Рабочая программа по литературе. 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Малыгина Татьяна Викторовна

Рабочая программа по литературе. 8 класс (по ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl2018_rabochaya_progr._literat._kurdyumova.docx427.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от  07.06.2003 г.  № 03-1263);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующие образовательные программы общего образования».

     Данная программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования второго поколения учебного предмета «Литература», в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом образовательного учреждения, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. №278, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 №889.

   Адресат

Программа предназначена для использования в учебном процессе средней общеобразовательной школы  учащихся 8 класса.

   Объём и сроки обучения

Программа по литературе рассчитана на 70 часов, изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения. Программа составлена из расчета 2 урока в неделю (всего 68 часов) на изучение литературы в обычном классе, где обучаются школьники разного уровня подготовки. Теоретическая часть программы – 58 часов; практическая часть – 12 часов.

  Роль и место дисциплины

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Его особое место обусловлено тем, что литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Общение школьников с произведениями русских и зарубежных писателей -  необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Приобщение к общечеловеческим ценностям, духовному опыту народа расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России и Зарубежья. Изучение данного курса тесно связано с учебными предметами «Русский язык», «История России».

   Особенности программного материала

 Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Её специфика обусловлена возрастными и психологическими особенностями учащихся, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.

Предлагаемая программа построена на основе УМК под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, рекомендованного  Департаментом общего среднего образования МО РФ и реализованная в учебнике-хрестоматии «Литература. 8 класс» под ред.  Т. Ф. Курдюмовой.

   Большое значение придается внеклассному чтению, расширяющему читательский горизонт учащихся и активизирующему их интерес к  книгам.

Некоторые  разделы программы завершаются итоговой письменной работой, целью которой является развитие творческих и речевых способностей учащихся, целостное осмысление произведения на новом уровне, формирование умения интерпретации художественного текста.

Программу отличает от других прежде всего выбор произведений для изучения и самостоятельного чтения. Основу программы составляют не изучавшиеся ранее или не изучающиеся давно произведения русской и зарубежной литературы.

      Основу  курса литературы 8 класса составляют произведения  отечественной литературы, так как это есть освоение богатств родного языка и овладение культурой родной речи, приобщение  к национальной культуре.

В ФГОС II поколения по литературе предусмотрено введение этнокультурного содержания в программу по русской литературе. В Примерной программе эта задача обозначена более полно: «развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждает, что в системе фундаментальных понятий одним из важнейших является национальное самосознание (идентичность) – «разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу», основу которого составляют «базовые национальные ценности и общая историческая судьба». В целях решения  задачи воспитания национального самосознания, патриотизма на уроках при изучении основных тем программы ученики знакомятся с произведениями поэтов и писателей Бурятии.

Так, к уроку по теме « Народные исторические песни» группа учеников получает задание подготовить презентацию «Исторические народные бурятские песни». В план урока «А.К. Толстой «Князь Серебряный» включено обзорное  знакомство с произведением Эрдени Галшиева «Зерцало мудрости», одной из главных идей которого является идея человека, наделённого разумом, житейской  мудростью, добродетелями. К уроку по теме «Б.П.Васильев.«Утоли мои печали…» ученики готовят проект «Музыкально-поэтическое произведение «Гимн Республики Бурятия», которое создано на основе песни – гимна о родной земле Дамбы Жалсараева. Изучая тему Великой Отечественной войны в лирике 20 века: «Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны(А.А.Ахматова, К.М.Симонов, А. Т. Твардовский, Ю. В. Друнина, М.В. Исаковский)» учащиеся обзорно  знакомятся  с поэзией поэтов – фронтовиков из Бурятии Константина Брянского, Данри Хилтухина, Алексея Уланова, Хоца Намсараева и др. и с их представлением образа рядового великой войны. После знакомства с героями А. Дюма «Три мушкетера» уместно будет знакомство с активным борцом против зла, жадности, тупости людей героем одноименного произведения  Цырена Шагжина  Будамшу. Урок по теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В.Я.Брюсов. «Тени прошлого», Н.С.Гумилев «14 декабря» включит в себя обзорное знакомство со своеобразием бурятской лирики. Заключительный урок – обобщение «Подведение итогов за год. Художественная литература.  Её особенности и значение» требует включения разговора об особенностях и значении бурятской литературы.

