Почему Ваня Солнцев не сбежал на фронт из суворовского училища?
план-конспект урока по литературе (5 класс)

 (урок внеклассного чтения по повести В.П. Катаева  «Сын полка»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 5Б

Тема урока:  Почему Ваня Солнцев не сбежал на фронт из суворовского училища?

 (урок внеклассного чтения по повести В.П. Катаева  «Сын полка»)

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. Образовательные: формирование умения анализировать  текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического  образов (иллюстраций и рисунков); обогащать словарный запас.  
  2. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умение обобщать изученное.
  3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; приобщать к нравственным ценностям.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления; внимания; фонематического слуха; развитие самостоятельности и  личной ответственности за результаты своей деятельности; доброжелательности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД: самостоятельное формирование тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

- познавательные УУД: формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цели чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

- коммуникативные УУД: формирование умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; применение знаний в жизни.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение, метод самостоятельной работы с текстом.

Приёмы: выразительное чтение, аналитическая беседа; художественный пересказ, картинный план, ролевая сценка.        

 Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрации к повести,  фрагмент из художественного фильма «Сын полка», фрагмент из песни «песенка военного шофёра».

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствует обучающихся, весь класс делит на три группы, проверяет готовность к уроку.

Рассаживаются по группам, каждая группа выбирает командира и название,

  назначается поисковая группа.

Личностные:

-самоопределение;

Регулятивные:

- целеполагание;

-контроль;

 -коррекция;

- оценка.  

2. Мотивация знаний

На зимние каникулы вы получили задание прочитать повесть В.П.Катаева «Сын полка».  Мне очень приятно видеть эту книгу у вас на столах. Знаю, что прочитали вы эту повесть с удовольствием и хотите поделиться впечатлениями.

Как всегда,  давайте начнём с заполнения паспорта художественного произведения.

 А тему урока предлагаю  сформулировать  в виде вопроса.

 - Ребята, предлагаю вам рассмотреть репродукции картин художника А.Г.Решетникова.

(Слайд с репродукциями картин, на которых изображены суворовцы и нахимовцы.

 - Почему вам нравится рассматривать такие картины?

Группам раздаются иллюстрации

повести. Эти иллюстрации надо расположить в  соответствии с содержанием.

Открывают тетради, записывают

 Род: эпический

Жанр: повесть

Тема урока:  Почему Ваня Солнцев не сбежал из суворовского училища на фронт?

        

Предлагают варианты

Рассматривают репродукции и отвечают на вопрос.

-На этих репродукциях изображены наши ровесники, но мы в них уже видим защитников Родины, ещё знаем, что суворовцами и нахимовцами  становятся  самые лучшие.

  Представитель каждой команды пересказывает содержание по иллюстрациям. (Возможны дополнения, пояснения)

- Записывают  на доске и в тетради:

        ПЛАН

  1. Пастушок Ваня Солнцев.
  2. Ваня у разведчиков.
  3. Ваня и артиллеристов.
  4. Суворовец Ваня Солнцев.

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: готовность сотрудничать с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение:

Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание устно.

3. Актуализация знаний  обучающихся.

Рассказ о писателе В.П.Катаеве. Слайд с портретом

-  Краткий пересказ повести по картинному плану.

Обучающиеся пересказывают рассказ

4. Работа с группами.

Беседа с группой « Пастушок Ваня».

- Расскажите о жизни Вани до встречи с разведчиками.

-Каким нашли Ваню разведчики?

-В каких эпизодах проявляется характер мальчика?

- В каких эпизодах проявился  характер Вани?

-Назовите черты характера Вани, которые вам понравились.

Беседа с  группой  « У разведчиков»

-Какое задание выполняли разведчики? Почему они были так напряжены?

-Какие чувства у разведчиков вызвал вид больного ребёнка?

- Какие взаимоотношения сложились у Вани с разведчиками?

-Правильно ли поступил Ваня, убежав от Биденко?

- Как вы думаете, какую роль играет описание леса в Гл.1

Группа демонстрирует презентацию (Слайд 1.Портрет Вани. Слайд 2. Фрагмент текста. «Картина, которую они увидели, была проста и ужасна….»  Читают текст, комментируют.

