История семьи Тема: «Судьба человека в эпоху перемен»
творческая работа учащихся по литературе (5 класс)

Колобова Оксана Владимировна

Тема   исследования:  судьба   человека в эпоху перемен на материале истории  жизни  моего деда Цыбудеева Цидена Цыбудеевича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_serebryanaya_alfa.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образование и науки РБ

г. Улан-Удэ

МАОУ «Гимназия №14»

VII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся 5-6 классов

«Серебряная альфа»

Номинация: История семьи

Тема: «Судьба человека в эпоху перемен»

Автор: Цыбудеев Алдар, ученик 5 класса

Руководитель: Колобова Оксана Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

г. Улан-Удэ

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение                                                                                
  2. Основная часть
  1. Генеалогия как историческая дисциплина
  2. Исторический экскурс 30-40-гг.    
  3. Практическое исследование биографии  

Цыбудеева Цидена Цыбудеевича        

  1. Ода моему деду
  1. Заключение                                                                          
  2. Список использованной литературы                                
  3. Приложение                                                                        

ВВЕДЕНИЕ

   История, как известно, свершается людьми. На мой взгляд, это могут быть обычные люди, которые каждый день достойно  идут по жизни, честно выполняя   свои задачи, несмотря  ни  на какие испытания судьбы. Каждый  из нас имеет своих предков, происходит от множества  фамилий, было бы  очень хорошо, если бы мы почаще заглядывали в прошлое: анализировали опыт предков, гордились  и преумножали  славу предыдущих поколений. Актуальность  работы  подтверждается    острой необходимостью  достойного примера  для молодого поколения  в эпоху обесценивания духовно-нравственных ориентиров.

Тема   исследования:  судьба   человека в эпоху перемен на материале истории  жизни  моего деда Цыбудеева Цидена Цыбудеевича.

Объект исследования: история моей семьи

Предмет исследования: основные жизненные вехи Цыбудеева Ц. Ц. в призме исторических событий

Цель исследования: осветить  важные моменты  личной судьбы моего  деда  через призму   серьезных исторических событий страны.

постарался пронаблюдать  становление личности, умение не поддаваться обстоятельствам, действовать часто вопреки и  в конце концов добиваться своей  цели.

Задачи исследования:

  1. Собрать и изучить информацию,  связанную с родословной
  2. Взять интервью  с родственниками  моей  семьи о старшем поколении
  3. Изучение семейного архива
  4. Проанализировать и обработать документальный материал  о жизни деда
  5. Составить родовое древо и установить родственные связи до седьмого колена  

                                     

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Генеалогия как историческая дисциплина

        Генеалогия-это специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. Слово генеалогия появилось на Руси в XI в. в тексте древнерусского перевода Хроники Георгия Амартола в значении «родословие» (учение о роде). До XIV в. родословие означало также предсказание, гороскоп. Расцвет генеалогии, как практической дисциплины, произошел в конце XV-XVI ., когда вырабатывались законы наследования титула, звания, имущества, в первую очередь земли. В XVI в.появились должности и учреждения, занимавшиеся сбором и обработкой генеалогической информации и официальным утверждением документов , удостоверявших происхождения лица. С 40-х гг. XVI в. создавались родословные книги. С конца XVII в. публиковались родословные документы, создавались первые научные исследования по истории отдельных семей,  сводные генеалогические справочники.  Расцвет генеалогии в России приходится на XIX-XX вв. Тогда возникли Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге(1897-1923) и Историко-родословное общество в Москве(1906-1921), которые вели исследования по генеалогии и издавали труды. В начале  XX  века генеалогия, как наука, оказалась  незаслуженно забытой.

2.2.  Исторический экскурс 30-40-гг.   

   Прежде чем перейти    к  рассказу о моем  славном дедушке, необходимо  осветить  тот  исторический период, в который начинается его  жизненный путь.

    Тридцатые – сороковые годы, вероятно, одни  из самых сложных  в  двадцатом столетии. Сейчас  об этом периоде истории много  пишут, снимают фильмы. Точки зрения  самые разные. Думаю, не ошибусь , если  среди них назову следующие: беспомощность   молодого государства перед недавним  продовольственным кризисом, становление страны после  гражданской войны, коллективизация ,позже  сталинские репресси - все  это великие испытания ,выпавшие на долю  народа нашей  страны .Судьба  моего деда не стала  исключением.

