Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Тюрина Антонина Васильевна

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_liter_10.doc873.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе 10Б очно-заочной формы обучения  (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного (полного) общего образования по литературе   (базовый уровень), 2004 г.Реализация программы осуществляется по учебникам Лебедева Ю.В,Романова,А.Н,Смирнова А.Н Русский язык и литература 10 класс в 2-х частях Базовый уровень М., Просвещение 2016,2017г.

Цели программы:

Образовательные цели

Усвоение обязательного минимума содержания по литературе каждым учеником, а для одаренных детей – на более высоком уровне

Повышение качества по предмету

Методические цели

Освоение технологии уровневой дифференциации с учетом личностно-0риентированного подхода в обучении и применение ее на уроках

Освоение и внедрение метода проектов на уроках литературы

Исследовательские цели

Продолжить работу по теме «Повышение мотивации учащихся через использование ИКТ на уроках литературы»

Внедренческие цели

Внедрение компьютерных и информационных технологий на факультативах по литературе

        Специфической целью преподавания литературы в школе является работа по формированию учебных компетенций:

На уроках литературы на любом этапе можно развивать способности овладения ключевыми компетенциями. Формированию ключевых компетенций способствуют различные технологии: развивающее обучение, игровое обучение, дифференцированное обучение, КСО, проектное обучение. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием различных   форм обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия,  беседа, киноурок, урок-презентация проекта.

  Виды деятельности по освоению основных компетенций:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Задачи обучения: 

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:       

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в федеральном  базисном учебном плане

ФБУП для образовательных  учебных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы  на базовом  уровне в объеме 3 часов в 10 классе.

Курс (предмет) изучается по учебнику  Лебедева Ю.В, Романова  А,Н,Смирнова  Русский язык и литература 10 класс в 2-х частях .Базовый уровень. М.,Просвещение.2016,2017г.

Тематический план предусматривает 105 часов в объеме 3 часов в неделю.

Общие  учебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; − самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Специальные учебные умения, навыки и способы деятельности:

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

  Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

   Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

  Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

    Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Преемственности и перспективности между различными разделами курса.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (105 часов)

А. Н. Островский (11ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.  Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.  Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. 

“Гроза” в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты);

            Сочинение по произведениям А. Н. Островского.

И. С. Тургенев  10 часов (9+1р\р)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Н.Г Чернышевский 3ч

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать». Проблематика романа. Герои романа -новые люди. Будущее в романе.Сны Веры Павловны и их символический смысл.

И. А. Гончаров  (10+1р.р)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов» История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

Ф. И. Тютчев  4 ч.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…»,  «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»  (возможен выбор трёх  других стихотворений).  

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева.  Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Особенности “денисьевского цикла”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Н. А. Некрасов 12ч

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трёх других стихотворений).  

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

А. А. Фет 2ч  

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения:  «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»  (возможен выбор трёх других стихотворений).  

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

А. К. Толстой 1ч.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения:  «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трёх других произведений).  

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.  

М. Е. Салтыков-Щедрин 5 часов

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

М. Е. Салтыков-Щедрин 5 часов

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

 

                                    Зарубежная литература 19 в 1ч

Ф.Стендаль,О ,де Бальзак,Ч.Диккенс. Проблематика произведений ,философские тенденции в изображении, художественное своебразие.

Ф. М. Достоевский (9+1р\р)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”.Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.  

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Ю. Вэлла 1 час

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Вести из стойбища», «Охота на лебедей»

Поэзия Вэллы и фольклор. Картины мира и человеческой души. Проблемы, поднимаемые автором. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Л. Н. Толстой  19 часов (16)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

                          Н. С. Лесков 3 часа

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник»  (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

                                                         Зарубежная литература 19-20в.-2ч

     Г.Ибсен,Г,де Мопассан.Б.Шоу. Проблематика, художественное своеобразие произведений.

.

А. П. Чехов 11 часов (9 +2  р\р)

Жизнь и творчество.

Рассказы:  «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для  изучения).

Рассказы: «Черный монах», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по произведениям А. П. Чехова.