Произведения зарубежной литературы не выделены в особый раздел, а   объединены под  едиными рубриками. Такое объединение открывает большие возможности для их сравнения, сопоставления тем, сюжетов, персонажей, помогают увидеть общность их гуманистического пафоса.

Наряду с начальными историко-литературными сведениями  в программу включены и теоретико-литературные понятия, которые являются средством разбора произведения.

Действуют жанровый и проблемно – тематический принципы расположения и объединения произведений. Жанровый принцип помогает обратить  внимание учащихся на своеобразие литературной формы, на особенности изображения героев в этих произведениях. Проблемно – тематический вычленяет общую тему, единый пафос произведений, таким образом, концентрирует внимание школьников на явлениях окружающей жизни  и внутреннем мире человека. Единство изучаемых тем обеспечивается стержневым теоретическим понятием «художественное пространство и время», с которым учащиеся познакомятся в самой простой форме: отличие романного времени от реального. В 5-7 классах учащиеся начали знакомство с особенностями художественной литературы: ее отличиями от литературы научной, структурными элементами художественного произведения (герой, сюжет), с его языком.         Сведения о художественном пространстве и времени дадут возможность лучше осознать положение героя в разных жизненных ситуациях, в реальном и фантастическом мире, в минувшем и в текущем для писателя времени и тем самым глубже воспринять произведение.

Учащимся известно понятие «литературный герой». В 8 классе в их поле зрения войдут не только поступки героя и его взаимоотношения с другими персонажами, но и взгляды, становление личности, его характер.

Внимание учащихся привлекается к родо-жанровым особенностям литературы: в разных родах и жанрах пространство и время, герои и их взаимоотношения, чувства и мысли автора изображается по-разному. Это является подготовкой учащихся к знакомству в 8 классе с понятиями «условность искусства», «художественный образ».

Итак, курс 8 класса представляет собой определенное звено в литературном образовании учащихся, преемственно связанное с предшествующими и последующими звеньями.

В учебнике – хрестоматии широко представлены разноуровневые вопросы и задания к изучаемым произведения. Необходимость в дифференциации заданий по сложности подсказана самой жизнью, так как в обычных смешанных классах, которых у нас большинство, собраны дети разного уровня развития и разных способностей

   Целевая установка

   В соответствии с вышесказанным целью программы является обеспечение учебного процесса по учебнику литературы для  8 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение межпредметными понятиями и ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение учебно-познавательной и информационной компетенций:

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

-грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, данная программа предназначена для реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов,  которые определяют задачи обучения:

  1. изучение литературного произведения, его художественной специфики и на этой основе приобщение учащихся к духовным богатствам отечественной и зарубежной литературы;
  2. развитие воображения, памяти, ассоциативного и образного мышления, речи, творческих потенций учащихся;
  3. расширение опыта переживаний и формирование эмоциональной интеллектуальной культуры личности;
  4. подготовка квалифицированного, эстетически развитого читателя и духовно богатой, полноценной личности.

      Таким образом, главными задачами изучения литературы в 8 классе является расширение  читательского кругозора учащихся, знакомство с наиболее значительными для их возраста произведениями, подведение их к определенному уровню начитанности, развитие  читательской самостоятельности детей, что способствует формированию полноценной личности.

 

 Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, читательских конференций, экскурсий, посещение и самостоятельную подготовку учащимися спектаклей, уроков по развитию речи.

Формы организации учебного процесса предполагают уровневую дифференциацию, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

   Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых

   При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, когда дети могут выбирать уровень сложности и вид задания, роль и характер участия в групповой работе, участвовать в исследовательской  и проектной видах деятельности.

   Структура программы

   В соответствии с центральной теоретической проблемой курса художественные произведения объединены в несколько разделов:

- Фольклор(2ч.)

- Литература эпохи Возрождения(3ч.)  

- Древнерусская литература (4ч.)

- Литература эпохи Просвещения(3ч.)

-  Литература XVIII века(3ч.)

-  Литература XIX века(36ч.)

