Литературная гостиная "Романтические поэмы А.С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Чичагова Анастасия Юрьевна

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romanticheskie_poemy_pushkina.doc60 КБ
PDF icon romanticheskie_poemy.pdf2.82 МБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ. РОМАНТИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ ПУШКИНА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.  Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о романтизме в литературе. Романтический – мы довольно часто употребляем эти слова. Какие сочетания они образуют?  (Возможные ответы: романтическая встреча, романтичная обстановка и т.д.)  СЛАЙД 1.

Будем помнить о том, что слово РОМАНТИЧЕСКИЙ многозначное СЛАЙД 2.

Мы сегодня поговорим о литературоведческом термине «романтическая поэма», и сформулируем его научное определение. Для этого мы обратимся к произведениям А.С. Пушкина (4 группы отвечали на вопросы и подготовили иллюстрации и выступление к нашей сегодняшней беседе). Слушая выступления представителей каждой группы будем отмечать признаки «РОМАНТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ» в каждом произведении. СЛАЙД 3.

Мы  начнем, разумеется, с поэмы «Руслан и Людмила». Как вы думаете, почему  В.Г. Белинский писал:  «ни одно произведение Пушкина... не произвело столько шума и криков, как „Руслан и Людмила“...» (XI, 189).

Причина ожесточенных споров современников в новаторском, «боевом»  характере поэмы…

ГРУППА 1.

ВЕДУЩИЙ 1. «Друзья Людмилы и Руслана» - так обращается Александр Сергеевич Пушкин к своим читателям на страницах романа «Евгений Онегин». Действительно, первая поэма великого поэта «Руслан и Людмила», которая вышла в свет в начале августа 1820 года, никого не оставила равнодушным. СЛАЙД 4.

ВЕДУЩИЙ 2. Это было первое крупное произведение Пушкина.  Нужно отметить, что «Русланом и Людмилой» был определен, в основных чертах, тот новый тип поэмы, который господствовал потом на протяжении двух-трех десятков лет. СЛАЙД 5.

ВЕДУЩИЙ 3.  Поэма Пушкина была большим литературным событием. «Причиною энтузиазма, возбужденного „Русланом и Людмилою“, — писал Белинский, — было, конечно, и предчувствие нового мира творчества, который открывал Пушкин всеми своими первыми произведениями...» (XII, 4).  СЛАЙД 6.

ВЕДУЩИЙ 4. Пушкинская же поэма и по своему содержанию, и по объему (шесть песен), и по стройности композиции, и по вложенному в нее лиризму принадлежала эпосу. Она вскоре была включена в разряд произведений «образцовых».  Победа Пушкина была решающая: она на многие годы определила дальнейшее развитие русской литературы. СЛАЙД 7.

ВЕДУЩИЙ 1. Однако новаторство поэмы вызывало негодование некоторых критиков. Например, А. Глаголев, подписавшийся «Житель Бутырской стороны», возмущался близостью  произведения к народным источникам, указывал на «низкие картины». Впечатления от поэмы Пушкина критик сравнивал с впечатлением, которое произвел бы «гость с бородою, в армяке, в лаптях», ворвавшийся в «московское благородное собрание» и закричавший: «Здорово ребята!». СЛАЙД 8.

ВЕДУЩИЙ 2. Поэма «Руслан и Людмила» имела большое значение для развития русского литературного языка. Хотя в языке этого произведения есть поэтический язык как у Батюшкова и Жуковского, однако целые эпизоды поэмы написаны живым, разговорным языком (например, Людмила у зеркала с шапкой-невидимкой или ее знаменитое «не стану есть, не буду слушать, умру среди твоих садов!» Подумала – и стала кушать».)  СЛАЙД 9.

ВЕДУЩИЙ 3.В литературном отношении это была смелая оппозиция Жуковскому.

Пушкин решительно противопоставлял «историзм», которому подчинен был фантастический сюжет его поэмы, жизнерадостную романтику и задорную насмешливость.

Ведущий 4. Новаторство Пушкина была признано Жуковским, который подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного-учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820 марта 26 великая пятница». СЛАЙД 10.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Южные поэмы — следующая ступень в развитии пушкинского романтизма. Пушкин причисляет себя к тем романтикам, которым присущи поэтическое новаторство, нарушение отживших форм и традиций. Именно в таком духе написаны «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».  

ГРУППА 2.