2.3.Практическое исследование биографии Цыбудеева Цидена Цыбудеевича       

Мой дедушка, Циден Цибудеев, родился в далеком 1915 году, за два года до Октябрьской революции. Его малая  родина - улусе Шанага Бичурского района. Он рано остался без родителей, когда ему было четыре года от оспы умерла мама, а в тринадцать лет он остался без отца. Жилось в те годы трудно и голодно, шло становление новой Страны Советов. Поскольку у бурят не принято оставлять детей сиротами, его взяли на воспитание ближайшие родственники.

Многие люди, знавшие его с детства, вспоминают, что Циден всегда отличался усердием и трудолюбием и часто первым тянул руку, чтобы ответить на вопрос учителя. Учился он в начальной школе в селе Шанага и в семилетке в селе Шибертуй. В молодой стране было мало образованных людей, поэтому повсюду искали талантливых и целеустремленных детей. Как хорошего и перспективного ученика его направили на учебу в Монгольскую Высшую Коммунистическую сельскохозяйственную школу (ВКСХШ) города Улан – Удэ, которую он успешно закончил. В свидетельстве об окончании  школы я увидел только «хорошие» и «отличные» оценки.  В 1936 году в газете «Бурят – Монгольская правда» было опубликовано приветствие студентам - выпускникам ВКСХШ, среди которых был и  мой дедушка. По окончании школы дед был призван в ряды Рабоче - Крестьянской Красной Армии, так называлась она в те годы.

На фотографиях тех лет дедушка – молодой, жизнерадостный, а на его лице – открытая улыбка. По рассказам его друзей он много шутил, был общителен, знал бурятский язык и умел хорошо писать как на родном языке, так и на русском. Наверное, поэтому в 1938 году он становится редактором республиканской молодежной газеты «Костер», где и публикует свои первые  статьи, оттачивая свои журналистские способности, развить которые ему помешала  Великая Отечественная Война.

Когда началась война, мой дедушка пошел защищать родину от фашистских захватчиков. Он мало рассказывал о войне, вспоминал, что было очень тяжело и страшно. Война совсем не похожа на то, как ее часто изображают в кино, это он говорил моей маме. На самом деле в реальных военных условиях не всегда знаешь, где свои, а где враги. Бои идут постоянно и с переменным успехом, за день одна и та же высота или  село могут несколько раз завоевываться то неприятелями, то нашими войсками. Из рассказов дедушки о войне моя мама запомнила один. Дед в числе защитников Москвы, был комиссаром артиллерийского расчета. Его часть формировалась под Можайском в районе Вереи. Однажды, после окончания очередного сражения, уцелевшие бойцы не могли понять, где находится расположение их войсковой части, поскольку линия фронта менялась с каждым часом. Все, что было у деда и его команды, это один компас, карта и винтовки. Горстка еле живых солдат, среди  которых был и мой дед, несколько дней бродила по лесу. Устав от поисков, один контуженный указал на деда, командовавшего отрядом, мол, нужно его расстрелять, чтобы он не привел их прямо к немцам. В результате разногласий все разошлись в разные стороны. Раненый и обессиленный дедушка не терял надежды найти своих, силы его покидали, и он очень хотел отдохнуть в стогу сена, встретившемуся ему на пути.  Однако он понимал, что если уснет сейчас, то уже не проснется. Дед нашел в себе силы, переборол немощь и  все-таки нашел свою часть, где его встретили и отправили на излечение в Ленинградский госпиталь. Но до последних лет жизни его волновал вопрос, как сложилась судьба ушедших от него бойцов? Смогли ли они встретить своих или напоролись на немцев? Сейчас есть такая передача «Жди меня», где рассказывают удивительные истории военных лет. Думаю, деду было бы интересно написать письмо в редакцию и узнать о том, что произошло с бойцами.