-  Литература XX века(18ч.)

Итоговый контроль

   Оценка достижений требований предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью устного сообщения, доклада, зачёта, сочинения, тестирования ( с заданиями альтернативного типа, с заданиями на множественный выбор, на перегруппировку. на распознавание и т.п.)

   Предполагаемый результат – умение применять на практике понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения, понятия о родах и жанрах литературы; развитие умения читательской и литературно-творческой деятельности; развитие речеведческих, коммуникативных и культуроведческих компетенций.

                                       Учебно – тематический план

по литературе

8 класс

        №

пп

Наименование разделов

и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

к/р

р/р

п/р

планир.

ффактич...

1

Вводный урок. Литература и время.

Х. К. Андерсен. Сказка «Калоши счастья».

1

Фольклор(2ч.)

2

Народная историческая песня. «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе».

1

3

Народный театр «Как француз Москву брал». Особенности пьесы.

1

Литература эпохи Возрождения(3ч.)

4

 М.Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». «Вечный образ»  в произведении литературы. Личность и творчество Сервантеса.

1

5

М.Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Анализ глав.

1

6

М.Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

 Душевное величие и наивная простота героя романа

1

Древнерусская литература (4ч.)

7

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи.

«Повесть временных лет». События в повести. Смерть Олега.

1

8

Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем». События истории Древней Руси.

1

9

Житие. Сказание о житии Александра Невского.

1

10

Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергей Радонежский».

1

Литература эпохи Просвещения(3ч.)

11

Ж.Б.Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве». Действия 1-2: Журден и его наставники.

1

12

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Действия 3-4: Журден и его наставники. Фиаско господина Журдена.

1

13

Вн/чт. «Мещанин во дворянстве». Чтение по ролям избранных сцен из комедии.

1

Литература XVIII века(3ч.).

14

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.

Комедия «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности.

1

15

Д.И.Фонвизин.  Комедия «Недоросль». Образование и воспитание в комедии.

1

16

Р/ Р. Сочинение-миниатюра по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

1

Литература XIX века(36ч.)

17

 Былины и их герои в произведениях XIX века.

А.К.Толстой. Слово о писателе. «Илья Муромец»

1

18

А.К.Толстой.  «Илья Муромец». Смысл «поучения» в былине.

1

19

Г.У.Лонгфелло. Слово о писателе.  «Песнь о Гайавате»

Пафос произведения.

1

20

Г.У.Лонгфелло. Песнь о Гайавате»

Герой и его оценка.

1

21

Исторический роман.

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». История создания романа.

1

22

Басня как литературный жанр.

И. А. Крылов Слово о баснописце. «Волк на псарне».

1

23

И.А.Крылов. Отражение народной мудрости в басне «Квартет», «Свинья под дубом».

1

А.С. Пушкин (10ч.)

24

А.С.Пушкин. Сведения о жизни Баллада «Песнь о вещем Олеге».

1

25

А.С. Пушкин. «Полтава». Построение, жанровое своеобразие поэмы и ее герои.

1

26

А.С.Пушкин. «Полтава». Полтавский бой. Метафора (понятие), ее роль в поэме.

1

27

А.С.Пушкин. «Борис Годунов» Чтение, текстуальный анализ.

1

28

А.С.Пушкин – наш вечный спутник. Творческая история повести «Капитанская дочка». Композиция , жанр.

1

29

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Гринёв в Белогорской крепости. “Русское семейство Мироновых”.

1

30

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика.

1

31

А. С. Пушкин. “Капитанская дочка. Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

1

32

А. С. Пушкин “Капитанская дочка”.

 Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева

1

33

Р/Р. Сочинение по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

1

1

М.Ю. Лермонтов (4ч.)

34

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича……» Время Ивана Грозного. Род и жанр произведения. Историческая основа.

1

35

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича»

Конфликт и проблемы произведения. Быт и нравы XVI

века. Царь и Кирибеевич.

1

36

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»Нравственный идеал автора. Сравнительная характеристика купца Калашникова и Кирибеевича.

1

37

М..Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» «Песня…» и устное народное творчество. Художественные особенности.

1

Н.В.Гоголь (5ч.)