Зарубежная литература XIX века  (2часа)

Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века  1 час. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Оноре де Бальзак

(возможен выбор другого зарубежного драматурга)

Жизнь и творчество (обзор).

«Гобсек» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Картина истории французского общества Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

3. Учебно-методический план.

Тема

Всего часов

Формы организации учебных занятий

Развитие речи

1

А.Н Островский

10

Комментированное чтение, анализ эпизодов

сообщения учащихся

1ч.

2

И.С. Тургенев

9

Доклады учащихся

Анализ романа

1 ч.

3

Н.Г. Чернышевский

Собеседование по вопросам

Анализ худ. текстов

1 ч.

4

И.А.Гончаров

10 ч.

Комментированное чтение, анализ эпизодов

сообщения учащихся

5

Ф.И.Тютчев

Анализ стихов

6

Н.А. Некрасов

14ч

Комментированное чтение,анализ

1 ч.

А.А.Фет Лирика

Анализ стихов

7

А.К.Толстой Лирика

Анализ стихов

8

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

Комментированное чтение ,анализ эпизодов.

9

Зарубежная литература Х1Х века.

10

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Комментированное чтение ,анализ эпизодов.

11

Ю. Вэлла.

12

Л.Н.Толстой «Война и мир»

15ч

Комментированное чтение ,анализ эпизодов.

13

Н.С.Лесков «Очарованный странник»,

 

4ч.

Беседа

 Сообщения учащихся

14.

А.П.Чехов Рассказы, «Вишнёвый сад»

13ч

Комментированное чтение ,анализ эпизодов.

   I полугодие

   II полугодие

           год

Прохождение материала

52

53

105

Развитие речи

4

3

Проектная и исследовательская деятельность

2

2

4

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

В результате изучения литературы на базовом  уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  1. содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять род и жанр  литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся. 

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

К устному ответу относятся:

  • правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
  • устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием                 художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
  •  подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного);
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.);
  • использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Оценка письменных ответов учащихся.

К письменному ответу относятся:

  • развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, творческая работа, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6-11 классах;
  • создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);
  • создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль;
  • создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного);
  • создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения);
  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого   школьниками в 6-11 классов.

С помощью сочинений и  работ, приравниваемых к ним, проверяются:

  • умение раскрывать тему;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 6 классе – 1,0 – 1,5страницы, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0, в  10 классе – 4,0-5,0, в 11 классе – 5,0-6,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, от почерка.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
  • при оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается согласно нормам оценивания работ по русскому языку для конкретного класса.      

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или

 1 грамматическая.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

Допущено ошибок: 2 орфографические и

2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,

или 2 грамматические

«3»

 В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные; или

3 орфографические и

5 пунктуационных;  или

7 пунктуационных, или

4 грамматических.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на  текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием

грубых речевых ошибок.

7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Примечания.

 При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

   Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

   Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов» по русскому языку.

Тест.

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Самостоятельная работа.

Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла);  незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла),  работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

6. График Контрольных работ:

Тема

Дата проведения

1

Р.Р Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

2

Р.Р.  Сочинение по роману «Обломов»

3

Р.Р сочинение по роману «Отцы и дети»

4

Р.Р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

5

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского

6

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н.Толстого

7

Зачетная работа по творчеству А.П.Чехова

8

Зачетная работа по творчеству Л.Н. Толстого

 Виды и формы контроля:                                                                                                  Промежуточная  аттестация:  тестирование в формате ЕГЭ

Итоговая аттестация: итоговое тестирование

7. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник Русский язык и литература Лебедев Ю.В, Смирнов А,Н, Романов А.Н 10 класс в 2-х частях. Базовый уровень М, Просвещение 2016,2017 г.

Поурочные разработки. 1.  Поурочные разработки по литературе 10 класс/ Н.В. Золотарёва и др.- М.: Вако, 2008

2. Литература в основной и профильной школе 10 класс/В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. – М.: Сфера, 2007

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 1. Проектор BENG

2. Магнитофон SONY

3. Системный блок

4. Монитор  BENG

5. Интерактивная доска

6. Принтер НР  LaserJetPro

8.  Список литературы.

