Рабочая программа по литературе, 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)

Гомбодоржиева Эржена Бадмацыреновна

УМК В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

МО Иволгинский район

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/____________/

Протокол № ___ от

«____»  ____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Сужинская СОШ

___________/Жамсаранова Н.А./

«____»  ______________20___г.

«Утверждено»

Директор МОУ Сужинская СОШ

_____________/Жапова Т.Ц./

Приказ №___от «___»______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРА

Уровень образования (класс)

6 класс

Количество часов: 102

Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)

Гомбодоржиева Эржена Бадмацыреновна (1 категория)

с. Сужа

2019

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта http://минобрнауки.рф/documents/336, Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ), Положения о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа).

Учебник: 

Литература 6 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений.

В двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной.

Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Общая характеристика  учебного предмета

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

Литература как учебный предмет обладает  огромным  воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность  не только  развивать  интеллектуальные  способности  учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые  позволят им адекватно воспринимать  проблематику  произведений отечественной классики, т.е. включаться  в диалог с писателем. Приобщение к  «вечным» ценностям, исповедуемым литературной   классикой, является  одним из главных  направлений  школьного литературного образования и способствует  постановке  таких  его приоритетных  целей, как:

1)Воспитание  духовно  развитой личности, испытывающей потребность  в саморазвитии и внутреннем  обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного  духовного опыта  в общественной практике;

2) Формирование  гуманистического мировоззрения, базирующегося  на понимании ценности человеческой  личности, признании за нею права  на свободное  развитие  и проявление  её творческих способностей;

3) Формирование основ  гражданского самосознания, ответственности  за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной  позиции;

4) Воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой  истории и  культуре, а также  уважения к истории  и традициям  других  народов;

5) Развитие нравственно-эстетического подхода  к оценке  явлений  действительности, стремления  к красоте  человеческих  взаимоотношений, высокие образцы которых  представлены в произведениях  отечественной классики;

6) Приобщение  к творческому  труду, направленному  на приобретение  умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения  литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Курс литературы  в 5-8 классах  строится на основе   сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического  принципов. В 9 классе  начинается  линейный курс  на историко-литературной  основе (древнерусская литература-литература ХVIIIв.- литература первой половины  ХIХ в.), которое продолжается  в старшей школе.

Содержание  каждого курса (класса) включает в себя  произведения  русской и зарубежной  литературы, поднимающие  вечные проблемы(добро, зло, жестокость  и сострадание, великодушие, прекрасное  в природе и человеческой жизни, роль  и значение  книги  в жизни писателя и читателя  и т.д.)

В каждом из курсов затронута одна  из ведущих  проблем (например, в 5 классе- внимание  к книге; в 6 классе- художественное произведение  и автор, характеры героев; в 7классе- особенности  труда писателя , его позиция изображение человека  как важнейшая  проблема  литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы  и истории(подготовка к восприятию курса на   историко –литературной  основе), в 9 классе- начало курса на историко-литературной основе)

В рабочей программе  курс каждого класса  представлен разделами:

1.Устное народное творчество

2.Древнерусская литература

3.Русская литература Х VIII века

4.Русская литературы ХIХ века

5Русская литература ХХ века

6.Литература народов России

7.Зарубежная литература

8.Обзоры

9.Сведения по теории и истории литературы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      1) Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

     2) Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

       Личностные результаты:

- совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности, воспитание  чувства любви  к многонациональному Отечеству, уважительного  отношения  к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )

- формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

  • обучение целеполаганию;
  • самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
  • анализировать условия достижения цели;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • принимать решения в проблемной ситуации;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД: 

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • создавать тексты определённого жанра;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям;
  • обобщать понятия;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
  • пользоваться изучающим видом чтения;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • строить рассуждения;
  •  осуществлять сравнение;
  • излагать содержание прочитанного текста выборочно;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять анализ;
  • учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять классификацию
  • Умение понимать проблему, выдвигать  гипотезу, структурировать материал, подбирать  аргументы для  подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и  письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • Умение самостоятельно  организовывать  собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов;

Предметные результаты

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

•        выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования                 представлений о русском национальном характере;

•        видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

•        выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

•        использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

•        выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

•        пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

•        выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от     фольклорной;

•         осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

•         адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

•        воспринимать художественный текст как произведение искусства;

•        определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•        выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•        определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•        создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•        сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Содержание  учебного предмета

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование

по предмету

Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Писатели – создатели и хранители книги

2

1

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. «В дорогу зовущие»

1

2

Вн.чт. Моя книжная полка

1

Устное народное творчество

3

3

Обрядовый фольклор

1

4

Пословицы и поговорки. Загадки

1

5

Сочинение по пословице

1

Древнерусская литература

2

6

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы

1

7

«Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях.

