конспект
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Коновалова Елена Владимировна

Урок, посвященный 75-летию ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdtsa_izranennye_voynoy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

Высшей категории

МБОУ СОШ №35

г.Прокопьевска

Кемеровской области

653039

Невзорова Марина Александровна

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №35

Г. Прокопьевска

Кемеровской области

653039

Конспект урока по теме:  

«Сердца, израненные войной»

Ход урока (урок литературы)

Класс: 7

Цель: создание представления учащихся о Великой отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.

Задачи:

  • содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества.
  • развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
  • воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

(Урок начинается под музыку «Священная война» на слова В. Лебедева-Кумача).

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. 22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска вероломно вторглись на границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Общее горе объединило жителей всей страны, у людей была только одна цель – победа. Миллионы людей пожертвовали своей жизнью ради других, поэтому мы обязаны знать своих героев, помнить  и чтить их.

  1. Проблемная ситуация.

Ребята, сейчас мы посмотрим с вами видеосюжет из фильма «Прокопьевск. Живая история» (просмотр с 5-ой минуты16 секунды до 6-ой минуты 38 секунды). На основе него сформулируйте тему и проблему урока. Итак, какова тема урока?

Тема: «Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны».

Гипотеза: Вклад Прокопьевска в победу не столь значителен, потому что этот город находился далеко от боевых действий.

Сегодня наш урок посвящен героям-прокопчанам.  К этому занятию вы готовились заранее, выполняли групповые проекты. На этом уроке мы посмотрим, каких результатов вы добились. Оценивать вас будут эксперты по двум критериям: качество материала и его презентация по 5-бальной шкале.

Учитель читает стихотворение.

Июнь…Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45 –м …в мае.

  1. Работа с высказыванием.  Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами высказывание Гаврилы Романовича Державина. Объясните его смысл, выразите свое мнение по данному вопросу.

Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество. Г.Р.Державин.

5. Беседа.

- О чем это высказывание? ( О любви к Родине, что долг каждого человека – защищать свое Отечество, семью, близких от врагов даже ценой собственной жизни). Предлагаю вам избрать это высказывание эпиграфом к уроку. А что называется эпиграфом?

Эпи́граф  — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.

6. Защита проектов.

Итак, вы были разделены на 3 группы, каждая работала над свои проектом. Первая группа изучала вклад поэтов-прокопчан в победу, вторая – педагогов, третья – простых людей на основе анализа их писем. Слово предоставляется первой группе.

1 группа.  Война и поэзия – такие разные понятия. Но как просто их соединить друг с другом. « Поэзия – это то, что создано, вернее, воссоздано человеком, его мыслью, его воображением». (СЛАЙД 1) Очень важно, что многие прокопьевские поэты не остались равнодушными к событиям военных, грозных, страшных, незабываемых лет. На то и память, чтобы помнить, чтить, быть благодарным воинам, принесшим нам долгожданную Победу! И сейчас вашему вниманию мы представим несколько поэтов-фронтовиков. Виктор Савинков. (СЛАЙД 2) Член союза писателей Кузбасса. Родился в Прокопьевске 3 февраля 1936 года. Мечтал стать военным. Но пришлось пойти по стопам своего отца. Он стал шахтёром – профессионалом. Писать стихи начал рано, с четвёртого класса. Выпущены сборники: «Преклоняя колено, «Капелька грусти», « Я люблю тебя жизнь», « За седьмым горизонтом», «Тихой нежностью в душу стучась». В своих стихах поэт объёмно раскрывает шахтёрскую тему, пишет чистые и трогательные стихи о любви к Родине, родному дому, к женщине - ко всему живому. Нина Бобрышева. (СЛАЙД) Родилась в Алтайском крае в 1943 году. В Прокопьевске живёт с раннего детства. Окончила машиностроительный техникум. Работала инженером – химиком. Писать начала в зрелом возрасте о детях и для детей. Печаталась в газете «Шахтёрская правда», «Народовластие», «Левый берег», а также в двух выпусках сборников стихов поэтов Прокопьевска «Вдохновение».(3: 168с.)

