Интегрированный урок "Евгений Онегин. Два шедевра"
методическая разработка по литературе

Красносельская Татьяна Валерьевна

Интегрированное занятие «Евгений Онегин». Два шедевра» разработано в русле педагогики искусства. Оно представляет собой цепочку проблемных заданий, выполняя которые ученики совершают действия, направленные на проживание, оживление, сопоставление, осмысление и анализ происходящего. В процессе занятия они самостоятельно добывают новые знания. Разработка включает социо-игровые элементы, в частности работу в малых группах со сменой мизансцен с учетом особенностей каждого задания. Может быть использовано на уроках литературы в 9 классе, на уроках музыки в 7-8 классах, а также при организации занятий по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ход урока29.76 КБ
Файл задание 122.17 КБ
Файл задание 215.38 КБ
Файл zadanie_gruppe_3.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Евгений Онегин. Два шедевра».

Цель: используя цепочку проблемных заданий, углубить и расширить знания учащихся в области литературы и музыки 19 века на примере романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского

Задачи:

Образовательные:

- расширение представлений учащихся о романе «Евгений Онегин», важности понимания   культурного контекста при изучении художественных произведений, сравнение произведений разлияных видов искусств.

- развитие метапредметных навыков;

- развитие умений аналитического характера;  

Воспитательные:

- развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся,

- воспитание умения ценить прекрасное.

- получение интеллектуальной и эмоциональной радости от процесса творчества

Развивающие:

- развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско-творческих задач;

Практические:

- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;

-  извлечение необходимой информации аудио-визуального характера;

-  развитие навыка работы в малых группах.

Ожидаемые учебные результаты:

Личностные:

– формирование осознанного и ответственного отношения к пониманию и изучению  искусства; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- формирование умений выделять общее и существенное;

– формирование навыка сопоставления и анализа языка искусства;

Предметные:

– формирование и развитие коммуникативных умений во время восприятия и анализа музыкальных произведений;

– формирование умений выделять существенные черты при определении стилевых направлений.

Необходимые ресурсы, материалы: мультимедийный проектор, экран компьютер, дидактические материалы.

Ход занятия.

I. Объединение в 3 группы (из общего круга рассчитаться на композиторов, литераторов, артистов)

1 слайд.

II. Задание (для определения проблемы) Подобрать слово, обобщающее всё, что изображено на слайде. (Ключевое слово -  текст)

 В ходе занятия  речь пойдет о  двух произведениях искусства различных жанров, несущих различный смысл, данный им их авторами, но которые, в силу сходства сюжета и названия, многими людьми читаются одинаково и понимаются как пересказ  одного текста средствами другого вида искусства.

2-й слайд

Перед вами  2 символа. Объяснить первый из них  не представляет  никакой трудности. А историю второго вы сейчас услышите. После этого предположите, что сказано в этой записи.

 Свою версию  нужно передать любым способом без слов ( пантомимой, мелодией, рисунком).  

Это было в 1913 году. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка московской  гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил   на груди. Дядюшка долгое время противился, объясняя это тем, что племянница мала и  всё равно ничего не поймёт. Наконец он снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано, кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез - си - фа-диез – ми.  Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: «Дядюшка, я знаю, что здесь написано!»

Подсказка (если нужно) этот медальон был  получен  дядюшкой в подарок от своей невесты перед свадьбой. 

Представление версий команд.

Музыкальный фрагмент. Ариозо Ленского.

3-й слайд. Эта фраза является символом оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», написанной на сюжет одноименного романа А.С. Пушкина, в некоторых смыслах которых  мы попробуем сегодня разобраться.

4-й слайд.   А также понять, в чем принципиальная разница  между оперой и романом Пушкина, послужившим её сюжетной основой.

III.Задания по группам 5-й слайд.   

1-я группа

1. Сравните отрывок романа с соответствующим  ему фрагментом  либретто. Какие существенные  отличия вы заметили?

2.Проанализируйте фрагмент либретто на предмет употребления автором местоимений 2-го лица. Предположите, зачем автор  внёс  изменения?

( Чайковский  изменяет лицо, от которого ведётся повествование: в ариозо Ленского  -  от автора к 1-му лицу; в заключительной сцене Онегин цитирует письмо Татьяны от  своего имени)

Попробовать предположить, зачем Чайковскому такие изменения?

Объяснение способов интерпретации произведений с позиции   культуры 19в, социальных и семейных отношений.

Общее задание. 6-й слайд. Перед вами стихотворение Пушкина, создание которого совпадает со временем работы над романом.

Какие особенности отношений  в обществе начала 19 в.  оно отражает?

 В XIX веке переход на «ты» для людей света, даже родных  или хорошо знакомых, означал особо доверительные,  близкие отношения. Если же это происходило публично, то воспринималось  как нечто, выходящее за рамки  нормы, когда человек оказывался не в состоянии владеть своими эмоциями. В конце века в семьях, считавших себя современными  и прогрессивными,   между отцом и сыном  стало модным невозможное прежде «ты». Но,  несмотря на это,  переход  на «ты» в обществе, по-прежнему, был шагом сверх эмоциональным.

