Технологическая карта урока литературы.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Кабычкина Ирина Евгеньевна

Технологическая карта урока литературы  в 5 классе по творчеству А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Разработка урока по русской литературе в 5 классе.

       Тема урока: «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

                    и «Спящей царевны» В. А. Жуковского».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний 

Вид урока: урок – исследование

        Цели урока: Выявление различий между сказками А. Пушкина и В. Жуковского; определение лучшей  

                             художественной обработки сказки; развитие навыков исследовательской деятельности.

       Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор 

№ п/п

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мобилизующий этап.

Приветствует класс, настраивает на урок.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пускай улыбнётся сегодня удача,

Совсем ведь несложная это задача.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите на изображение на экране. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.

-А что изображено ниже?

-Да, это известные сказки авторов – «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

- Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урок. О чём мы сегодня будем говорить?

- Сегодня мы с вами будем сопоставлять или сравнивать сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число на полях и тему урока – «Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского». Словарная работа

 - Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение? Давайте запишем новое определение в словарик. 

Литературоведческий  словарь дает определение:

 Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия. 

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

3.

Введение в тему.

Предлагает для рассмотрения проблемные вопросы.

- Итак, давайте рассмотрим вопросы, ответы на которые получим в ходе сегодняшнего урока.

  • Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
  • В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего?

Какая из сказок ближе к  народной?

Задумываются над проблемными вопросами.

4.

Актуализация знаний. Первичное закрепление.

Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом.

Слово учителя.

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе.  Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.  Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил  в Павловском и Царском Селе…

Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки  русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» 

 - Русские народные сказки…

Да, именно сказку, подобную народной, должен был написать каждый из великих поэтов. Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. 

Осуществляют (устно) разбивку на кластеры, называя отличительные черты народных сказок.

5.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

- А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.

1. Название.

- Посмотрите, пожалуйста, на названия обеих сказок. Для работы используем структуру Таймд пэа шэа. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок. 

У Жуковского -  «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина -  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть  общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей. 

2. Сюжет.

- Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Сюжеты из каких сказок брали В.А. Жуковский и А.С. Пушкин?

Ответы детей:

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал свое произведение на основе народных  сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник -  волшебные сказки Арины Родионовны.

- Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? У вас на столе в произвольном порядке лежат карточки. Составьте схему из предложенных карточек с понятиями. 

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

 Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка. 

- Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде»).

- Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.

- Итак, давайте вместе обсудим, какие же совпадения в сюжетной линии вы выявили. Суммируем сказанное. Посмотрите. Запишите те пункты, которых не хватает у вас в тетради.

Совпадения

1.    Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.

2.  Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

 3.  Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5.  Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

- Каковы же различия?

Различия в сюжете  сказок

- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

- У Пушкина от красавицы царевны избавляется  злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).

- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.

- Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)  - царевичу  Жуковского помогает  старик.

- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.

- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского -  веретено.

- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

-У Пушкина зло наказано - мачеха от  злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

В сказках разные места действия: у Жуковского -  дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

Задают вопросы для уточнения.

Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию.

В течение минуты обсуждают с соседом сходство и различие в названиях сказок. Развивают умение высказать своё мнение о прочитанном.

Отвечают об основе сюжетов сказок.

Раскладывают карточки в виде цепочки-связи.

Обдумывают самостоятельно ответ на вопрос и фиксируют его в тетради в течение трёх минут. Затем обсуждают свои записи в тетради с соседом в течение одной минуты. После обсуждения высказывают своё мнение вслух. Записывают в тетради недостающие пункты

6.

Физминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова  -это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к рукам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют физические упражнения.

7.

Этап реализации.

  1. Композиция

- Следующий аспект сравнения – композиция. Основные элементы композиции – завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку.

- Давайте сравним сказки по этому аспекту.

Для этой работы разделимся по вариантам. 1 вариант будет работать с текстом сказки В.А. Жуковского (откройте страницу 71), второй вариант – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)

Композиция сказок похожа:  в обеих, как в народных, в них есть зачин. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского.

Ответы детей.

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет. (стр. 71)

 У Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.(стр. 95) 

Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (стр. 71).

У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.(стр. 96)

Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули -  охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Кульминация: у Жуковского:

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.(стр. 80)

 У Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.(стр. 110)

Сказочная концовка - свадьба, пир.

 У Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало. (стр. 81)

 У Пушкина:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.(стр. 112)

  1. Форма произведения

- Что общего вы видите в форме произведений?

(Сказки написаны в стихотворной форме).

- Что различного?

(Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом).  

Работают по вариантам с текстом произведений, анализируя сходства-различия в композиции сказок.

Рассматривают устно форму произведений. Отвечают на вопросы учителя.

8.

Продукт деятельности. Закрепление изученного.

  Подводит учащихся к формулировке выводов практической деятельности, подведению итогов  работы.

-Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их  черты и особенности:

Первое мы видим - отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.

Что же роднит их с народной сказкой?

1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.

2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и  предметы - говорящие рак и зеркальце.

3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

 У Жуковского нет троекратных повторов.

5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно -  царевна спала 300 лет (3 века).

6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей)

8. Герои делятся на положительных и отрицательных.

   Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские  народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы.

    А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих    событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.

- Итак, вернёмся к нашим трём проблемным вопросам, которые были поставлены в начале нашего урока и дадим на них ответы (дети отвечают на вопросы).

Формулируют итоговые выводы о сходстве данных литературных сказок с народными.

Дают ответы на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока.

9.

Рефлексия.

Осуществляет контроль и коррекцию.

- Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке?

-  Итак, на сегодняшнем уроке вы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты, выяснили, какая из сказок ближе к народной.

Работают с листком оценивания.

10.

Домашнее задание (дифференцированного плана).

Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.

  1. Придумать свою небольшую сказку
  2. Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?» 

Записывают домашнее задание.

Литература.

  1. Методические рекомендации по литературе. 5 класс М.: Просвещение. 2016 г.
  2. Поурочное планирование по литературе под ред. В.Я. Коровиной М.: Просвещение. 2016 г.
  3.  Учебник «Литература» 5 класс в  двух частях В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина М.: Просвещение. 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...