- Краткий пересказ:

- побег от Биденко;

- встреча с кавалеристом;

-встреча с капитаном Енакиевым;        

- первая разведка, плен, поведение на допросе;

-спасение Вани.        

Слайд 3. Черты  характера Вани. Комментарий группы.

Группа отвечает на вопросы, анализирует

приказ капитана Енакиева и побег Вани от Биденко.

- Чтение описание леса, вывод

(Сказочный лес не только фон, на котором протекает действие, это исконно русская земля, и за неё идёт священная война)

-  Показ инсценировки « Встреча Вани с кавалеристом»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: готовность сотрудничать с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение:

Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание устно.

5. Физминутка под песню «Песенка военного шофёра»

 После освобождения из плена Ваня Солнцев становится настоящим сыном полка. От разведчиков он попадает к артиллеристам и здесь находит приёмного отца капитана Енакиева.

 Беседа с группой « У артиллеристов»

- Расскажите  о капитане Енакиева.

- Как Ваня познакомился с капитаном?

-Почему он соглашается перейти к  орудийцам?

-Как изменилась его жизнь у орудийцев?

- В какой момент боя капитан Енакиев отправляет Ваню с донесением? Какую цель преследует?

-  Ребята, с задания вернулись наши   «поисковики». Им было дано поручение, разыскать в нашей республике  сынов полка или дочерей полка. Послушаем, что интересного они нам расскажут.

Группа  отвечает на вопросы, высказывает своё мнение  о переходе Вани к орудийцам.

 

Показ  кинофрагмента « Последний бой»

 «Поисковики» рассказывают военную историю сына полка  Гулуева  Хизира Темуркановича.

6. Подведение итогов

 Настал момент, когда нам надо подвести итоги урока и ответить на вопрос, который является темой урока «Почему Ваня Солнцев не сбежал из суворовского училища на фронт?»

Хочу обратить ваше внимание на один предмет в повести, который встречается несколько раз. Он нужен Вани, чтобы не разучиться  грамоте, он помогает сержанту Биденко найти мальчика. О каком предмете идёт речь? Правильно, это букварь.

Если мы построим цепочку  БУКВАРЬ-УЧЁБА-ЗНАНИЯ-НОВАЯ ЖИЗНЬ, то  ответим на поставленный вопрос.

- Что понял Ваня Солнцев?  

 Надо учиться, чтобы быть достойным сыном погибших родителей, достойным сыном приёмным отца, достойным сыном своей Родины, которую он будет защищать так, как защищали её герои повести.

--Мне  думается, что основную мысль повести можно сформулировать так( я начну, а вы продолжите): «Дети не должны воевать…(продолжают), они должны учиться

Обучающиеся  отвечают на вопрос, высказывают свои аргументы.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

7. Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Какая часть урока понравилась больше всего?

 

Осуществляют самооценку собственной  учебной деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: готовность сотрудничать с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение:

Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание устно.

8. Комментированное выставление оценок

Выставление оценок.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9. Домашнее задание:

Прочитать повесть В. Богомолова «Иван».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по повести В.П Катаева «Сын полка»

Слайд 2

Репродукция картин Ф.П.Решетникова. Суворовцы Сын героя Прибыл на каникулы

Слайд 3

В.П. Катаев

Слайд 4

Пастушок Ваня Солнцев

Слайд 5

Встреча с разведчиками Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна. В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.

Слайд 6

Черты характера Вани : Смелость Находчивость Настойчивость Сообразительность Чувство собственного достоинства

Слайд 7

Военная техника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Нижняя ванна Екатерининского парка Царского Села".

Снятый мной фильм можно посмотреть по адресу - http://www.dailymotion.com/video/xkrcad_yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyy...

программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"

Рабочая программа является модернизированной в связи  сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок "Фронт без линии фронта"

Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....

Тема: «Почему солнце светит днем, а звезды - ночью?»

Тип урока: усвоение новых знаний.Цели деятельности учителя: формировать представление о солнце, звездах, созвездиях, о том, что Солнце – ближайшая к Земле звезда; показать разнообразие звезд. Пла...