 Выводы (относительно эмоционального состояния героев и социально-культурных изменений в обществе за 50 лет)

Группа 2. Слайд 7.

 1.Прочитайте фрагмент романа «Евгений Онегин»  - гл. III, ст.XXXVIII

Из имеющихся фотографий  и предметов создайте  коллаж – план усадьбы Лариных и отметьте  на нём путь Татьяны от комнаты, в которой  она услышала о приезде Онегина, до скамьи, где произошло их объяснение (используйте куклу).

2. Из списка слов выберите 3-4, которые, на ваш взгляд, наиболее точно передают  характер  этого фрагмента (или подберите свои): 

Насмешливо,Серьезно,Тревожно,Драматично,Легко,Игриво,Выразительно,.Напряженно,Пылко,Несерьезно,Горячо,Трепетно,Колко,Обеспокоенно,Рас-троганно,Свысока,Страстно, Взволнованно, Иронично…

Общее задание. Слайд 8

Послушать фрагмент оперы, соответствующий аналогичному эпизоду в романе.

Сравнить и сделать выводы относительно интерпретации авторами эмоционального состояния героини. Какими средствами это достигается?

Группа 3. Слайд 10.

  1. Сравните  действующие лица оперы и персонажи романа. Найдите среди них новую фамилию, введённую в оперу Чайковским.

      2. Из текста романа  выпишите  определения, которые характеризуют этого  героя у Пушкина и придумайте  свой  ряд определений, характеризующих его в либретто.

Общее задание. Прослушать арию Гремина и предположить, почему  Чайковский сделал образ князя таким значимым и весомым?

(Активное обсуждение в обществе вопросов свободы чувств и отношений. Появление романа «Анна Каренина». Недостаточность факта замужества)

Финал.Слайд 11

  1. Сравните окончание романа и финал оперы (либретто) по эмоциональному состоянию. В чём вы видите  разницу?

Вспомнить музыкальный язык Ариозо Ленского. Что происходило, когда появлялось «ты»? (эти моменты  в вокальной и/или оркестровой партиях  подготавливают кульминацию или являются ею).

  1. Почему автор  намеренно изменяет пушкинский  текст в либретто, а музыкальную речь доводит до кульминационных высот в этих моментах?

     3. Где  (роман или опера)  возможно продолжение истории (открытый финал)?

Обсуждение. Выводы. Слайд 4.

Чайковского интересовала только  личная драма ( не случайно у самого Чайковского в первом варианте оперы последние слова главного героя звучали так: «О смерть, о смерть, иду искать тебя!») главных героев романа: сюжетная линия Татьяна — Онегин и линия, ей сопутствующая, Ленский — Онегин. Здесь коренное отличие «лирических сцен» Чайковского от романа Пушкина, где развитие действия неотрывно от широкого изображения русской жизни первой четверти XIX века, от повествования, полного «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет...»  (Какая группа быстрее найдёт и зачитает представление Пушкина) 

Чайковский не ставил перед собой задачу пересказать роман: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимой силой захотелось положить на музыку все, что в „Онегине" просится на музыку. Я это сделал, как мог»

Рефлексия в кругу (личные открытия).

 



Предварительный просмотр:

Группа 1

Сравните отрывок романа с соответствующим  ему фрагментом  либретто. Какие существенные  отличия вы заметили? Проанализируйте фрагмент либретто на предмет употребления автором местоимений 2-го лица. Предположите,  для чего  автор намеренно внёс эти изменения?

Роман

Глава вторая

XX

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Ни охлаждающая даль,
Ни долгие лета разлуки,
Ни музам данные часы,
Ни чужеземные красы,
Ни шум веселий, ни науки
Души не изменили в нем,
Согретой девственным огнем.

XXI

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.

Либретто

Действие 1. Картина 1.

Ленский

Я люблю вас,
Я люблю вас, Ольга,
Как одна безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль!
Я отрок был, тобой плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Я был свидетель умиленный
Твоих младенческих забав!
В тени хранительной дубравы
Я разделял твои забавы, ах!
Я люблю тебя, я люблю тебя,
Как одна душа поэта только любит:
Ты одна в моих мечтаньях.
Ты одно мое желанье,
Ты мне радость и страданье.
Я люблю тебя, я люблю тебя,
И никогда ничто: ни охлаждающая даль,
Ни час разлуки, ни веселья шум —
Не отрезвят души,
Согретой девственным любви огнем!



Предварительный просмотр:

Задание группе 2.

1.Прочитайте фрагмент романа «Евгений Онегин»  - гл. III, ст.XXXVIII

Из имеющихся фотографий  и предметов сделайте  коллаж – план усадьбы Лариных и отметьте  на нём путь Татьяны от комнаты, в которой  она услышала о приезде Онегина, до скамьи, где произошло их объяснение (используйте куклу).