Выступления поэтов всегда собирали аудитории. Сейчас мы вам это покажем.

Инсценировка (ученик и ученица выходят к доске – это поэты. Читают стихи наизусть).

Ученик изображает Виктора Савинкова

Баллада о любви

В семнадцать мальчишка её полюбил,

Записок не слал и цветов не дарил.

Семнадцать пробило ему в роковом,

В свинцовом неласковом сорок втором

И вместо признаний, и вместо любви

Ему довелось искупаться в крови.

Мальчишке семнадцать, мальчишка не жил,

Под Киевом он навсегда отдружил.

И роз, и росы, и тёплый рассвет

Остались средь нас, а мальчишки то нет.

Та девочка женщиной стала – семья.

Её окружают свои сыновья

И видит она, тихо глядя на них,

Весну и ровесников юных своих.

Из памяти не убывает война,

К солдатской могиле приходит она

Под алою звездой мальчишка здесь спит.

Над ним, как над сыном,

Седая скорбит,

Знать, женское ей подсказало чутьё,

Что спит здесь мальчишка, любивший её.

      Ученица изображает Нину Бобрышеву  

Молитва русских матерей

Росси стойкие сыны,

Не знать вам ужасов войны,

Не знать от боли страшных мук,

Не знать страданий от разлук.

От всяких бед, от всех невзгод.

Спаси вас , всемогущий Бог.

Не знать вам, храбрые сыны,

Афганистана и Чечни,

Чтобы достать из – за угла

Вас злая пуля не смогла.

Не хочет ни жена, ни мать

Вестей печальных получать.

России главные сыны,

Пусть мирные вам снятся сны.

Пусть каждый день, пусть каждый час

Хранит моя молитва вас.

Для мирной жизни рождены,

Мои российские сыны.

Остальные в группе изображают восхищенную толпу.

В завершении таких выступлений зачастую поэтам простые люди вручали презенты, вот и представители нашей группы дарят ораторам рисунки о войне. (Ребята встают, крепят рисунки на доску).

Оценивание работы.

Молодцы, ребята. Отлично справились со своим заданием. Оформили выставку рисунков на военную тематику. Я прошу экспертов оценить проект, таблички перед вами. Не забудьте посчитать общий балл. А мы ждем презентацию второй группы об учителях в годы войны.

2 группа. (СЛАЙД 1). Испокон веков учителей называли сеятелями разумного, светлого, доброго, вечного. Именно от них – все лучшее в человеке. Когда в далеком 1941 году над Россией нависла смертельная опасность, учителя в числе первых ушли на фронт, отважно защищали свое Отечество. (СЛАЙД 2). Многие не вернулись с той войны, погибнув смертью храбрых, оставшиеся же в живых не утратили жизнестойкости. Сами становились примерами для мальчишек и девчонок. (СЛАЙД 3 пример учительницы). (Ученик встает и читает стихотворение).

В весенний майский день у обелиска

Седой солдат с гвоздиками в руках

Застыл, как на посту, в поклоне низком,

Застыл с печалью горькой на устах.

Сегодня, в светлый праздник День Победы,

Пришел солдат к могиле погостить,

Оставив ненадолго раны-беды,

Пришел Алешу-друга навестить.

Расскажем об учителях. Арсентьев Михаил Федорович. (СЛАЙД 4). Родился в селе Михайловка в 1914 году. Работал учителем в сельской школе. Погиб в 1944 году при освобождении Латвии. Награжден орденом Славы 3-ей степени. Похоронен в Братской могиле. Арсентьев Поликарп Федорович (СЛАЙД 5). Родился в селе Михайловка в 1916 году. По окончании школы учился в педагогическом училище в городе Кемерово, затем вернулся в родные места, работал учителем, а после – директором школы. На войну был призван в марте 1942 года, погиб в 1944-ом, у него остались жена и трое детей. Баженов Филипп (Филимон) Михайлович, поселок Трудоармейский. (СЛАЙД 6). Родился в 1921 году. До войны работал учителем физики. Был призван на фронт в июне 1942 года.Служил в 9-м танковом корпусе 40 армии в звании старшего сержанта. Имел осколочное ранение в плечо и обеих коленей. Умер 20 октября 1943 года.(3;167)

И этот список можно продолжать до бесконечности.. В завершении мы бы хотели прочитать стихотворение. (Ученик читает наизусть).