Дедушка часто говорил маме о том, что и не надеялся выжить в этой страшной войне. Как он поднимал свой дух, находясь в тяжелейших полевых условиях?  Как говорят родные, дедушка очень любил читать, наслаждаясь богатством русского языка. Он знал наизусть много стихов и бессмертный роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин вообще, был его любимым поэтом и писателем. И вот, находясь в грязном окопе или в землянке во время затишья, он читал приходившие ему на память любимые строки, и на душе становилось легче. У тети сохранился его фронтовой дневник. В этой удивительной тетрадке странички полевых записей перемежаются со строчками из любимых стихов.

А еще огромное воодушевление вызывали военные песни тех лет. Его любимыми певцами были Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Лидия Русланова. Он с удовольствием пел «Синий скромный платочек» и песню про «Огонек». В этой песне поется о том, как молодая девушка провожает на фронт своего любимого, просит его бить из пулемета ненавистных захватчиков, а после войны просит вернуться домой. Дедушка  был молод и не женат. Он боялся, что погибнет, не успев жениться, и даже не мечтал о том, что у него будут дети, ведь на войне так часто встречаешься со смертью. Сейчас ,я думаю, он  мог бы  гордиться  своими детьми  и внуками, все они  стали достойными людьми!

Дедушка был отважным бойцом, он завоевал несколько медалей и Орден боевой красной звезды, который он получил за то, что добыл ценного «языка». Так в военное время называли захваченного в результате разведывательной операции военнопленного, который мог сообщить сведения о противнике – о количестве живой силы, боевой технике, дислокации основных сил, планах наступления.  Добытые сведения очень сильно помогали при организации собственных наступательных действий. Именно такого осведомленного офицера смог взять в плен мой дедушка и трое его  сослуживцев.

Нам трудно понять, как жили и воевали наши деды и прадеды. Ведь в то время не было никаких современных современных  средств информации. Не было приборов ночного видения, в самом  начале войне не было даже автоматов, стрелять приходилось из однозарядных винтовок, а вместо гранат были бутылки с зажигательной смесью. Еще меня удивляет, что боевой наступательной единицей считалась конница, на которую, как говоря, возлагались серьезные надежды! Аэропланы были деревянные и летали на низких высотах.  Еще более удивляет тот факт, что за короткое военное время в стране удалось наладить производство мобильных танков, автоматического оружия, боезарядов. Но венцом военного производства тех лет явилось создание  танка Т34 и легендарной «Катюши».  Кто же изготавливал для армии оружие и танки? Наши сверстники и их мамы. Они день и ночь стояли у станков, производя такую нужную для фронта боевую технику.

Вернувшись с войны, дедушка с огромным воодушевлением от победы, вместе со своими однополчанами взялся  за строительство разрушенной страны. Так много надо было построить! Но им все было по плечу, потому что они ощущали себя победителями.

На войну вместе с дедушкой из родного села уходили и его сводные братья, а его тетя была очень верующим  человеком, она соблюдала все традиции и три раза в день читала молитвы за деда и его братьев, чтобы они живыми и здоровыми вернулись с войны. Какова же была радость всех родных и сельчан, когда братья с победой вернулись  с   фронта!

После войны в стране остро ощущалась нехватка в грамотных  журналистах, способных хорошо писать в разных жанрах. Дедушка, обладая большим жизненным опытом, пройдя все тяготы войны, оказался очень востребованным специалистом. Он в это время много писал, переводил на бурятский  язык русскую классику. Мама говорит, что это очень творческая работа, требует исключительного знания тонкостей русского и бурятского языка. Дедушка, видимо, таким знанием обладал, потому что смог на протяжении восемнадцати дет руководить республиканской газетой  «Буряад Унэн» и переводить на бурятский язык фразеологизмы и обороты русской речи.

В 1947 году произошло еще одно знаменательное событие – он познакомился с моей бабушкой. Они встречались, много говорили. Дедушка жил там, где сейчас находится гостиница «Баргузин»,  а бабушка – на Трубачеева. Трамваев не было, маршруток и такси тоже, машины вообще были редкостью. Дедушка провожал бабушку каждый день по мосту через Уду, и в один прекрасный день объявил ей о том, что предлагает  свою руку и сердце и предложил пожениться.  Бабушка согласилась, и они прожили вместе более сорока лет. Это просто  удивительно !  В будущем  мне бы тоже хотелось создать  такую же крепкую семью .У них родилось трое дочерей, которые все получили высшее образование в столице нашей страны г. Москва.