2.

Из списка слов выпишите те, которые, на ваш взгляд, наиболее точно передают  характер  этого фрагмента:

Иронично

Насмешливо

Серьезно

Тревожно

Драматично

Легко

Игриво

Саркастически

Выразительно

Трагично

Напряженно

Пылко

Несерьезно

Горячо

Трепетно

Колко

Обеспокоенно

Смятенно

Растроганно

Свысока

Страстно

Взволнованно…

или  придумайте свои определения.

РОМАН

Глава третья

XXXVIII

И между тем душа в ней ныла,
И слез был полон томный взор.
Вдруг топот!.. кровь ее застыла.
Вот ближе! скачут... и на двор
Евгений! «Ах!» — и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит; взглянуть назад
Не смеет; мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
И, задыхаясь, на скамью

XXXIX

Упала...
         «Здесь он! здесь Евгений!
О боже! что подумал он!»
В ней сердце, полное мучений,
Хранит надежды темный сон;
Она дрожит и жаром пышет,
И ждет: нейдет ли? Но не слышит.
В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)



Предварительный просмотр:

Задание группе 3

  1. Прочитайте списки действующих лиц оперы и персонажей романа.  Сравните их по количеству  и найдите среди них новую фамилию, введённую в оперу Чайковским.

      3. Из текста романа  выпишите  определения, которые характеризуют этого  героя у Пушкина и придумайте  свой  ряд определений, характеризующих его в опере.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ОПЕРЫ:

Ларина, помещица

меццо-сопрано 

Татьяна 

http://feb-web.ru/feb/pushkin/music/libr/lib-008.gif

ее дочери

сопрано 

Ольга 

контральто 

Филиппьевна, няня

меццо-сопрано 

Евгений Онегин 

баритон 

Ленский 

тенор 

Князь Гремин 

бас 

Ротный 

бас 

Зарецкий 

бас 

Трике, француз-гувернер

тенор 

Гильо, француз, камердинер Онегин                

Крестьяне, гости на балу.

Персонажи романа «Евгений Онегин»:

Евгений Онегин

Ольга Ларина

Татьяна Ларина,

Дмитрий Ларин

Владимир Ленский

Панфил Харликов

Каверин

Зарецкий

Пыхтин

Пустяков

Флянов

Лукерья Львовна

Любовь Петровна

 Пелагея Николаевна 

Филипьевна

Акулька

Андрюшка

Анисья

Агафон

Пашенька  

а также:

Истомина, Семёнова, Катенин, Дидло, И.Ф.Богданович, Е.А.Баратынский, В.А.Озеров, Я.Б.Княжнин, Август Лафонтен, Джордж Гордон Байрон, Вальтер Скотт,  Жермена де Сталь, А.С.Шишков, П.П.Каверин, Наполеон Бонапарт, П.Я.Чаадаев, Биша,

ТиссоД.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, Фридрих Шиллер, Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Иммануил Кант

и другие.

Роман

Глава VIII

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал...
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
…………………………….

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.

XVII

«Ужели, — думает Евгений: —
Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя. —

XVIII

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» — Около двух лет. —
«На ком?» — На Лариной. — «Татьяне!»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
— О, так пойдем же. — Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него...

Либретто        

Онегин (Гремину) 

Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?

Гремин

Ага, давно ж ты не был в свете!
Постой, тебя представлю я!

Онегин

Да кто ж она?

Гремин

Жена моя.

Онегин

Так ты женат? Не знал я ране.
Давно ли?

Гремин

Около двух лет.

Онегин

На ком?  

Гремин

На Лариной.

Онегин

Татьяне?

Гремин

Ты ей знаком?

Онегин

Я им сосед.

Гремин

Любви все возрасты покорны:
Ее порывы благотворны
И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой.
Онегин, я скрывать не стану:
Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла...
Она явилась и дала,
Как солнца луч среди ненастья,
Мне жизнь и молодость,
Да, молодость и счастье.
Среди лукавых, малодушных,
Шальных, балованных детей,
Злодеев и смешных и скучных,
Тупых, привязчивых судей;
Среди кокеток богомольных,
Среди холопьев добровольных,
Среди вседневных модных сцен,

Она блистает, как звезда во мраке ночи,
В небе чистом,
И мне является всегда
В сиянье ангела лучистом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. – семинар русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».

С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах....

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Методический паспорт интегрированного межклассного проекта "Один день с Евгением Онегиным".

Разработка учителей литературы и географии на основе образовательного маршрута  "Один день с Евгением Онегиным", пройденного учащимися 9 классов ГОУ СОШ № 254 г. Санкт- Петербурга....

Интегрированный (английский язык и МХК) урок в 11 классе по теме "Шедевры архитектуры Лондона и Санкт-Петербурга"

Открытый интегрированный (английский язык и МХК) урок в 11 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Шедевры архитектуры Лондона и Санкт-Петербурга»...

Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...