РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Титаренко Марина Юрьевна

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

 

по   литературе

 

Уровень общего образования

основное общее образование, 9 класс

 

 

Количество часов  102 часа

 

 

Программа разработана на основе

Программы по литературе. 5-11 классы.  Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9kl.docx70.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №11 г.Волгодонска

                                                                                             

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  

методического объединения  

МБОУ СШ №11г.Волгодонска

от 29.08.2019г.  № 1                                    

Руководитель МО ________/ ГладскихС.В./    

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

29.08.2019г.                                    

__________/ Менжинская И.В./    

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                        директор МБОУ СШ №11г.Волгодонска                                                                                                 _____________/И.А.Шахова/                                                                                     Приказ от 02.09.2019г.  № 267                                                

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

по   литературе

Уровень общего образования

основное общее образование, 9 «В» класс

Количество часов  102 часа

Учитель Титаренко М.Ю

Программа разработана на основе

Программы по литературе. 5-11 классы.  Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2014.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО«ТИД «Русское слово», 2013г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной

культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству

русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учѐтом специфики класса. Еѐ реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных  и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),оценивать еѐ результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений

литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к

литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с

привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

2. Тексты художественных произведений.

3. Сюжет, особенности композиции.

4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

6. Изобразительно-выразительные средства языка.

7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции,

системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность и логичность изложения;

правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 9

Всего – 102 (99) часа; в неделю – 3 часа.

Плановых уроков:

Древнерусская литература – 8

Литература 18 века  - 11

Литература русского романтизма первой четверти 19 века – 6

Литература первой половины 19века – 54

Литература второй половины 19 века – 9

Литература 20 века – 11

Согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану МБОУ СШ №11 г.Волгодонска на 2019 – 2020 учебный год, расписанию уроков в 9 «В»  классе  предусмотрено количество учебных недель 34, количество учебных часов  – 100ч., т.к. 2 часа  выпадают на праздничные дни (см. лист корректировки)

           Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература»под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса»Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник дляобщеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность«Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и«Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне»как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного  романа первой половины XX        века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов.  Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин.  Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.   «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Для домашнего чтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».М.Ю. Лермонтов.    «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIX—XX века

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 9 «В»     2019 – 2020 уч.год

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды контроля

Дата

Древнерусская литература

8

1

Вводный урок Великие сеятели разумного, доброго, вечного

1

Лекция с элементами беседы

03.09

2

Роды и жанры литературных произведений

1

Урок систематизации ЗУН

05.09

3

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - величайший памятник Древнерусской литературы

1

Урок изучения нового

материала

07.09

4

«Печальная повесть о походе Игоревом» Патриотический пафос произведения

1

Комбинированный урок

10.09

5

Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения

1

Комбинированный урок

Эвристическая беседа с элементами анализа

Сравнительный анализ«Плача Ярославны…» в переводе Жуковского и Заболоцкого; выучить наизусть отрывок «Золотое слово Святослава»

12.09

6

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

Совершенствование ЗУН

14.09

7

8

Р/р Обучение сочинению

Написать сочинение на одну из тем: 1.Образ князя Игоря. 2. Героическая тема и приѐмыеѐ воплощения в «Слове о полку Игореве». 3.Образ Ярославны в «Слове…». 4. Тема Русской земли в «Слове…»

2

Совершенствование ЗУН

Сочинение

17.09

19.09

Литература XVIII века.

11

9

Классицизм в русском и мировом искусстве

 

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

21.09

10

М.В.Ломоносов –реформатор русского

 языка, ученый, поэт

1

Изучение нового

материала

Оценка выступлений, ответы на

вопросы, чтение и

Анализ стихотворений

24.09

11

Г.Р.Державин –поэт и гражданин

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Чтение наизусть

26.09

12

Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова

1

Комбинированный урок

Оценка устных сочинений,

Чтение стихотворений наизусть

28.09

13

Д.И.Фонвизин«Сатиры смелый властелин»

Комедия«Недоросль»,её идейное содержание ,

композиция

1

Урок изучения нового материала

01.10

14

Идеал честного человека в комедии«Недоросль»

1

Урок обобщения изученного материала

Оценка ответов,

Письменных работ

03.10

15

Р/р Тема воспитания и образования в комедии Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»

1

Комбинированный, урок развития

речи

05.10

16

Сочинение

1.Простакова – госпожа бесчеловечная.

2. Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина«Недоросль»

1

Сочинение

08.10

17

«Путешествие из Петербурга в Москву» как

Явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения

1

Урок изучения

нового материала

10.10

18

Сентиментализм. Н.М.Карамзин –писатель, историк, критик.

1

Урок изучения

нового материала

12.10

19

Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль

пейзажа в произведении

1

Совершенствование ЗУН

Анализ эпизодов:

1.Описание Симонова

монастыря.

2. Лиза на берегу

Москвы-реки перед

встречей с Эрастом.

3. Описание грозы.

