Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Рабочая программа по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rp_5_liter.docx646.9 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\2019-12-02 титулка1\титулка1 001.jpg

Планируемые результаты освоения учебного курса

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания

и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героеводного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЯТЫЙ (5) КЛАСС

Название раздела

Пояснение содержания

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

(1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(10ч)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

2 ч

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках

героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных  противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр

фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(2ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древ-

нерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

(2ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма.

Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(41ч)

Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта

(детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные

жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного

чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для вне-

классного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского

сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.)

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).

Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни

крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы

«Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни

в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная

движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет

(начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и

начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Речевая характеристика персонажей (начальные представления).

Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот

летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория  литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(29ч)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(29ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. СказкиС. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления).

Пьеса-сказка

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.   восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного про-

изведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги

в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про-

изведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Про-

кофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(12ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций

предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.__ образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир

интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность,  смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Итоговая аттестация

(2ч)

Итоговая аттестация проходит в одной из выбранных форм учителя: творческая работа/тест/проект

Заключительный урок

(2ч)

«Путешествие по стране Литературии» или литературный праздник. Задание для летнего чтения

ИТОГО

102ч

Тематическое планирование 5 класс

№ п\п

Раздел

Количество часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Тестирование

Тема

1

Введение

1 ч

2-11

Устное народное творчество

10ч

1

12-13

Из древнерусской литературы

14-15

Из литературы  XVIII века

2 ч

16-54

Из русской литературы XIX века

39ч

3

7

1

55-56

Русские поэты 19 ВЕКА о Родине

1

57-79

Из литературы  XX века

23ч

1

4

1

80-82

Поэты  (1941 - 1945) о Великой Отечественной войне

3 ч

1

83-85

Русские поэты  XX века о Родине  и о родной природе.

3 ч

86-88

Писатели улыбаются

1

89-100

Из зарубежной литературы

12ч

1

1

101

Контроль

102

Заключительный урок

1

Итого

102

График контрольных работ

№ урока

Тема контроля

Дата план

Дата факт

38

 Контрольная работа     № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.

79

Р/р Сочинение  «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

82

 Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Проект.

87

Промежуточная итоговая аттестация.  Защита проекта.

104

Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование                                            

                                                                                                                                   

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

сентябрь

 

Устное народное творчество (10 часов)

 

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

сентябрь

3.

Детский фольклор

1

сентябрь

4.

Сказка как особый жанр фольклора

1

сентябрь

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1

сентябрь

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев.

1

сентябрь

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

1

сентябрь

8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки.

1

сенятбрь

9.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния

1

сентябрь

10.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

1

сентябрь

11.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

сентябрь

Древнерусская литература (2 часа)

12.

Возникновение древнерусской литературы. 

 «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

сентябрь

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

октябрь

Литература 18 века (1час)

14.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

октябрь

Литература 19 века (39  ч.)

15.

Русские басни. Басня как литературный жанр

1

октябрь

16.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

октябрь

17.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

октябрь

18.

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1

октябрь

19.

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

октябрь

20.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

октябрь

21.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

октябрь

22.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1

октябрь

23.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

октябрь

24.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

октябрь

25.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

1

ноябрь

26.

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

ноябрь

27.

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность

1

ноябрь

28.

Р/р Королевич  Елисей. Победа добра над злом.

1

ноябрь

29.

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

1

ноябрь

30.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

ноябрь

31.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание

1

ноябрь

32.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

ноябрь

33.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

ноябрь

34.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

ноябрь

35.

Реальное и фантастическое в сюжете повести

1

ноябрь

36.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

ноябрь

37.

Контрольная работа     № 1по произведениям 1-ой половины 19 века

1

декабрь

38.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

декабрь

39.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

декабрь

40.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

декабрь

41.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

декабрь

42.

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

декабрь

43.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

1

декабрь

44.

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострада ние, великодушие, тру-долюбие.

1

декабрь

45.

Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

декабрь

 46.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

декабрь

47.

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

январь

48.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

1

январь

49.

Странная дружба Жилина и Дины.

1

январь

50.

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

1

январь

51.

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

январь

52.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

январь

53.

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

январь

Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

54.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

январь

55.

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1

январь

Русская литература 20 века (23 ч.)

56.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

1

январь

57.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

январь

58.

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе»

1

январь

59.

Путь Васи к правде и добру

1

январь

60.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1

январь

61.

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

февраль

62.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

февраль

63.

Р/р Стихотворение                 «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

февраль

64.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

1

февраль

65.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

1

февраль

66.

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

февраль

67.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

февраль

68.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

1

февраль

69.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

февраль

70.

Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

февраль

71.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

 февраль

72.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

февраль

73.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

1

февраль

74.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

март

75.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

март

76.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

1

март

77.

Человек и природа                   в рассказе

1

март

78.

Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

март

Поэты о Вов (1941 - 1945)

                                     (3 ч.)

79.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

март

 80

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

март

81.

Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи

1

март

Писатели и поэты 20 века                о Родине - 3 ч.

82.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

март

 83.

Картина В.М.Васнецо -ва «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

1

март

84.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы»

1

март

Писатели улыбаются (2 часа)

 85.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

март

 86.

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

апрель

Зарубежная литература

                            (8 ч.)

87,88

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

2

апрель

89.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

апрель

 90.

Два мира сказки «Снежная королева»

1

апрель

91.

В/ч Писатели-сказочники и их герои

1

Апрель

92.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

апрель

93.

Том Сойер и его друзья

1

апрель

94.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1

апрель

95.

Обобщение изученного материале за курс 5 кл.

1

май

96.

Контрольная работа             № 2 по курсу литературы 20  века

1

май

97 - 101

Уроки внеклассного чтения

5

май

102.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....