Конспект открытого урока с использованием компьютерной презентации. Рассказ А.П. Чехова "Смерть чиновника"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Амбросова Юлия Борисовна

Рассказ "Смерть чиновника" требует подробного рассмотрения, для того чтобы художественная идея была понята правильно. К тому же построение программы даёт возможность сопоставления рассказа А.П. Чехова "Смерть чиновника" с произведением Н.В. Гоголя "Шинель" и выявить особенности темы "маленького человека" у каждого писателя. Разработанный конспект урока  сопровождается показом презентации. основным моментом которой является видеоролик, где "Смерть чиновника" читает И.Ильинский.

Цель урока - определение основной мысли рассказа А.П. Чехова "Смерть чиновника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chehovu_smert_chinovnika.doc252.5 КБ
Office presentation icon a.p._chehov_smert_chinovnika.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучение итальянского языка№318

Открытый урок литературы

с использованием компьютерной презентации

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

(7 класс)

Пояснительная записка

Очевидно, что такая задача по силам лишь отдельным ученикам; рассказ требует подробного рассмотрения, для того чтобы художественная идея произведения была понята семиклассниками правильно. К тому же построение программы дает возможность сопоставления рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» с произведением Н. В. Гоголя «Шинель» и выявления особенностей темы «маленького человека» у каждого писателя.

Разработанный конспект урока сопровождается показом компьютерной презентации, основным моментом в которой является видеоролик, где «Смерть чиновника» читает И. Ильинский. Считаю, что показ слайдов не только даст возможность более яркого эмоционального восприятия произведения, но и поможет увлечь учащихся творчеством А. П. Чехова.

Цель урока – определение основной мысли рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Задачи:

- познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника»;

- развивать навыки выявления авторской позиции в литературном произведении;

- формировать коммуникативные навыки учащихся и умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Слайд 1     Сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству А.П. Чехова и познакомимся с его рассказом «Смерть чиновника».

2. Слайд 2   Эпиграфом к уроку будут следующие высказывания:

Тогда человек станет лучше,

когда вы покажете ему, каков он есть.

                                             А.П. Чехов

…Он всюду и всегда видел материал для наблюдений.

                                             М.Горький

Слайд 3 В чём особенность творчества А.П. Чехова?

- Какие произведения писателя вам хотелось бы перечитать?

- В чем особенности его творчества Чехова?  Прочитайте статью в учебнике  и ответьте на вопрос.

(Краткость, лаконизм произведений; высмеивание отрицательных явлений действительности)

Учитель: Вот, что говорил сам А.П. Чехов о себе: «Умею коротко говорить о длинных вещах»

А В.И. Кулешов (доктор филологических наук, критик) скажет о нём: «Чехову особенно удаётся коротенький рассказ с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием»

Мы знаем, что Чехов – писатель необычный, т.к. материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за людьми в различных ситуациях, а в ранних рассказах Чехова сюжеты проистекают из «чистой воды недоразумений»

Слайд 4   Читаю по слайду                Прослушивание рассказа

- Расскажите о своих впечатлениях от произведения?

- На чем строится сюжет рассказа?

- Кто такой Червяков?

- Найдите в сносках значение слова экзекутор. (Экзекутор – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности).

Слайд 5

- Значение еще каких слов вам непонятно? (Статский генерал – гражданский чин 4 класса. Ведомство – отрасль, часть государственного управления. Вашество – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов. Вицмундир – парадная служебная одежда.)

Учитель:

- Какая неприятность приключилась с чиновником?

- Почему он так сильно переживает из-за случившегося?

- Каково ваше отношение к герою рассказа?

- Прочитайте заглавие рассказа, к какому финалу оно готовит?  (Уже заглавие рассказа готовит нас к его трагическому финалу).

-А теперь перечитайте начало рассказа? Что происходит с настроением? (Но, прочитав его первые строки, мы обнаруживаем несоответствие между сюжетом рассказа и манерой его повествования. Слово «смерть» в заглавии и «помер» в конце рассказа побуждают к сопереживанию герою. Но между тем в рассказе немало смешного. Даже начинается он как-то несерьезно: «В один прекрасный вечер…»)

Слайд 6 Давайте вспомним терминологию и разберёмся в ней.

- Что сближает и что различает понятия юмор и сатира?

- Рассказ «Смерть чиновника» юмористический или сатирический?

- Найдите примеры авторской иронии в тексте. (Печальный сюжет контрастирует с ироническим тоном произведения. Смешной рассказ начинается со слова «смерть» и заканчивается словом «помер». Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п. )

Вывод: Но как и многие рассказы Чехова, этот рассказ не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя придает рассказу трагичность.