38

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». «Это было трудное, бренное время». Гоголь-историк. Нравы и обычаи казаков. Образ  украинской степи.

1

39

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». «Так вот она, Сечь!.. Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» Нравы и обычаи Запорожской Сечи.  

1

40

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». «А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых». Остап и Андрий. Прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Характер литературного героя (начальное понятие).                                                                

1

41

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба». Тарас Бульба – наказной атаман. «…нет из нас никого, равного ему в доблести». Характер литературного героя (начальное понятие).

1

42

Р/Р. Сочинение по повести  «Тарас Бульба».

1

1

Мотивы былого в лирике поэтов  XIX века(2ч.)

43

Мотивы былого в лирике поэтов  XIX века. В.А.Жуковский «Воспоминание»,А.С.Пушкин «Стансы», «Анчар», Д.В.Давыдов «Бородинское поле».

1

44

Мотивы былого в лирике поэтов  XIX века.  И.И.Козлов «Вечерний звон»,Ф.И.Глинка «Москва», А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе»

1

А.К.Толстой(4ч.)

45

А.К. Толстой. Слово о писателе. Баллада «Василий Шибанов». Образ главного героя.

1

46

А.К. Толстой.«Князь Серебряный»

История создания произведения.

1

47

А.К. Толстой. «Князь Серебряный». Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.

1

48

Вн/чт.А. Дюма «Три мушкетера».

Авантюрно-исторический роман и его роль в художественной литературе.

1

Л.Н.Толстой(4ч.)

49

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

1

50

Л. Н. Толстой. “После бала”. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.

1

51

Л. Н. Толстой. “После бала”. Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.

1

52

Р /Р  Сочинение по рассказу “После бала.

1

1

Литература XX века(16ч.)

53

Былины и их герои в поэзии XX века. И.А.Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». Сопоставительный анализ стихотворений.

1

54

Былины и их герои в поэзии XX века. К.Д.Бальмонт «Живая вода».

Е.М.Винокуров «Богатырь». Сопоставительный анализ стихотворений.

1

55

Ю.Н.Тынянов. Слово о писателе.  «Восковая персона». Тема истории в рассказе.

1

56

Вн /чт. Ю.Н.Тынянов. «Подпоручик Киже».

1

57

М. Алданов.  Слово о писателе  «Чертов мост». Тема подвигов русской армии.

1

58

М. Алданов.  «Чертов мост». Суворов и его подвиг.

1

59

 Б.П.Васильев.  Слово о писателе  «Утоли мои печали…». Трагические события истории на страницах произведения.

1

60

 Б.П.Васильев «Утоли мои печали…». Связь исторических ошибок и их изображение.

1

61-62

Великая Отечественная война в лирике 20 века. Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

2

63

Л.М.Леонов.  Слово о писателе. «Золотая карета» как пьеса-притча о судьбе послевоенных поколений.

1

64

Л.М.Леонов. «Золотая карета». Конфликт пьесы.

1

65

Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В.Я.Брюсов. «Тени прошлого», Н.С.Гумилев «14 декабря»

1

66

Мотивы былого в лирике поэтов XX века. М.И.Цветаева «Домики старой Москвы», Е.А.Евтушенко «Когда звонят колокола».

1

67

 Подведение итогов за год.

1

68

К/Р. Тест по курсу литературы 8 класса.

1

Итого:

68

1

4

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

В основу курса литературы  легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, краеведческий принцип, валеологический принцип. А также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей юношеского возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

по литературе за курс 8 класса

 В результате прохождения программного материала учащиеся должны  овладеть следующими умениями и навыками:

•знать

- образную природу словесного искусства,

- основные литературоведческие понятия, такие как роды и виды  литературы, тема, идея, проблема произведения, проблема художественного пространства и времени;

    •уметь

- выразительно читать, составлять план и тезисы прочитанного, владеть различными видами пересказа, выделять смысловые части текста, сопоставлять героев;

-  самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию;

-  строить рассуждения на нравственно-этические темы;

-  выбирать жанр сочинения, формулировать идею сочинения, составлять план.

