Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Рабочая программа для 7 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе 

 

 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,

 примерной программы по литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

 

 авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией В.Я.Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ

 

 Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школы.

 

 федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_literatura.docx72.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №1 от          г

Руководитель  МО

________       Коблева Р.Х.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР ______Татлок М.Ш.

от                       г

  УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ « СШ №1»

_____________Шантыз С.М.

приказ № 1      от                   г  

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: литература

Класс: 7 «А»

Учитель, квалификация, педагогический стаж: Тхакумашева Сарет Шабановна,  учитель высшей квалификационной категории, стаж – 25 год

Учебный год: 2019-2020

Количество часов по учебному плану:  всего 68 часов в год;  в неделю 2 часа.

Рабочая программа по литературе 7  класса составлена  по авторской программе  В.Я.Коровиной..  

Учебник: Литература 7 класс. (В.Я.Коровина), Москва, «Просвещение», 2017 год.

Рабочую программу составила :                                                

                                                  (подпись и расшифровка подписи)

Населенный пункт: аул Тахтамукай

     

Аннотация к рабочей программе по литературе 7 класс

Рабочая программа для 7 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе  

 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,

 примерной программы по литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

 авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией В.Я.Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школы.

 федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

 

•        Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ «СШ № 1 имени Героя России В.Ч.Мезоха» (федеральному и региональному компоненту ОУ ), годовому учебному графику на 2019-2020 учебный год, основной образовательной программе МБОУ «СШ № 1 имени Героя России В.Ч.Мезоха».

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

          1.        Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС.

          2.        Содержание учебного предмета «Русский язык»

          3.       Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

                                                                         

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе классных сочинений  - 2 часа, домашних сочинений – 2 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение; гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; литературные традиции. (Начальные представления и развитие представлений и понятий).

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в пьесе, рисовать словами портрет персонажа, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения- от отдельного тропа до композиции- и целостно воспринимать позицию писателя;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актёров в пределах эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.

                         

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

п/п

Тема урока

Количество  часов

Введение.

1

Устное народное творчество

6

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы 18 века

2

Из русской литературы 19 века

27

Из русской литературы 20 века

24

Из зарубежной литературы.

7

Резерв.

1

Итого

70

Введение-1час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров  обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира  стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество-6 часов

Предания. Поэтическая автобиография народа Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник»

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство, собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственной: достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузней Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Дли внеклассного чтения).

Теория  литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость поел» виц и поговорок. Выражение в них духа народного язык»

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афорические жанры фольклора. (Пословицы, поговорки, развитие представлений).

Из древнерусской литературы-2 часа

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции  уважительного   отношения   к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века -2 часа

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величество государыни  Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важней чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления)

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни и  судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века-32 часа

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I из Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов! Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века-21 час

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писанию.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренний, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе;. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писате:ле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви-1ие понятия).

Дмитрий  Сергеевич  Лихачев.   «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы-6 часов

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

 Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы в образе главного героя.

Вн. чт. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Бескорыстное служение Родине.

  Предания как поэтическая автобиография народа.

Русские пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

 «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы Древней Руси.

М.В.Ломоносов Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.

Г.Р. Державин «Река времён» «На птичку» «Признание». Философские размышления о смысле жизни.

А. С. Пушкин «Полтава» (отрывок). «На берегу пустынных волн…» Образ Петра Великого.

А. С. Пушкин «Медный всадник». Прославление деяний Петра 1.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва.

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в   Чудовом монастыре. Образ летописца.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе.

А. С.  Пушкин «Станционный смотритель». Дуня и Минский.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»Картины быта 16 в и их значение для понимания идеи поэмы.

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И. Грозным.

Р/Р Подготовка к классному сочинению «Почему народ славит купца Калашникова?»

Р/Р Классное сочинение. «Почему народ славит купца Калашникова?»

Вн.чт. М. Ю. Лермонтов «Когда Волнуется  желтеющая нива» Размышления поэта о смысле существования.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия.

Подготовка к классному сочинению. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Р/Р Классное сочинение. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

И.С.Тургенев «Бирюк» Мастерство в изображении быта крестьян.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык» «Близнецы» «Два богача» О богатстве и красоте русского языка.

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Величие духа русских женщин.

Вн. чт. Н. А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» «Вчерашний день» Боль поэта за судьбу народа.

Вн. чтение. А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как…» Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

Л.Н.Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Анализ собственных поступков.

 Л. Н. Толстой «Детство». Духовный мир главного героя повести.

И. А .Бунин «Цифры» Сложность взаимоотношений взрослых и детей.

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

А.П.Чехов «Хамелеон» «Злоумышленник» Живая картина нравов.

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник».

Внеклассное чтение. Смех и слёзы в рассказах А. П. Чехова. «Размазня», «Тоска».

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы.

М.Горький «Детство» Изображение «свинцовых мерзостей жизни» Дед Каширин.

«Яркое, здоровое, творческое» в русской жизни.

«Яркое, здоровое, творческое» в русской жизни.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  «Бабушка Акулина Ивановна»

М.Горький «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

В.Маяковский «Необычайное приключение…»  Мысли автора о роли поэзии в жизни общества.

Внеклассное чтение. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Л. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие.

А. Платонов «Юшка» Внешняя и внутренняя красота человека.

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Б. Л. Пастернак  «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова…

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы.

Е.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Е. Носов «Живое пламя» Сила внутренней красоты человека.

Ю. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Стихи поэтов 20 века о Родине, о родной природе.

А. Т. Твардовский Философские проблемы в лирике.

Д.Лихачёв «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи.

М. М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов 20 века.

Р. Гамзатов «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда…» Размышления поэта об истоках жизни.

Р. Бёрнс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Д. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь…» как прославление подвига во имя свободы.

Японские хокку. Особенности жанра.

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Р. Брэдбери «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Резерв.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;
  • «4» - 70 – 89 %;
  • «3» - 50 – 69 %;
  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия тема;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактичес-кой информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко пред-ставлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко чи-тается, но простран-ство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использо-вано пространство, бед-ный  иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

 «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

График письменных работ по литературе в 7 классе.

п/п

Тема урока

дата

18.

Р/Р Классное сочинение. «Почему народ славит купца Калашникова?»

22.

Р/Р Классное сочинение. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

42.

Р/Р  Домашнее сочинение  «Бабушка Акулина Ивановна»

50.

Р/р Домашнее сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....