Почему Ваня Солнцев не сбежал на фронт из суворовского училища?
план-конспект урока по литературе (5 класс)
(урок внеклассного чтения по повести В.П. Катаева «Сын полка»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.81 КБ |
![]() | 1.14 МБ |
![]() | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5Б
Тема урока: Почему Ваня Солнцев не сбежал на фронт из суворовского училища?
(урок внеклассного чтения по повести В.П. Катаева «Сын полка»)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- Образовательные: формирование умения анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций и рисунков); обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умение обобщать изученное.
- Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; приобщать к нравственным ценностям.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления; внимания; фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности; доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельное формирование тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
- познавательные УУД: формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цели чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
- коммуникативные УУД: формирование умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; применение знаний в жизни.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение, метод самостоятельной работы с текстом.
Приёмы: выразительное чтение, аналитическая беседа; художественный пересказ, картинный план, ролевая сценка.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрации к повести, фрагмент из художественного фильма «Сын полка», фрагмент из песни «песенка военного шофёра».
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Приветствует обучающихся, весь класс делит на три группы, проверяет готовность к уроку. | Рассаживаются по группам, каждая группа выбирает командира и название, назначается поисковая группа. | Личностные: -самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; -контроль; -коррекция; - оценка. |
2. Мотивация знаний | На зимние каникулы вы получили задание прочитать повесть В.П.Катаева «Сын полка». Мне очень приятно видеть эту книгу у вас на столах. Знаю, что прочитали вы эту повесть с удовольствием и хотите поделиться впечатлениями. Как всегда, давайте начнём с заполнения паспорта художественного произведения. А тему урока предлагаю сформулировать в виде вопроса. - Ребята, предлагаю вам рассмотреть репродукции картин художника А.Г.Решетникова. (Слайд с репродукциями картин, на которых изображены суворовцы и нахимовцы. - Почему вам нравится рассматривать такие картины? Группам раздаются иллюстрации повести. Эти иллюстрации надо расположить в соответствии с содержанием. | Открывают тетради, записывают Род: эпический Жанр: повесть Тема урока: Почему Ваня Солнцев не сбежал из суворовского училища на фронт?
Предлагают варианты Рассматривают репродукции и отвечают на вопрос. -На этих репродукциях изображены наши ровесники, но мы в них уже видим защитников Родины, ещё знаем, что суворовцами и нахимовцами становятся самые лучшие. Представитель каждой команды пересказывает содержание по иллюстрациям. (Возможны дополнения, пояснения) - Записывают на доске и в тетради: ПЛАН
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: готовность сотрудничать с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение: Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание устно. |
3. Актуализация знаний обучающихся. | Рассказ о писателе В.П.Катаеве. Слайд с портретом - Краткий пересказ повести по картинному плану. | Обучающиеся пересказывают рассказ | |
4. Работа с группами. | Беседа с группой « Пастушок Ваня». - Расскажите о жизни Вани до встречи с разведчиками. -Каким нашли Ваню разведчики? -В каких эпизодах проявляется характер мальчика? - В каких эпизодах проявился характер Вани? -Назовите черты характера Вани, которые вам понравились. Беседа с группой « У разведчиков» -Какое задание выполняли разведчики? Почему они были так напряжены? -Какие чувства у разведчиков вызвал вид больного ребёнка? - Какие взаимоотношения сложились у Вани с разведчиками? -Правильно ли поступил Ваня, убежав от Биденко? - Как вы думаете, какую роль играет описание леса в Гл.1 | Группа демонстрирует презентацию (Слайд 1.Портрет Вани. Слайд 2. Фрагмент текста. «Картина, которую они увидели, была проста и ужасна….» Читают текст, комментируют. - Краткий пересказ: - побег от Биденко; - встреча с кавалеристом; -встреча с капитаном Енакиевым; - первая разведка, плен, поведение на допросе; -спасение Вани. Слайд 3. Черты характера Вани. Комментарий группы. Группа отвечает на вопросы, анализирует приказ капитана Енакиева и побег Вани от Биденко. - Чтение описание леса, вывод (Сказочный лес не только фон, на котором протекает действие, это исконно русская земля, и за неё идёт священная война) - Показ инсценировки « Встреча Вани с кавалеристом» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: готовность сотрудничать с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение: Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание устно. |
5. Физминутка под песню «Песенка военного шофёра» | После освобождения из плена Ваня Солнцев становится настоящим сыном полка. От разведчиков он попадает к артиллеристам и здесь находит приёмного отца капитана Енакиева. Беседа с группой « У артиллеристов» - Расскажите о капитане Енакиева. - Как Ваня познакомился с капитаном? -Почему он соглашается перейти к орудийцам? -Как изменилась его жизнь у орудийцев? - В какой момент боя капитан Енакиев отправляет Ваню с донесением? Какую цель преследует? - Ребята, с задания вернулись наши «поисковики». Им было дано поручение, разыскать в нашей республике сынов полка или дочерей полка. Послушаем, что интересного они нам расскажут. | Группа отвечает на вопросы, высказывает своё мнение о переходе Вани к орудийцам.
Показ кинофрагмента « Последний бой» «Поисковики» рассказывают военную историю сына полка Гулуева Хизира Темуркановича. | |
6. Подведение итогов | Настал момент, когда нам надо подвести итоги урока и ответить на вопрос, который является темой урока «Почему Ваня Солнцев не сбежал из суворовского училища на фронт?» Хочу обратить ваше внимание на один предмет в повести, который встречается несколько раз. Он нужен Вани, чтобы не разучиться грамоте, он помогает сержанту Биденко найти мальчика. О каком предмете идёт речь? Правильно, это букварь. Если мы построим цепочку БУКВАРЬ-УЧЁБА-ЗНАНИЯ-НОВАЯ ЖИЗНЬ, то ответим на поставленный вопрос. - Что понял Ваня Солнцев? Надо учиться, чтобы быть достойным сыном погибших родителей, достойным сыном приёмным отца, достойным сыном своей Родины, которую он будет защищать так, как защищали её герои повести. --Мне думается, что основную мысль повести можно сформулировать так( я начну, а вы продолжите): «Дети не должны воевать…(продолжают), они должны учиться | Обучающиеся отвечают на вопрос, высказывают свои аргументы. | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
7. Рефлексия | Понравился ли вам урок? Какая часть урока понравилась больше всего?
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: готовность сотрудничать с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение: Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание устно. |
8. Комментированное выставление оценок | Выставление оценок. | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | |
9. Домашнее задание: | Прочитать повесть В. Богомолова «Иван». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Репродукция картин Ф.П.Решетникова. Суворовцы Сын героя Прибыл на каникулы
В.П. Катаев
Пастушок Ваня Солнцев
Встреча с разведчиками Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна. В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.
Черты характера Вани : Смелость Находчивость Настойчивость Сообразительность Чувство собственного достоинства
Военная техника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Нижняя ванна Екатерининского парка Царского Села".
Снятый мной фильм можно посмотреть по адресу - http://www.dailymotion.com/video/xkrcad_yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyy...
программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"
Рабочая программа является модернизированной в связи сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60704.jpg)
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
Урок "Фронт без линии фронта"
Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770259-1458410434.jpg)
Тема: «Почему солнце светит днем, а звезды - ночью?»
Тип урока: усвоение новых знаний.Цели деятельности учителя: формировать представление о солнце, звездах, созвездиях, о том, что Солнце – ближайшая к Земле звезда; показать разнообразие звезд. Пла...
Конспект урока на тему: "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?".
Конспект для 1 класса по окружающему миру....