   Таким образом, предметные результаты учащихся должны состоять в следующем:

      - в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений,  осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать, создавать устные монологические  высказывания, умение вести диалог; умение писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

      - в познавательной сфере: понимание связи литературного произведения с эпохой их написания; умение  определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных жанров и родов; владение элементарной литературоведческой терминологией;

      - в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

                                          Учебно – методическое обеспечение

        

Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.

Литература для учащихся

Учебно-методическое обеспечение включает:

- учебники: 

  1. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2017.
  2. Шамчикова В.М. Над книгой после уроков. 8 класс: Хрестоматия для самостоятельного чтения.- М.: Мнемозина, 2009.

- дидактические материалы:        

  1. Большая школьная энциклопедия. М.: Олма-Пресс,2000

2.  Кони А.Ф.Воспоминания о писателях. – М.: Просвещение, 1965

  1. Мещерякова М. Дидактические материалы для 8 класса. Читаем. Думаем. Спорим. – М.: Экзамен, 2008.
  2. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Экзамен,  2000.
  3. Петров С.М. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество, - М.: Просвещение, 1968.
  4. Шмаринов Д. Годы жизни и работы. – М.: Просвещение, 1989.

- материалы для контроля:

1. Жердева Л.А.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по литературе. 8      класс. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2009.

Литература для учителя

- учебники: 

  1. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2017.
  2. Шамчикова В.М. Над книгой после уроков. 8 класс: Хрестоматия для самостоятельного чтения.- М.: Мнемозина, 2009.

- методические материалы:

  1. Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. М.: Просвещение, 1976.
  2. Т.Ф. Курдюмова,  Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина, С.А.Леонов. Уроки литературы в 8 классе. М.: Дрофа, 2014
  3. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). - М.: Просвещение, 1978.
  4. Литература в школе. Методический журнал для учителя.
  5. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»,1993. №27-28
  6. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии для 8 класса: Литература. Пособие для учителя/ Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014
  7.  Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1995.-

- дидактические материалы:

1. Мещерякова М. Дидактические материалы для 8 класса. Читаем. Думаем. Спорим. – М.: Экзамен, 2008.

2.  Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.  - М.:  Экзамен,  2000.

- материалы для контроля:        

1. Жердева Л.А.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по литературе. 8      класс. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2009.

Интернет – ресурсы

            1.   Информационные источники Интернета:

http:// eor edu ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http //ww /ict.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

2.  Образовательные сайты:

     www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

     www.fipi.ru – ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.

     http://www.schooi.edu.ru/ Российский образовательный портал.

     http://www.philology.ru./default.htm/ Российский филологический портал

     http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов

Список литературы,

использованный при разработке программы 

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -  М.: Просвещение, 2011.
  2.  Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2017.  
  3. Методическое пособие  к учебнику-хрестоматии для 8 класса: Литература. Пособие для учителя/ Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016.  
  4.  Мещерякова М. Дидактические материалы для 8 класса. Читаем. Думаем. Спорим. – М.: Экзамен, 2010
  5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы:  – М.: Просвещение, 2010.

Развитие речи и контроль знаний

Тема (раздел) программы

Темы сочинений

Кол-во

часов

1

Сочинение - миниатюра

по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  1. Какие афоризмы Стародума представляются вам интересными и важными сегодня?
  2. Каким я увидел (а)  Митрофана.
  3. Каким я увидел (а) госпожу Простакову.

 

1

2

 Сочинение

по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

  1. Роман о веке «минувшем».
  2. Белогорская крепость в жизни Гринева.
  3. «Старинные люди» и Маша Миронова.
  4. Пушкинский Пугачев.

1

3

Сочинение

 по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба».

  1. Тарас Бульба в семье и боях.
  2. Тарас Бульба - предводитель и  

    товарищ запорожцев.

  1. Сыновья Тараса Бульбы.

1

4

Сочинение

по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

  1. Полковник на балу и после бала».
  2. Утро, изменившее жизнь»

1

5

Тест по курсу литературы 8 класса.

1

Контрольно- измерительные материалы

Приложение 1

Контрольная работа (тест)

по русскому фольклору и древнерусской литературе.

       

  1. Какое словосочетание не является названием группы бытовых песен?