ВЕДУЩИЙ 1. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК (начата и закончена в феврале 1821 г.)

Пушкин ставит целью создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.). Поэтому жанр Пушкин определит как повесть.  СЛАЙД 11.

ВЕДУЩИЙ 2. Главная тема — поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. СЛАЙД 12.

ВЕДУЩИЙ 3. Центральный эпизод — объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка неизбежна: Пленник еще не исцелился от прежнего чувства любви, а любовь Черкешенки наивна. Требование Черкешенки «свободу, родину забудь» Пленник принять не может. СЛАЙД 13.

ГРУППА 3

ВЕДУЩИЙ 1. Другой особенностью пушкинского романтизма становится образ Востока, по-разному присутствующий в южных поэмах. Так в «Бахчисарайском фонтане», (поэме, написанной осенью 1923 г.) есть восточный колорит, изображение Крыма вообще на основе фантазии и личных впечатлений, а не историко-археологических разысканий. СЛАЙД 14.

 ВЕДУЩИЙ 2. Сюжетом для поэмы послужило предание XVIII века о княжне Потоцкой, похищенной ханом Керим Гиреем. Предание это Пушкин слышал от Н. Н. Раевского или от одной из его сестер. Элегический тон личных воспоминаний составляет лирическую основу поэмы. СЛАЙД 15.

ВЕДУЩИЙ 3. Все образы окрашены лирически. Это как бы «видения», свободно возникающие в воображении поэта, которые следуют друг за другом в лирическом «беспорядке». Образ мрачного Гирея в начале поэмы; далее картина гарема; описание покинутой ханом «красы гарема» — грузинки Заремы; затем история польской княжны Марии и ночное появление Заремы в ее светлице, которым и оканчивается все действие поэмы. СЛАЙД 16.

ВЕДУЩИЙ 1. В поэме есть только один монолог Заремы, перебиваемый одной репликой Марии. Однако все признавали, что в «Бахчисарайском фонтане» впервые проявилось драматическое дарование Пушкина. Дельвиг писал в «Литературной газете» (1830, № 22): «Пушкин... в сцене Заремы с Марией уже ясно обнаружил истинное драматическое дарование, с большим блеском развившееся в трагедии Борис Годунов и в исторической поэме Полтава». СЛАЙД 17.

ВЕДУЩИЙ 2. В 1825 году А. А. Шаховской переделал пушкинскую поэму в «романтическую трагедию», которая шла с огромным успехом. В роли Заремы выступала Семенова, Гирея играл Каратыгин; монолог Заремы, по словам современника, «привел в восторг весь театр». Сам Пушкин впоследствии находил, что «сцена Заремы с Марией имеет драматическое достоинство» (XI, 145). СЛАЙД 18.

ГРУППА 4

ВЕДУЩИЙ 1. Осенью 1824 г. уже в Михайловском Пушкин закончил поэму «Цыганы». Герой продолжает Пленника из первой южной поэмы (напечатано полностью в 1827 году).   Алеко — это совсем не слабый, тоскующий человек, как Пленник. Он озлоблен против людей и «просвещенья» (т. е. цивилизации), он мстителен, он «зол и смел».  СЛАЙД 19.

ВЕДУЩИЙ 2. Однако Пушкин вскрыл заключавшееся в этом протестующем герое внутреннее противоречие, разоблачил его индивидуалистические черты, противопоставив им «смиренную вольность» идеализированной в духе «естественного права» цыганской общины. СЛАЙД 20.

ВЕДУЩИЙ 1. Двойное убийство — Земфиры и молодого цыгана — совершено им совсем не в ослеплении страсти; оно вытекало из его мстительного характера и эгоистических побуждений. Устами старого цыгана произносится в финале поэмы приговор над эгоистическим индивидуализмом героя:

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас —

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел — оставь же нас. СЛАЙД  21.

ВЕДУЩИЙ 2. Современники воспринимали Алеко как дальнейшее развитие образа «Кавказского пленника», т. е. как романтического героя, не понятого и одинокого. Никто не замечал, что индивидуалистические черты героя развенчаны Пушкиным и что в этом и состоит одна из основ идейного замысла поэмы.  «Цыганы» — не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая.  

СЛАЙД 22.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.  Четыре произведения великого поэта – что же их объединяет? Какие же признаки РОМАНТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ мы можем отметить? СЛАЙД 23.

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Литературное чтение. Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича  по предмету Литературное чтение...