Для учителя

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература.10  класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10-11 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
  4.  Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.8 класс.- М.: Вако, 2004
  5. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  7. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  8. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.10 класс

Для учащихся

  1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  2.   Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  3.    Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  4.    Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  5.    Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
  6.    Художественная литература.

Итоговый тест за курс 10 класс                                                Вариант – 1

        1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм                                                В)сентиментализм

Б)классицизм                                                Г)реализм

        2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев                        В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь                                Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

        3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев                                        В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский                                        Г)Ф.М.Достоевский

        4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна                                        В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна                                Г)Анастасия Семеновна

        5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение                                        В)эпитет

Б)инверсия                                                Г)аллегория

        6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей                В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова                  Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

        7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес»                                В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети»                        Г)И.А.Гончаров «Обломов»

        8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

        9.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А)А.Н.Островский                        В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский                        Г)Л.Н.Толстой

        10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов                                В)Болконский

Б)Денисов                                Г)Друбецкой

        11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею                                В)Наполеону

Б)императору Александру 1                Г)М.И.Кутузову

        12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича                        В)Раскольникова

Б)Зосимова                                        Г)Свидригайлова

        13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев                                В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов                                Г)Анатоль Курагин

        14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину                                В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову                                Г)М.Ю.Лермонтову

        15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика                                        В)эпос

Б)драма                                        Г)лиро-эпика

        16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность                                В)лицемерие

Б)легкомыслие                                Г)свободолюбие

        17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой                                В)И.А.Гончаров

Б)А.П.Чехов                                        Г)Ф.М.Достоевский

        18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский                                В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов                                Г)Д.И.Писарев

        19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин                                        В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет                                        Г)М.Ю.Лермонтов

        20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное                                        В)Марьино

Б)Заманиловка                                Г)Отрадное

        21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга                В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые                Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

        22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка                В)солдатом

Б)садовником                                Г)артистом

        24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо»,  «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Итоговый тест за курс 10 класс                                                        

Вариант – 2

        1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

        2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов                                В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев                                Г)А.К.Толстой

        3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А)А.Н.Островский «Гроза»                                        В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»        Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

        4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория                                В)антитеза

Б)метафора                                Г)гипербола

        5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие                        В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта                        Г)щедрость и мужество

        6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин                        В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен                                        Г) Н.А.Некрасов

        7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека»                В)самодур

Б)тип «лишнего человека»                        Г)романтический герой

        8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров                                В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов                                Г)А.П.Чехов

        9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

        10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский                        В)Измайловский

Б)Павлоградский                        Г)Семеновский

        11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика                                В)эпос

Б)драма                                Г)лиро-эпика

        12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров                        В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов                                Г)Ф.М.Достоевский

        13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

        14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»                

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»        Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

        15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А)А.С.Пушкин                                        В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов                                Г)А.А.Фет

        16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова                        В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин                                Г)Лебезятников

        17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов                                В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин                                        Г)А.А.Фет

        18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий                                        В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов                        Г)Ермил Гирин

        19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география                                        В)словесность

Б)греческий язык                                Г)закон Божий

        20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов                                В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев                                Г)Василий Денисов

        21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры                В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления        Г)испачкался в крови

        22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

        23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

        24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров                        В)Коваленко

Б)Буркин                        Г)Беликов

Итоговый тест за курс 10 класс                                                Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты                                В)влияние среды

Б)воздействие родителей                                Г)профессия врача

        2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)романтизм                                В)классицизм

Б)сентиментализм                        Г)реализм

        3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре»                В) «Медведь»

Б) «Чайка»                                Г) «Дама с собачкой»

        4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин                В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский                        Г) А.П.Чехов

        5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург                                В)город NN

Б)Москва                                Г)тульское имение Обломова

        6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников                                В)Лужин

Б)Соня                                        Г)Свидригайлов

        7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре»)                        В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч»)                                Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

        8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров                                        В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой                                        Г)И.С.Тургенев

        9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство                                        В)декадентство

Б)натуральная школа                                Г)социалистический реализм

        10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

А)пролог                                                В)кульминация

Б)завязка                                                Г)развязка

        11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток»                                        В) «подводное течение»

Б) «поток сознания»                                        Г) «невидимая жизнь»

        12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города                                        В)любовь

Б)одиночество                                        Г)гражданственность

        13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому                                В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому                                        Г)А.П.Чехову

        14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту                                В)раболепие

Б)чинопочитание                                Г)лицемерие

        15.Назовите автора и произведение, в котором не встречается образ странника.