Слайд 7   Читаем слайд

Таков и рассказ Чехова «Смерть чиновника».

Слайд 8 Давайте разберёмся в композиции рассказа. Что такое композиция? Вспомните (смотрят слайд и отвечают)

Учитель:  Определите элементы композиции в рассказе Чехова (работа в парах)

Учащиеся работают самостоятельно, записывая в тетрадь элементы композиции рассказа. Проверка работы учеников по композиционному построению произведения.

Почему Чехов именно так заканчивает рассказ и какова его основная мысль, нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Слайд 9 В чём выражается авторская позиция в произведении?

- Как, на ваш взгляд, выражается авторская позиция в этом рассказе?

Вывод:   1) Чехов в рассказе «Смерть чиновника», как и во многих своих произведениях использует прием «говорящих фамилий».

- Как характеризуют героев рассказа их фамилии? (Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается. Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью; брезготать – кричать резким голосом, ворчать («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля).

2) В творчестве А. П. Чехова большое значение имеет художественная деталь - выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую, образную и идейно-эмоциональную нагрузку.

- Найдите и прокомментируйте художественные детали в этом произведении. (Червяков умирает в новом вицмундире. Эта деталь подчеркивает, что он перестал быть человеком, в нем остался только мелкий чиновник, который в конце произведения перестает функционировать.)

3) Средством выражения авторской позиции является речевая характеристика героев. Попробуйте охарактеризовать Червякова с точки зрения его речи. (Постоянные извинения сопровождаются употреблением героем слов с частицей –с: «я чихнул-с», «изволите знать-с», «что-с» и т.д. Его чинопочитание подчеркивается обращениями к генералу: «вашество», «милостисдарь». Многочисленные многоточия передают робость Червякова. Автор показывает, что чинопочитание и самоуничижение навсегда укрепилось в его сознании.)

- Чем интересна речь генерала Бризжалова? (Автор, изображая генерала Бризжалова, показывает лишь его реакцию на действия Червякова, нисколько не демонстрируя его значимость. Его реплики это подчеркивают. Восклицательные предложения передают нарастание эмоций героя к концу рассказа и его отношение к поведению Червякова. )

- Унижал ли чиновника генерал? Подчеркивал ли свое превосходство?

- Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения не от бедности. (Его поведение продиктовано не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как идти к генералу он надевает новый вицмундир, посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, перестал быть личностью, его поведение основано на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.)

Учитель:  Итак:  Запишите  качества положительного человека ( Пишут в тетради. Отвечают по цепочке)

Слайд 10        

Учитель:  А теперь составьте модель человека с отрицательными чертами, что отрицательного в таких, как  Червяков?

Слайд 11 Смотрим обсуждаем

Слайд 12  Сюжет рассказа «Смерть чиновника» может вам напомнить повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека» не нова в литературе.

- Одинаково ли отношение Гоголя и Чехова к своим героям?

(Чехов нарушает литературную традицию, которая заключалась в сочувствии маленькому человеку. Червяков смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому что унижает себя сам. Это уже не «маленький человек», а «ничтожный».)

Учитель:  Наиболее четко эта мысль выражена в исследовании И. Толоконниковой.

Слайд13

Запись в тетрадь:

Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».

1)Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.

2)Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.

3)«Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.

НО! Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника».

Слайд 14

В рассказе «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Создается впечатление объективности, равнодушия Чехова к происходящему. Повествователь не оценивает поступки героя. Он высмеивает их, предоставляя читателю возможность сделать свои выводы.

Слайд 15

- Над чем смеется Чехов?

- Могут ли такие люди, как Червяков, встретиться на сегодня?

- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?

Слайд 16

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение-рассуждение «Почему рассказ Чехова называется «Смерть чиновника», а не «Смерть человека» или «Смерть Червякова?»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Открытый урок с использование интерактивной презентации

Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск...

Конспект открытого урока с использованием ЭОР и ИКТ "Вязание декоративной вазочки"

Открытый урок с элементами беседы (презентация), с ознакомлением работ мастериц декоративно-прикладного творчества....

Конспект открытого урока "Математическое и компьютерное моделирование"

Урок предназначен для учеников 11 класса. Информатика. Используемые современные образовательные технологии: проблемная технология, исследовательская технология, компьютерная технология, здоровьесберег...

Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отвечетввенная война 1812 года

Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отвечетввенная война 1812 года...

Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отечественная Война 1812 года ( 8 класс)

Конспект открытого урока с использованием НОТ  " Отечественная Война 1812 года ( 8 класс)...