        1. календарные песни; 2. шуточные песни; 3. хороводные и плясовые  песни; 4. игровые песни

  1. Какую группу календарных песен в разных областях называют по-разному?

        1.коляды; 2. веснянки

  1. Как называется группа медленных, протяжных песен –раздумий, песен-сетований?

        1. лирические; 2. трудовые; 3. обрядовые; 4. исторические

  1.  Какие из перечисленных песен не входят в группу лирических?

        1. любовные; 2. семейные; 3. шуточные; 4. причитания-плачи

  1.  Какая группа песен предназначена для свадеб, проводов в армию, похорон и т.п.?

        1. лирические; 2. бытовые; 3. частушки; 4. обрядовые

  1.  Какие песни обычно рассказывают о горькой участи вдов и сирот?

        1. бытовые; 2. семейные; 3.  плачи-причитания

  1.  Небольшие лирические песни в форме 4-х строчных рифмованных куплетов – это  

        1. частушки; 2. заклички; 3. веснянки; 4. речёвки

  1.  Группа песен о действительно живших известных людях и исторических событиях - это  

        1. бытовые песни; 2. трудовые песни; 3. исторические песни; 4. любовные песни

  1.  Соотнесите цитаты из народных песен с их жанрами  

        1. «Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла…»     А) лирическая

        2. «Вдоль по улице метелица метет;

              За метелицей мой миленький идет.»                              Б) хороводная

        3. «Ух, дубинушка, ухнем!

        Эх, зелёная, сама пойдет…»                                             В) историческая

        4. «Как во темнице, во тюремнице

       Сидел добрый молодец,

       Добрый молодец Емельян Пугачёв.»                               Г) бытовая(трудовая)

  1.  Какое чувство не передают исторические песни о Пугачёве?

        1. уважение; 2. жалость; 3. сострадание; 4. осуждение

  1. О временах какого русского царя рассказывает предание «О покорении Сибири Ермаком»?

        1. Иван Грозный; 2. Пётр 1; 3. Иван III; 4. Пётр III

  1. Кто нашёл нужного царю Ермака?

        1. бояре; 2. дворяне; 3. купцы; 4. мужик-слуга

  1. Где нашли атамана Ермака Тимофеевича  по поручению царя?

        1. на Дону; 2. на Урале; 3. в Тоболе; 4. на Иртыше

  1.  С каким ханом бился Ермак в Сибири?  

        1. Батыем; 2. Узбеком; 3. Кучумом; 4. Селимом

  1.  Каких действий не совершали Ермак и его дружина?

        1. победили ханское войско;      2. убили злого и жадного хана;

        3. привели сибирские племена под власть русского царя;     4. вернулись в Москву

16. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он:

а) в этот день родился;

б) принял постриг в монастыре;

в) скончался.

17. Какое имя носил Сергий до пострига?

а) Варфоломей;

б) Еремей;

в) Птолемей.

18. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название:

а) Александро-Невская лавра;

б) Киево-Печерская лавра;

в) Троице-Сергиева лавра.

19. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, предрёк ему победу и подарил:

а) икону;

б) крест;

в) просфору (пресный белый хлебец).

20. В “похвалу” Сергию Андрей Рублёв написал знаменитую икону, которая много лет находилась над могилой великого старца:

а) «Благовещение»;

б) «Вознесение»;

в) «Троица».

21. Сохранилось только вышитое изображение Сергия Радонежского. Многие художники пытаются изобразить его в разном возрасте. Кто является автором картины «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890)?

а) Михаил Врубель;

б) Михаил Нестеров;

в) Николай Рерих.

Приложение 2

Тест “Песня про купца Калашникова…”

1. В каком веке происходят события в поэме “Песня про купца Калашникова…”

А) XV в.
Б) XVI в.
В) XVII в.
Г) XVIII в
.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

А) Стольники
Б) Сплетники
В) Сводники
Г) Сокольники

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

(А) Сосватать его. 
(Б) Дать должность при дворе. 
(В) Отпустить в монастырь. 
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.,

4. Как звали старую работницу в семье?

(А) Елисеевна.
(Б) Еремеевна.
(В) Егоровна.
(Г) Евстигнеевна.

5. Где в Москве происходили кулачные бои?