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»        В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза»                                Г)И.А.Гончаров «Обломов»

        16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад»                                В) «Мертвые души»

Б) «Гроза»                                        Г) «Крыжовник»

        17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому                        В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю                                        Г)М.Ю.Лермонтову

        18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)классицизм                        В)романтизм

Б)реализм                                Г)сентиментализм

        19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка                                В)крестьянка

Б)дворянка                                Г)купчиха

        20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск                                В)аллегория

Б)олицетворение                        Г)сравнение

        21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

        22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

        23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

А)бездушие                                В)простодушие

Б)равнодушие                        Г)высокомерие

        24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Итоговый тест за курс 10 класс                                                Вариант – 4

        1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет                                В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал                                Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

        2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А)А.К.Толстой                                В)А.А.Фет

Б)А.С.Пушкин                                        Г)Ф.И.Тютчев

        3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

А)Ф.М.Достоевский                                В)Ф.И.Тютчев

Б)Л.Н.Толстой                                Г)И.А.Гончаров

        4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет                                        В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев                                Г) А.К.Толстой

        5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода»                        В) «Певцы»

Б) «Муму»                                        Г) «Бирюк»

        6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А)Н.Г.Чернышевский                        В)В.Г.Белинский

Б)Н.А.Некрасов                                Г)А.А.Григорьев

        7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

А)Н.Г.Чернышевский                        В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Е.Салтыков-Щедрин                        Г)Н.А.Некрасов

        8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

А)И.С.Тургенев                                В)Л.Н.Толстой

Б)И.А.Гончаров                                Г)А.П.Чехов

        9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой                                В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров                                Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

        10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

А)А.С.Пушкин                                В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Ю.Лермонтов                                Г)А.П.Чехов

        11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

        12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

А)ода                                                В)элегия

Б)баллада                                        Г)послание

        13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин                                В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов                                Г)Ф.И.Тютчев

        14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

Г)мастеровых, ремесленников

        15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому                        В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову                                Г)Платону Каратаеву

        16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола                                        В)экспозиция

Б)гротеск                                        Г)кульминация

        17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

        18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел»                        В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир»                Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

        19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»        В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир»                        Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

        20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение                                В)анафора

Б)антитеза                                        Г)эпитет

        21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

        22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой                В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин                        Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

        23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

        24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

Б)деградации личности

В)личной ответственности за происходящее в мире

Г)русской интеллигенции

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

В.1

Г

Г

Б

Б

В

Г

Б

А

В

Б

В

В

В

Б

В

А

В

Б

Б

В

Б

В

Б

Б

В.2

Б

В

Б

В

В

В

В

В

Б

Б

В

Б

А

В

В

В

В

В

Б

В

Г

А

А

А

В.3

В

Г

Б

В

А

Г

А

Б

Б

А

В

Г

А

А

Г

Б

В

Б

Г

Б

А

Б

В

Б

В.4

Г

Г

Б

В

Б

В

В

Б

В

Г

В

В

Г

В

В

Г

В

В

Г

В

В

В

Б

А

Оценивание:

«5»

21-24

85%-100%

«4»

17-23

70%-84%

«3»

12-16

51%-69%

«2»

Менее 12

Менее 50%

ПОУРОЧНОЕ КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы

Кол-во часов

Тема урока

Дата (план).

Дата (факт)

Примечание

Введение

1

1.1

1

Русская литература начала 19 века. Общая

Характеристика.