1

Произведения русских писателей XVIII  века

1

8

Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

1

Произведения русских писателей XIX века

43

9

И.А. Крылов. Басня «Листы и Корни»

1

10

И.А. Крылов. Басня «Ларчик» и «Осёл и Соловей»

1

11

Художественное чтение наизусть как интерпретация басни. Чтение наизусть басен И.А. Крылова.

1

12

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

1

13

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно- поэтический колорит стихотворения

1

14

«Зимнее утро». Мотивы единства человека и  природы.

1

15

Лирика А.С.Пушкина

1

16

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием

1

17

Повесть А. С. Пушкина «Барышня- крестьянка» Образ автора - повествователя.

1

18

Кр Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»

1

19

А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства.

1

20

А.С.Пушкин «Дубровский». Дубровский-старший
и Троекуров.

1

21

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1

22

А.С.Пушкин «Дубровский». Бунт крестьян.

1

23

А.С. Пушкин «Дубровский» Осуждение произвола и деспотизма в повести.

1

24

А.С. Пушкин «Дубровский» Защита чести, независимости личности в повести.

1

25

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям

1

26

Рр Подготовка
к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

1

27

Рр Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

1

28

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха

1

29

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «На севере диком...» Тема красоты и гармонии с миром.

1

30

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Утес», «Три пальмы» Особенности выражения темы одиночества.

1

31

Рр Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть

1

32

И. С. Тургенев. Литературный портрет писателя.  «Бежин луг». Сочувственное отношение
к крестьянским детям

1

33

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

1

34

Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

1

35

Составление электронного альбома «Словесные и живописные  портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). Проект.

1

36

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...», Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта.

1

37

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун
поднялся...» Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека.

1

38

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

39

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

1

40

Рр Выразительное чтение

1

41

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

42

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога».

1

43

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

44

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

45

Народ и власть в сказе о Левше.

1

46

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

47

Н. С. Лесков «Человек на часах»

1

48

Рр Подготовка  к  сочинению  «Лучшие  качества  русского  народа  в  стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” и в сказе Н. С. Лескова «Левша»

1

49

А. П. Чехов. «Тонкий и толстый».  Речь героев рассказа. Юмористическая ситуация.

1

50

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» Роль художественной детали.

1

51

Рассказы А. П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте»

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

2

52

Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого». Защита проекта

1

53

Защита проекта «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого.

1

Произведения русских писателей ХХ века

20

54

А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор».

1

55

А. И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя.

1

56

А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям.

57

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

1

58

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»).

Тема служения людям.

1

39

А. С. Грин. «Алые паруса».

1

60

К.  М.  Симонов  «Ты  помнишь,  Алеша,  дороги  Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне.  

1

61

Д. С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.

1

62

Образ Синявинских высот в военной лирике 20 века.

1

63

Рр Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений о войне.

1

64

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

1

65

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1

66

Кр Контрольная работа. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

1

67

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени

1

68

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в рассказе.

1

69

В. Г. Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения

1

70

Вн чт Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный…».

1

71

Рр Сочинение на тему «Уроки доброты в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина»

1

Писатели улыбаются

5

72

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев.

1

73

Рассказы В. М. Шукшина «Сельские жители», «Чудик», «Критики» и др. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

1

74

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

75

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе.

1

76

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой – повествователь в рассказе.

1

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века

5

77

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

1

78

С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

1

79

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

1

80

Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцова.

1

81

Рр Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений о войне.

1

Из литературы народов России

2

82

Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю.

1

83

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа.

1

Из зарубежной литературы

15

84

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

85

Геродот «Легенда об Арионе»

1

86

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.

1

87

Гомер «Одиссея».  Героический эпос Гомера.

1

88

Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

89

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы.

1

90

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Мастерство Сервантеса – романиста.

1

91

И. Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка».

1

92

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы в новелле.

1

93

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами

1

94

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

1

95

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

1

96

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

1

97

Рр Подготовка к сочинению – размышлению.

1

98

Рр Сочинение – размышление.

1

99

Кр Итоговый тест

1

Повторение

2

100

Литературный праздник “Путешествие по стране Литературии 6 класса”

1

101

Итоги года. Задание на лето

1

102

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....