15.10

Литература русского романтизма первой четверти XIX века

6

20

Становление и развитие романтизма в первой

четверти XIX века

1

Изучение нового материала. Урок

Формирования ЗУН

Выборочная проверка тезисов лекции

17.10

21

К.Н.Батюшков – основатель«школы гармонической точности»

1

Изучение нового материала

Выборочная проверка тезисов

лекции, оценка сообщения ученика

Подготовить выступление«Темы, мотивы и образы

лирики Батюшкова».

19.10

22

«Литературный Колумб России».

Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского

1

Изучение нового материала

22.10

23

Р/р Обучение анализу лирического текста

1

Практикум

Совершенствование ЗУН

Анализ стихотворения

24.10

24

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте.«Думы», «К временщику».

1

Изучение нового материала

26.10

25

Р/Р Сочинение по литературе XVIIIвека

1)Сопоставительный анализ стихотворения Рылеева«Гражданин» и Некрасова«Поэт и гражданин»

2)Образцовый гражданин в лирике и «Думах»Ф.Рылеева

1

Сочинение

05.11

Литература первой половины XIXвека

54

26

А.С.Грибоедов

Личность и судьба

1

Изучение нового материала

07.11

27

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ1-го действия

1

Совершенствование ЗУН

09.11

28

«Век нынешний и век минувший».

Обучение анализу монолога. 2-действие комедии

1

Комбинированный урок

Анализ монологов

12.11

29

Фамусовское общество. Анализ сцены бала

1

Комбинированный урок

14.11

30

Смысл названия комедии «Горе от ума»

1

Комбинированный урок

16.11

31

Молодое поколение в комедии.

Нравственный идеал Грибоедова

1

Комбинированный урок

Сравнительная характеристика героев(Чацкого и Молчалина),образ Софьи

19.11

32

И.А. Гончаров«Мильон терзаний»

1

Изучение нового материала

Выборочная проверка конспекта

21.11

33

Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1

Контрольный урок

Контрольная работа

23.11

34

35

Р/Р Сочинение по комедии А.С .Грибоедова «Горе от ума»

2

Контрольный

урок

Сочинение

26.11

28.11

36

А.С.Пушкин Жизнь и творчество

1

Изучение нового материала

30.11

37

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Дружба и друзья в лирике поэта

1

Комбинированный урок

03.12

38

39

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина

2

Урок изучения

нового материала

05.12

07.12

40

Любовная лирика А.С.Пушкина

Адресаты лирики

1

Урок изучения

нового материала

Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы по теме урока

10.12

41

Тема назначения поэта и поэзии в лирике

А.С.Пушкина

1

Урок изучения

нового материала

Оценка чтения наизусть,

ответы на уроке

12.12

42

Образы природы в лирике А.С.Пушкина

1

Урок изучения

нового материала

Оценка чтения наизусть,

ответы на уроке

14.12

43

Р/р Обучение анализу лирического текста. Моѐ  любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

1

Совершенствование ЗУН

Работа по плану анализа

стихотворения

Анализ стихотворения

17.12

44

Романтические поэмы Пушкина

1

Комбинированный урок

19.12

45

«Борис Годунов» - первая реалистическая траге

дия

1

Комбинированный урок

21.12

46

47

Нравственно- философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина

2

Комбинированный урок

Ответы на уроке, работа

в группах

24.12

48

«Повести Белкина» -  опыт циклизации повестей, признаки разных  жанров

1

Комбинированный урок

Оценка за презентацию прочитанной повести

Написать сочинение на одну из тем 1-8 на с. 95

26.12

49

История создания романа «Евгений Онегин». Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения

1

Изучение нового материала .

28.12

50

«Но был ли счастлив мой

Евгений?» Онегин в Петербурге

1

Изучение нового

материала

Ответы на уроке

«Цитатная характеристика героев романа «Евгений

Онегин»,

14.01

51

«Но был ли счастлив мой Евгений?»Онегин в деревне

1

Изучение нового материала

Анализ эпизода

16.01

52

Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть«Письма

Татьяны»,ответы на уроке

18.01

53

«И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!»

Онегин и Ленский

1

Изучение нового

материала

составление плана

характеристики Онегина и Ленского.  Чтение наизусть «письма Татьяны» или «Письма Онегина»,

21.01

54

«Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью»

1

Урок обобщения и систематизации

ЗУН

23.01

55

Образ автора на страницах романа.

Система образов. Реализм романа

1

Урок изучения нового материала

25.01

56

Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.

1

Урок изучения нового материала

28.01

57

58

Р/р Сочинение по творчеству Пушкина

1.Сочинение-рассуждение «Нужны ли Онегины в наши дни?»

2.Сочинение-размышление «Онегин как «лишний человек»

3.Сочинение-интервью«Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?»

4.Проблемы смысла жизни, счастья и дома в романе А.С.Пушкина«Евгений Онегин»

5.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

6. Моѐ любимое стихотворение Пушкина: восприятие,

истолкование, оценка

2

Контрольный урок развития

речи

Сочинение

30.01

01.02

59

Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.