Не смейте забывать учителей! 
Они о нас тревожатся и помнят, 
И в тишине задумавшихся комнат, 
Ждут наших возвращений и вестей. 
Им не хватает этих встреч не частых. 
И сколько бы не миновало лет, 
Слагается учительское счастье, 
Из наших ученических побед! 
А мы порой так равнодушны к ним, 
Под Новый год не шлем им поздравлений. 
И в суете, и попросту из лени, 
Не пишем, не заходим, не звоним! 
Не смейте забывать учителей! 
Ведь лучшее все в нас от их усилий, 
Учителями славится Россия! 
Ученики приносят славу ей! 
Не смейте забывать учителей!

Спасибо представителям 2 группы, эксперты не забывают оценивать проекты. А мы переходим к последней работе – вклад простых людей через анализ их писем.

3 группа.

(Ученик читает наизусть).

Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Не тот, кого любят,
Не тот, кого помнят
Как дома – и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной.

Письма с фронта...(СЛАЙД). Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает. Более 17000 прокопчан прошли через пороховой дым, кровь и пот военного лихолетья, а свыше 7000 наших земляков так и не встретили победную весну 1945 года.(1; 152)

Имена многих из них вписаны в славную историю родного города: ими названы улицы, они занесены в мемориалы на Аллее героев, на Комсомольской площади.  (Встают двое и читают фронтовые письма на фоне мелодии «Эхо любви»). Ученик 1. : (СЛАЙД)Здравствуй, дорогой брат Анатолий! Я пишу тебе письмо с фронта. Здесь я защищаю Родину. А тебя прошу – учись хорошо и слушай мамочку! Толечка, учиться нужно только на «отлично». Этим ты будешь помогать мне громить врага”. Твоя Маша Старцева.

Ученик 2.  «Прощай, дорогая мамочка!

Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.

Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.

Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. Целую в последний раз крепко, крепко! Твой сын Олег”.(3;169).

Все эти письма объединяет неисчерпаемая, самозабвенная любовь к Родине и своим близким. Люди готовы пожертвовать собой ради великой цели – Победы. Это для них смысл жизни.

Свое выступление мы бы хотели завершить видеосюжетом о роли фронтовых писем в современное время не только  в Прокопьевске, но и в других городах. (Просмотр видеосюжета «Письма фронтовиков»). Как мы видим, фронтовое письмо до сих пор обладает наивысшей ценностью, нынешнее поколение относится к нему с трепетом и уважением.

Отлично ребята представили проект, а пока эксперты оценивают работу, мы подведем итог урока.

7. Итог урока

Ребята, какую гипотезу мы выдвинули? К чему пришли? (Мы предположили, что вклад прокопчан в Победу не велик. Но ошиблись, все жители города приложили максимум усилий для Победы. Люди жертвовали собой как на фронте, так и в тылу).

8. Выступление экспертов. Подведение итогов.

(В завершении урока весь класс выстраивается у доски и поет песню – «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»).

9. Домашнее задание (СЛАЙД): 1) сочинение – эссе «Вечная память тем, кто ушел…» 2) написание собственного стихотворения о войне; 3) написание фронтового письма.

10. Рефлексия.

 Ребята, Если вам урок понравился, то прикрепите на доску красные магниты, если не понравился, то желтые.

11. Выставление оценок за урок.

Спасибо за внимание.

Литература:

1.​ Тураев С.Ю. Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1983.-152с.

2.Могилев В.Н.Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 2008. – 167-169с.

3.www.proscholu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...