Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Копылова Наталья Сергеевна

Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско- патриотическое становление школьников на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_urok_literatury_v_5_klasse.docx55.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

ТЕМА: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого  «Кавказский пленник»?

Цель : осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; подготовиться к написанию сочинения.

Задачи:

Образовательные: Обобщение и систематизация полученных знаний.

                                Формирование умений выделять главное в тексте.

                                Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей.

                                Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие: Формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.   Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование представлений о мире и международном  сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;

Метапредметные:

- развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно  планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

  • умение грамотно строить письменную  монологическую речь.                  

Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», иллюстрации.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. (приветствие, пожелание хорошей работы)

II. Целеполагание

-  Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, дома напишете  сочинение.

 

 III. Актуализация знаний.

- Автор создает образ каждого персонажа с помощью портрета, поступков, речи, показа взаимоотношений героя с другими людьми. И мы познакомились с новым для вас художественно-изобразительным средством  «говорящие» фамилии. Давайте вспомним , о чём же нам «говорят» фамилии главных героев рассказа «Кавказский пленник»?

/ «Жила» – прочное окончание мышц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин./

/«Костыль» - палка для хромых или больных людей. Таким образом, автор словно подсказывает, что Костылин слабый, нуждающийся в помощи и поддержке человек. /

-   Найдите и зачитайте отрывки из текста рассказа, подтверждающие правоту предположений.

  • Правильно. Наша задача - научиться видеть в тексте эти авторские средства, чтобы понимать мысли и чувства героев, объяснять мотивы их поступков.

IV. Работав группе.  Разделимся  по группам, составим  синквейны на героев рассказа. Представьте их вниманию своих товарищей.

 Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста.

 1 группа – Жилин; 2 группа – Костылин;  3 группа - Дина

                      Жилин

Смелый, добрый, трудолюбивый.

Помогает, лечит, рукодельничает.

Он не привык отступать перед трудностями.

Герой!

Костылин                                                                                                   Дина

Трусливый, ленивый, безвольный.                                                 Добрая, заботливая.

Ноет, спит, ждёт (денег).                                                                  Помогает, рискует, грустит.

Боится трудностей и боли.                                                             Способна оценить доброту.

Эгоист!                                                                                             Преданный друг!

V. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.

Обсуждение синквейнов.

- Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли, смелость, любовь к Родине

 - Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.

- Как относятся татары к Жилину и Костылину? Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?

Жилин -  спокойный, уверенный и выносливый, а Костылин все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.

- Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

Простые люди всегда могут найти общие интересы, поэтому отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.

-  Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.

- Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.

-  Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

- Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев?

- Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть. Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.

 

 VI. Закрепление литературоведческих понятий.

 -    На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас на листах. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой?

Система образов в рассказе

 Война делает людей жестокими, она несёт с собой смерть, ненависть к людям. Она бесчеловечна, так как губит в душах самое святое: любовь к ближнему, взаимопонимание и взаимоуважение между национальностями, возможные в мирное время. Кроме того, желая выжить любой ценой, слабый человек поддаётся больше инстинктам, чем разуму, в нём проявляются все самые плохие, низменные качества: ненависть, жадность, эгоизм, трусость, предательство и др. Это мы наблюдали, анализируя поведение Костылина, Абдул Мурата и старика-татарина.

VII. Этап осмысления.

-  Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.

Проблемные вопросы к рассказу:

       Какие качества помогают Жилину в жизни?

Как необходимо относиться к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе?

Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?

Возможна ли дружба людей разных национальностей?

Каковы основные идеи рассказа?

- Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?

VIII. Итоги урока

  Ребята, над чем же нас заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого? Что вы должны отразить в ваших сочинениях?

Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.

Л.Н.Толстой помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.

Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.

Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни.

Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.

IX.Этап рефлексии.

Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные задачи?

-Чьи выступления понравились больше  всего и почему?

-Поставьте оценки себе сами.

IX. Домашнее задание.

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

           

Проблемные вопросы к рассказу:

  1. Как необходимо относиться к людям другой национальности?
  2. Что мешает людям жить в мире и дружбе?
  3. Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?
  4. Возможна ли дружба людей разных национальностей?
  5. Каковы основные идеи рассказа?

Составьте письменный ответ на один из проблемных вопросов

                                          (3-4 предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....