Предупреждение доктора Булгакова
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Веселова Ирина Анатольевна

урок по повести "Собачье сердце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulgakov_sobache_serdtse.doc54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_bulgakov_sobache_serdtse.ppt573.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Предупреждение писателя Булгакова» (по повести «Собачье сердце») 9 класс

Цель урока: подвести обучающихся к ответу на вопрос: о чем предупреждал Булгаков.

Задачи:

Образовательные: продолжить изучение повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», выяснить, каковы последствия опыта профессора Преображенского по превращению собаки в человека.

Воспитательные: воспитание интереса к русской литературе ХХ века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитание ответственного отношения к своему делу, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Развивающие: развитие умений сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;

- развитие навыков логического мышления и монологической речи;

Ожидаемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза; умение обобщать и делать выводы;

коммуникативные: участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

регулятивные: принятие учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций.
Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Оборудование:

- презентация по теме;

- текст художественного произведения;

Тип урока

урок - исследование, проблемно - эвристический

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  фронтальная.

Технология: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Мотивационно-целевой этап.

Проверяется готовность обучающихся к уроку. Создаётся  эмоциональный настрой.

Беседа с целью подвести к

определению темы и формулированию целей урока.

Человек велик. Он способен познать Вселенную. Он хочет познать ее и стремится к этому. На его пути встают препятствия. Он преодолевает их и идет вперед. Он способен на все в своем стремлении познать мир, изменить его. Он творец. Он Бог.

Мы продолжаем работу над повестью «Собачье сердце» Прежде чем перейти к теме и цели нашего урока, задам вам вопрс : известны ли вам следующие имена? Анри Беккерель, Эрнест Резерфорд, Пьер Кюри, Отто Ган, Игорь Курчатов…

Их исследования были направлены на получение ядерной энергии как наиболее эффективной для нужд человечества.

Первое применение их знаний – создание ядерной бомбы. Первый эксперимент по ее использованию?

В основе сюжета повести Булгакова тоже эксперимент. Какой?

Почему Булгаков заострил внимание на неудавшемся эксперименте?

Итак, тема нашего урока: предупреждение писателя Булгакова.

Цель?

Приветствуют учителя.

Включаются в беседу.

Это исследователи в области ядерной физики.

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 году.

Эксперимент по омоложению.

Он не удался

Определение темы и постановка целей урока обучающимися.

Он хотел предупредить.

О чем предупреждает Булгаков?

Запись темы урока

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

Самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

II. Осмысление содержания.

Проверка Д.З.

К чему пришел профессор в результате своего эксперимента?

Беседа

Перед вами цитаты из повести, отметьте те, которые относятся к результатам научной деятельности Преображенского.

Как вы себе представляете профессора Преображенского?

Преображенский предстает перед нами как творец, как жрец, который служит богу науки.

Но  чем он пренебрег?

Да, эксперимент не удался. Но только ли о профессоре-неудачнике пишет Булгаков?

Посмотрите на цитаты на ваших листках. О чем они?

Обратимся ко второй  части домашнего задания.

Объясните, как вы понимаете слова Горького о надвигающемся эксперименте.

Что увидел Булгаков в ходе этого эксперимента?

Духовная деградация общества.

Как связаны два эксперимента?

В чем вина Преображенского?

Вывод:

 Работа с текстом

Поэтапное превращение Шарикова, его поведение, результаты общения со  Швондером, отношение к профессору.

Работа с цитатами

 Находят описание

Анализ эпизода «Операция собаки»

Дневник доктора Борменталя

Он пренебрег законами природы, законами эволюции и как наказание: его творение Шариков угрожает убить его (наводит на него револьвер).

Остальные цитаты говорят о последствиях революции 1917 года.

Горький говорил о революции как о гигантском социальном  эксперименте.

Работа с цитатами.

Научный породил Шарикова, социальный дал ему все права.

В безответственности.

Эксперимент – это ответственность. Булгаков предупреждал об ответственности за свои поступки.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностное самоопределение

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы;

формулируют основные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные связи; обобщают информацию, осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностное самоопределение

III. Размышление. Рефлексия.

В 20 веке был еще один социальный эксперимент – попытка проверить теорию о расовом превосходстве. Вы знаете о результатах этого эксперимента?

 

Закончил ли Булгаков свою повесть?

Что настораживает нас в финале повести?

Беседа.

Да, концлагеря, тотальное уничтожение людей.

Профессор исправил свою ошибку и вроде бы счастливый конец

Преображенский продолжает свои опыты. Он не раскаялся и по-прежнему мнит себя творцом.

Познавательные: анализ, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, вести диалог

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностное самоопределение

IV. Домашнее задание.

Выберите тот вариант задания, который вам нравится.

1)эссе «Право на эксперимент»

2) интервью с Преображенским

3) Против чего протестует Булгаков в своей повести?

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностное самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предупреждение доктора Булгакова. Презентацию подготовила учитель Веселова И.А.

Слайд 3

Рукописи не горят…

Слайд 5

Эксперимент от лат. experimentum — проба , опыт) , метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение . В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.

Слайд 6

«Я писатель… Я мыслю… И протестую…» М.Булгаков

Слайд 8

О чем предупреждает Булгаков?

Слайд 9

Эволюция естественный процесс развития живой природы , сопровождающийся изменением генетического состава популяций , формированием адаптаций , видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Слайд 10

Революция (от поздне лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Слайд 12

Ответственность за… _______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 13

Домашнее задание Эссе «Право на эксперимент» Вопросы профессору Преображенскому «Я писатель… Я мыслю… И протестую…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце". "Эпоха и её герой в изображении Булгакова.

Урк-беседа, работа с текстом, использование информационных цифровых технологий....

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Кирнарская Д.К. (доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных) Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку ...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....