«Нет, он не Пушкин, он

другой»

1

Урок изучения нового материала с опорой на ранее полученные

Выступления

учащихся

04.02

60

Образ поэта-пророка в лирике

Лермонтова

1

Урок изучения нового материала

06.02

61

Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

Урок изучения нового материала

Чтение наизусть, анализ

стихотворений

08.02

62

Тема России. Характер лирического героя его поэзии

1

Урок изучения нового материала

Чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

11.02

63

64

Классное сочинение обучающего характера.

Восприятие, истолкование

2

Контрольный урок развития речи

Оценка за анализ стихотворения

13.02

15.02

65

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа

1

Урок изучения нового материала

Оценка устных сочинений

18.02

66

«Странный человек» Г.А.Печорин

1

Урок изучения нового материала

Начать работу по заполнению таблицы «Печорин в оценке персонажей романа»

20.02

67

Печорин как «портрет поколения»

1

Урок изучения нового материала

22.02

68

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!».  Глава «Тамань»

1

Урок изучения нового материала

25.02

69

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист»

1

Урок изучения нового материала

Ответить на вопрос «Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры?»;

1гр. Речевая

характеристика Печорина

2гр. Речевая

характеристика

Грушницкого

3гр. Речевая

характеристика Вернера

27.02

70

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

Комбинированный урок

В.Г.Белинский о романе. (Законспектировать статью «Герой нашего времени».Сочинение  Лермонтова»)

29.02

71

72

Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

2

Урок развития речи

Анализ эпизода

03.03

05.03

73

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Контрольный урок

Тест

07.03

74

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений

1

Изучение нового материала с элементами беседы

Выполнение

викторины

10.03

75

Поэма «Мѐртвые души». Жанр, композиция, приѐмы типизации

1

Изучение нового материала с элементами беседы

12.03

76

Россия «мѐртвых душ». Галерея человеческих типов

1

Комбинированный урок

Составить характеристику одного из помещиков по

опорной схеме (групповые задания), используя текст

14.03

77

Чичиков и чичиковщина

1

Комбинированный урок

Составление сопоставительной таблицы «Образ Чичикова и капитанаКопейкина»

17.03

78

Образ Родины в поэме «Мѐртвые души»

1

Комбинированный урок

Наизусть отрывок «Эх, тройка…»

19.03

79

80

Р/Р Сочинение на одну из тем:

1.Образы помещиков в

моѐм восприятии.

2.Чичиков Гоголя и современные чичиковы

2

Контрольный урок  развития речи

Сочинение

21.03

31.03

Литература второй половины XIX века

9

81

Литература второй половины XIX века. Обзор

1

Изучение нового материала

Выборочная проверка конспектов

02.04

82

Семинар «Эмоциональное богатство поэзии  .И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова»

1

Комбинированный урок

Оценка

сообщений

04.04

83

А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского

1

Изучение нового материала

Сочинение- миниатюра «С каким героем пьесы я хотел бы встретиться и почему?» Как раскрыта в  пьесе тема любви?

07.04

84

Любовь в патриархальном мире и еѐ влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»

1

Комбинированный урок

Анализ эпизода

09.04

85

Р/Р Сочинение- миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» .Н.Островский сделал Любима Торцова?»

1

Контрольный урок развития речи

Сочинение-миниатюра

11.04

86

Л.Н.Толстой Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность»

1

Комбинированный урок

Оценка сообщений, ответы на уроке

14.04

87

Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приѐмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь»

1

Комбинированный урок

16.04

88

Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», еѐ место в творчестве писателя

1

Изучение нового материала

Устное сочинение «Моѐ представление о главном герое повести «Бедные люди»

18.04

89

Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского

1

Изучение нового материала

Сравнить повести «Бедные люди» и повесть Гоголя «Шинель»

21.04

Литература XX века

11

90

Русские поэты Серебряного века

1

Изучение нового материала

23.04

91

А.Блок «В поэтической мастерской поэта»

1

Комбинированный урок

25.04

92

С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта

1

Комбинированный урок

Наизусть

28.04

93

В.В.Маяковский Новаторство поэта

1

Изучение нового материала

Наизусть

30.04

94

95

М.И.Цветаева Судьба и творчество

А.Ахматова Жизнь и творчество

2

Изучение нового материала

Хронологическая таблица о творчестве Цветаевой; наизусть

07.05

12.05

96

Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века

1

Совершенствование ЗУН

Оценка за анализ стихотворения

14.05

97-98

М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

2

Изучение нового материала

16.05

19.05

99-100

А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрѐнин двор»

2

21.05

23.09

Лист корректировки рабочей программы по  литературе

Уровень общего образования

основное общее образование, 9 В класс

Учитель Титаренко Марина Юрьевна

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

М.И.Цветаева Судьба и творчество

05.05

Праздничный

выходной

день*

07.05

А.Ахматова Жизнь и творчество

09.05

12.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....