А.С.Пушкин   10 ч  (1 вн. чт. + 1.р.р)

2

2.1

1

А.С. Пушкин. Личность поэта и его судьба.

Основные мотивы пушкинской лирики./лекция

3

2.3

Патриотическая и гражданская лирика Пушкина

4

2.4

Тема назначения поэта и поэзии в творчестве
Пушкина

5

2.5

Философские мотивы в лирике Пушкина.

6

2.6

«Евгений Онегин» - новаторское произведение Пушкина

7

2.7

1

«Медный всадник» - «петербургская повесть»

Бунт героя в поэме.

8

2.8

1

Утверждение реализма в пушкинской прозе

9

2.9

1

Р.Р. сочинение по

творчеству Пушкина

10

2.10

1

В.Ч. Региональный компонент Е. Айпин «В полёте в бездну»

М.Ю. Лермонтов 7 ч (1 р.р +1 р.р)

11

3.1

1

М.Ю. Лермонтов –  преемник и продолжатель Пушкина. Основные мотивы лирики поэта «другой эпохи

12

3.2

1

«Герой нашего времени». Своеобразие романа.

13

3.3

1

Трагическое восприятие  мира в поэзии

14

3.4

1

Судьба поэта и поэзии в  Обществе

15

3.5

1

Любовная лирика

16

3.6

1

Тема демонизма и идея гармонии

17

3.7

1

Р.Р. сочинение по творчеству Лермонтова

18

1

В.Ч. «Каков он, герой нашего времени» или «лишние люди» 60-80-х годов. «Белые одежды»  В. Дудинцев, «Зубр»  Д. Гранин.

Н.В. Гоголь 5ч (1 к.р)

19

4.1

1

Н.В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы»

20

4.2

1

Н.В. Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»

21

4.3

1

«Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» Н.В.Гоголь

22

4.4

1

Повесть «Шинель»

1

«Невский проспект» -  тема двоемирия в  творчестве Гоголя.

23

4.5

1

Тестирование по  творчеству Гоголя

Литература второй половины XIX века. 8ч (2 р.р)

24

5.1

1

Литература второй половины XIX века.

25

5.2

1

А.Н. Островского  «Колумб Замоскворечья»  

26

5.3

1

«Гроза». Смыл названия пьесы.  Своеобразие жанра Быт и нравы «Темного царства».

27

5.4

1

Сила и слабость Катерины. Статья Н. Добролюбова  «Луч света в тёмном  царстве»

28

5.5

1

«Гроза» - самое решительное произведение Островского»

29

5.6

1

Тестирование по творчеству Островского

30

5.7

1

 Р\Р Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

31

5.8

1

Р\Р Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

Ф.И. Тютчев 6 ч (2.р.р +1 вн.чт)

32

6.1

1

Ф.И. Тютчев – поэт-мыслитель, певец русской природы.

33

6.2

1

Тематическое многообразие творчества Ф.И. Тютчева.

34

6.3

1

Анализ стихотворений

35

6.4

1

В.Ч. региональный компонент М. Анисимкова «Мангазея» (главы из романа)

36

6.5

1

«Стихи пленительные  Фета» Стихи о природе и любви  

37

6.6

1

 Анализ стихотворений  

38

6.7

1

Р.Р Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

38

6.8

1

Р.Р Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

А.К Толстой 1ч

40

7.1

1

А.К. Толстой. Очерк  жизни и творчества Своеобразие художественного мира А.К. Толстого  

И.А. Гончаров 7ч ( 1р.р)

41

8.1

1

И.А. Гончаров  

8.2

1

 История создания и особенности композиции романа И.Гончарова «Обломов»  

42

8.3

1

Обломов – его сущность, характер и судьба  

43

8.4

1

Обломов и Штольц  

44

8.5

1

Тема любви в романе  

45

8.6

1

Р.Р.  Сочинение по роману «Обломов»

46

8.7

1

Р.Р.  Сочинение по роману «Обломов»

И.С. Тургенева 8ч (2 р.р)

47

9.1

1

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева  

48

9.2

1

Эпоха, отражённая в романе «Отцы и дети»  

49

9.3

1

Образы дворян в романе. Политические и эстетические разногласия героев (гл 1-11)

50

9.4

1

Взгляды Базарова на природу и искусство. Выявление авторской позиции

51

9.5

1

Базаров в системе действующих лиц  

9.6

1

Художественная сила последних сцен романа. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно что совершить подвиг» (Герцен). Анализ эпизода «Смерть Базарова»    

52

9.7

1

Р\Р сочинение по роману «Отцы и дети»

53

9.8

1

Р\Р сочинение по роману «Отцы и дети»

Н.С.Лескова 2ч

54

10.1

1

Этапы биографии и творчества Н.С.Лескова.

