новой возрастной группы с учетом обогащения читательского опыта.

Возраст воспитанников в группах соответствует возрасту учащихся средней школы.

Занятия поводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 40-45 минут.

  1. Цели и задачи программы

Главная цель:

  • формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности.

Основными задачами курса являются:

  • развитие эстетических способностей;
  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества;
  • создание на практике условий для развития читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства воспитанников;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Программа «Увлекательное чтение » составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности :  под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011)

Программа  соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта  школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

  1. Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание программы  «Увлекательное чтение» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Содержание занятий поможет  школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  1. Планируемые результаты освоения программы

 В результате освоения  программы формируются следующие умения:

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • развивать чувство ритма и координацию движения;
  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;
  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  • пополнять словарный запас;

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные  умения:

  • участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.;
  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях.

  1. Диагностика достижений

Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.

Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.

Можно выделить критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательского интереса  школьников:

  • умение работать с книгой;
  • начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
  • знание библиографических сведений.

Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:

  • соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
  • умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
  • умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
  • умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
  • умение находить в книге сведения об авторе;
  • различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
  • умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.

Начитанность  характеризуется,  следующими показателями:

  • знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
  • знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
  • умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям;
  • осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).

Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:

  • умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
  • умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
  • умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
  • умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
  • знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.

Характеристика уровней сформированности:

Критерии

Уровневые показатели

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

1. Умение работать с книгой

Знание элементов книги и умение ориентироваться в них;

быстрое умение находить в книге сведения об авторе;

различение шрифтов;

ориентация в группе книг от 2 до 4.

Знание элементов книг;

умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям;

ориентация в 2-3 книгах.

Нужная страница находится не сразу;

учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой.

Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно;

в группе книг он не ориентируется.

2. Начитанность

самостоятельная подготовка к выразительному чтению;

широкий читательский кругозор;

полное усвоение программы;

знание авторов и названий полюбившихся произведений;

умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям.

читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров;

программа усвоена частично;

выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений.

читательский кругозор недостаточно широк;

программа усвоена частично;

частичное запоминание авторов и произведений программы.

ограниченный читательский кругозор;

программа усвоена частично;

слабое знание авторов и произведений.

  1. Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

Ознакомление с курсом. Здравствуй, книга.

1

Книги, прочитанные летом.

1

Книги о Родине.

1

4.

Книги о родной природе

1

5.

Писатели детям. Обзор книг предлагаемых писателей.

1

6.

С. Михалков – детям. Демонстрация презентации.

1

7.

Ян «Никита и Микитка». Обсуждение прочитанной книги.

1

8.

А.П. Платонов. «Никита». Обсуждение прочитанной книги.

1

9.

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Домашнее чтение книги с последующим обсуждением.

1

10.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Домашнее чтение книги с последующим обсуждением прочитанного.

1

11.

Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством.

1

12.

Знания пословиц, поговорок,

1

13.

Сказки (волшебные, о животных, бытовые)

1

14.

По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений.

1

15.

Обсуждения прочитанных книг. «Р.В.С.», «Дальние страны», «Военная тайна» и др.

1

16.

Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.

1

17.

Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.

1

18.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов океании.

1

19.

Арабские сказки. Чтение сказки Али-Баба и сорок разбойников.

1

20.

Книги русских писателей-сказочников. Обзор их произведений.

1

21.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение.

1

22.

Н.Носов «Путешествие в Солнечный город». Презентация.

1

23.

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Слушаем актёрское чтение.

1

24.

Детские писатели. Знакомство с биографиями писателей.

1

25.

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Чтение рассказа с последующим обсуждением.

1

26.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Чтение рассказа с последующим обсуждением.

1

27.

М. Зощенко «Бабушкин подарок». Размышляем о прочитанном.

1

28.

Сказки зарубежных писателей. Знакомство с биографиями. Презентации.

1

29.

Х.К. Андерсен «Ромашка», «Русалочка»

1

30.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Размышляем о прочитанном.

1

31.

Книги-сборники стихотворений для детей.

1

32.

А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно.

1

33.

Дети — герои книг. В.О. Богомолов «Иван», «Зося». Читательская конференция.

1

34.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных.

1

всего

34



Предварительный просмотр:

АНО ОО ШКОЛА  «ИРИДА»

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности по литературе «Увлекательное чтение»

5 класс

на 2017-2018 учебный год

Программу составила Миронова М.Д.,

учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                ______________________________________

Москва

2017