(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(В) На Москве-реке.
(Г) В Александровском саду.

6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

(А) Владимирская.
(Б) Киевская. 
(В) Суздальская.
(Г) Тульская.

7.Что такое аргамак?

(А) Конь.
(Б) Оружие.
(В) Одежда. 
(Г) Напиток.

8. Какого цвета традиционно была одежда палача?

(А) Белого. 
(Б) Черного.
(В) Красного.
 
) Голубого.

9. Где происходят события в первой части поэмы

(А) В Зимнем дворце/" 
(Б) В Кремле. 
(В) В Коломенском. 
(Г) В Белом доме.

10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

(Б) С ЯХОНТОМ. 
(В) С бирюзой.
(Г) С жемчугом.

11. Какой особый знак принадлежал опричникам?

(А) Метла и собачья голова. 
(Б) Черная лента через плечо. 
(В) Ястреб на левом плече. 
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.

12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

(А) Царского суда. 
(Б) Немилости мужа. 
(В) Людской молвы. 
(Г) Лютой смерти.

13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)?

(А) 100 метров. 
(Б) 20 метров. 
(В)300 метров. 
(Г) 50 метров.

Приложение 3

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1. А.С.Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвящённое.

А) Восстание Пугачёва                                      а) «Полтава»

Б) Походы князей Киевской Руси                     б) «Борис Годунов»

В) Война со шведами                                          в) «Капитанская дочка»

Г) Смутное время, Лжедмитрий                        г) «Песнь о вещем Олеге»

2. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I?

А) «Стансы»

Б) «Капитанская дочка»

В) «Медный всадник»

Г) «Полтава»

3. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин?

А) Дельвига

Б) Данзаса

В) Кюхельбекера

Г) Пущина

4. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.пушкина?

А) повесть

Б) песнь

В) ода

Г) рассказ

5. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»?

А) поэма

Б) роман в стихах

В) повесть

Г) рассказ

6. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

А) к теме любви

Б) к теме поэта и поэзии

В) к теме свободы

Г) к теме дружбы

7. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое исследование, посвящённое Пугачёву, писал А.С.Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________

9. Объясните смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как называется крепость, в которой происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________

11. Укажите название главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________

12. Укажите фамилию коменданта крепости, в которой служил главный герой повести «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________

13. Укажите имя царя, которое присвоил себе Емельян Пугачёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». _________________________________________________________________

14. Укажите фамилию офицера, героя повести А.С.Пушкина «капитанская дочка», который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________

15. Каково отношение автора к теме «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

А) Monsieur I, Abbe

Б) Дефорж

В) Бопре

Г) Вральман

17. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?

А) Пугачёв

Б) Швабрин

В) Зурин

Г) Миронов

18. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп?

А) Савельичу

Б) Зурину

В) Пугачёву

Г) Миронову

19. В повести А.С.Пушкина «капитанская дочка» рассказ о жизни Петруши Гринёва в родительском доме является:

А) экспозицией

Б) кульминацией

В) завязкой

Г) эпилогом

20. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва

А) завязкой

Б) кульминацией

В) экспозицией

Г) развязкой

21. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А) антитезы

Б) сопоставления

В) взаимодополнения

22. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)

Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике

В) сцена на военном совете

23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ.

Приложение 4

Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

                           1 вариант

1. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?

А) нелепые причёски      В) кружевные рубашки

Б) длинные свитки          Г) сумки с книжками

2. Чем Андрий и Остап «стали заметными между другими молодыми» в Запорожской Сечи?»

А) умением выпивать, не пьянея      В) удалью и удачливостью

Б) умением играть в карты                Г) юмором

3. «Теперь все уже хотели в поход, и старые и молодые…отомстить за всё зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов…» Против кого отправились воевать казаки?

А) поляков            Б) турков      В) русских       Г) кого встретят

4. О чём попросила панночка Андрия?

А) оружия                          В) хлеба

Б) признания в любви       Д) мира

5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?

А) «…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

Б) «Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение видел он в битве».

В) « …Она была жалка, как всякая женщина того удалого века… Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…»

6. Дополните фразу.

А) «Неразумная голова,- говорил ему Тарас.- Терпи, козак,-……. будешь!»