55

10.2

1

Повесть «Очарованный странник».

М.Е. Салтыков-Щедрин. 4 ч.

56

11.1

1

«Я писатель, в этом мое призвание» М.Е. Салтыков-Щедрин.

57

11.2

1

«Сказки для детей изрядного возраста». Обличение самодурства, произвола, обывательщины   / практикум

58

11.3

1

 «История одного города» (обзор). / лекция с эл.беседы

.

59

11.4

1

Тестирование по творчеству М.Е. Салтыкова-щедрина

Н.А. Некрасов 9 ч (2р.р+ 2 вн.чт.)

60

12.1

1

«Поэт мести и печали» Н.А. Некрасов  

61

12.2

1

Лирика, основные мотивы  

62

12.3

1

Поэма «Кому на Руси  жить хорошо» Жизнь народа и образы крестьян в поэме  («правдоискатели», «народные заступники»,  «бунтари»). Народное представление о счастье.  

63

12.4

1

 Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи»  

64

12.5

1

Идейный смысл расска- зов о грешниках. Художественные особенности поэмы  

65

12.6

1

Р.Р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

66

12.7

1

Р.Р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

67

12.8

1

 Вн.Ч. «Поэт в России больше, чем поэт»

68

12.9

1

Ю. Вэлла Стихотворения из сборника «Вести из стойбища», «Охота на лебедей»  

69

1

Ф.М. Достоевский.  Этапы биографии и творчества. 

70

1

Ф.Достоевский «Преступление и наказание».  Замысел романа и его воплощение. Жанровое своеобразие в Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».  

71

1

«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых. Портрет, пейзаж, интерьер, их художественная функция. Художественные открытия Достоевского в освещении темы «маленького человека»  

72

1

Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Проблема нравственного выбора. Психологизм прозы Достоевского  

73

1

Трагические противоречия характера главного героя. Роль внутренних монологов и снов в раскрытии самосознания героя «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»  

74

1

Раскольников и его двойники. Лужин и Свидригайлов – «сильные мира сего»

75

1

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

76

1

 Роль эпилога в романе. Интерпретация будущего в романах Достоевского (4сон Раскольникова) и Чернышевского (4сон Веры Павловны)

77

1

РПодготовка к сочинению. 

14

78

1

Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. 

79

1

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Нравственная концепция

80

1

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова  (т.2, ч.1-3)

81

1

 Изображение светского общества в романе (т.1, ч.1, гл.1-6, 12-13, 18-25)  

82

1

«Мысль народная» и «Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских  /практикум

83

1

 Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого  / беседа

84

1

Отечественная война  1812 г. Философия  войны в романе (т.3). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

85

1

Кутузов и Наполеон в романе  практикум

86

1

Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа  

87

1

Партизанская война. Бегство французов из России.

88

1

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих  норм морали.  

89

1

Смысл названия романа.  Художественное своеобразие романа

90

1

Р/Р Подготовка к сочинению

91

1

Вн.Ч. Человек на войне

92

7

93

1

Этапы биографии и творчества А.П. Чехова. 

94

1

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. 

95

1

Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

96

1

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.

97

1

Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним.

98

1

Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним

99

1

Р/Р Подготовка к сочинению

Из зарубежной литературы  4 ч

100

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19в

101

1

Основные тенденции в развитии зарубежной  литературы  И.В. Гете. «Фауст».  

102

1

Оноре де Бальзак. «Гобсек»  

103

1

Итоговое тестирование

104

1

Повторение и обобщение изученного

105

1

Повторение и изучение изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....