Старшая дочь Надежда окончила  Музыкальную академию им. Гнесиных, всю свою жизнь посвятила музыке, защитила кандидатскую диссертацию о бурятской вокальной школе. Средняя дочь Тамара закончила факультет иностранных языков Московского государственного университета и в совершенстве владела английским и японским языками. Моя мама получила высшее технологическое образование в Московской академии пищевых производств и более десяти лет проверяла качество алкогольной продукции, поступавшей в республику, является автором рецептур нескольких ликеро-водочных изделий.

Мне очень жаль, что я не знал своего дела, но моя тетя говорит, что я ей чем-то его напоминаю. Мы уже изучаем биологию, и я знаю о такой науке, как генетика. Она говорит о том, что вся наследственная информация содержится в генах и передается от предыдущих поколений последующим. Есть легенда о том, что корни рода Цибудеевых восходят к соратнику Чингис-хана – военачальнику и полководцу Субудай-багатуру. Я не знаю, правда это или нет, но мне хочется верить, что во мне живут гены целеустремленности и любознательности моего деда, общительности и коммуникабельности моей бабушки, музыкальности моей тети, лингвистические способности моей второй тети, логического мышления моей мамы. Я очень благодарен  судьбе, которая подарила  мне таких  предков. Свою  признательность  и любовь мне хотелось бы выразить  в  форме небольшого  лирического размышления.

  1. Ода моему деду – достойному человеку великой страны

Хочу  поделиться   я  с миром

Ощущеньем  своим!

Мой дед замечательный-

Далеко он,

Но кажется мне-

Будто  рядом я с ним!

Одни у нас мысли, стремленья одни.

Так хочется крикнуть:

«Дедуля, смотри!

Взгляни  на меня-

Каким взрослым  я стал!

Наверно, не зря  ты  страну защищал,

Чтоб жили, трудились, горели мы вновь,

Чтоб вечно на свете  на этом жила бы любовь!

Циден  Цыбудеев из села  Шанага,

Пришел   мой дедуля покорять города.

Молодой и веселый ,

Ты студент и солдат!

И товарищей много , всяк  дружить с тобой рад!

И бурятский, и русский- твои языки,

И поэмы бессмертной  тебе строчки близки.

Я, Алдар Цыбудеев,

Молодой человек,

Хочу   Вам  поклониться

За нелегкий ваш  век!

И сказать всем  спасибо от лица  молодых

За героев страны,

Хоть и  нет  их в живых.

Вам  спасибо  сегодня  хочу я  сказать,

И за  мирное  время  в вашей судьбе,

Когда  шли  вы  сражаться, позабыв о  себе.

Поле  битвы у каждого  было свое:

У кого-то - завод, у кого-то - жнивье.

Мой  дедуля газету

Возглавлял много лет,

Очень дорог  теперь  мне вот  этот портрет,

Где Хоца Намсараев- бурятский поэт

Улыбается  деду и держит  ответ.

 Я,  Алдар Цыбудеев,

Молодой человек,

Я спешу , тороплюсь

В беспокойный свой век,

Но  когда затихает сует суета,

Я тебя  вспоминаю, дедуля, всегда!

Сквозь  туман промелькнувших

Суровых тех лет

Обещаю оставить

Достойный  свой  след!

Возвращаясь к генеалогии, я бы хотел, представить  вам мое родовое древо,  думаю, это  может  представлять  интерес, особенно для молодого поколения. (см. прил. 1)

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей работы я бы  хотел вернуться к тому , с чего начал : историю делают  люди  своими большими  и маленькими делами. .Главное, на мой взгляд, делать  это честно   и ответственно, чтобы и тобой могли гордиться твои дети  и  внуки, как  я горжусь своим дедушкой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История семьи в судьбе страны

история одной семьи за 133 года (с 1878 по 2011). За это время наша страна, наше государство пережило множество событий. Наша семья как и многие другие, не осталась в стороне. Вмести со страной, были ...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.  Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"

Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"...

Тест по чтению по теме "Судьба человека"

Тест позволяет проверить знания обучающихся по рассказу "Судьба человека"...