Б) «Нет уз святее ………..!»

7. Какова судьба Тараса Бульбы?

А) был казнён           В) возглавил Запорожскую Сечь

Б) ушёл за Днестр    Г) попал в плен

8. Кому принадлежат следующие слова?

А) «Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог….Нет, так любить никто не может!»

Б) «Кто сказал, что моя отчизна Украина?... Отчизна есть то, чего ищет душа наша…»

9. Объясните значение данных слов и выражений.

А) бурса                 В) «берите в зубы люльки»

Б) басурман          

Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

                                                      2 вариант

1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?

А) из Киева              В) из Москвы

Б) из Харькова         Г) из Варшавы

2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?

А) воровство          В) обман в картах        Д) убийство

Б) пьянство             Г) неотданный долг     Е) неподчинение  старшему

3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».

А) жизнь в Сечи     В) учёба в бурсе

Б) осада Дубны

4. Что взял с собой в Дубну Андрий?

А) оружие                В) пленных

Б) хлеб                      Г) секретные карты

5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?

А) « Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».

Б) « О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»

6. Дополните фразу.

А) «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»

Б) «Бывали и в других землях …, но таких, как в Русской земле, не было таких ……»

7. Какова судьба Тараса Бульбы?

А) был казнён           В) возглавил Запорожскую Сечь

Б) ушёл за Днестр    Г) попал в плен

8. Кому принадлежат следующие слова?

А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».

Б) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведётся так умирать!..»

9. Объясните значение данных слов и выражений.

А) бандура                           В) курень

Б) «чубатая голова»

Приложение 5

Тест    Л. Н. Толстой «После бала»

1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательное авторское изложение событий.

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;

б) возмущение;

в) восторг;

г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза;

б) подбор эпитетов;

в) прямая авторская оценка;

г) цветопись;

д) звукопись;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) автор показывает двуличие героя;

б) на балу надел «маску» добропорядочности;

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.

7. Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

10. Отметить импонирующее вам утверждение:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;

б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;

в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.

Приложение 6

Годовая контрольная работа

по литературе 8 класс

Тест по курсу литературы

1. Действующее лицо в художественном произведении называется:

  1. образом,
  2. персонажем;
  3. типом.

2. Композиция – это:

  1. последовательность событий и действий;
  2. движение произведения от завязки к развязке;
  3. последовательность частей и элементов произведения.

3. Завязка – это:

  1. момент возникновения или обнаружения конфликта;
  2. начало произведения;
  3. первое появление главного героя.

4. Сюжет – это:

  1. основное содержание произведения;
  2. последовательность событий и действий;
  3. последовательность всех элементов произведения.

5. В основе сюжетного действия  лежит:

  1. композиция;
  2. конфликт;
  3. кульминация.

II. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений:

название произведения

автор

Капитанская дочка

Николай Гоголь

Песня про купца Калашникова

Александр Пушкин

После бала

Алексей Толстой

Тарас Бульба

Лев Толстой

Василий Шибанов

Михаил Лермонтов

III. Дайте определение жанра летопись

Подчеркните из приведённого списка изученной художественной литературы  произведение относящееся к данному жанру.

«Правеж»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«После бала»

«Подпоручик Киже»

 «Смерть Олега от коня своего»

«Василий Шибанов»

IV.Найдите и подчеркните в стихотворении Сергея Есенина олицетворение. Дайте определение этого изобразительно – выразительного средства.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Определите какие изобразительно – выразительные средства подчёркнуты в строфах стихотворения Алексея Суркова  Дайте определение одного из  этих  изобразительно– выразительных  средств?

«Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

VI. Соотнесите строчки из произведений и термины, означающие средства выразительности, использованные в этих строчках автором

пример из текста

художественное средство

Море огромное, лениво вздыхающее   у берега, уснуло...

Деревня, будто большим пуховым одеялом была укрыта туманом.

Гипербола,

Маки  ослепили  своей озорной,  обжигающей яростью

Метафора.

В сто сорок солнц закат пылал..

Олицетворение

...Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился...

Сравнение

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют, лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза.

Эпитет

Горит восток зарёю новой

Антитеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....