Зима в русском искусстве
методическая разработка по литературе (8 класс)

Открытый урок на тему "Зима в русском искусстве" (7-8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_russkom_iskusstve.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д.АЛЕКСЕЕВКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ

«ЗИМА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ», ПОСВЯЩЁННЫЙ ГОДУ КУЛЬТУРЫ

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

САЛИМБАЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

Оформление: презентация картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Иней. Восход солнца», «Сказка инея и восходящего солнца», «Зимний вечер», «Март», «Московский дворик»; слайд-шоу с фотографиями на тему «Зима».

        Музыкальное сопровождение: Г. Свиридов – композиция «Зимняя дорога»,

П.И. Чайковский – пьеса «Январь. У камелька».

        Цели урока:

  • Познакомить учащихся с художественными произведениями, музыкальными композициями, картинами художников на тему «Зима»;
  • Привить интерес к творчеству русских поэтов, музыкантов, художников;
  • Приобщить учащихся к прекрасному.

Действующие лица: ведущий, чтецы.

Форма организации

Межведомственное взаимодействие

  1. Литературно-музыкальная композиция
  2. Викторина

Школьная библиотека, ресурсы сети Интернет

Ход урока:

Ведущий: Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Рыленкова, Пастернака, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского и Свиридова. «В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

Чтец: Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ведущий: Мы с вами сегодня поговорим о русской зиме – снежной, суровой, благодатной и великолепной. И начнём наш рассказ с отрывка из произведения

К.Г. Паустовского «Прощание с летом». Вот как писатель увидел начало зимы:

        Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

     Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. <…>Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. <…> Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

     А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега… (Слова ведущего сопровождаются слайдами)

        Ведущий: Ваши одноклассники подготовили к сегодняшнему мероприятию замечательные стихи о зиме.

        Чтец 1: Н. Рыленков «У наших зим – особенная прелесть».

У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга,
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожжённые снега.
 
 
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.

        Чтец 2: Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

        Чтец 3: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

        (Исполнение стихов чтецами сопровождается слайдами)

        Ведущий: Русскую зиму воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Одним из них был Игорь Эммануилович Грабарь (далее следует рассказ ведущего об основных фактах жизни и творчества художника, сопровождаемый слайд-шоу из картин Грабаря)

        Ведущий: И снова поэзия! Послушайте стихотворения С.А. Есенина, которые, думаю, вам хорошо известны.

        Чтец 4: «Берёза»

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

        Чтец 5: «Разгулялась вьюга, наклонились ели»

Разгулялась вьюга, наклонились ели 
До земли. С испуга ставни заскрипели.
И в окно снежинки мотыльками бьются, 
Тают, и слезинки вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то ветер шлет на что-то 
И бушует люто: не услышал кто-то.
А снежинок стая все в окно стучится 
И слезами, тая, по стеклу струится.

        (Исполнение стихов чтецами сопровождается слайдами)

        Ведущий: Говоря о том, как изображают русскую природу поэты и художники, мы, конечно, не можем не остановиться ещё на одном виде искусства – музыке. Послушайте прекрасную музыкальную пьесу «Зимняя дорога», написанную Георгием Свиридовым по мотивам повести А.С. Пушкина «Метель». Помните, нужно «вслушаться и  всмотреться…» Представьте зимнюю дорогу, внезапно возникшую метель и быстрый бег лошадей, запряжённых в повозку. (звучит музыкальная композиция) Великолепная, завораживающая музыка. Но мы возвращаемся к художникам слова.

        Чтец 6: Б. Пастернак «Снег идёт»

Снег идет, снег идет. 
К белым звездочкам в буране 
Тянутся цветы герани 
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятенье, 
Bсе пускается в полет,- 
Черной лестницы ступени, 
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, 
Словно падают не хлопья, 
А в заплатанном салопе 
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, 
С верхней лестничной площадки, 
Крадучись, играя в прятки, 
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет. 
Не оглянешься- и святки. 
Только промежуток краткий, 
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой. 
В ногу с ним, стопами теми, 
В том же темпе, с ленью той 
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время? 
Может быть, за годом год 
Следуют, как снег идет, 
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет, 
Снег идет, и все в смятенье: 
Убеленный пешеход, 
Удивленные растенья, 
Перекрестка поворот.

        

        Чтец 7: А. Межиров «Тишайший снегопад»

Тишайший снегопад -

Дверьми обидно хлопать.

Посередине дня

В столице как в селе.

Тишайший снегопад,

Закутавшийся в хлопья,

В обувке пуховой

Проходит по земле.

Он формами дворов

На кубы перерезан,

Он конусами встал

На площадных кругах,

Он тучами рожден,

Он пригвожден железом,-

И все-таки он кот

В пуховых сапогах.

Штандарты на древках,

Как паруса при штиле.

Тишайший снегопад

Посередине дня.

И я, противник од,

Пишу в высоком штиле,

И тает первый снег

На сердце у меня.

        Чтец 8: И. Бунин «На окне, серебряном от инея»

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах — небо светло-синее

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно,

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

(Исполнение стихов чтецами сопровождается слайдами)

Ведущий: В заключение нашей литературно-музыкальной композиции прозвучит стихотворение Н. Рыленкова «Все богатства русского пейзажа»

Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
  
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей.
  
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

        Ребята, помните, всё это – леса, озёра, реки, горы – ваше. Любите природу, наслаждайтесь её красотами во все времена года. Не за горами долгожданная весна, а пока матушка-Зима и дедушка Мороз радуют нас своими забавами, кружевами инея на деревьях, свежим прохладным воздухом и желанием погреться у камелька.

        Звучит пьеса П.И. Чайковского «Январь. У камелька»

        В конце урока ведущий проводит с учащимися викторину на тему «Зима».
 

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Тесты по МХК к теме "Русское искусство II половины 19 века"

Тестовые задания в форме презентаций облегчают работу обучающихся, дают возможность ещё раз увидеть произведение искусства, закрепить полученные на уроках знания....

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. «Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова».

план- конспект урока по программе Б.М.Неменского 7 класс.Тематическая картина в русском искусстве XiX века...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Конспект лекций по дисциплине «История искусства» (история русского искусства)

Изучения истории русского искусства позволит студентам получить представление об основных этапах и общих законах развития искусства, его видах, формах, направлениях и стилях, понять специфику отдельны...

Образ зимы в произведениях искусства

Как важно видеть прекрасное в мелочах. Данная работа пригодится как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях....